Конспект урока обучения грамоте 1 класс. «Звуки [ф], [ф ,] . Буквы Ф,ф.»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ермоленко Евгения Анатольевна

Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный период обучения грамоте, проведён в соответствии с календарно - тематическим планированием.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

Познакомить с новым звуком[ф] и буквами Ф, ф, которые их обозначают.

Задачи:

Образовательные:

1.Учить выделять звуки [ф, ф'] на фоне слова.

2.Закреплять умение определять место звука в слове.

3.Учить писать букву Ф.

Воспитательные:

1.Воспитывать коммуникативные качества учащихся.

2.Формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах.

Развивающие:

1.Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание и память.

2. Развивать интерес к самостоятельной деятельности, с целью поиска нужной информации.

3. Развивать умение высказывать своё предположение на основе изучаемого материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте

                        Система развивающего обучения Л.В.Занкова

Составила: Ермоленко Евгения Анатольевна, учитель начальных классов

Тема: «Звуки [ф], [ф ,] . Буквы Ф,ф.»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

Познакомить с новым звуком[ф] и буквами Ф, ф, которые их обозначают.

Задачи:

Образовательные:

1.Учить выделять звуки [ф, ф'] на фоне слова.

2.Закреплять умение определять место звука в слове.

3.Учить писать печатные буквы Фф.

Воспитательные:

1.Воспитывать коммуникативные качества учащихся.

2.Формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах.

Развивающие:

1.Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание и память.

2. Развивать интерес к самостоятельной деятельности, с целью поиска нужной информации.

3. Развивать умение высказывать своё предположение на основе изучаемого материала.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД.

Познавательные:

1.Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

2.Формирование умения извлекать информацию из схемы, ленты букв.

3.Формирование умения делать выводы на основе анализа объекта.

4.Формирование умения делать выводы.

Регулятивные:

1.Формирование умения самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке.

2.Формирование умения высказывать свои предположения на основе изученного материала.

3.Формирование умения осуществлять самоконтроль.

4.Осуществлять самоконтроль.

5.Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

6.Формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.

7. Формирование умения осуществлять самооценку.

Личностные:

1.Формировать умение определять общие для всех правила поведения на уроке.

2.Формирование умения определять общие правила поведения.

3.Формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности.

4.Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

1.Формирование умения работать в парах.

2.Формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника.

3.Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.

4.Формирование умения получать нужную информацию через общение с близкими людьми

Материалы и оборудование:  компьютер, проектор, презентация, схемы слов  слоговые карточки, карточки со звуками, словом  с отгадкой.

Ход урока

I.Организационный момент

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Вы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок чтения  начнем.

2.Мотивационный этап

- К нам на урок просится гостья. Отгадайте загадку и вы узнаете кто это.

Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я ...
(Зима)

- Верно зима. А гостья нашего урока  Матушка –Зима.

-Представьте зимний день. Мороз щиплет вас за щечки. Пощиплите их. У вас замер носик. Потрите. Замерзли ушки. Разотрите. Теперь вам стало тепло и весело. Матушка –Зима решила подарить лесу мягкие пушистые снежинки. Чтобы животным и растениям был не страшен мороз.

3.Актуализация знаний

-И вам Матушка –Зима в подарок принесла снежинки, но не простые, а буквенные. (Доска украшена снежинками с буквами)

Картинки по запросу шаблон снежинкиКартинки по запросу шаблон снежинки

-Назовите буквы.(м,п,б,с,а,л,з,н,в,р,д)

-Какая буква лишняя? (А)

-Почему? Чем отличается гласный звук от согласного?

-Какие гласные еще изучили? (О,У,Э,Ы)

-Какие слова можно составить из букв?

-Молодцы, порадовали.

4.Целеполагание, постановка проблемы

- Матушка –Зима приготовила для вас задание.

«Игра на внимательность»

-  Посмотрите на слайд. Перечислите, что изображено?

Телефон, жираф, фея, флажок,Фёкла.

-Все ли звуки вам знакомы в этих словах? Произнесите слова.

- Определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах.

-  Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])

-Какой буквой обозначается звук [ф], [ф’]? Почему у некоторых ребят вызвало затруднения ответить?

