А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Миколаенко Анастасия Алексеевна

Обеспечить полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы; создать условия для знакомства со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина «У Лукоморья…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_u_lukomorya.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...»

Педагогическая цель

Обеспечить полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы; создать условия для знакомства со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина «У Лукоморья…»

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Научатся наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; оценивать свой ответ; контролировать себя в процессе чтения; самостоятельно оценивать свои достижения.

Личностные результаты

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета, умеют работать коллективно.

Коммуникативные: привлекают имеющиеся знания из собственного опыта, учатся отгадывать загадки.

Основные понятия и термины

Сказка, русский писатель, анализ произведения

Методы и формы обучения

Формы работы: фронтальная, индивидуальная; методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

Учебник «Литературное чтение» 2 класс, м/м презентация, интерактивная доска

Этапы урока

Виды работ

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.  Орг.момент

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников, готовности к сотрудничеству

1. Приветствие

2. Эмоциональный настрой

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Зовут меня Анастасия Алексеевна.

-Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

II. Речевая разминка

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению.

1. Чтение стихотворения

«Жужжащее чтение»

-Прежде, чем приступить к уроку, выполним речевую разминку.

      Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

-Откуда эти строки? (Из сказки А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»)

-Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.

Предлагает учащимся прочесть стихотворение, определить, откуда эти строки и автор произведения; прочитать с разной скоростью.

Читают стихотворение сначала все вместе, затем 1 ряд – медленно, 2 ряд – с ускорением, 3 ряд – выразительно, определяют произведение и автора.

II. Определение темы и целей урока

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1. Беседа

-Как вы думаете, какова тема урока? О ком будем вести речь на уроке? (мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение)
- Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии - так называют Пушкина.
- А отравимся мы сегодня в мир сказок. Мы - литературные исследователи.

-Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Пушкин написал это стихотворение)

-Для чего вам это нужно? (Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и чтобы было приятно слушать других)

-И предстоит нам раскрыть тайны сказки.
- Сегодня на уроке мы вспомним сказки этого автора, узнаем новое о нем, постараемся ответить на трудные вопросы, будем учиться выразительно читать.

Задает вопросы, формулирует тему урока

Отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока

III. Актуализация знаний

Цель: повторение и применение на практике раннее полученных знаний

1. Беседа

2. Рассказ о писателе

3. Угадывание сказки

-Сегодня мы постараемся открыть что-то новое для себя о А.С.Пушкине. Вы уже знакомы со сказками Пушкина.

- Я приглашаю вас на экскурсию в художественную галерею. 
-Какие сказки и стихи А.С. Пушкина вам читали дома?

-Какие вы читали самостоятельно?

-Познакомимся с биографией писателя.

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Рано научился читать. В детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

- Отправимся в путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Я буду читать вам отрывок, а вы должны угадать, из какого он произведения.

-Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?»

-Как называется эта сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре      князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

-Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!»

-А эта сказка?           («Сказка о золотом петушке».)

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

-Вспомни название. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

-Читаем дальше.

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

-Кто вспомнил эту сказку? («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

Задает вопросы, актуализирует знания учащихся

Знакомит учащихся с биографией А.С.Пушкина

Ставит учебную задачу – определить название сказки по отрывку; читает отрывки из произведений, сопровождает речь изображением сказки на слайде

Отвечают на вопросы учителя о том, с какими сказками А.С.Пушкина они уже знакомы

Внимательно слушают учителя, узнают информацию о жизни А.С.Пушкина

Принимают учебную задачу, по отрывку узнают произведение А.С.Пушкина

IV. Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.

1. Подготовка к восприятию произведения

2. Первичное восприятие текста (чтение учителем)

3. Словарная работа

4. Вторичное восприятие текста (чтение учащимися)

5. Анализ произведения

-Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке. Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

- Сегодня мы познакомимся с произведением, которое написано красивым литературным языком
(  Слайд А.С. Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый…) 

Я прочитаю вам произведение, а вы следите по тексту, внимательно слушайте, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова.

