Урок литературного чтения с презентацией. Тема "Б. Заходер "Про пана Трулялинского"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок проведён во 2 классе по УМК "Планета знаний". Дети знакомятся с биографией и творчеством Б. Заходера,отрабатывают технику чтения, привлекают прошлый читательский опыт для оценки персонажей, оценивают свои эмоциональные реакции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_prez.zip | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Б. Заходер «Про пана Трулялинского»
(из Ю. Тувима)
Цель: познакомить с биографией и творчеством Бориса Заходера; обучать выразительному чтению, отрабатывать технику чтения; обогащать словарный запас учеников; умение работать с текстом, находить главное.
Задачи урока:
Предметные: воспринимать на слух художественное произведение, определять произведённое им впечатление, выделять нужный эпизод, привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей, обосновывать своё отношение к произведению.
Личностные: оценивать свои эмоциональные реакции, соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.
Метапредметные:
-регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной форме, осуществлять самоконтроль.
-познавательные: самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике.
-коммуникативные: высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, обсуждать героев литературных произведений: высказывать своё отношение, оценивать высказывание партнёра, формировать умение работать в паре и малых группах.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
- Какой раздел учебника мы изучаем?
(Авторские сказки)
- Какие авторские сказки мы изучили и кто их авторы?
(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Братья Гримм «Храбрый портной» и «Маленькие человечки»; Х. К. Андерсен «Оле-Лукойе», А. Н. Толстой «Приключения Буратино»; Хопп «Волшебный мелок»)
- Каких ещё знаете писателей-сказочников?
(Чуковский, Сутеев, Успенский)
- Чем отличаются авторские сказки и народные?
- Откуда писатели - сказочники брали сюжеты для своих сказок?
- Какую сказку изучали на прошлом уроке и кто её автор?
2. Проверка домашнего задания.
1. Чтение по ролям стр. 38-40.
2. Выразительное чтение стр. 41-43.
3. Рабочая тетрадь стр. 12 №1: выпиши рифмы из своего любимого стихотворения.
3. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи. Мотивирование к учебной деятельности.
Слайд 1
- Откройте учебники на стр. 45.
- Как вы думаете, к какому жанру относится произведение, с которым мы будем знакомиться сегодня на уроке? Почему вы так думаете?
(Стихи. Они записаны в столбик.)
- Почему тогда оно помещено в разделе «Авторские сказки».
4. Постановка учебной задачи. Мотивирование к учебной деятельности.
Слайд 2
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Б. Заходера «Про пана Трулялинского». Выясним жанр этого произведения.
Слайды 3, 4
- Что мы можем сделать для решения этой проблемы? Сформулируйте задачи урока по опорным слова на слайде.
Задачи:
Узнать сведения (об авторе)
Познакомиться с (новым произведением)
Сделать его (анализ)
Дать (характеристику) главным героям
Выяснить отношение к ним (автора)
Выразить (своё) отношение
Слайды 5, 6
- Обратите внимание: после названия произведения написано «Из Ю. Тувима». Пана Трулялинского, необычный город и его жителей придумал польский писатель Юрий Тувим, а на русском языке нам о них рассказал поэт и переводчик Борис Владимирович Заходер.
5. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
1) Просмотр видеофильма о Б. Заходере.
- Что запомнили о Б. Заходере.
2) Словарная разминка.
Чтобы попасть в город, нужно сначала выяснить значение слов дирижёр и припев.
- Как вы объясните значение этих слов?
- Проверьте себя по словарю.
3) Чтение стихотворения учителем.
4) Первичное закрепление.
Слайд 7
- Какое настроение у жителей этого города? Выберите подходящее слово. Объясните. Почему вы так думаете?
Веселое, бодрое, грустное, печальное, тоскливое, приятное, задорное, горестное, унылое, жизнерадостное.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(«Танец с ускорением»)
5) Повторное чтение по частям и анализ.
1
- Назовите адрес проживания Тралислав Трулялинского. О чём говорят нам названия?
2
- Назовите одинаковую часть в именах жителей и их питомцев. О чём это говорит?
3
- С чего начинается каждое утро жителей Припевайска?
4
- Кто руководит жителями этого города?
- Как они относятся к дирижёру? Докажите.
- В каких словах звучит музыка, которая постоянно слышна в Припевайске? Прочитайте.
5
- Как дирижёр относится к своему делу? Докажите.
6
- Назовите одинаковую часть в названиях профессий жителей города. Почему в этом городе так называются профессии?
7
-Почему город называется Припевайском? Прочитайте строчки, которые помогут ответить на этот вопрос.
- В каком значении – прямом или переносном употреблено выражение «жить припеваючи»?
- Когда это выражение употребляется в переносном значении, когда о человеке так говорят.
(Жить беззаботно)
6. Работа по задачам, поставленным в начале урока.
- Подберите слова, которые характеризуют жителей этого города.
- Как вы думаете, как автор относится к жителям Припевайска? А вы?
- Можно ли это стихотворение назвать сказкой?
(Можно. Мышки и мошки не могут распевать. И Труллялёров не бывает.)
У.
- Вы правы, но всё-таки это смешное, шуточное стихотворение. Оно сказочное. Но в сказке должен быть сюжет, а в данном произведении его нет.
6. Прослушивание песенки «Про пана Трулялинского».
7. Просмотр диафильма «Про пана Трулялинского».
Писатели и поэты изображают словом. А художники переводят язык писателя – слово, на свой язык – язык рисования.
Очень трудно изобразить на картинке действие. Но, посмотрите, как вышел из этого положения художник. Он создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то моменту действия, а вместе они рассказывают о том, что происходит.
Слайд 8
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Задание: подчеркните части слов – названий членов семьи, которые рифмуются.
Например: тётка – Трулялётка.
Проверка: на слайде запись с правильным вариантом ответа.
С ним и тётка — Трулялётка,
И дочурка — Трулялюрка,
И сынишка — Трулялишка,
И собачка — Трулялячка.
Есть у них еще котёнок,
По прозванью Трулялёнок,
И вдобавок попугай —
Развеселый Труляляй!
8. Работа в парах.
Мы на время прощаемся с жителями города Припевайска и теперь нам придётся пойти другой дорогой. Мы отправимся в другой город. Правда, его нет на карте. Но зато он есть в нашем воображении.
Читайск
Кто живёт в этом городе и чем занимаются его жители?
Не забудьте, что их имена берут своё начало от слова «читать», а части слов должны рифмоваться.
Тётка-________________________
Сынишка-_____________________
Шофёры-______________________
Почтальоны-___________________
Футболисты-___________________
Продавщицы-___________________
Музыканты-_____________________
Студенты-______________________
Учитель-_______________________
Ребята-_________________________
9. Рефлексия учебной деятельности
- Что у вас на уроке хорошо получилось?
- Над чем ещё надо работать?
- Где можно применить новые знания?
Заполните таблицу:
“Для меня сегодняшний урок...”
1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал
2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал
3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял
10. Заключительное слово учителя: слайд 9 (слова- обращение Б. Заходера к читателям)
Ты вдохновенный
Ты, мой читатель,
Душой одарённый, -
Ты мне нужнее,
Чем сердце в груди
Жду. Приходи!
11. Домашнее задание:
с. 45, 46 – выразительно читать;
с. 46 №6 – творческое дифференцированное задание.
Задание: подчеркните части слов – названий членов семьи, которые рифмуются.
Например: тётка – Трулялётка.
С ним и тётка — Трулялётка,
И дочурка — Трулялюрка,
И сынишка — Трулялишка,
И собачка — Трулялячка.
Есть у них еще котёнок,
По прозванью Трулялёнок,
И вдобавок попугай —
Развеселый Труляляй!
………………………………………………………………………………………………
Задание: подчеркните части слов – названий членов семьи, которые рифмуются.
Например: тётка – Трулялётка.
С ним и тётка — Трулялётка,
И дочурка — Трулялюрка,
И сынишка — Трулялишка,
И собачка — Трулялячка.
Есть у них еще котёнок,
По прозванью Трулялёнок,
И вдобавок попугай —
Развеселый Труляляй!
Заполните таблицу:
“Для меня сегодняшний урок...”
1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал
2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал
3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял
……………………………………………………………………………………………
Заполните таблицу:
“Для меня сегодняшний урок...”
1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал
2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал
3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял
……………………………………………………………………………………………
Заполните таблицу:
“Для меня сегодняшний урок...”
1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал
2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал
3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял
……………………………………………………………………………………………
Заполните таблицу:
“Для меня сегодняшний урок...”
1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал
2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал
3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял
……………………………………………………………………………………………
Заполните таблицу:
“Для меня сегодняшний урок...”
1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал
2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал
3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял
Читайск
Кто живёт в этом городе и чем занимаются его жители?
Не забудьте, что их имена берут своё начало от слова «читать», а части слов должны рифмоваться.
Тётка-________________________
Сынишка-_____________________
Шофёры-______________________
Почтальоны-___________________
Футболисты-___________________
Продавщицы-___________________
Музыканты-_____________________
Студенты-______________________
Учитель-_______________________
Ребята-_________________________
………………………………………………………………………………………………
Читайск
Кто живёт в этом городе и чем занимаются его жители?
Не забудьте, что их имена берут своё начало от слова «читать», а части слов должны рифмоваться.
Тётка-________________________
Сынишка-_____________________
Шофёры-______________________
Почтальоны-___________________
Футболисты-___________________
Продавщицы-___________________
Музыканты-_____________________
Студенты-______________________
Учитель-_______________________
Ребята-_________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....
Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....
Коснпект урока литературного чтения + презентация "Анализ рассказа М.М. Пришвина "Выскочка" (УМК "Школа России, 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения анализировать поступки и характеры героев.Планируемые результатыПредметные: уметь анализировать содержание произведения; уметь бегло и вы...
Коснпект урока литературного чтения + презентация "Анализ художественного произведения С.Г. Козлов «Жёлудь" (УМК "ПНШ", 2 класс)
Цели деятельности учителя:ознакомление с произведением С.Г. Козлова «Жёлудь»;формирование умения анализировать художественное произведение.Планируемые результаты:Предметные:знать содержани...
Конспект урока литературного чтения+ презентация "Федор Тютчев "Зима недаром злится" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.Пл...
Конспект урока литературного чтения+ презентация "Шуточные стихотворения. М.Ю.Есеновский "У мальчика Юры ужаснейший насморк" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю.Есеновского, со стихотворением «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; формирование умения анализировать поступк...
Конспект урока литературного чтения+ презентация "А. Екимцев "Осень", Ю.Коринец "Тишина" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством А. Екимцева и Ю. Коринца; с произведениями «Осень» и «Тишина»; формирование навыка осознанного ...