А.С.Пушкин "Зимнее утро"
план-конспект урока по чтению
Технологическая карта урока А.С. Пушкин "Зимнее утро"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
А.С.Пушкин "Зимнее утро" | 101 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_a.s.pushkin_zimnee_utro.ppt | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
ФИО автора: Корж Наталья Сергеевна
Название учебного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Озерная средняя школа № 9
Редактор: MS WORD, MS OFFICE POWER POINT
Тема занятия: А.С. Пушкин «Зимнее утро»
Название разработки: Урок чтения и развития речи на тему «А.С.Пушкин «Зимнее утро»»
Область применения: Урок открытия нового знания
Номинация конкурса: Практический урок
Возрастная группа обучающихся: 13 лет
Технологическая карта урока чтения и развития речи в 7 классе адаптированного обучения VIII вида.
Целевой блок | |
Тема | А.С. Пушкин «Зимнее утро» |
Цели деятельности учителя | Ознакомить с текстом и с историей создания стихотворения; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить художественные особенности произведения; воспитывать любовь к родной природе, к прекрасному. |
Планируемые результаты | Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, иметь желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: принимать и сохранять удобную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Инструментальный блок | |
Задачи урока | Образовательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках, уметь анализировать стихотворение, осознать роль средств художественной выразительности. Коррекционно-развивающие: развитие познавательной активности учащихся; развитие наблюдательности; развитие потребности в познании окружающего мира. Воспитательные: воспитывать культуру поведения при парной, групповой работе, нравственного чувства, воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения. |
Тип урока | Урок формирования новых знаний-умений. |
Учебно-методический комплекс | Учебник: Чтение для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида автора-составителя А.К.Аксёновой, М.: «Просвещение», 2016г., презентация, раздаточный материал. |
Организационно-деятельностный блок | |
Основные понятия | Биография, сравнение, эпитеты, метафора,олицетворение, выразительное чтение, настроение |
Организация пространства | Парная, групповая, индивидуальная работа |
Межпредметные связи | Окружающий мир |
Диагностика результатов урока (итог урока) | -Что особенно запомнилось на уроке? -Что понравилось? -Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг? -О чём хочется продолжить разговор? |
Домашнее задание | Выразительное чтение. По желанию выучить стихотворение. |
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
I. Организационный момент. Энергезирующая разминка. | Психологический настрой на урок. Энергезирующая разминка. Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться Будем думать рассуждать, Можем мы урок начать! Слайд 2. | Настрой на работу. |
II. Актуализация знаний. | Задание в группах (дифференцированное) Прочитать выразительно. Вставить пропущенные слова. 1 группа. У Лукоморья ________ зелёный. _________ цепь на _______ том, И днём, ___________ кот ________ Всё ходит ____________________. Идёт направо - ________________, Налево - ______________________. Там чудеса: там ________бродит, _________ на ветвях сидит; Там на неведомых ____________ Следы _____________ зверей…….. 2 группа. Мороз и _______; день чудесный! 3 группа. Три _______ под окном - Откуда эти строки? Что объединяет эти произведения? Кто автор? Какую цель поставите на уроке? | Работа в группах по стихотворениям А.С. Пушкина. -Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина |
III. Открытие новых знаний. Словарная работа | - Что вы помните об этом замечательном авторе? Давайте расширим знания о нем. Работа с практическими заданиями в парах. - Прочитайте текст у вас на столах и приготовьтесь ответить на вопросы. 1 пара. Пушкин Александр Сергеевич – самый любимый писатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать! В семь лет с Сашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Он раскрыл её – и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? – и потихоньку шёл в библиотеку дочитывать Гомера (греч. поэт древности). Вопрос: Каким был А.С. Пушкин в детстве? Слайд 3. 