"Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени"»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yaz_1.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе ( УМК "Школа России") по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени"»
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Цель: развивать умения распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме, правильно ставить вопросы к глаголам, писать безударные личные окончания глаголов.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; к. - владение монологической и диалогической формами речи и соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
УМК: Школа России
Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс/ М., Просвещение,
2018 г.
Методы обучения: поисковый, словесный, практический.
Ход урока
- Организационный момент
-Каждый урок мы с вами в этом убеждаемся, что ни слово, то тайна, новый секрет. Вот и сегодня на уроке мы откроем новую тайну русского языка.
II.- Минутка чистописания.
.ем ешь ете ет им ишь ите ит
- Где мы можем встретить такие сочетания букв?( В личных окончаниях глаголов)
III.- Формулировка цели урока и постановка учебных задач.
-Над какой темой вы работали на предыдущих уроках русского языка?
-Тогда кто скажет, что такое спряжение?(- Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам).
-Сколько спряжений различают в русском языке?(Два спряжения, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях).
- Сравните, глаголы определяет - определит.
(Глаголы 3-го лица единственного числа, но употреблены в разном времени и отвечают на разные вопросы).
- Охарактеризуйте, глагол определяет.( - Определяет - это глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени.)
- Охарактеризуйте, глагол определит. (- Определит - это глагол 3-го лица единственного числа будущего времени)
- Одинаковые или разные окончания у этих глаголов? Почему?
- Какую трудность в написании безударных личных окончаний глаголов вы видите? (Нет ударения – слабая позиция)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.)
- Чему мы будем сегодня учиться на уроке? (Правильно ставить вопросы к глаголам, определять их спряжение, писать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения).
-На уроке нам, как всегда, очень пригодятся знания с прошлых уроков.
IV. Работа над решением поставленных задач
1.-Как вы думаете, что же нам надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (определить спряжение)
- Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
(Ставим глаголы в третье лицо множественного числа. Если окончания –ут –ют первое спряжение, а если – ат –ят второе спряжение.
- Выполним упражнение и проведем наблюдение. Поставьте данные глаголы в неопределенную форму и запишите их в столбик. Выделите суффиксы неопределенной формы.
Благодарят – благодарИть
Владеет – владЕть
Летаете – летАть
Влияют – влиЯть
Колете – колОть
-Выдели значком ^ гласную букву перед –ТЬ. Это глагольный суффикс, который поможет -определить спряжение.
–Итак, спряжение глаголов с безударными личными окончаниями можно определяется по суффиксу, который стоит в неопределенной форме перед – ТЬ.
- Суффикс –и- указывает на 2 спряжение. Все остальные (-а-, -у-, -я-, -е-, -о-) – на 1 спряжение.
Например: делаешь – делать (не и – 1 спр.), косит – косить (и – 2 спр.)
Но есть слова-исключения, о которых будем узнавать позже.
Физкультминутка "Замок"
На двери висит замок, (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок")
Кто открыть его бы смог? (повторение движений)
Потянули, (пальцы сцеплены в "замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону)
Покрутили, (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе)
2.-У вас на партах лежат листочки с алгоритмом определения спряжение. Возьмем их и вернемся к нашим глаголам. Воспользуемся нашим алгоритмом и вставим пропущенную гласную. Найдите таблицу на с.93.
мечта.шь – мечтать (I) – е - мечтаешь
помеша.те – помешать (I) - е - помешаете
стро.т – строить (II ) –и- строит
кле.шь – клеить (II ) –и- клеишь
Ну вот мы справились с заданием.
3.-Потренируемся в определении спряжения по неопределенной форме.
Упр. 192 – с устным объяснением
Для выполнения следующего упражнения нам снова понадобится таблица на с.93.
Упр. 193 (все глаголы пишем только во 2 лице ед.ч.). Сначала провести словарную работу.
Работа в группах.
- Исследуйте пословицы. Объясните, как вы их понимаете. Определите спряжения глаголов, вставьте пропущенные буквы в личные окончания глаголов. Помните правила работы в группах.
1) По одёжке встреча..т, по уму провожа…т.
2) Без труда не вын…шь и рыбку из пруда.
3) Дела…шь наспех – дела..шь на смех.
4) Учи других и сам науч…шься.
5) Руки не протян…шь, так и с полки не достан…шь.
- От группы 1 чел. объясняет. Каждой группе по одной пословице. Остальные проверяют. Если правильно ставят +. Оцените работу группы. 5 « +» - отлично, 4 – хорошо, 3 – надо поработать. Запишите в тетрадь одну наиболее понравившуюся пословицу.
V. Подведение итогов
-Тема урока? Цель урока? Как вы думаете, мы достигли цели?
-Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? спряжение - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (определить спряжение)
- Что нового о глаголе вы сегодня узнали?(Как по неопределенной форме определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием .
- Для чего мы учимся определять спряжение глагола
Домашнее задание
Правило стр.94, упр. 195. Нужно указать спряжения глаголов
VI Рефлексия
- Оцените, насколько каждый из вас достиг цели урока. На полях напротив последней записи в этой классной работе поставьте «!», если всё понятно. Если остались вопросы, поставьте «?». Всем спасибо за работу.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....
Урок русского языка по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени". 4класс.
Конспект урока русского языка, презентация к уроку, приложение....
Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".
Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...
Урок русского языка в 4 классе (УМК "Школа России" , Учебник Т.Г. Рамзаевой) на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"
Урок посвящен дню космонавтики (50-летие первого полета человека в космос)...
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Урок русского языка в4 классе по учебнику Рамзаевой Т.Г....