Урок литературного чтения в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ.
Цели:
- учить сравнивать русские и зарубежные сказки, выявлять общие мотивы, сопоставлять сюжеты, характеризовать героев (подвести детей к этой цели, затем написать на доске)
- формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы;
- обучать детей представлять подготовленный материал;
- раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», «гордость» и «зависть»;
- развивать чувство доброты, стимулирование желания оказать помощь;
- закрепить знание правил доброжелательного поведения;
- на примере сказочных героев уметь определять эмоциональное состояние людей;
- пополнять словарный запас учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_plg.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Тема урока: Сравнение сказок братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
4 класс, УМК «Перспектива»
МБОУ «СНОШ им.В.Г.Павлова»
Учитель начальных классов: Петрова Лена Герасимовна
Цели:
- учить сравнивать русские и зарубежные сказки, выявлять общие мотивы, сопоставлять сюжеты, характеризовать героев (подвести детей к этой цели, затем написать на доске)
- формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы;
- обучать детей представлять подготовленный материал;
- раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», «гордость» и «зависть»;
- развивать чувство доброты, стимулирование желания оказать помощь;
- закрепить знание правил доброжелательного поведения;
- на примере сказочных героев уметь определять эмоциональное состояние людей;
- пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные. Достижение необходимого уровня читательской компетентности, общего уровня развития, т.е.овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования.
Метапредметные.
Регулятивные – формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные – размышление о нравственных ценностях (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок, умение оперировать понятиями: предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки, текст повествовательного характера, определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, составление собственного текста по аналогии с прочитанным произведением.
Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста, умение работать в паре, группе, доказательство своей точки зрения, проявление бережного отношения к художественной книге.
Оборудование.
Учебник, сборники сказок братьев Гримм и А.С.Пушкина, проектор, доска, презентация к уроку.
Ход урока.
- Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)
- Дорогие ребята, у нас сегодня не обычный, а открытый урок по литературному чтению. Давайте поприветствуем наших гостей.
- Актуализация знаний.
- Речевая разминка (слайд 1)
На стене висит картина –
И чего там только нет:
И шкафа половина,
И дедушкин буфет,
И даже телевизор
В картине засверкал!
Шагал кот по карнизу –
В картину ту попал.
- Прочитайте медленно, с ускорением, с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, выразительно читает учитель.
- О чем эта загадка? (о зеркале) Докажи – почему ты так думаешь?
- Какие сказки вы читали, где есть этот предмет? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Алиса в стране чудес», «Белоснежка и семь гномов»)
- А какую роль играет зеркало в нашей вчерашней сказке?
- Проверка домашнего задания (придумать конец сказки, выслушать двух – трех учащихся) – похвалить, оценивание слушателей (оценки в журнал)
- А кто знает настоящий конец сказки?
- Очень хорошо, перескажи нам коротко? (если возникнут затруднения, то учитель сам рассказывает конец сказки)
(опять происходит оценивание пересказа, достоверность, умение передачи)
- Понравилась вам сказка? Какой у нее конец? (счастливый)
- Выведение цели урока и плана действий на уроке.
На выставке книг сказка «Белоснежка и семь гномов» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
- Перед вами две сказки. Как вы думаете, почему они присутствуют у нас на уроке? (обе сказки похожи, обе сказки литературные, обе сказки волшебные, добро побеждает зло)
- Молодцы! Вы очень внимательны! Действительно сказки похожи.
- Что можете рассказать об авторе сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (ответы детей)
- А что вы знаете о братьях Гримм? (что немецкие учёные-филологи братья Гримм записывали сказки, которые исполняли народные сказители, сознательно стремясь сохранить народный язык).
- Сказки братьев Гримм были впервые опубликованы в 1812 году. Сказка А. С. Пушкина была опубликована в 1833 году.
- На какую мысль наталкивают вас эти даты? (возможно ли, что сказки братьев Гримм стали основой для создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?(слайд 2)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? Почему? (дети обосновывают свои ответы).
- А какая цель?
- Правильно! (слайд 3 с темой и целью урока, записывают в тетради)
- А как нам надо работать, что сделать на уроке, что цель была достигнута? (составить план действий)
- Хорошо, я с вами согласна. Давайте запишем план нашего урока.
- Вспомнить сюжет и героев сказки братьев Гримм
- Вспомнить сюжет и героев сказки А.С.Пушкина
- Сравнить сказки
- Основная часть урока.
- Ребята, сейчас вам предстоит исследовательская работа. Работать будете по группам, я попрошу вас сесть по группам (вспомнить правила работы в группе)
- Какое главное правило работы в группе?
