Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема: В.Ю. Драгунский « Главные реки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnye_reki_konspekt_uroka.doc | 45.5 КБ |
glavnye_reki_dragunskiy.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению в 4 «б» классе
Тема: В.Ю. Драгунский « Главные реки»
Цель: познакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением "Главные реки".
Задачи:
• раскрыть нравственный смысл произведения;
• совершенствовать навык выразительного чтения, пересказа текста, выборочного чтения;
• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;
• учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;
• совершенствовать библиографические навыки;
• закреплять умение самостоятельно работать с книгой;
• развивать читательский интерес.
Ход урока
- Организационный момент
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
-Начинаем урок литературного чтения
II. Проверка домашнего задания.
Ребята, на слайдах будут выводиться иллюстрации к «Сказке о потерянном времени» Евгения Шварца. Вспомните, какому эпизоду сказки они соответствуют.
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время?
СЛАЙД 4
На доске рисунки: часы, пожар, Некрасов, карта (с изображением реки)
-Предположите, почему именно эти изображения на доске.
- Ребята, вы догадались, о чем будем говорить на уроке?
- Тогда вам еще подсказка – стихотворение:
III. Основная часть урока
- СЛАЙД 5
- Речевая разминка (текст напечатан на карточках).
Причина
«Причина»- какое удобное слово!
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,
Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Не сделал,
Забыл,
Тяжело,
Далеко…
Причину найдёшь –
И дыши глубоко!
С совестью мир,
Не запятнана честь…
Чего-то там нет,
Но причина-то есть!
Ребята, ребята,
Вы завтра – мужчины.
Не надо причин!
Не ищите причины!
( В.Викторов)
- Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл? Вы прочитали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл?
- Прочитайте пословицу и соотнесите её с прочитанным ранее произведением.
* Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.
- Кто из героев нами прочитанных произведений терял время?
- А как выдумаете, терять время попусту, это достоинство человека или его недостаток?
- А сейчас вы догадались, о чем будем говорить на уроке?
- СЛАЙД 6
- - Расшифруйте фамилию автора произведения.
– Мы с вами познакомимся с произведением В.Ю. Драгунского.
- Какие произведения этого автора вы знаете? Чем они вам понравились?
– Что у них общего? Какие они? (о детях, о Денисе Кораблеве)
- Биография В. Ю. Драгунского (УЧЕНИК ВЫСТУПАЕТ. Презентация «Жизнь и творчество В. Ю. Драгунского»)
– И сегодня мы познакомимся еще с одной историей, которая вам тоже чем-то поможет .
- СЛАЙД 7. Словарная работа .
- Прочитайте слова, которые вам встретятся в тексте. Подберите к ним синонимы:
Прыть – быстрота, подвижность
Позор - бесчестье, стыд и срамота ( и срам) –позорище
Ловко - проворно, юрко, вертко
Сноровисто - удобно
Примчаться - прибежать, приехать
Вежливый - учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный
Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно
Продекламировать - прочитать
Влепить - поставить, ударить
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Первичное чтение.
Чтение подготовленными детьми (..) до слов «…и я тебя отпущу», дальше дети читают самостоятельно.
-Совпали ли ваши предположения о содержании?
- Ваши впечатления от прочитанного?
- Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или придти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали, или подсказки были не понятны для вас? Что вы испытывали в тот момент?
- Стихи
Мужичок с ноготок (из стихотворения «Крестьянские дети», 1861г.), (читает Ворсина Анна)
Однажды, в студёную зимнюю пору…
Я из лесу вышел,
Был – сильный мороз,
Гляжу, - поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз
И, шествуя важно, походкою чинной,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном
В больших рукавицах
А сам - с ноготок…
- К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение?
- Помогают ли герою подсказки друзей? Вот к каким нелепым ситуациям приводит медвежья услуга.
– Давайте подумаем, какой же Дениска в произведениях Драгунского и назовём качества, которые могут быть у человека!
(Ответы детей: Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать ( пол лета читал) ,хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый, доводил начатое интересующее его дело до конца, применил полученные теоретические знания на практике – про пожарных…)
– А теперь разберём, какие из них есть у Дениски! (По одному)
ФИЗМИНУТКА
- Работа с текстом
- Стр. 19– Давайте вернёмся к произведению и найдём отрывок, подходящий к иллюстрации. Найдите и прочитайте.
- СЛАЙД 8 -У меня есть запись этого произведения, я включу вам отрывок, а вы находите его и продолжаете читать.
- Автор рассказа – Виктор Драгунский – взрослый мужчина, взрослый человек, а от чьего имени он написал этот рассказ? Что помогло нам сделать вывод?
Вывод: Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “Я”. Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой. Кто этот герой? И называется такой герой – герой-рассказчик.
