Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С. Пушкина "У лукоморья дуб зеленый..."
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Прибытковская Ирина Васильевна

Данный урок знакомит обучающихся с  красотой пушкинской поэзии, расширяет представление о русском языке, его красоте, воспитывает любовь к русской  литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_lukomorya_dub_zelenyy_2_klass.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Мурманска « Прогимназия №40»

Конспект урока по литературному чтению

во 2 классе

подготовила

учитель начальных классов

Прибытковская Ирина Васильевна

Сказочный образ мира во вступлении

 к поэме А.С. Пушкина

 "У лукоморья дуб зеленый..."

г. Мурманск  2018 г

Тип урока. Урок -  исследование

Цели: Ознакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», добиться понимания содержания, воспитывать любовь к русской поэзии, расширять кругозор учащихся; развивать навыки выразительного и беглого чтения.

Планируемый результат.

Личностные умения: проявляют любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии, имеют потребность к постоянному обогащению своего словаря: проявляют внимательное отношение к использованию слова в художественной речи; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры— совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

— воспитание чувства любви к Отечеству;

— воспитание уважительного отношения к литературе;

—использование для познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (учебники, словари, энциклопедии, интернет- ресурсы и т.д.).

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- научатся понимать авторскую позицию и выражать собственные впечатления от прочитанного; находить нужную информацию в словарях, в том числе в конце учебника;

Регулятивные умения:

-целеполагание и планирование своей деятельности;- умение понимать текст; ставить цели;

Коммуникативные умения:

-научатся сотрудничать с одноклассниками в ходе деятельности, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе; умение строить речевые высказывания

Предметные:

- научатся выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), научатся анализировать текст, ориентироваться в тексте, чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции; научатся различать жанры (сказка, стихотворение, поэма), распознавать сказки Пушкина; подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам, делать подборку книг А.С. Пушкина, выражать свое отношение к литературному произведению в устной форме, рисунках; получат возможность научиться читать наизусть «У лукоморья дуб зеленый…», создавать в группе иллюстрации к отрывку, использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.

 Этапы урока

Ход урока

Деятельность

обучающихся

1. Мотивация и стимулирование к учебной деятельности.  

Ребята, сегодня у нас необычный урок.

И пусть хорошее настроение  сохранится у  вас до конца урока.

2. Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А.С.Пушкина.

   Я сегодня для вас приготовила очень интересное задание. В конвертах лежат отрывки из произведений. Вам необходимо назвать эти произведения и определить автора, который их написал. Работать мы будем в группах.

Работа учащихся в группах.

Задания

для 1 группы

Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня…

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую…

Задания

для 2 группы

И, красуясь, говорила:

“Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?”

Буря мглою небо кроет

 Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя …

Задания

для 3 группы

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу.

Есть же мне давай варёную полбу”.

Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как – нибудь

-   Назовите автора этих произведений?

-  Какие по жанру произведения у А.С. Пушкина?

- Что вы знаете о жизни и творчестве великого русского поэта?

А.С. Пушкин

Стихотворение, сказка

Родился А.С. Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А. Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки.

3. Работа над новым материалом

У меня есть любимое произведение А.С. Пушкина. Садитесь поудобнее,  расслабьтесь,  закройте глаза, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина.

Чтение «У лукоморья дуб зелёный…»

- Кто из вас уже читал это произведение?

- Что вы знаете об этом произведении?

- Как вы, думаете к какому жанру можно отнести это произведение?

- Я вам прочитала отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

- А что такое поэма? Кто из вас знает?

 - Более точно значение слова прочитает из толкового словаря     Ожегова.

 - Поэма это новый вид жанра произведений А.С.Пушкина

(Учитель   открывает третью группу слов на доске (поэма)

Высказывания детей,  прочитавших самостоятельно.

Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?

 

Ответы детей

ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую  или возвышенную лирическую тему.

Физкультминутка

Руки вверх поднять пора,

Дружно ловим комара.

Вдох глубокий, выдох полный.

Разгулялись в море волны.

В синем небе звёзды блещут,

Раз - подняться на носки и улыбнуться.

В синем море волны хлещут

Два - руки вверх и потянуться.

Туча по небу идёт,

Три - согнуться, разогнуться

Бочка по морю плывёт

Повернуться и друг другу улыбнуться.

4. Работа над произведением

 Откройте учебники. Перечитайте это произведение  и отметьте  непонятные слова.

- Каким же поэт изобразил лукоморье?

- Рассмотрите иллюстрацию. Задайте вопросы по иллюстрации о том, что вам непонятно, которые будут начинаться со слова «почему».