- Давайте пожелаем друг другу удачи! (хлопки)
- Перед вами таблица сравнения обеих сказок…, будете пользоваться текстами учебников.
Учащимся предлагается самостоятельно поработать с текстами сказок. Для составления подробного анализа сказки учащимся предлагается таблица, которую они самостоятельно заполняют, а затем обсуждают (при обсуждении учитель заполняет таблицу на доске), (слайд 4)
Группа 1заполняет 1 и 2 строки таблицы
Группа 2 заполняет 3 и 4 строки таблицы
Группа 3 заполняет 5 строку таблицы
Группа 4 заполняет 6 и 7 строки таблицы.
ПАРАМЕТРЫ СРАВНЕНИЯ | «БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ» | «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ» |
Авторы | Немецкие сказочники переработали народную сказку | Русский поэт обработал народные сказки и создал литературную сказку |
Название сказки | В названии указаны главная героиня сказочного сюжета и семь помощников | В названии указаны главная героиня и семь её помощников — русских богатырей |
Положительные герои сказки | Белоснежка, семь гномов, принц | Царевна, королевич, семь богатырей |
Отрицательные герои сказки | Мачеха | Мачеха |
Основные события сказки | Рождение девочки у королевы-матери; смерть королевы-матери; женитьба короля на новой королеве; разговор королевы и волшебного зеркальца; псарь по приказу новой королевы отводит Белоснежку в лес, чтобы убить; Белоснежка в лесу у семи гномов; королева узнаёт, что Белоснежка жива, и отправляется в лес к семи гномам, чтобы её извести; королева три раза дарит подарки Белоснежке, которые приводят к её смерти; два раза гномы спасают её, на третий раз спасти Белоснежку гномы не могут; спасение Белоснежки королевичем, свадьба королевича и Белоснежки, смерть королевы | Рождение девочки у королевы-матери; смерть королевы-матери; женитьба короля на новой королеве; разговор королевы и волшебного зеркальца; Чернавка по приказу новой королевы отводит царевну в лес, чтобы убить; царевна в лесу у семи богатырей; королева узнаёт, что царевна жива, и отправляется в лес к семи богатырям, чтобы её извести; королева дарит ей яблоко, которое приводит к её смерти; спасение царевны королевичем, свадьба королевича и царевны, смерть королевы |
Конец сказки | Зло наказано | Зло наказано: мачеха сама умирает от зависти и тоски |
Язык сказки | Проза | В стихах, красивый литературный язык |
- Один ученик из группы выходит и защищает свою работу. Учитель заполняет таблицу, т.е. ставит + или - .
- Оценивание и самооценивание работы групп
Выводы исследовательской работы.
- Мы с вами провели очень хорошую работу. Похожи сказки? (обоснованные ответы детей). А отличия есть?
- Учащиеся делают вывод, что в сказке братьев Гримм торжествует доброе, наказывается злое. В этом смысл сказки. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — это сказка о любви, о красоте, о верности.
- Физминутка.
Мы гномы, гномы, гномы
Малюсенький народ.
И под грибочной шляпкой
Каждый из нас живёт.
С бабочками дружим мы,
С лягушками в ладу,
Умеем мы трудиться,
Умеем веселиться!
- Обобщение и систематизация знаний.
- У нас будет необычное домашнее задание.
- Ребята, я предлагаю вам составить литературную викторину по сюжету сказки «Белоснежка и семь гномов».
- Как вы думаете, можно ли взять и просто так составить викторину? Нет, конечно. Давайте составим алгоритм проведения литературной викторины (слайд5 )(записывают в тетради)
Алгоритм подготовки и проведения литературной викторины
- Выбрать тему.
- Определить количество вопросов
- Придумать интересные вопросы
- Определить критерии оценивания ответов.
- Определить форму подведения итогов викторины и средства поощрения ее участников.
- Какие вопросы можно придумать?
- Давайте тогда скорей начнем «Цепочку вопросов» (дети задают друг другу вопросы по сюжету сказки). Но договоримся, что будем соблюдать главное правило – не повторяться.
- Я вижу вы достаточно вооружены знаниями, это пригодится вам для успешного выполнения домашней работы.
- Итог урока.
- Подведем итог урока.
- Рефлексия (слайд 6)
Сегодня на уроке я узнал……
Мне показалось интересным………
Меня удивило………
Я не смог……..
- Понравился вам сегодняшний урок? Чему учат эти сказки? (добро всегда побеждает зло). Мне хотелось бы закончить урок этими стихотворными строками: (слайд 7)
Знайте, дети, никогда
Не доводит до добра
Зависть, злоба и порок:
Зло вернётся, словно рок.
Подлость, низость или гадость
Никогда не станет в радость,
А вот если добрым будешь –
Про несчастья позабудешь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...