Урок литературного чтения в 4 классе. Б.С. Житков "Как я ловил человечков"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок ознакомления с новой темой. Дети знакомятся с произведением, биографией писателя, отвечают на вопросы, составляют синквейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по теме Б.С. Житков "Как я ловил человечков"". 4-й класс
Учитель: Яковлева Г.В.
1.Орг. момент. Речевая разминка.
- Перед вами на партах лежит стихотворение Владимира Лунина.
- Прочитайте его « птичьим базаром»
- Прочитайте сердито.
- Прочитайте с радостной интонацией.
- Прочитайте тихо.
- Прочитайте громко.
- Прочитайте выразительно.
Я однажды видел сам:
Як летал по небесам,
Ястреб плавал в океане,
Ягуар бежал от лани,
Ясень по полю ходил,
Язь в лесу грибы удил…
Я, не вру, поверьте мне,
Я видал это во сне.
- Как бы вы озаглавили стихотворение?
- Почему столько чудес приснилось мальчику? ( Скорее всего, он фантазёр)
3. Целевая установка урока. Знакомство с новым автором.
-Сегодня на уроке мы начинаем работу по теме «Страна детства». Главными героями рассказов - являются дети.
И первое наше знакомство произойдёт с творчеством уже известного вам писателя.
4.Знакомство с биографией. Презентация.
– Это писатель Борис Степанович Житков, а рассказ, который мы начнём сегодня читать, в основе своей автобиографичен, как, впрочем, большинство произведений Б. С. Житкова.
Жизнь Бориса Степановича была интересной и увлекательной, вот почему его рассказы так интересно читать и перечитывать. В детстве Борис Житков дружил с Корнеем Чуковским. Они учились в одном классе 2-й Одесской гимназии. Отец Бориса был преподавателем математики, а трое братьев отца плавали на военных кораблях, отличились в морских сражениях и ушли в отставку адмиралами. Вот от них-то и перешла к племяннику страстная любовь к морю, к дальним путешествиям. Борис отлично изучил морское дело, астрономию и ботанику, свободно говорил по-французски, знал множество стихов, любил поэзию. И друга своего, Корнея Чуковского, учил тому, что умел сам: плавать и грести, управлять парусником, вязать морские узлы.
После окончания гимназии Борис Житков становится студентом математического отделения Новороссийского университета в Одессе. В это же время он сдаёт экзамен на штурмана дальнего плавания. А после окончания Новороссийского университета становится студентом кораблестроительного отделения политехнического института в Петербурге. Во время летней практики на учебно-грузовом судне он совершил кругосветное плавание, испытав всю тяжесть морской службы, пройдя её от юнги до помощника капитана. Неизгладимые впечатления остались у Бориса Степановича на всю жизнь от экзотических пейзажей Африки, Индии, Цейлона, Китая, Японии. Потом были у него и другие плавания и новые, не менее интересные встречи с самыми разными людьми. Борис Житков постоянно находился в гуще событий, глубоко постигал секреты различных профессий. Кем только не довелось ему быть: моряком и лётчиком, химиком и кораблестроителем, школьным учителем и рыбаком, печатником и дрессировщиком животных, столяром и слесарем, зоологом и электротехником! А в литературу Борис Житков вошёл неожиданно и сразу. Вошёл уже зрелым человеком, когда ему было за сорок и он повидал в жизни многое. А произошло это так…
Поздней осенью 1923 года, вернувшись из очередного путешествия, Борис Степанович попал в больницу, пробыл там почти месяц и в тяжёлом состоянии, измождённый и усталый пришёл к своему другу детства – Корнею Ивановичу Чуковскому. Он пробыл у Чуковского целый день, к вечеру его мрачное настроение понемногу рассеялось, он разговорился с детьми Корнея Ивановича и, усевшись среди них, стал рассказывать о морских путешествиях. Дети слушали его очарованные, а когда он заканчивал, кричали: «Ещё!» Перед уходом Корней Иванович предложил другу: «Слушай, Борис, а почему бы тебе не стать литератором? Попробуй опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдет неплохая книжка!»
Борис Степанович отозвался на это предложение с неохотой, но Чуковский настоял на своём, сказав: «Ты напиши, что напишется, а я прочту и поправлю».