2 пара. Когда Саше Пушкину исполнилось 11 лет, его дядя Василий Львович записал его в лицей. Лицей находился недалеко от Петербурга в селе, которое называлось Царским селом. В лицее учились только мальчики и все из дворянских семей. Лицеисты учились 6 лет. Они не только учились в лицее, но и жили там. У Пушкина в лицее было много друзей. Через 6 лет лицей выпускал своих первых учеников. И среди них был Александр Сергеевич Пушкин. На экзамен в лицей были приглашены гости. И среди них был поэт Державин. Он уже был стар, плохо видел, а ученики отвечали вяло, неинтересно. И Державин задремал. И вот вызвали Пушкина. В зал вошел небольшого роста юноша, кудрявый, смуглый. Он вытянулся весь в струнку и стал читать стихи о лицее, которые сочинил сам. Сразу проснулся Державин. Все привстали со своих мест. Все очень внимательно слушали. Державин сказал, что Пушкин – это его достойный преемник и велел найти, чтобы пожать ему руку. Но Пушкин убежал, его не нашли. Вопрос: Где учился Пушкин? Что можно сказать о его успеваемости? Слайд 4. 3 пара. Однажды на балу Александр Сергеевич увидел очень красивую девушку – Наталью Гончарову. Он сразу полюбил ее. Молодые женщины завидовали Гончаровой – она отличалась необыкновенной красотой. Наталья была чуткой и отзывчивой. И именно это очень любил и ценил Пушкин. Он называл Наталью Николаевну “Моя Мадонна”. У них было много врагов, которые завидовали красоте Натальи , таланту Пушкина и которые часто злословили. И среди этих врагов был француз Дантес. Пушкин вызвал его на дуэль. Дуэль Пушкина с Дантесом — дуэль на пистолетах, состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки. В глубоком снегу утоптали дорожки для поединка, шинелями секундантов обозначили барьеры. Подполковник Данзас махнул шляпой, и Пушкин, быстро подойдя к барьеру, прицелился, чтобы выстрелить наверняка. Но Дантес выстрелил раньше, не дойдя шага до барьера. Пушкин упал на шинель Данзаса, смертельно раненный в правую половину живота. Он нашел в себе силы, чтобы лежа прицелиться и выстрелить. Дантес стоял правым боком, согнув правую руку в локте, закрывая грудь и разряженным пистолетом - голову. Это его и спасло. Пуля пробила правое предплечье и сплющилась о пуговицу мундира. Дантес упал, Пушкин крикнул: "Браво!" - но Дантес быстро поднялся: ранение было не опасным. Ранение Пушкина было смертельно, и 29 января поэт умер. Его смерть оплакивала вся Россия. Вопрос: Как погиб великий поэт? Слайд 5. Постановка целей и задач урока. - Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике Слайды 6,7,8. Послушайте аудиозапись «Зима» из концерта «Времена года» А. Вивальди. Слайд 9. Беседа эмоционально-оценочного характера - Что вы почувствовали в музыке? - Какие картины вы представили себе? Слайд 10. Конечно же, природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов. А.С.Пушкин не был исключением. Природа для него была не просто фоном, она доставляла ему истинную радость. В творчестве поэта среди стихотворений, посвящённых природе, особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш сегодняшний урок. - Скажите, хотелось бы вам узнать, каким увидел зимнее утро А.С.Пушкин? Слайд 11. - Какие задачи мы с вами поставим перед собой на сегодняшний урок? Первичное усвоение новых знаний Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа. Стихотворение предстаёт глубоко личным и автобиографическим. И в Тригорском, и в имениях, расположенных в Старицком уезде (Старицком, Павловском, Маленниках), в обществе Осиповой и Вульфов поэт был на подъёме творческих сил и помногу писал. - Готовы ли вы погрузиться в чудесный мир лирики Пушкина? - Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь, потому что пришло волшебное время лирики. Слушаем текст в исполнении И.Смоктуновского - Какие картины вы увидели в процессе прослушивания поэтического текста, что услышали и почувствовали? - Можно ли сказать, что стихотворение проникнуто только мрачным, пессимистическим настроением? - Мы с вами разобрались в оттенках человеческих чувств, попытались понять состояние души героя. - Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, которые могут быть непонятны. Слайд 12. Нега Наслаждение Взор Взгляд Вечор Вчера Нынче Сейчас Озарена Освещена Велеть Приказать Запречь Запрячь Предадимся Отдадимся Физкультминутка для глаз Слайд 13. Первичное чтение стихотворения учителем - Что вас поразило в стихотворении? - Что запомнилось вам больше всего? Повторное чтение - А теперь возьмите в руки карандаши и, отмечая непонятные вам слова, прочитайте стихотворение вполголоса. - Ребята, выразительно прочитайте первую строфу стихотворения. Слайд 14. Какое настроение создается в первой строфе? С помощью, каких средств? Слайд 15. - Какое настроение было у поэта? - А у вас какое возникло настроение? - Как вы думаете, кого поэт называет в стихотворении красавицей? - Какие еще