- Рассказ Драгунского – это рассказ его героя Дениски. Почему именно такой приём выбрал автор?
- Обратимся к тексту произведения ещё раз.
- К какому жанру относится это литературное произведение? (РАССКАЗ)
- Почему рассказ? ( малое количество героев, одно событие, небольшой объем)
- А как вы думаете над чем заставляет задуматься нас автор?
- Вернемся к названию - вас не смущает, что про главные реки почти ничего не говорится, а произведение получило такое название. Почему?
- В каком разделе находится это произведение? («Делу время – потехе час»)
- Чем схожи два произведения из этого раздела, которые мы прошли ( «Сказка о потерянном времени» и «Главные реки»)? ( не теряй времени, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня)
- Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего? (начало и конец произведения)
IV. Подведение итогов
Чему вы научились на уроке?
Что нового узнали?
- Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему?
- Что мы узнали о Викторе Драгунском?
- Кто он? (ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ)
- Для кого он пишет (ДЛЯ ДЕТЕЙ)
- О ком его рассказы? ( О ДЕТЯХ)
- Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Виктора Драгунского? Какой бы вопрос вы мне задали?
О чем бы вы хотели, чтобы я вам рассказала еще?
Слайд 10.
V. Домашнее задание:
Выразительное чтение текста по ролям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Некрасов Н. А.
«Причина»- какое удобное слово! Оно выручает лентяя любого. Оно объясняет, Оно покрывает, Оно от стыда и позора спасает. Не сделал, Забыл, Тяжело, Далеко… Причину найдёшь – И дыши глубоко! С совестью мир, Не запятнана честь… Чего-то там нет, Но причина-то есть! Ребята, ребята, Вы завтра – мужчины. Не надо причин! Не ищите причины! ( В.Викторов)
В.Ю. ЙИКСНУГАРД
(1913 – 1972) Драгунский Виктор Юзефович
Иллюстрации к каким рассказам В. Драгунского вы здесь видите?
Все рассказы разные: над одними смеешься до слез, над другими задумываешься , порой грустишь и огорчаешься. Когда читаешь эти рассказы, замечаешь, что Дениска похож на каждого из нас. Он любит то, что любим мы. Вот как об этом написано в рассказе «Что я люблю»: «Я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо. Очень люблю звонить по телефону. Я люблю строгать, пилить, я умею лепить головы древних воинов и бизонов, и я слепил глухаря и царь-пушку. Все это я люблю дарить. Я люблю посмеяться. Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех – смотришь, через пять минут и вправду становится смешно. Я много чего люблю!»
Дениска любознателен, он ищет ответы на многие вопросы и отвечает на них по-своему, что приводит к смешным ситуациям. Если он видит, что обижают слабого, нужна помощь, то никогда не останется в стороне. Не беда, что не все получается у Дениса или получается не так, как хотелось бы. На примере «Мотогонки по отвесной стене» В рассказе «Сверху вниз, наискосок» Денис решил стать маляром и покрасил Алёнку с головы до ног, а заодно чистое белье, новую дверь и управдома Алексея Акимыча . Дети так увлеклись своим занятием, что забыли обо всем на свете. Денис никогда не сидит без дела
Прыть , позор, ловко, сноровисто, примчаться, вежливый, бодро, продекламировать
Книге Драгунского «Денискины рассказы» скоро исполнится 50 лет, но дети уже нашего 21 века с увлечением следят за приключениями озорного мальчишки, вместе с ним играя в прятки, уча уроки, строя космический корабль, катаясь на велосипеде и распевая частушки на детском празднике. Писатель часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Каждое свое послание он заканчивал девизом: «Дружба! Верность! Честь!»
В. Драгунского уже давно нет с нами, но «Он живой и светится», и его книги всегда с нами. Детский поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим детям щедро и талантливо Виктор Драгунский. Если бы я был доктором, я бы всем детям выписывал специальное лекарство: «Витамины Драгунского» - его рассказы. Принимать ежедневно!!!»
Список литературы 1. Драгунская А. О Викторе Драгунском // Начальная школа. – 2000. – 8. 2. Драгунская К. Про папу моего // Кукумбер . – 2003. – 10. – (Доска почёта и уважения). 3. Нагибин Ю. Писатель щедрый и радостный // Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. – М., 2004. 4. Драгунский В. Денискины рассказы.- М. Эксмо , 2005. 5. Драгунский В. Старый мореход.-М. Советская Россия, 1964. 6. Материалы сайтов: http://www.biblioguide.ru http://www.rgdb.ru http://bookoliki.gmsib.ru 7 . Фотоматериалы сайтов: vecherka.su www.livejournal.ru http://www.biblioguide.ru www.izbrannoe.ru ozon.ru moscow-live.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...