И.И.Шишкин "Утро в сосновом лесу". Сочинение по картине.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Сочинение по картине И.И.Шишкина . Презентация и конспект урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_kartine_i.i.shishkina.rar | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: «Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Цель:
▪ учить читать картину, осмысливать её содержание, использовать изобразительно –
выразительные средства языка для описания образов, созданных художником, закреплять представления детей о пейзаже;
▪ способствовать развитию творческого воображения детей, умению составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности;
▪ способствовать развитию чувств и эмоций детей через восприятие художественных произведений (картины, музыки), интерес к творчеству И.И. Шишкина.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.
Литература: Воробьёва В. И. Сочинения по картинам в начальных классах: Пособие для учителя / В.И. Воробьёва, С.К. Тивикова. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
1.Подготовка к восприятию картины.
Сегодня мы будем писать сочинение по картине известного русского художника – пейзажиста И.И.Шишкина.(Слайд 2) В своих произведениях художник выразил огромную любовь к русской природе. Он как никто другой из живописцев сумел показать нам всю красоту, своеобразие, прелесть русского леса. Его называли «певцом русской природы»
(Слайд 3). Академик (1865 г.), профессор (1873 г.), руководитель пейзажной мастерской Академии художеств, член – учредитель товарищества передвижных художественных выставок. Художником написано 292 картины. По популярности «Утро в сосновом лесу» занимает второе место после «Богатырей» В.М. Васнецова. (Слайд 4).
И.И.Шишкин называл Россию «страной пейзажей». (Слайд 5) Что такое пейзаж? (Слайд 6) Какие картины художника можете назвать? (Слайды 7,8,9,10).
Почему художника называли «певцом русского леса»?
Замысел картины «Утро в сосновом лесу» был подсказан Шишкину его другом – тоже известным русским художником Константином Аполлоновичем Савицким (1844 – 1905), написавшим в этой картине медведей. Эскиз картины перед вами. (Слайд 11)
2. Беседа по картине.
(Слайд 12).Дети рассматривают картину под музыку Э. Грига «Утро». ( кликнуть)
- Как бы вы назвали эту картину? ( «Рассвет в лесу», «Весёлая семейка», «Секреты старого леса», «Сказка старого леса», «Утренние игры медвежат» ).
- Какое время года изображено на картине?
- Какое время суток?
- Если бы картина была подписана как-то по-другому, могли бы догадаться, что на ней изображено раннее летнее утро? Как? По каким признакам? По каким деталям?
Создавая описание, постараемся сделать его ярким и выразительным. Что в этом поможет? (Художественно – выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, олицетворения). (Слайды 13, 14, 15,) Воспользуемся ими.
- На картине изображено раннее летнее утро в сосновом лесу: на востоке ещё догорает утренняя заря; из оврага поднимается синеватый туман; в лесную чащу уже пробиваются первые лучи солнца.
- Теперь рассмотрим эту лесную чащу. Какие деревья здесь изображены? Что вы о них можете сказать?
- Первые лучи солнца освещают стволы могучих деревьев, золотят место слома и вершину поваленной бурей сосны, которую очень любят пушистые, смешные медвежата.
- Рассмотрите медвежат и расскажите сначала о них, а потом о медведице.
- Ранним утром пробуждается вся природа, просыпаются и маленькие шалуны-мишутки. Они отправляются на утреннюю прогулку и обязательно приходят к любимой сломанной бурей сосне. Вот и сейчас два медвежонка проворно забрались на ствол дерева. Один из них что-то разыскал в коре и так увлёкся своим делом, что и не замечает, как за ним наблюдает пара карих любопытных глазок братишки. Кажется, что этот. Второй, медвежонок вот-вот скажет первому: «Чего ты там нашёл? Дай попробовать.» А третий заметил что-то интересное вдали и так загляделся, что отстал от своих друзей.
Медвежата забавные, весёлые, смешные. Они могут беззаботно играть, резвиться, кувыркаться. В лесной глуши им никто не страшен. Их зорко охраняет мать-медведица. Она большая, сильная, грозная. Несдобровать тому, кто посмеет обидеть её малышей! Медведи – «хозяева» русских лесов.
- Какое впечатление на вас произвела картина?
Гостья явилась незваная,
Спутница грусти – тоска.
С ней оставаться не хочется,
И, распростившись с тоской,
Я ухожу в одиночестве
В сказочный лес над рекой…
Шепчутся сосны высокие,
Прячется гриб под кустом,
Белка, рассерженно цокая,
Рыжим мелькает хвостом.
Ты не ругайся, красавица,
Что твой нарушил покой –
Просто уж очень мне нравится
Сказочный лес над рекой.
Место душевного отдыха
Не заменить мне иным.
Пьян от соснового воздуха
С летом прощаюсь грибным,
И, с зародившейся песнею,
В сердце своём унесу
Эту картину чудесную:
«Утро в сосновом лесу»
Вот какое впечатление произвела картина на И. Трояновского из г. Иркутска, поместившего свои стихи в Интернет
3.Составление плана рассказа. (Слайд 16))
1.Наступление утра в сосновом бору.