Каково же было удивление К. И. Чуковского, когда через несколько дней, сев читать и приготовясь редактировать рукопись, принесённую Борисом Степановичем, писатель обнаружил, что исправлять нечего, что перед ним работа настоящего мастера.
Радость Чуковского была безгранична. Он посоветовал другу отнести морскую новеллу в детский журнал, показать её С. Я. Маршаку. Начинающий писатель, капитан дальнего плавания Борис Житков так и сделал. И в лице Маршака нашёл сразу верного друга, доброжелательного, требовательного и справедливого редактора. А литература приобрела талантливого писателя, автора с добрым и светлым взглядом, умеющего о сложных вещах рассказывать просто и выразительно.
6. Подготовительная работа. Словарная работа.
Прочитайте слова сначала по слогам, потом целым словом:
Ла-ки-ро-ван-ных.
Рас-чест-но-е.
Под-гля-ды-ва-ют.
За-ме-ча-тель-но.
Прик-ле-ен-ны-е.
Нем-но-жеч-ко.
7. Первичное чтение
– Рассказ «Как я ловил человечков» – из цикла «Морские истории». Впервые он был опубликован в журнале для детей «Чиж» в 1934 году (№ 2).
Учитель читает часть рассказа до слов: «Я всё время думал о человечках».
– Каким представляете себе маленького Борю?
– Знакомо ли вам такое душевное состояние, которое испытывал мальчик?
– Как вы думаете, что произойдёт дальше?
8. Чтение по цепочке.
9. Беседа по прочитанному.
-Понравился ли вам рассказ?
-Когда вы читали рассказ, думали ли вы, что в параходике и на самом деле живут человечки? Почему?
-Почему бабушка не разрешила Боре трогать параходик?
-Как мальчик пытался выманить человечков из параходика?
-Что по-вашему, ещё больше тревожило и разжигало интерес Бори?
-Как вы думаете, куда же пропали конфета и хлеб?
-Что он придумал, чтобы не пойти с бабушкой в гости?
-Как он пытался достать человечков из параходика?
-Что у него из этого вышло?
-Почему же он плакал, когда пришла бабушка?
-В чём убедился Боря, сломав параходик?
6.Словарно - лексическая работа.- Объясните значение слов:
КОРМА Задняя часть судна, лодки и нек-рых других транспортных средств. К. корабля, транспортного самолета
МАЧТА,. Вертикальная конструкция на палубе (на парусных судах - для установки парусов), а также сооружение в виде укрепленного столба (ствола) для разных технических целей. ПАЛУБА, -ы, ж. 1. Горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолета, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна. ПОЛИРОВАТЬ Натирая, придавать блестящий, гладкий вид чему-н..
ЛАКИРОВАТЬ, 1. Покрывать лаком.
VI. Закрепление нового материала.
1) От чьего имени идет повествование?
- Назовите предмет его обожания.
- Прочтите, как выглядит пароходик.
- Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение? На доске карточки: олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, ирония. Используйте их для ответа на вопрос.
- Какое из данных средств художественной выразительности отметили
(Будочка – домик, винт – розочка, два черных пояса – метафора.)
- Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Выскажите свои предположения.
- Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия.
Характеристика главного героя.
-Как вы думаете, какое качество заставило Бориса разобрать параходик? (Любознательность или любопытство).
-Чем отличается любознательность от любопытства?
-Приведите свои примеры.
-Какое качество проявил Боря в данной ситуации?
-Запишите в тетрадь несколько качеств, которые помогут описать характер главного героя.
Придумайте вопрос, чтобы ответом был пароходик. Чтобы ответом было выражение Я мигом, живым духом. Как вы его понимаете?
5. Итог урока
-С каким рассказом мы сегодня познакомились?
-Кто его автор?
-Какой эпизод рассказа вам понравился больше всего? Почему?
. Зачем автор написал рассказ?
(Так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.)
- Что посоветуем герою? Прочтите пословицу “Дал слово – держись, а не давши – крепись”.
(Не нарушать данное слово)
Составим синквейн
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
6.Домашнее задание: перечитать отрывок из рассказа Б. С. Житкова «Как я ловил человечков», прочитанный в классе (с. 38–43, часть 2-я); проследить, как нарастало волнение мальчика, как росло его нетерпение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...