А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Обеспечить полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы; создать условия для знакомства со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина «У Лукоморья…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_u_lukomorya.docx | 33.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема | А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» |
Педагогическая цель | Обеспечить полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы; создать условия для знакомства со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина «У Лукоморья…» |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; оценивать свой ответ; контролировать себя в процессе чтения; самостоятельно оценивать свои достижения. |
Личностные результаты | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Познавательные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета, умеют работать коллективно. Коммуникативные: привлекают имеющиеся знания из собственного опыта, учатся отгадывать загадки. |
Основные понятия и термины | Сказка, русский писатель, анализ произведения |
Методы и формы обучения | Формы работы: фронтальная, индивидуальная; методы: словесный, наглядный, практический. |
Образовательные ресурсы | Учебник «Литературное чтение» 2 класс, м/м презентация, интерактивная доска |
Этапы урока | Виды работ | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг.момент Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников, готовности к сотрудничеству | 1. Приветствие 2. Эмоциональный настрой | -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Зовут меня Анастасия Алексеевна. -Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. | Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность. |
II. Речевая разминка Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению. | 1. Чтение стихотворения «Жужжащее чтение» | -Прежде, чем приступить к уроку, выполним речевую разминку. Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. -Откуда эти строки? (Из сказки А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях») -Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно. | Предлагает учащимся прочесть стихотворение, определить, откуда эти строки и автор произведения; прочитать с разной скоростью. | Читают стихотворение сначала все вместе, затем 1 ряд – медленно, 2 ряд – с ускорением, 3 ряд – выразительно, определяют произведение и автора. |
II. Определение темы и целей урока Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | 1. Беседа | -Как вы думаете, какова тема урока? О ком будем вести речь на уроке? (мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение) -Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Пушкин написал это стихотворение) -Для чего вам это нужно? (Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и чтобы было приятно слушать других) -И предстоит нам раскрыть тайны сказки. | Задает вопросы, формулирует тему урока | Отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока |
III. Актуализация знаний Цель: повторение и применение на практике раннее полученных знаний | 1. Беседа 2. Рассказ о писателе 3. Угадывание сказки | -Сегодня мы постараемся открыть что-то новое для себя о А.С.Пушкине. Вы уже знакомы со сказками Пушкина. - Я приглашаю вас на экскурсию в художественную галерею. -Какие вы читали самостоятельно? -Познакомимся с биографией писателя. Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Рано научился читать. В детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи. Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе. Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. - Отправимся в путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Я буду читать вам отрывок, а вы должны угадать, из какого он произведения. -Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает: «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?» -Как называется эта сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».) -Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный сторож, как со сна, Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!» -А эта сказка? («Сказка о золотом петушке».) Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчевая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. -Вспомни название. («Сказка о рыбаке и рыбке».) -Читаем дальше. Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. -Кто вспомнил эту сказку? («Сказка о попе и о работнике его Балде».) | Задает вопросы, актуализирует знания учащихся Знакомит учащихся с биографией А.С.Пушкина Ставит учебную задачу – определить название сказки по отрывку; читает отрывки из произведений, сопровождает речь изображением сказки на слайде | Отвечают на вопросы учителя о том, с какими сказками А.С.Пушкина они уже знакомы Внимательно слушают учителя, узнают информацию о жизни А.С.Пушкина Принимают учебную задачу, по отрывку узнают произведение А.С.Пушкина |
