"Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени"»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Бондаренко Ирина Васильевна
Цель: развивать умения распознавать спряжение глаголов по неопределённой
форме, правильно ставить вопросы к глаголам, писать безударные личные
окончания глаголов.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий; к. - владение
монологической и диалогической формами речи и соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. - постановка
учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным
эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-
этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный
моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yaz_1.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе ( УМК "Школа России") по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени"»

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Цель: развивать умения распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме, правильно ставить вопросы к глаголам, писать безударные личные окончания глаголов.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; к. - владение монологической и диалогической формами речи и соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. 

УМК: Школа России

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс/ М., Просвещение,

 2018 г.

Методы обучения: поисковый, словесный, практический.

Ход урока

  1. Организационный момент 

-Каждый урок мы с вами в этом убеждаемся, что ни слово, то тайна, новый секрет. Вот и сегодня на уроке мы откроем новую тайну русского языка.

II.-  Минутка чистописания.

.ем ешь ете ет им ишь ите ит

- Где мы можем встретить такие сочетания букв?( В личных окончаниях глаголов)

III.-  Формулировка цели урока и постановка учебных задач. 

-Над какой темой вы работали на предыдущих уроках русского языка?

-Тогда кто скажет, что такое спряжение?(- Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам).

-Сколько спряжений различают в русском языке?(Два спряжения, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях).

 - Сравните, глаголы определяет - определит. 

(Глаголы 3-го лица единственного числа, но употреблены в разном времени и отвечают на разные вопросы).

- Охарактеризуйте, глагол определяет.( - Определяет - это глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени.)

- Охарактеризуйте, глагол определит. (- Определит - это глагол 3-го лица единственного числа будущего времени)

- Одинаковые или разные окончания у этих глаголов? Почему?

- Какую трудность в написании безударных личных окончаний глаголов вы видите? (Нет ударения – слабая позиция)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.)

- Чему мы будем сегодня учиться на уроке? (Правильно ставить вопросы к глаголам, определять их спряжение, писать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения).

-На уроке нам, как всегда, очень пригодятся знания с прошлых уроков.

IV. Работа над решением поставленных задач

1.-Как вы думаете, что же нам надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (определить спряжение)

- Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?  

(Ставим глаголы в третье лицо множественного числа. Если окончания –ут –ют первое спряжение, а если – ат –ят второе спряжение.

- Выполним упражнение и проведем наблюдение. Поставьте данные глаголы в неопределенную форму и запишите их в столбик. Выделите суффиксы неопределенной формы.

Благодарят – благодарИть

Владеет – владЕть

Летаете – летАть

Влияют – влиЯть

Колете – колОть

-Выдели значком ^ гласную букву перед –ТЬ. Это глагольный суффикс, который поможет -определить спряжение.

 –Итак, спряжение глаголов с безударными личными окончаниями можно  определяется по суффиксу, который стоит в неопределенной форме перед – ТЬ.

- Суффикс –и- указывает на 2 спряжение. Все остальные (-а-, -у-, -я-, -е-, -о-) – на 1 спряжение.

Например: делаешь – делать (не и – 1 спр.), косит – косить (и – 2 спр.)

Но есть слова-исключения, о которых будем узнавать позже.

Физкультминутка "Замок" 

На двери висит замок, (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок")
Кто открыть его бы смог? (повторение движений)
Потянули, (пальцы сцеплены в "замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону)
Покрутили, (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе)

2.-У вас на партах лежат листочки с алгоритмом определения спряжение. Возьмем их и вернемся к нашим глаголам. Воспользуемся нашим алгоритмом и вставим пропущенную гласную. Найдите таблицу на с.93.

мечта.шь – мечтать (I) – е - мечтаешь

помеша.те – помешать (I) - е - помешаете

стро.т – строить (II ) –и- строит

кле.шь – клеить (II ) –и- клеишь

Ну вот мы справились с заданием.

3.-Потренируемся в определении спряжения по неопределенной форме.

Упр. 192 – с устным объяснением

Для выполнения следующего упражнения нам снова понадобится таблица на с.93.

Упр. 193 (все глаголы пишем только во 2 лице ед.ч.). Сначала провести словарную работу.

 Работа в группах.

- Исследуйте пословицы. Объясните, как вы их понимаете. Определите спряжения глаголов, вставьте пропущенные буквы в личные окончания глаголов. Помните правила работы в группах.

1) По одёжке встреча..т,  по уму провожа…т.

2) Без труда не вын…шь и рыбку из пруда.

            3) Дела…шь наспех – дела..шь на смех.

4) Учи других и сам науч…шься.

     5) Руки не протян…шь, так и с полки не достан…шь.

- От группы 1 чел. объясняет. Каждой группе по одной пословице. Остальные проверяют. Если правильно ставят +. Оцените работу группы. 5 « +» - отлично, 4 – хорошо, 3 – надо поработать. Запишите в тетрадь одну наиболее понравившуюся пословицу.

V. Подведение итогов

-Тема урока? Цель урока? Как вы думаете, мы достигли цели?

-Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? спряжение  - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (определить спряжение)

- Что нового о глаголе вы сегодня узнали?(Как по неопределенной форме определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием .

- Для чего мы учимся определять спряжение глагола

Домашнее задание

Правило стр.94, упр. 195. Нужно указать спряжения глаголов
VI Рефлексия

- Оцените, насколько каждый из вас достиг цели урока. На полях напротив последней записи в этой классной работе поставьте «!», если всё понятно. Если остались вопросы, поставьте «?». Всем спасибо за работу.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....

Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...