Особенности авторской сказки. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "особенности авторской сказки А.С.Пушкина.Сказка о рыбаке и рыбке" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Михайлова Елена Юрьевна, МАОУ СОШ №3 г.Шарыпово

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2б

Учебник: УМК «РО Занкова», Свиридова В. Ю. «Литературное чтение 2 класс»  

Тема урока: Особенности авторской сказки. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Тип урока: урок изучения нового произведения

Цель урока: формировать умение сравнивать героев по их поступкам, речи, составлять словесный портрет литературного героя.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно организовывать рабочее место, ставить учебные цели, осуществлять самоконтроль; осуществлять проверку работ в паре, корректировать выполнение задания в группе, паре .

Познавательные УУД:

- Прогнозировать содержание текста по его названию, иллюстрациям, осуществлять поиск информации по названию текста и иллюстрациям учебника, осуществлять поиск информации в словаре учебника, ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные УУД:

- Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, задавать вопросы по тексту произведения, сотрудничать в совместном решении учебной задачи.

У большинства учащихся не сформированы:

Коммуникативные УУД:

- Задавать вопросы, уточнять непонятное, сотрудничать с товарищами, выполняя свою роль; слушать речь других.

Личностные УУД:

- Определять ценностные ориентиры: для чего я это узнал, что я теперь буду делать;

Регулятивные УУД:

- Адекватно оценивать деятельность, вносить коррективы; контролировать свои действия в процессе выполнения заданий.

Познавательные УУД:

- Прогнозировать по названию, составлять вопросы по названию о содержании и героях текста; ориентироваться в своей системе знаний

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные УД

уметь сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи

воспроизведение текста в соответствии с полученными знаниями

составлять словесный портрет литературного героя

выполнение под руководством учителя

вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы

воспроизводить информацию без подсказки учителя

Регулятивные УУД

самостоятельно организовывать своё рабочее место

выполнение действий с взаимопроверкой

определять цели учебной деятельности на уроке

выполнение под руководством учителя

выполнять взаимопроверку учебного задания

выполнение действий в совместной групповой работе, в паре

корректировать выполнение задания

выполнение действий в совместной групповой работе

осуществлять самоконтроль и вносить необходимые изменения

выполнение под руководством учителя

оценивать групповую работу

выполнение действий в совместной групповой работе

Познавательные УУД

прогнозировать содержание текста по его названию, иллюстрациям

выполнение действий в совместной групповой работе

сравнивать героев произведения

выполнение под руководством учителя

определять особенности литературной и народной сказки

выполнение под руководством учителя

осуществлять поиск информации в словаре учебника, в толковом словаре

выполнение действий при работе в паре

Коммуникативные УУД

участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения

выполнение под руководством учителя

выполнять роли в группе,  в паре, сотрудничать в совместном решении учебной задачи

выполнение действий в совместной групповой работе

задавать вопросы по тексту произведения

выполнение под руководством учителя

Личностные УУД

принимать учебные цели, проявлять желание учиться

выполнение под руководством учителя

выбирать ценностные ориентиры

выполнение под руководством учителя

ХОД УРОКА

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Орг. момент

1 мин.

Проверить готовность к уроку

Фронтальный

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, садятся на места

Регулятивное УУД:

самостоятельно организовывать своё рабочее место.

Активизация на познавательную деятельность.

1 мин.

Настроить учащихся на урок

Фронтальный

- Ребята, как думаете, почему в классе появилась сеть?(рыболовная сеть)

Настраиваются на тему урока

Регулятивные УУД:

настраиваются на урок

Работа с текстом до чтения

10 мин.

Развитие антиципации – умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрациям.

Беседа

Фронтальный

- Прочитайте название произведения.

- Что можно узнать из заголовка?

- Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части.

 Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

- Узнаем значение выделенных слов.

- Сформулируйте задачи на этот урок.

1. Читают название произведения

2. Прогнозируют по заголовку

3. Отмечают, что текст поделен на части

4. В словарике учебника находят значение неизвестных слов

5. Формулируют задачи урока

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

прогнозировать содержание текста по его названию, иллюстрациям,

осуществлять поиск информации по названию текста и иллюстрациям учебника,

ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск информации в словаре учебника.

Регулятивное УУД:

определять цели учебной деятельности на уроке.

Личностное УУД:

принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Работа с текстом во время чтения

15 мин

Достижение понимания текста и создание его читательской интерпретации.

Беседа

Фронтальный

Работа в паре

- Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.

- Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.

-Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.

- Как вы думаете, хорошо быть жадной?

- К чему приводит жадность.

-Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?

- Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.

- Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.

- Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из текста.

- Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она  в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?

- Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.

- Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.

Кем теперь захотела быть старуха?

- Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из текста.

- Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?

- О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?

- Кто такая царица?

- Какой должна быть царица?

 - Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.

- Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?

- Почему народ над старичком насмеялся?

- Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?

1. Читают текст по частям и отвечают на вопросы по каждой части

2. Выражают свое мнение

3. Вместе находят ответы на поставленные вопросы

4. Доказывают свое мнение

Предметное УД:

читать текст осмысленно, передавая нужную интонацию.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы по тексту произведения,

работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра,

сотрудничать в совместном решении учебной задачи.  

Регулятивные  УУД:

осуществлять проверку работ,

корректировать выполнение задания.

Познавательное УУД:

осуществлять поиск информации словаре.

Предметное УД:

вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы.

Работа с текстом после чтения

15 мин

Достижение понимания на уровне смысла.

Анализ

Рассказ

Беседа

Групповая

Фронтальная

1. – Есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками.

Обоснуйте свой ответ, используя таблицу.

- Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание?

2. Рассказывает о писателе.

3. Задаёт вопросы о теме текста, о её связи с мыслью автора.

4. Задаёт домашнее задание.

1. Находят сходства и различия сказки Пушкина с народными сказками

2. Слушают рассказ о писателе.  

3. Определяют тему текста и соотносят её с мыслью автора.

4. Записывают домашнее задание в дневник.

Предметные УД:

вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы,

объяснять смысл названия произведения, его связь с содержанием.

Личностное УУД:

воспитывать ценностное отношение к семье.

Познавательные УУД:

Определять особенности народной и авторской сказки.

Рефлексия

3 мин

Оценить собственную деятельность, спланировать дальнейшую деятельность.

Метод «Шести шляп»

Фронтальная

- Кто желает примерить жёлтую шляпу? (позитив)

Примеряют жёлтую шляпу и высказывают, что хорошего было на уроке..

Личностное УУД:

выбирать ценностные ориентиры: для чего я это узнал, что я теперь буду делать.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по сказке А.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Содержит вопросы по содержанию сказки...

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Методическая разработка урока "Особенности авторской сказки. А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Данный урок  проводиться в системе уроков 4-ой главы по теме: «Идем по неведомым следам…». Урок составлен в соответствии с дидактическими принципами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, а ...

Сценарий к сказке А.Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Методический материал подходит для проведения уроков, классных часов и праздников....

««Авторская сказка. А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»», 2 класс.

Цели: учить находить концовку в произведении, объяснять авторские обороты; совершенствовать умение выразительно читать текст художественного произведения....