- Прочитайте первую строчку.

(У лукоморья дуб зеленый.)

(Прикрепляется на доску

нарисованное дерево — дуб.)

- Почему именно у дуба обитает сказочная сила?

- Почему и море возле  этого дуба заселено сказочными героями?

 - Попробуем разобраться.

Дуб — могучее дерево, долго живет, имеет прочную древесину, не поддается гниению. Символизирует представление о Мировом дереве.

Мировое дерево — это дорога, которая соединяла все миры:  верхний, нижний и средний.

В среднем мире жили люди со своими домашними животными.

Верхний мир - небесный мир, в нем находились неподвластные  человеку стихии и небесные светила.

В нижнем мире обитали подземные звери и неведомые силы. Так у многих народов мира появилось представление о Мировом дереве, которое будто бы стоит в центре земли, соединяет между собой небесный, земной и подземный миры.

(На доске появляется схема.)

- Каждому миру соответствовали свои животные. Как вы думаете, какие существа соответствовали верхнему миру?

- Нижнему?

- Многие явления природы человек не мог объяснить, поэтому считал, что все, что происходит на свете, зависит от сил, которые живут в лесу, в воде, в воздухе (во всех мирах), поэтому надо с ними подружиться.

-  Прочитайте следующие три строчки.

(Златая  цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.)

- Почему цепь золотая?

 Оказывается, это символ Солнца, которое движется вокруг земного шара, это показывает нерушимость мира, и это символ волшебной силы, т. к. золотые предметы обладают особой силой.

(К стволу дерева на схему прикрепляется золотая цепь.)

-  Почему именно кот ходит по цепи?

       Все дело в том, что из всех домашних животных именно кот всегда считался не просто умным, но и связанным с миром предков. Не случайно, жену домового — кикимору — представляли в виде большой черной кошки. Можно сказать, что кот — это животное, умное не только тем умом, которое он получает от человека, но и умом «другого» мира. Поэтому у народов всего мира кот — излюбленный персонаж, выступающий в сказках о животных ровней лисе по уму, а в волшебных сказках — в роли волшебного помощника.

(Прикрепляется на схему рисунок кота.)

- А почему кот ходит по цепи кругом: то направо, то налево?

-   Почему следующие строчки начинаются со слов «Там чудеса»?

- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?

- Чем? Что особенно понравилось и почему?

 Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.

Словарная работа:

(на доске записаны слова)

 Лукоморье - морской залив.

На неведомых дорожках — (ведать = знать); на незнакомых дорожках.

Там лес и дол видений полны — дол — долина, удлиненная впадина вдоль речного русла среди гор; видений полны — много призраков, привидений.

Прихлынут — набегут на берег.

Чредой — чередой, по очереди.

Пленяет — берет в плен

Мимоходом – по пути, проходя мимо

Чахнуть -  изводить себя, страдать, сохнуть

Темница – помещение без окон

Ступа – тяжелый каменный, деревянный или металлический сосуд

Птицы

Змеи, лягушки, рыбы

Предположения детей

Это не просто так: он символизирует смену дня и ночи, смену правды и вымысла, а песнь — связана с правдой, с правой стороной; сказка - с левой стороной, с выдумкой.

Чудеса — это продолжение выдумки, сказки

Высказывания детей

5. Итог урока

- Сегодня мы только начали наше исследование, на следующих уроках мы  продолжим раскрывать тайны и загадки пушкинских произведений.

- С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

- Что особенно вам понравилось?

Высказывания детей

6.Рефлексия

Оцените свою активность на уроке.

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…

Список использованной литературы

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. nsc.1september.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "А.С.Пушкин."У лукоморья дуб зеленый" (3 класс)

Этот урок первый в авторском блоке  "Произведения А.С.Пушкина". В 1 и 2 классах ребята  уже знакомились со сказками и стихами поэта. В 3 классе им предстоит узнать о многообразии жанров в тв...

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый..." с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации "Сказки А.С. Пушкина".Презентация помогает ввести детей ...

Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературного чтения предназначен для целевой аудитории учащихся 2 класса, применяется в УМК Занкова, может использоваться в других образовательных комплексах...

Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературного чтения предназначен для целевой аудитории учащихся 2 класса, применяется в УМК Занкова, может использоваться в других образовательных комплексах...

Конспект урока "Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса."

Конспект урока литературного чтения (2 класс). Тема урока: Вступление к поэме  А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Задачи:- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и ...

Тема урока: Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.

Тема урока: Вступление к поэме  А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса....