Этапы урока | Содержание деятельности учителя.
| Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащихся |
1.Организационный этап. 1 мин | - Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами и желаю вам сегодня на уроке только добра! (Проверяет общую готовность детей к уроку)
| Вот уже звенит звонок, Начинается урок.
| Л - Реакция на учителя, внимание. |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3 мин
| -Как называется раздел, в который включены произведения последних уроков? (Страна детства) -С какими произведениями и каких авторов мы уже познакомились? (Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков», Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками»). -С какими мыслями мы перевернем последнюю страницу этого произведения? (Организует беседу по разделу учебника).
| Отвечают на вопросы учителя. Называют главную мысль рассказа «Корзина с еловыми шишками» - Приятно получать подарки, а дарить ещё приятнее. Приятнее отдавать, чем брать. Нужно стараться жить не только для себя, но и для других. Чаще радовать других, чтобы жизнь была счастливее . | Л- Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, проявляют интерес к новому произведению. К-Уметь слушать в соответствии с целевой установкой П- отвечать на вопросы учителя Р- дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. |
Учитель читает загадку.
|
|
|
Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый год я главная. Что это? (Ёлка) - Чем вам нравится праздник Новый год? - Сегодня мы познакомимся с произведением давно нам известного и любимого писателя - М.Зощенко, которое называется «Ёлка». - Какие произведения этого автора мы читали? - Что можете о них сказать? Чем они запомнились?
- Кто герои его рассказов? - Какие рассказы писал М.Зощенко?
- О чём вам говорит название рассказа?
-Давайте поставим задачи на урок. Сегодня на уроке нам предстоит: • Вспомнить биографию и творчество М. Зощенко. • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов. • Познакомиться с произведением. • Проанализировать произведение и понять его основную мысль. | Учащиеся отгадывают загадку.
.
Отвечают на вопросы учителя, рассказывают, как они встречают Новый год.
Герои рассказов - Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные. В них автор показывает недостатки людей, учит нас добру, помогает стать лучше.
Дети высказывают свои мысли
Под руководством учителя определяют задачи чтения
| Л- уметь высказывать своё отношение
Р- формулировать учебные задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы. |
3.Актуализация знаний. 3 мин | Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. В 1913 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1915 г., во время Первой мировой войны, прервав учебу в университете, Зощенко ушел на фронт, где был командиром взвода, прапорщиком и командиром батальона. добровольцем ушёл на фронт, командовал батальоном. Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т. д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия, и тот высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность М. Зощенко. В свет выходят многие известные произведения. Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще во время Первой мировой войны, стала о себе напоминать. И в возрасте 64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке. -Какие вопросы вы можете задать по биографии автора? | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии М. Зощенко.
Задают вопросы о его творчестве. Отвечают на вопросы. | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату. |
4.Первичное усвоение новых знаний. (Работа с толковым словарем. 4 мин
Первичное чтение произ-ведения) 9 мин | – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Организует словарную работу.
Чтение рассказа учителем до слов «Вдруг в комнату вошёл папа»
Дочитывает текст хорошо читающий ученик. - Подтвердились ли наши предположения? | Работают с толковым словарем. Золотушный ребенок – больной ребенок. Длинновязая – высокая. Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара. Церемониться – проявлять излишнюю мягкость, стеснение. Крымские яблоки – яблоки, привезенные с Крыма… Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины. Не ручаюсь – не уверена. Слушают текст и выслушиваются предположения, что могло произойти дальше. Дочитывает текст хорошо читающий ученик. |
П- осуществлять анализ произведения. Р-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. К-договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре | |
5. Первичная проверка понимания. 6 мин | - Понравился ли вам рассказ? Почему? - А теперь я хотела бы проверить, внимательно ли вы слушали текст. И поможет мне в этом волшебная коробочка. – Кто главные герои рассказа? – От чьего лица ведется рассказ? – Какими вам показались дети? – Чем наряжали елку в то время? – Как вы думаете, ребята, праздник получился веселым? – Почему веселый и смешной рассказ создает немного грустное настроение? - Кто украшал ёлку? И почему именно они? - Почему Минька чуть не заревел, когда Лёля захотела съесть третью пастилку? - Докажи, что Минька очень ждал этот весёлый праздник. - Какой подарок хотела подарить мама Миньке? И почему она ему его не подарила? - Почему мама обиделась на гостью? - Что дарила мама каждому ребенку? - Как отнесся папа ко всему происходящему? - Молодцы, содержание текста вы запомнили хорошо. | Дети высказывают своё мнение.