IV. Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу. | 1. Подготовка к восприятию произведения 2. Первичное восприятие текста (чтение учителем) 3. Словарная работа 4. Вторичное восприятие текста (чтение учащимися) 5. Анализ произведения | -Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке. Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила». - Сегодня мы познакомимся с произведением, которое написано красивым литературным языком Я прочитаю вам произведение, а вы следите по тексту, внимательно слушайте, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова. - Что такое лукоморье? Кто знает? -Ребята, а теперь вспомним, как нужно читать стихотворения? (Выразительно, соблюдая знаки препинания) -Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать. Чтение вслух (кто хочет). -Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? (Произведение состоит из двух частей) -Что изобразил поэт в первой части? О чём пишет А.С.Пушкин? (Поэт описал, где и когда происходят события сказочного мира) -Нравится ли самому Пушкину то, что он описывает в своем произведении? Как вы думаете? (Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание) -Что вы можете сказать о второй части? (Вторая часть более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса) -Какие сказочные персонажи встречаются во второй части? (Леший, русалка, избушка, колдун, царевна, Баба Яга, Кащей) -Что говорится о русалке? Найдите в тексте (Русалка на ветвях сидит) -Что говорится о Бабе Яге? (Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой) -Что делает Кащей? (Над златом чахнет) -Обратите внимание на последние строки. Прочитайте их. (И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил) -Знакомы ли вам эти строки? (Да, похожими словами заканчиваются многие русские сказки) | Сообщает о количестве сказок, написанных А.С.Пушкиным, знакомит с названием нового произведения Выразительно читает произведение учащимся Работает над лексическим значением слов, объясняет учащимся их смысл Отрабатывает с учащимися правильное, четкое произношение слов Дает целевую установку – вспомнить правила чтения стихотворения, предлагает учащимся прочесть произведение выразительно Задает учащимся вопросы, добивается полных, осмысленных ответов | Подготавливаются к знакомству нового произведения Внимательно слушаю произведение, выделяют незнакомые слова Знакомятся с лексическим значением непонятных слов Читают трудные в произношении слова сначала по слогам, затем целыми словами Вспоминают правила выразительного чтения, читают произведение Отвечают на вопросы учителя, подтверждают ответы словами из текста |
Физминутка Цель: профилактика переутомления учащихся | 1. Комплекс упражнений | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Проводит физминутку | Под руководством учителя выполняют упражнения |
V. Закрепление изученного Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | 1. Выборочное чтение | -Я покажу вам картинки, а вы выберете из текста строки, которые к ним подходят. | На слайде представляет картинки, описывающие события в произведении, предлагает подобрать соответствующие строки к ним | Выбирают из текста строки, соответствующие изображению на слайде |
VI. Подведение итогов Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | 1. Обобщающая беседа 2. Оценивание | - Сегодня мы только начали наши исследования, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинских произведений. -Произведение какого писателя читали? (А.С.Пушкина) -Какая сказка вам понравилась больше всего? -Что интересного вы узнали на уроке? | Задает вопросы учащимся Выставляет оценки учащимся | Отвечают на вопросы |
VII. Рефлексия Цель: мобилизацию учащихся на рефлексию своего поведения. | 1. Беседа | - Вам понравился урок? - Чему учились на уроке? - Что нового узнали? - Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?) | Задает вопросы учащимся | Отвечают на вопросы учителя |
VII. Домашнее задание Цель: сообщить учащимся информацию о домашнем задании. | 1. Сообщение домашнего задания | -Запишите домашнее задание. Уметь выразительно читать произведение, выучить наизусть любые 8 строчек на выбор. | Дает учащимся домашнее задание | Записывают задание в дневник |
Подпись учителя ________________ (Щербань Т.А.)
Подпись методиста ________________ (Волошина А.В.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "А.С.Пушкин."У лукоморья дуб зеленый" (3 класс)
Этот урок первый в авторском блоке "Произведения А.С.Пушкина". В 1 и 2 классах ребята уже знакомились со сказками и стихами поэта. В 3 классе им предстоит узнать о многообразии жанров в тв...
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый..." с применением презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации "Сказки А.С. Пушкина".Презентация помогает ввести детей ...
урок чтения в 3 классе "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."
Урок чттения в з классе по программе Планета знаний на тему: А.С. Пушкин У Лукоморья дуб зеленый......
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 класс ТЕМА: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»
А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»...
Презентация к уроку литературное чтение А,С, Пушкин У лукоморья дуб зеленый....
Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина....
Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С. Пушкина "У лукоморья дуб зеленый..."
Данный урок знакомит обучающихся с красотой пушкинской поэзии, расширяет представление о русском языке, его красоте, воспитывает любовь к русской литературе....