Конспект занятия с использованием мобильного устройства "Путешествие в мир былин"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Карпенко Ольга Павловна

Современную школу трудно представить без ИТ. Одна из целей этого занятия показать возможности применения мобильных устройств для учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием мобильных устройств

Педагог-библиотекарь Карпенко О.П.

Тема: Путешествие в мир былин

Возраст участников: 4-5 класс

Цели занятия:

1.        Расширение и закрепление знаний по теме «Былины»

2.        Познакомить обучающихся с мобильными приложениями:

-  «QR reader»

- «Русский толковый словарь»

- «Словарь Даля».

        2. Показать возможности применения мобильных устройств для учебной деятельности.

Этапы деятельности педагога-библиотекаря и обучающихся:

1.        Знакомство с устным народным творчеством (просмотр презентации).

2.        Работа в группах на планшетах или смартфонах с использованием приложений «Русский толковый словарь» и «Словарь Даля» (дать определения и узнать значение устаревших слов)

3.        Расшифровка пословиц с помощью приложения «QR reader».

4.        Выразительное чтение.

5.        Подведение итогов.

Формируемые компетенции учащихся:

1.        учебно-познавательные (расширение знаний по теме, совершенствование навыков работы со справочным аппаратом библиотеки);

2.        коммуникативные (умение работать в группе);

3.        информационные (использование ИТ);

4.        развитие творческих способностей.

Образовательные ресурсы:

1.        справочные издания из фонда библиотеки;

2.        книжная выставка по теме занятия;

3.        мобильные устройства с установленными приложениями «Русский толковый словарь», «Словарь Даля», «QR reader»

4.        презентация.

Дети делятся на группы: по 5-6 человек. Выполняя задания, группы могут искать ответы в словарях на бумажной основе, а также в мобильном приложении «Русский толковый словарь», «Словарь Даля».

Ход занятия

Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в далекое прошлое, в мир былинных героев, по одному из жанров русского фольклора. А помогут нам в этом путешествии наши планшеты и смартфоны.

Слайд 2

Но сначала мы должны вспомнить, что такое фольклор?

Ответы детей

Задание.  А теперь давайте посмотрим, какое точное определение дано этому понятию в словарях. Работа со словарями. Группы ищут ответы в словарях мобильных и традиционных, бумажных.

Ответы детей:

Слайд 3

А как вы думаете, что подразумевается под определением «устное народное творчество»?

Устное. Что означает это слово? (Ответы детей).

Правильно. Это свойство определяет самую главную особенность народного искусства. Произведения фольклора живут только тогда, когда рядом находится его слушатель. Раньше они не записывались, а передавались из уст в уста.

Народное. Объясните это слово. (Ответы детей)

Конечно, это слово объяснить ещё легче. Народное, значит, созданное народом. Это народ! Конечно, у всякого произведения фольклора были какие-то авторы, никому не ставшие известными. Но все эти произведения веками менялись, дополнялись и дорабатывались. В результате, авторами их стали многие и многие люди. Одним словом – народ.

Творчество. А как объяснить это слово? (Ответы детей).

Да, это значит, что произведения фольклора придумывались, творились. Ведь выдумывание, сочинение - это творческие занятия.

А какие жанры русского фольклора вы знаете?

Ответы детей

Слайд 4

Вы совершенно правы, это: былины, сказки, загадки, пословицы и поговорки, песни, пестушки, потешки и заклички, скороговорки, считалки.

Цель нашего сегодняшнего путешествия это - былины.

Слайд 5

Задание. С помощью словарей, давайте выясним, что означает слово «былина»

Работа со словарями традиционными или мобильными

Ответы детей:

Если сказать просто, то, былины – это рассказы о подвигах прославленных богатырей.

Ребята, как вы думаете, чего больше в былине правды или вымысла? Что нам могут былины рассказать о далёком прошлом?

Ответы детей: Былины могут рассказать нам, как жили наши предки, с кем воевали, какое оружие применяли, как обустраивали свой быт.

Слайд 6

А каких былинных богатырей вы знаете?

Ответы детей:

Слайд 7

Самое удивительное - что это не просто вымышленные персонажи. Учёные считают, что многие из них жили на самом деле много столетий назад.