2.Лесная глушь.
3. Мохнатая семейка.
4. Моё отношение к картине.
4.Словарная работа.
- Какие слова можно употребить вместо слова медвежата, медведица, со словами деревья, лес? (Слайд 17,18,19,20)
Ученики получают Карточки со словами для работы.
Карточка 1
- Медвежата: Мишки, мишутки, малыши, они, шалуны, проказники.
- Пушистые, красивые, маленькие, забавные, смешные, неуклюжие, косолапые, игривые, шаловливые
- Медведица: Мать, мамаша, она, «хозяйка» леса.
- Большая, лохматая, заботливая, сильная, грозная, строгая (мать)
- Деревья: Вековые, могучие, столетние, гигантские, исполинские
- Лес: Густой, непроходимый, таинственный, сказочный
5. Работа над изученными орфограммами в словах из карточки №1
6. Речевая подготовка. Работа над началом сочинения.
Карточка 2
а) Наступило утро в сосновом лесу.
б) Утром медвежата выбежали на поляну.
в) Раннее солнечное утро.
г) Передо мной картина художника Шишкина.
д) На поваленную сосну вскарабкался медвежонок.
е) На картине Шишкина я вижу утро в сосновом лесу.
- С какого предложения начали бы своё сочинение?
- А как вы думаете, что же главное в этой картине?
Художник хотел показать не только прелесть летнего утра, он отобразил кусочек жизни соснового леса, жизни во всём её многообразии и красоте. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.
7 Написание сочинений. (Слайд 13)
Детям со сниженным уровнем развития повторно предлагается карточка №1
Желаю успехов! ( Слайд 21)
Приложение. Примерные сочинения учащихся.
«Художник- пейзажист И.И.Шишкин в своей картине «Утро в сосновом лесу» показал нам жизнь русского леса.
Летнее утро. Оно ещё только начинается. Солнечные лучи золотят верхушки могучих сосен. Могучие раскидистые ветки сосен не хотят пропустить свет в чащу. Беловатый туман поднимается из оврага. Прохладно, свежо в густой сосновой чаще. Солнце ещё не взошло, но уже всё пробудилось.
В центре картины мы видим медвежат. Их трое. Двое залезли на дерево. Маленькие, мохнатые, весёлые, шаловливые, они исследуют дерево, по которому лазают и карабкаются. Третий, самый толстый, встал на задние лапы и всматривается вдаль, прислушивается к чему-то. Ему всё очень интересно, он самый любопытный.
Рядом их мать. Она внимательно следит за своими шалунами, оскалила зубы, рычит, предупреждает детей, чтоб не шалили зря.
Мне очень понравилась эта картина. Я люблю природу и животных. Мне кажется, картина вызывает желание сберечь красоту нашего леса со всем живым в нём».
(Кирилл П.)
«Раннее летнее утро. В сосновом густом лесу прохладно и тихо. На траве роса. Поднимается беловатый туман. Небо слегка краснеет, кажется, вот-вот загорится. Солнце не освещает чащу, оно только ещё золотит верхушки деревьев. Сосны высокие и могучие. Кажется, что они задевают своими кривыми и раскидистыми ветвями солнце. Чаща густая и непроходимая. Некоторые сосны лежат на земле, сбитые грозой.
Трое медвежат и мать-медведица вышли на прогулку. На сломленном дереве кувыркаются два неугомонных, шаловливых медвежонка. Третий стоит на дереве, смотрит куда-то вдаль. Мать охраняет своих малышей, ей не нравятся их игры, вот она и рычит.
В этой картине я почувствовал всю красоту соснового леса. Мне показалось, что и сосны, и медвежата как живые. Очень захотелось побывать в этой чаще, подышать свежим воздухом и даже поиграть с медвежатами».
(Павел М.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Сочинение по картине И.Шишкина "Утро в сосновом лесу", урок развития речи в 3 классе ...
Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе "Сочинение по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе. УМК Школа России. В презентации: ход урока, портрет Шишкина И.И., иллюстрации его картин....
Сочинение по картине И.И. Шишкина\'\'Утро в сосновом лесу\'\'.
Сочинение-описание картины, 2 урока, 4 класс, +презентация....
презентация на тему "Сочинение по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Презентация содержит материал для подготовки и написания сочинения по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу". Ресурс имеет 24слайда, на которых , помещены портреты художника, братьев Третьяк...
Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" 2класс
Презентация к уроку развития речи "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу", 2 класс, УМК "Школа России"...
презентация - Сочинение по картине Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Презентация для вводной беседы к уроку "Сочинение по картине Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу»"Иван Иванович Шишкин — один из самых выдающихся русс...
Технологическая карта урока. Сочинение по картине И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Технологическая карта урока комплексного применения знаний. В современной школе учащиеся начальной школы часто пишут сочинения и изложения. Учитель такой урок должен приготовить очень подро...