- Сформулируйте тему нашего урока: «Звуки [ф], [ф']. Буква «Ф, ф».

- Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте цель нашего урока. 

Познакомимся с …..

Научимся ….

(Мы познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой Фф, которая их обозначает. Научимся читать слоги, слова и предложения с новой буквой, писать печатные буквы. )

5.Знакомство с новым материалом

Работа в парах

- Матушка –Зима принесла еще одну снежинку, но вот беда, она разломалась.

-Давайте поможем собрать. Поработайте в парах. На партах у вас лежат конверты. Достаньте части снежинки и соберите их.

-Что у вас получилось?(буква) Назовите ее.

-После какой буква следует буква Ф? Покажите на ленте букв букву Фф.

-На что похожа буква Ф?

-Сейчас ребята расскажут на что похожа буква Ф.

                        Дети читают наизусть

                                      Федя ходит руки в боки.

                                      Значит, выучил уроки.

 

                                                                    Всем известно без подсказки:

                                                                    Буква Ф- как ключ от  сказки.

                                                                    Никогда его у нас

                                                                    Не отнимет Карабас

-Из каких элементов  состоит печатная Фф? (Полуовалов  и прямой)

-Почему букв 2?

-Для нужна заглавная буква?

-Откройте тетради и напечатайте заглавную и строчную буквы 6 раз.

- Подчеркните самую красивую букву.

- Какой буквой обозначается звук Ф?

6.Физминутка для глаз

7. Первичное усвоение новых знаний

-Ребята, гостья урока приготовила для вас сундучок. Давайте откроем и узнаем что там.

-Загадка. Отгадайте её.

Глазастый ловец

При свете слепец.

Лишь мрак наступает –

Слепой прозревает,

И, как на работу,

Спешит на охоту

На мышек-полёвок.

Рябчиков в лесу хватает,

Куропаток на лугу.

Только ночью он летает

И кричит: «Угу-угу!»

                                         Филин

-Что помогло отгадать?

-Что обозначает слово?

-На какой вопрос отвечает слово?

- В каком числе?

-Сколько слогов в слове?

-Назовите 1 слог,2 слог. Какой слог ударный?

-Какой звук слышите первым в слове филин?  ,]

-Дайте характеристику звуку.

( Звук [ф ,огласный, потому что его нельзя петь, во рту встречает преграду; глухой-потому что произносится с шумом, в этом слове звук мягкий, но др. словах может быть твердым)

-Назовите слова в которых звук  ] твёрдый.

- С буквой Ф познакомились.

- Какие задания можем дальше выполнить?

-Филин то же хочет научиться писать букву Ф, но не может ее найти среди других букв. Возьмите карточку на парте и карандашом подчеркните все буквы Ф.

- Посчитайте сколько букв подчеркнули.

8.Подвижная физминутка

«Две сестрицы –две руки»

9. Обобщение и систематизация знаний

- Отгадайте ребус.

                                                              Ребус

ФО

РИК

-Сколько слогов в слове? Дайте характеристику звуку  ]  в этом слове. Какие бывают фонарики?

                                                Игра « Наряди ёлочку»

-Наши гости тоже готовятся к празднику .Новый год. Они просят помощи у вас. Чтобы украсить елочку, сначала надо прочитать слоги на ёлочных шарах. (На доске прикреплена ёлочка. Елочные шарики достают из сундучка)

     

-Отлично. Молодцы. Герои урока благодарят. Чувствуется новогоднее настроение.

-На какие слоги группы можно разбить слоги?

- Продолжим работу на уроке.

-Филин просит вас прочитать стихотворение и узнать о ком оно.(Читают читающие ребята)

Филин серый, филин cтapый,

 А глаза горят, как фары.

 Филин прыг, филин скок,

 Филинёнку дал флажок.

 Филинёнок рад, рад,

 Два фонарика горят.

-О ком стихотворение? Кто такой филинёнок?

-С чем сравнивает автор филинёнка? Почему?(Ночью глаза горят ярко)

-Назовите слова из стихотворения  в которых звук Ф , мягкий и слова в которых Ф твердый.

-Где находится буква Ф слове? В начале, середине, конце?

- Откройте тетради.Составьте к словам фара, флажок, фонарик схемы слов.

Работа по рядам  

                               3 учащихся у доски, остальные за партой.

1ряд – ФАРА  

2 ряд –ФЛАЖОК

3 ряд-  ФОНАРИК  

-Проверяем.

-Составьте предложение с любым из этих слов.

-Какая схема подойдет к предложению, которое составила Зимушка-Зима? Ночью ярко светит фонарик.

          ?

 

                                                                                              .

Упражнения в слышании звуков.

-Хлопните в ладоши, если услышите [ф,] : фитиль, факел, ваза, зеркало, фиалка, волна, флаг, февраль, Фёкла, шкаф, фея.

Упражнение в распознавании буквы

-Возьми голубой или синий карандаш и закрась все части рисунка, где изображена буква «Ф» или «ф».

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_563a7115088da/urok-chtieniia-1-klass-zvuki-f-f-bukva-f-f_1.jpeg

10.Итог урока

-Наш урок подходит к концу. Какая тема урока была? Вспомните  какие  цели ставили в начале урока? Достигли ли мы целей нашего урока?

11.Рефлексия

Прием «На ладошке»

Нарисуйте свою ладошку и напишите ответы на вопросы + или -

1. Сегодня я научился чему-то новому

2. Сегодня я активно участвовал в работе группы

3. Я внес весомый вклад в проект

4. Мне было комфортно

5. Я жду следующего занятия, т.к. мне было интересно

-Покажите свое настроение в конце урока. Поднимите веер с о смайлом, который показывает ваше настроение.

Приложение

C:\Users\111\Desktop\1.jpeg            C:\Users\111\Desktop\555.png



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ №2»

Г.ТЫНДЫ, АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Ермоленко Евгении Анатольевны,

учителя начальных классов

 

Обучения грамоте, проведенного в 1 «В» классе

Тема урока: «Звуки [ф], [ф ,] . Буквы Ф,ф.»

Особенность моих учеников в том, что они очень любознательные, в классе сложилась здоровая атмосфера соперничества. Учат стихи, подбирают загадки по теме, а потом рассказывают в классе. За прошедший период обучения они научились хорошо работать устно, удерживать информацию, работать по алгоритму действий. Первоклассники охотно сотрудничают парах, в малых группах, умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, самооценивать себя и взаимооценивать друг друга, на уроках преобладает сотрудничество. При планировании уроков учитываю высокую работоспособность, загружаю урок очень плотно, использую различные виды работы.

Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный период обучения грамоте, проведён в соответствии с календарно - тематическим планированием.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

Познакомить с новым звуком[ф] и буквами Ф, ф, которые их обозначают.

Задачи:

Образовательные:

1.Учить выделять звуки [ф, ф'] на фоне слова.

2.Закреплять умение определять место звука в слове.

3.Учить писать букву Ф.

Воспитательные:

1.Воспитывать коммуникативные качества учащихся.

2.Формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах.

Развивающие:

1.Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание и память.

2. Развивать интерес к самостоятельной деятельности, с целью поиска нужной информации.

3. Развивать умение высказывать своё предположение на основе изучаемого материала.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД.

Познавательные:

1.Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

2.Формирование умения извлекать информацию из схемы, ленты букв.

3.Формирование умения делать выводы на основе анализа объекта.

4.Формирование умения делать выводы.

Регулятивные:

1.Формирование умения самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке.

2.Формирование умения высказывать свои предположения на основе изученного материала.

3.Формирование умения осуществлять самоконтроль.

4.Осуществлять самоконтроль.

5.Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

6.Формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.

7. Формирование умения осуществлять самооценку.

Личностные:

1.Формировать умение определять общие для всех правила поведения на уроке.

2.Формирование умения определять общие правила поведения.

3.Формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности.

4.Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

1.Формирование умения работать в парах.

2.Формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника.

3.Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.

4.Формирование умения получать нужную информацию через общение с близкими людьми

Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью.

В структуре урока выделялись следующие этапы:

  • включение в учебную деятельность;
  • актуализация знаний;
  • постановка учебной проблемы.
  • открытие нового знания;
  • применение нового знания;
  • подведение итогов урока.
  • Рефлексия урока.