Считается, что Илья Муромец был воином, жившим в XII веке. Он носил прозвище Чоботок (то есть Сапожок), потому что однажды сумел отбиться от врагов с помощью этой обуви. Былин об этом герое, сохранилось больше, чем о ком-либо другом. Ведь он обладает невиданной силой, храбростью, он добрый и справедливый к простому народу, и непримиримый с врагами.

Именно поэтому о богатырях было придумано много пословиц и поговорок.

Задание Прочитайте, пожалуйста, зашифрованные пословицы и поговорки о богатырях с помощью приложения «QR reader».  Распечатанные коды выдаются по 2-3 кода на группу.

Зашифрованные пословицы и поговорки  в Приложение 1

Ответы детей:

Слайд 8

Русские богатыри борются с мифологическими существами - Соловьём-разбойником, Тугарином-змеем.

Как вы думаете, что олицетворяют эти существа?

Ответы детей (они олицетворяют злые, враждебные силы, захватчиков русских земель).

Слайд 9

Былины на протяжении многих веков и поколений передавались из уст в уста сказителями. Причем в отличие от сказок они не просто рассказывались, а пелись.

Есть народные песни, которые знают и могут петь все.  Совсем другое дело петь былины. Такое мастерство обычно передавалось от родителей к детям, от дедов к внукам. Обучение требовало много времени старания.

Недаром сказители пользовались почётом и уважением. Вокруг них всегда собиралось много слушателей. Часто былины исполнялись под перебор гуслей.

Сейчас услышать былины в живом исполнении почти невозможно, но мы с вами попробуем перевоплотиться в сказителей.

Задание.  Выразительное чтение небольшого отрывка былины под звукозапись «Гусли».

На этой торжественной ноте наше путешествие в мир былин завершается.

Что вам запомнилось и понравилось?

А с какими словарями вам было удобнее работать с традиционными или с мобильными приложениями?

Как вы думаете, какие еще задания можно придумать с помощью приложения  «QR reader»?

Использованная литература и интернет-ресурсы

Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: очерки / Худож. А. Бисти. - М.: Дет. лит., 1988. - 176 с.: ил.

Былины / авт. предисл., сост. и коммент. П. Федоренко; худож. Г. Алимов. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 141 с.: ил. (Хрестоматия школьника).

Селиванов, Ф.М. Хрестоматия по фольклору: книга для школьников / Сост. и автор пояснит. статей Ф.М. Селиванов. - М.: Просвещение, 1972. - 303 с.

Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1: От былин и летописей до

классики XIX века / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1999. - 672 с.: ил.

http://cgdbvrn.ru

Приложение 1   Закодированные пословицы и ответы к ним. Коды необходимо увеличить и распечатать.

Ответы:

Богатырь умрет, имя его останется.

Славна богатырями земля русская.

Богатыря узнаешь на поле брани.

Богатырская рука однажды бьёт.

Богатырь – от силы, красноречивый – от мудрости.

Богатырь умрёт – слава его воюет.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Русский в словах горд, в делах твёрд.

Кто на свою силу надеется — не угрожает.

D:\Desktop\________________________ (1).pngD:\Desktop\________________________.pngD:\Desktop\________________________ (6).pngD:\Desktop\________________________ (2).pngD:\Desktop\________________________ (3).pngD:\Desktop\________________________ (4).pngD:\Desktop\________________________ (7).pngD:\Desktop\________________________ (1).pngD:\Desktop\________________________ (5).png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий с использованием техники квиллинг

Конспект занятия «Весёлый зоопарк».Программное содержание: • продолжать знакомить детей с приемами работы в технике квиллинг; • развивать творческое воображение;• познакомить с новым материалом ...

"Конспекты занятий с использованием сказкотерапии"

Рекомендую для всех педагогических работников. Цель занятий; создать условия для формирования сплоченности детского коллектива....

Конспект занятия с использованием презентации. Тема "Состав слова"

На занятии используются современные технологии. Задачи: закрепить понятие «морфема», закрепить умение давать определение корня, окончания, суффикса, приставки, основы, сформировать умение ...

Конспект занятия с использованием экспериментирования для детей средней группы

laquo;Волшебница-соль»Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.Задачи:Образовательные:- способствовать накоплению у детей конкретных представлений ...

Конспект занятия с использованием пиктограмм для обучающихся 1 класса с РАС

Конспект занятия с использованием пиктограмм для обучающихся 1 класса с РАС  по теме "Овощи". Цель — овладение навыком невербальной (альтернативной) коммуникации....