слова обращены здесь к ней? - Ребята, выразительно прочитайте вторую строфу стихотворения. Слайд 16. - Как и почему меняется настроение во второй строфе? Слайд 17. - Как изменилось настроение поэта? - Какие эпитеты употреблены для описания бури? Прочитайте - Найдите сравнение. - Что сказано о вьюге? - Как вы думаете, по этим словам можно сказать, что поэт представляет нам вьюгу как живое существо? - Такое описание вьюги называется олицетворением. Оно состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются часто человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Это прием особенно употребляется в поэзии. - Что поэт говорит о красавице? Прочитайте. - Прочитаем третью строфу. Слайд 18. Поэт вновь возвращается к красоте зимнего утра. Найдите и прочитайте слова, с помощью которых он описывает утро. - Прочитаем следующую, четвертую строфу. Слайд 19. Как вы понимаете выражение янтарным блеском озарена? - Как поэт описывает печь? - Что такое лежанка? Почему поэту приятно думать у лежанки? - Какие мысли его посещают? - Читаем последнюю строфу. Слайд 20. Что хочет показать поэт своей красавице? - Как он называет ее в этой строфе? Словесное рисование Слайды 21,22,23 - Прочитайте стихотворение целиком. Представьте, что вы художники. Что бы вы нарисовали в качестве иллюстрации к этому стихотворению. - Молодцы! Вы мастера словесного пейзажа. Что означает слово пейзаж? Подготовка к выразительному чтению - Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения. Какие правила выразительного чтения вы знаете? - Правильно. Возьмите карандаш и аккуратно подчеркните слова, которые будем выделять при чтении. Там, где будем делать паузы, поставим знак «/». (Разбираем все стихотворение). | - Рассказ об авторе. -Работа с раздаточным материалом в парах. - Отвечают на вопрос по тексту. - Отвечают на вопрос по тексту. - Отвечают на вопрос по тексту. - Прослушивание аудиозаписи. -Мы почувствовали радость и небольшую грусть одновременно. Музыка напомнила нам о красоте родной природы. -Представили живописные зимние пейзажи, сугробы снега, просторные поля и уснувшие леса, освещенные холодным зимним солнцем. -Отвечают на поставленный вопрос. -Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина. -Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта. -Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста. -Возникают три разные картины: утро, морозное чистое; вечер, вьюжный, мрачный; комната, огонь в печке. -Нет, настроение меняется: то оно весёлое, бодрое, хотя иногда грустное и унылое, хотя хорошее преобладает, все «плохое» унес с собой вечер. Работа с толковым словарём. - Отвечают на поставленный вопрос. -С каким восторгом поэт описывает красоту зимнего утра. -Запомнилось то, как поэт описывает бурю. -Радостное, бодрое, светлое. -Скорее хочется насладиться свежестью и изяществом этого чудесного зимнего дня. -Свою будущую жену.
-Друг прелестный, звездою севера явись. -Настроение стало мрачным. -Мутном небе, тучи мрачные. -Луна, как бледное пятно… -Вьюга злилась. -Да. -И ты печальная сидела… -Под голубыми небесами…, Великолепными коврами…, Прозрачный лес… т.д. -Освещается солнечными яркими лучами. -Весёлым треском трещит затопленная печь. -Лежанка – это скамья рядом с печкой. Приятно думать, потому что тепло. -Поэт хочет прокатиться на лошади, на санях. -Поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег милый… -Друг милый… -Голубое небо, бесконечные заснеженные поля, окраина леса с запушенными инеем деревьями и елочками. - Одинокую ель, рядом речку, вдалеке лес. - Как поэт запрягает бурую лошадку, что навестить с любимой знакомые места. -Пейзаж – картина природы. -Нужно читать не торопясь, вдумываться в то, что читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова, делать паузы. |
IV. Закрепление. V. Итог урока. Рефлексия. | Чем же нам дороги стихотворения великого Пушкина? Почему его пейзажная лирика вызывает в наших душах такой эмоциональный отклик? - Что же хотел нам сказать А. С.Пушкин стихотворением «Зимнее утро»? - Скажите, удалось ли нам решить задачи, поставленные в начале урока?
-Что особенно запомнилось на уроке? -Что понравилось? -Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг? -О чём хочется продолжить разговор? Рефлексия «Снегопад эмоций» Слайд 24. | -Красотой звучания, яркостью красок, образностью средств, влиянием на душу человек. -Отвечают на поставленные вопросы. |
VI. Домашнее задание | Выразительное чтение. На выбор выучить наизусть. Слайды 25,26. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться Будем думать рассуждать, Можем мы урок начать!
Пушкин Александр Сергеевич – самый любимый писатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать! В семь лет с Сашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Он раскрыл её – и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? – и потихоньку шёл в библиотеку дочитывать Гомера (греч. поэт древности). Вопрос: Каким был А.С. Пушкин в детстве?
Когда Саше Пушкину исполнилось 11 лет, его дядя Василий Львович записал его в лицей. Лицей находился недалеко от Петербурга в селе, которое называлось Царским селом. В лицее учились только мальчики и все из дворянских семей. Лицеисты учились 6 лет. Они не только учились в лицее, но и жили там. У Пушкина в лицее было много друзей. Через 6 лет лицей выпускал своих первых учеников. И среди них был Александр Сергеевич Пушкин. На экзамен в лицей были приглашены гости. И среди них был поэт Державин. Он уже был стар, плохо видел, а ученики отвечали вяло, неинтересно. И Державин задремал. И вот вызвали Пушкина. В зал вошел небольшого роста юноша, кудрявый, смуглый. Он вытянулся весь в струнку и стал читать стихи о лицее, которые сочинил сам. Сразу проснулся Державин. Все привстали со своих мест. Все очень внимательно слушали. Державин сказал, что Пушкин – это его достойный преемник и велел найти, чтобы пожать ему руку. Но Пушкин убежал, его не нашли. Вопрос: Где учился Пушкин? Что можно сказать о его успеваемости ?
Однажды на балу Александр Сергеевич увидел очень красивую девушку – Наталью Гончарову. Он сразу полюбил ее. Молодые женщины завидовали Гончаровой – она отличалась необыкновенной красотой. Наталья была чуткой и отзывчивой. И именно это очень любил и ценил Пушкин. Он называл Наталью Николаевну “Моя Мадонна”. У них было много врагов, которые завидовали красоте Натальи , таланту Пушкина и которые часто злословили. И среди этих врагов был француз Дантес. Пушкин вызвал его на дуэль. Дуэль Пушкина с Дантесом — дуэль на пистолетах, состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки. В глубоком снегу утоптали дорожки для поединка, шинелями секундантов обозначили барьеры. Подполковник Данзас махнул шляпой, и Пушкин, быстро подойдя к барьеру, прицелился, чтобы выстрелить наверняка. Но Дантес выстрелил раньше, не дойдя шага до барьера. Пушкин упал на шинель Данзаса, смертельно раненный в правую половину живота. Он нашел в себе силы, чтобы лежа прицелиться и выстрелить. Дантес стоял правым боком, согнув правую руку в локте, закрывая грудь и разряженным пистолетом - голову. Это его и спасло. Пуля пробила правое предплечье и сплющилась о пуговицу мундира. Дантес упал, Пушкин крикнул: "Браво!" - но Дантес быстро поднялся: ранение было не опасным. Ранение Пушкина было смертельно, и 29 января поэт умер. Его смерть оплакивала вся Россия. Вопрос: Как погиб великий поэт?
А.С. Пушкин "Зимнее утро"
Нега Взор Вечор Нынче Озарена Велеть Запречь Предадимся Наслаждение Взгляд Вчера Сейчас Освещена Приказать Запрячь Отдадимся
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг Прелестный -Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой Взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! К.А.Саврасов «Зима»
Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. С.Ю.Жуковский «Зима»
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче... погляди в окно:
Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
Урок был интересным На уроке было скучно
Выразительное чтение. На выбор выучить наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С.Есенин "С добрым утром"
Урок-анализ лирического стихотворения С.Есенина "С добрым утром" с использованием мультимедийных средств....
И.И.Шишкин "Утро в сосновом лесу". Сочинение по картине.
Сочинение по картине И.И.Шишкина . Презентация и конспект урока....
Утро космической эры
Классный час ко Дню знаний...
Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»
Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит развитие ...
Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Сочинение по картине И.Шишкина "Утро в сосновом лесу", урок развития речи в 3 классе ...
"Утро космической эры"
беседа-презентация ко Дню космонавтики...
Урок литературного чтения в 3 классе "А.С.Пушкин "Зимнее утро"
Данный урок разработан в соответствии с принципами концепции УМК "Перспективная начальная школа"....