Дети по очереди достают из коробочки вопросы к произведению и отвечают на них. | П - сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
|
|
6.Физми-нутка. 2 мин | Учитель проводит физминутку. | Учащиеся выполняют физминутку. | Л |
7. Повторное чтение и анализ произведе-ния. 12 мин | Организует повторное, выборочное чтение, обсуждение содержания произведения Выслушивает мнения, подводит итог. В ходе беседы заполняется таблица.
Герой | Лёля | Минька | Возраст |
|
| Рост |
|
| Характер |
|
| Что могут достать? |
|
| Как ест? |
|
| Поведение |
|
|
- В ходе нашей беседы мы будем сравнивать главных героев, заполняя таблицу. – Сколько лет было автору, когда произошел этот случай? А его сестре?
– Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате?
– Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому?
– Какой сюрприз приготовили родители для гостей?
– Обиженная тетя предсказала Миньке будущее, что он будет…
– Как хотела наказать мама Лёлю? – Какую пословицу использует одна из приглашенных мам?
– Что произошло с фарфоровой куклой? – Что хотела мама подарить Миньке? – Чему удивилась мама?
– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения? Прочитайте их. – Чему учит этот рассказ? – Обратите внимание на слова «тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых? – Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких? – Прочитайте и объясните пословицы: • На что и клад, если в семье лад. • Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены. • Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами. – Почему не нужен клад, если в семье дружно? – Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки. | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Заполняют таблицу. У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Лёле, а мальчики Миньке.
– Автору было 5 лет, сестре - 7.
– Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям. – Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть. – Каждому ребенку хотели преподнести подарок и угощение. – Он будет разбойником.
– Хотела поставить в угол носом. – C вами водиться, что в крапиву садиться! – У куклы отломили ручку. – Мама хотела подарить паровозик. – Мама удивилась тому, что дети остались одни. Читают слова: «И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный».
| П, Р, Л, К Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию |
8. Информа-ция о домашнем задани, инструктаж по его выполне-нию. 1 мин | Объясняет домашнее задание. Подготовить чтение по ролям (выборочное) или инсценировку рассказа (части рассказа); подготовиться к обобщающему уроку по разделу «Страна детства» | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы, записывают задание в тетрадь.
| Р- Принимать, сохранять учебные задачи |
9.Рефлексия (подведение итогов занятия) 4 мин | -Назовите жанр данного литературного произведения?
-Как вы считаете, прав ли Михаил Михайлович в том, что об этом событии из своего детства он решил рассказать и другим детям? Почему так решили?
- Как относится данная пословица к нашему произведению? «Не было бы счастья, да несчастье помогло»
-Извлёк ли урок Минька? -Как ему удалось стать добрым?
-Как вы думаете, был ли автор одинок после того, как все осознал и изменился?
-Какой вывод мы сделаем?
-А какой урок вы извлекли из этого произведения? - Какие задачи ставили? Выполнили ли их?
Продолжите фразы: Для меня урок был очень полезным, потому что …. Для меня урок был обычным, потому что … Урок был интересный, потому что… взволновал… заставил задуматься… дал понять… навел меня на мысль.
| Отвечают на вопросы. -Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе. -Зощенко решил нам рассказать о случае, который с ним произошёл для того, чтобы дети так не поступали
- Данная неприятная ситуация, которую бывает стыдно вспоминать, заставляет задуматься, почему она произошла, что сделал неправильно, осознать свои ошибки и исправиться, т. е извлечь урок.
Выборочное чтение. -Он никого не обижал, не брал чужих вещей… - Нет, у него было много друзей, так как с добрыми и весёлыми людьми приятно общаться, от них исходит душевное тепло. -Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства.
- Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Продолжают предложения: Для меня урок был очень полезным, потому что …. Для меня урок был обычным, потому что … Урок был интересный, потому что… | Р - Осуществлять самоконтроль учебной деятельности, анализировать информацию, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выражать свои эмоции, Л-способность к решению моральныхпроблем, выдвинутых в произведении, оценивать свою работу, фиксировать в конце урока удовлетворенность своей работой.
|