Технологическая карта по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кирьянова Анна Васильевна

Технологическая карта урока по литературному чтения для 2 класса по теме творчество братьев Гримм, знакомство со сказкой "Маленькие человечки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.docx37.48 КБ
Файл malenkie_chelovechki_pptminimizer.pptx358.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Дата урока  23.10.2015 г.    ФИО учителя  Кирьянова Анна Васильевна,   класс 2 «г»

Название урока Литературное чтение

Тема урока. Братья Гримм. «Маленькие человечки».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель : создать условия для  ознакомления с творчеством братьев Гримм и сказкой «Маленькие человечки.

Задачи: способствовать расширению читательского кругозора;  формированию навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения, выборочного чтения; закрепление литературных терминов жанр и тема произведения; пополнение  словарного запаса; содействовать воспитанию нравственных качеств на примере текста сказки братьев Гримм; прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с авторской сказкой братьев Гримм «Семеро храбрецов»;

будут учиться находить ответы на вопросы к тексту;  определять тему и главную мысль; развивать навык выразительного чтения; называть специфические особенности жанра литературной сказки;

Метапредметные:

познавательные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания;   анализ текста с целью выделения признаков по жанру; моделирование обложки произведения;    поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности;

регулятивные: определение темы и целей урока; планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе;  читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям); фиксируют   удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения

Личностные:

осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев; осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения;  приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров; жизненное самоопределение

Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение. 2 класс. Часть 1». Л.А. Ефросинина. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.  рабочая тетрадь «Литературное чтение. 2 класс» Л.А. Ефросинина. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г.

медиапроектор;  экран;  ноутбук; карточки для определения ролей при чтении по ролям; карточки-опоры с лексическим значением слов; листочки для рефлексии

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся  

Универсальные  учебные действия

1.   Организация начала урока  

 Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу улыбку. Пусть ваше хорошее настроение останется с вами на протяжении всего урока. Готовы работать?

  Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»

Л.: жизненное самоопределение

Р.:   привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места,

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Мотивация к учебной деятельности

 Игра «Вспомни и назови»

Наш урок мы начнём с игры «Вспомни и назови». Я зачитаю отрывки из произведений, а вы должны их назвать.

  • «Испугались они, вёдра побросали и домой  побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась». (Русская народная сказка «У страха глаза велики»)

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня…

Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.(Русская народная сказка «Царевна –лягушка»)

  • Испугались они и решили спрятаться. Прыгнул один козленочек под стол, другой - на кровать, третий - на печку, четвертый - в кухню, пятый - в шкаф, шестой - под умывальник, а седьмой - в футляр от стенных часов. Но всех их нашел волк и не стал долго разбираться: разинул пасть и проглотил их одного за другим; одного только он не нашел, того младшего, что спрятался в часах.(волк и семеро козлят. Братья Гримм)

- Что общего между этими тремя произведениями?

- Какие бывают сказки?

-Чем отличается народная сказка от авторской?

Заслушивают отрывки из сказок, определяют, из какой они сказки, называют заглавие и автора произведения.

Определяют жанр данных произведений

Отвечают на поставленные воп росы. 

(Это сказки)

(Авторские и народные)

Народные пишет народ, а у авторских есть автор.

П.: выделение существенной информации из текста

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

  •  «Лягу я спать, а утром встану пораньше и сошью сапоги».
  • А это отрывок из какого произведения?

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

3. Постановка учебной задачи

1. Определение автора произведения.

Догадайтесь, с произведением какого автора мы познакомимся на уроке?

Бралитья  Гнаримм

2. Определение названия произведения.

- А как называется произведение, с которым мы познакомимся, догадайтесь, используя схему.

м

а

л

е

н

ь

ч

е

и

к

е

л

о

в

е

и

к

ч

- Итак, какова же тема нашего урока?(Братья Гримм «Маленькие человечки»)

3. Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с новым произведением. Ответить на вопросы к тексту. Учиться правильно и выразительно читать произведение)

Итак, сегодня мы …

Определяют фамилию авторов  нового произведения

Определяют название произведения

Формулируют тему урока

Ставят цели.