 - Что такое лукоморье? Кто знает?
-морской залив, бухта, изгиб морского берега. - Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).
- Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.
- Что означает «дол»? (Пространство без деревьев – долина).
- Как вы понимаете слова «видений полны»? (Много выдуманных героев)
- о заре – на заре.
- Почему воды названы ясными? (Прозрачные).
- пленяет – берёт в плен.
- тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.
- чахнет – сохнет, худеет.
-Эти устаревшие слова в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя стариной, сказочностью, волшебством.
- А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте сначала по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок.
Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл:
У ЛУ-КО-МОРЬ-Я                               НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ
НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ                               ИЗ-БУШ-КА
ПРИ-ХЛЫ-НУТ                                    ТРИД-ЦАТЬ
ПРЕ-КРАС-НЫХ                                  МИ-МО-ХО-ДОМ

-Ребята, а теперь вспомним, как нужно читать стихотворения? (Выразительно, соблюдая знаки препинания)

-Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать.

Чтение вслух (кто хочет).  

-Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? (Произведение состоит из двух частей)

-Что изобразил поэт в первой части? О чём пишет А.С.Пушкин? (Поэт описал, где и когда происходят события сказочного мира)

-Нравится ли самому Пушкину то, что он описывает в своем произведении? Как вы думаете? (Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание)

-Что вы можете сказать о второй части? (Вторая часть более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса)

-Какие сказочные персонажи встречаются во второй части? (Леший, русалка, избушка, колдун, царевна, Баба Яга, Кащей)

-Что говорится о русалке? Найдите в тексте (Русалка на ветвях сидит)

-Что говорится о Бабе Яге? (Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой)

-Что делает Кащей? (Над златом чахнет)

-Обратите внимание на последние строки. Прочитайте их. (И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил)

-Знакомы ли вам эти строки? (Да, похожими словами заканчиваются многие русские сказки)

Сообщает о количестве сказок, написанных А.С.Пушкиным, знакомит с названием нового произведения

Выразительно читает произведение учащимся

Работает над лексическим значением слов, объясняет учащимся их смысл

Отрабатывает с учащимися правильное, четкое произношение слов

Дает целевую установку – вспомнить правила чтения стихотворения, предлагает учащимся прочесть произведение выразительно

Задает учащимся вопросы, добивается полных, осмысленных ответов

Подготавливаются к знакомству нового произведения

Внимательно слушаю произведение, выделяют незнакомые слова

Знакомятся с лексическим значением непонятных слов

Читают трудные в произношении слова сначала по слогам, затем целыми словами

Вспоминают правила выразительного чтения, читают произведение

Отвечают на вопросы учителя, подтверждают ответы словами из текста

Физминутка

Цель: профилактика переутомления учащихся

1. Комплекс упражнений

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

 Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

 Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Проводит физминутку

Под руководством учителя выполняют упражнения

V. Закрепление изученного

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

1. Выборочное чтение

-Я покажу вам картинки, а вы выберете из текста строки, которые к ним подходят.

На слайде представляет картинки, описывающие события в произведении, предлагает подобрать соответствующие строки к ним

Выбирают из текста строки, соответствующие изображению на слайде

VI. Подведение итогов

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

1. Обобщающая беседа

2. Оценивание

- Сегодня мы только начали наши исследования, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинских произведений.

-Произведение какого писателя читали? (А.С.Пушкина)

-Какая сказка вам понравилась больше всего?

-Что интересного вы узнали на уроке?

Задает вопросы учащимся

Выставляет оценки учащимся

Отвечают на вопросы

VII. Рефлексия

Цель: мобилизацию учащихся на рефлексию своего поведения.

1. Беседа

- Вам понравился урок?

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

- Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?)

Задает вопросы учащимся

Отвечают на вопросы учителя

VII. Домашнее задание

Цель: сообщить учащимся информацию о домашнем задании.

1. Сообщение домашнего задания

-Запишите домашнее задание. Уметь выразительно читать произведение, выучить наизусть любые 8 строчек на выбор.

Дает учащимся домашнее задание

Записывают задание в дневник

Подпись учителя ________________ (Щербань Т.А.)

Подпись методиста ________________ (Волошина А.В.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "А.С.Пушкин."У лукоморья дуб зеленый" (3 класс)

Этот урок первый в авторском блоке  "Произведения А.С.Пушкина". В 1 и 2 классах ребята  уже знакомились со сказками и стихами поэта. В 3 классе им предстоит узнать о многообразии жанров в тв...

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый..." с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации "Сказки А.С. Пушкина".Презентация помогает ввести детей ...

урок чтения в 3 классе "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."

Урок чттения в з классе по программе Планета знаний на тему: А.С. Пушкин У Лукоморья дуб зеленый......

Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С. Пушкина "У лукоморья дуб зеленый..."

Данный урок знакомит обучающихся с  красотой пушкинской поэзии, расширяет представление о русском языке, его красоте, воспитывает любовь к русской  литературе....