Для проведения урока использовались следующие методы:

-словесные (беседа по опорным понятиям; фонетическая зарядка; характеристика звука);

- наглядные (так как в 1 классе применение наглядности играет большую роль, но, вместе с тем, необходимо соблюдать правила динамичности, сменяемости, обоснованности применения наглядности, я использовала слайд-презентацию: - лента букв);

- практические (выполнение упражнений разной степени сложности).

 На первом  и втором этапах урока дети контролировали и оценивали свою готовность к уроку, был создан эмоциональный настрой на весь урок.

Третий  этап «Актуализация знаний». Ученики совместно с учителем проблемной ситуации повторили весь изученный материал (повторили изученные буквы, распределили   на две группы).

Учащиеся были подготовлены к самостоятельному выявлению проблемы, постановке цели урока и формулировке его темы.

На четвертом  этапе урока «Целеполагание, постановка проблемы» была создана проблемная ситуация.

- в игровой форме «Игра на внимательность» определяли место в словах звука ф.

На пятом «Знакомство с новым материалом» была проведена  работа в парах. Дети выполняли задание в конверте. Им необходимо  было сложить снежинку и получить букву Ф.

Ученики сами сделали вывод о том, какой буквой обозначается звук Ф., нашли для буквы Ф место в ленте букв.

Ребята учились печатать буквы Фф.

На этапе «Первичное усвоение знаний» ребята отгадывали загадку.Давали характеристику звуку,делили слово-отгадку на слоги,определяли ударный слог. Отмечали карандашом букву Ф, проверка проходила с помощью интерактивной доски.

По содержанию материал соответствует целям урока и направлен на изучение  и систематизацию знаний учащихся. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для первоклассников. Подбирая материал и задания к уроку, старалась опираться на жизненный опыт ребят. С учётом типа урока и целей, использовались различные формы и методы обучения: коллективная работа, работа в парах, , индивидуальная работа у доски, фронтальный опрос. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Так как у первоклассников мышление преимущественно наглядно - образное, использовался наглядный материал в виде иллюстраций, схем. На всех уроках обучения грамоте, и на этом тоже, большое внимание уделяется звуко - буквенному анализу слов. На мой взгляд, большая часть класса неплохо справляется с заданиями подобного рода. В соответствии с нормами СанПиН на уроке проведены 2 физкультминутки: для глаз и подвижная.

Обратная связь осуществлялась на основе вербальных и невербальных реакций (устный полный ответ). На всех этапах ребята были вовлечены в активную мыслительную и исследовательскую деятельность. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практически.

Атмосфера на уроке была рабочая, дети мобилизовали все свои возможности. Я выбирала демократический стиль общения с обучающимися, стараемся прислушиваться к мнению каждого ребенка. Наличие дисциплинарных традиций: организованное начало урока и его окончание, отсутствие выкриков с мест, дети поднимают руки . Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей первоклассников. Цели, поставленные перед уроком, в основном, выполнены.

На этапе рефлексии деятельности дети соотносят полученные результаты с поставленной целью деятельности, дают самооценку собственной деятельности.

На мой взгляд, триединая дидактическая цель урока достигнута, так как запланированный материал реализован, обучающиеся старались активно работать на уроке. Положительное влияние на достижение цели урока оказало разнообразие заданий в ходе урока и новизна информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д ], [д, ] Буквы Д, д"

Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д ], [д, ]  Буквы Д, д"...

конспект урока обучения грамоте (чтение) "Звуки [м], [м\'], буквы М,м."

Цели урока:1) продолжить работу по знакомству с новыми согласными звуками, познакомить со звуками [м], [м\'];2) продолжить знакомство с явлением парности согласных звуков по звонкости и глухости;3) обр...

Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д"

Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д" Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д, д, развития речи, логического мышлен...

Конспект урока обучению грамоте.Тема: «Звуки [т], [т´], буква Т».

Данный урок был проведён в 1 классе для детей с нарушением зрения...

План-конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [н], [н’]. Буквы Н, н."

В основе метопредметного урока лежит системно-деятельностный подход, где учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности, становятся в ситуацию, когда необход...

Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [р], [р’]. Буквы «Р р» 1 класс. УМК Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [р], [р’], с печатными буквами Р р; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предметные: зна...