Р.: определение темы и целей урока

П.: анализ объектов с опорой на визуализацию, выделение последовательности развития событий

Р.: Умение слушать в соответствии с целевой установкой

4. Первичное усвоение новых знаний

-Как вы думаете, а какими были братья Гримм?

-Почему вы так думаете?

Якоб и Вильгельм Гримм- это немецкие писатели. Родились в конце 18 века. Окончили университет. Они были очень серьёзными учёными. Создали «Немецкую грамматику», «Немецкий словарь», «Историю немецкого языка». Но всю жизнь собирали народные сказки. А в 1815 году вышла их книга «Детские сказки», которая принесла им известность. Эту книгу переиздавали, а сказки переводили на разные языки).

Мы познакомимся с произведением  «Маленькие человечки»

А в каких произведениях нам встречались маленькие человечки?

Как вы думаете , о чем или о ком оно будет?

- Мы познакомимся с этим произведением  и определим, так ли это.

А)  Работа над интонацией.

Вы сказали, что хотите научиться читать выразительно. А что это значит – читать выразительно?  (Передавать чувства героев с помощью интонации, т.е. голосом)

- Давайте немного потренируемся.

У вас на глазах разбилась любимая игрушка. С какой интонацией вы произнесёте «Разбилась!» (Грустно, досадно)

- Вы ждете каникул , и вот они наступили. С какой интонацией вы произнесёте «Каникулы!» (Радостно)

- Вам страшно. Как вы это передадите? (Интонация испуга, страха)

- Молодцы!

Б) Работа с лексическим значением слов

В тексте вам встретятся слова, значение которых может быть вам не совсем понятно. Объясните смысл данных слов и  выражений.

ЗАГОТОВКИ – выкройка из кожи

СТЕЖОК – часть шва – расстояние между двумя проколами иголки

ШИЛО – инструмент для прокалывания дырочек в коже

ТАЧАЛИ – шили

Слушание нового произведения  

Кто хочет, может следить, а кто-то может  просто послушать. Аудиозапись

Рассматривают портрет. Вспоминают и формулируют полученные ранее сведения об авторах

По названию произведения определяют эмоциональную направленность текста

Отвечают на поставленные вопросы

Дюймовочка, Приключения Незнайки.

Пытаются передать голосом разную интонацию (грусти, радости, испуга)

Объясняют лексическое значение знакомых слов или читают на карточке значение незнакомых слов

Слушают аудиозапись

 

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

формулирование ответов на вопросы

П.: анализируют и делают выводы

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

П.: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме;

П. : дополняют и уточняют высказанные мнения

П.: выделение существенной информации из текста

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Физминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Еще попрыгай, раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз,

И за парту вновь садись

5. Первичная проверка понимания  

  1.  Выявление первичного восприятия

- Понравилось вам произведение?

-Какой жанр? Почему? Какая это сказка?

-В сказке мы столкнулись с выражениями «чистая совесть» и «зажиточный человек»? Что эти выражения значат?

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

 

К.: сотрудничество в сборе информации

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Л.: осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения;

6. Первичное

закрепление

  1. Работа над текстом произведения

-Прочитайте о том, как жил и что делал сапожник до появления человечков.

-Расскажите, что случилось в доме сапожника.

- Как сапожник решил узнать, кто ему помогает?

-Кто же это был?

-А как работали маленькие человечки?

-Изменилась ли жизнь сапожника? Как?

- Как решили отблагодарить сапожник и его жена маленьких человечков? Найдите ответ в тексте и прочитайте.

-Что сделали человечки, когда увидели подарки? Найдите и прочитайте.

  1. Работа в группах

- Сейчас вы поработаете в группах.

- Вспомним правила работы в группе. (Уметь слушать! Уметь договариваться! Не ссориться!)

- Первая группа подготовит  выразительное чтение  отрывка песни стр.93. Помните, что вы должны передать голосом чувства героев.

- Вторая группа соберёт пословицу, и докажет, что она подходит к сказке.

- Третья группа придумает свой сказочный ответ на вопрос «Почему маленькие человечки поселились в доме у сапожника?

Четвертая группа рисует любимого маленького человечка.

Пятая группа подобрать отрывок из сказки к иллюстрации на стр.92 и прочитать.

Проверка.

  1. Моделирование обложки
  2. На дом:

Прочитать любое произведение братьев Гримм.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Делают выводы.

Рассматривают иллюстрацию, определяют эпизод, зачитывают подходящий отрывок текста

Отвечают на поставленные вопросы

Вспоминают правила работы в группах

 

Распределяют роли, готовят выразительное чтение по ролям

Собирают и наклеивают пословицу. Объясняют, почему она подходит к тексту

Развивают внимание и мышление

Доказывают, что правильно определили жанр данного произведения, называя признаки сказки.

Моделируют обложку

К.: сотрудничество в сборе информации, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации,  

П.: выразительное смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста)

К.: владеют навыками конструктивного взаимодействия

Р.: действуют в соответствии с инструкцией учителя

П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей

Р. : умеют слушать в соответствии с целевой установкой

П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации;

формулируют ответы на вопросы;

полно и точно выражают свои мысли;

находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится);  

понимают на слух ответы обучающихся;

дополняют, уточняют высказанные мнения

Р.:  контроль, оценка,  

 К.: сотрудничество в сборе информации

П.: выбор способов решения задачи;  

Л.: осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения;

Р.: планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе;  читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям);

П.: выбор способов решения задачи

Л.: осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях);

П.: знаково-символические – моделирование обложки;

П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков

Р.: осознают, принимают и сохраняют учебные задачи

7. Рефлексия.

  1. Итог урока.

- Вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

- Достигли ли мы их?

- С какой сказкой познакомились?

- Кто её автор?

  1. Рефлексия

Ребята, на партах у вас лежат по 2 смайлика , обратите внимание, один смайлик счастливый, другой грустный. Оцените свою работу.

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

 

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Л.: приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров;

П.: осуществляют логические действия

П.: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности

Р.: оценка (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить)

Л.: жизненное самоопределение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Бралитья гнаримм

Слайд 3

Братья гримм

Слайд 4

м а л е н ь ч е и к е л о в е и к ч

Слайд 5

Братья Гримм . «Начальная школа 21 века» 2 класс

Слайд 7

Знакомство с произведением.

Слайд 8

Заготовки- выкройка из кожи. Стежок - часть шва-расстояние между двумя проколами иголки Шило - инструмент для прокалывания дырочек в коже Тачали - шили

Слайд 10

? Подходит ли к этой сказке пословица «За добро добром платят»? Объясни её смысл. Да, подходит. Если кто-то для тебя сделал доброе дело, то ты тоже должен в ответ сделать что-то хорошее.

Слайд 12

Молодцы!

Слайд 13

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%BC -портрет http://blogtrenera.ru/wp-content/uploads/79d9e4bfb82c_A7AD/image.png - -человечки http://deti-online.com/images/skazki-bratev-grimm--malenkie-chelovechki.jpg -обложка http://i.ytimg.com/vi/5ILDYFOYAwg/0.jpg -картинка https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQN1-ntVTtkQdFLoac7z0cI3veGMRS1D62hN1pIHNbK0c524ejW -обложка Учебник «Литературное чтение» .Ч.1 . Автор: Ефросинина Л. А. Издательский центр « Вентана - Граф».2013 Рабочая тетрадь «Литературное чтение» .Ч. 1 . Издательский центр « Вентана - Граф».2013 https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQlji6QviZYsxunsOGgGXLuDZlqefHUMU_VevJ064HK01Kxkeg0jw -сапожник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...

Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...