Урок литературного чтения в 3 классе. Муравьиное царство.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения в 3 классе. Муравьиное царство Я.О. Полонский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИТПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. СУНЖА ПРИГОРОДНОГО РАЙОНА
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
НА ТЕМУ:
о.я. полонский « муравьиное царство »
3 КЛАСС
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ХАМИКОЕВА Н.С.
2016
Тема: Олег Яковлевич Полонский «Муравьинное царство».
Тип урока: Урок рефлексии (совершенствование знаний).
Цели:
1. Образовательная. Познакомить с творчеством О.Я. Полонского и его произведением «Муравьинное царство». Научить сравнивать художественный и научно-популярный тексты, учить беглому выразительному чтению.
2. Развивающая. Развивать умение определять жанр произведения, уметь находить средства художественной выразительности, определять основную мысль, работать с текстом.
3. Воспитательная. Воспитывать трудолюбие, желание учиться, бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, к Родному краю.
Формирование УУД:
а) Познавательные – научиться определять тип текста, обосновывать свое мнение, расширять свой кругозор о жизни насекомых (в данном научно-популярном тексте о муравьях) , среде обитания и их жизнедеятельности.
б) Коммуникативные – адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания, использовать речевые средства для представления результата деятельности.
в) Регулятивные – выполнять учебное задание, использовать алгоритм действий, взаимопроверка, взаимооценка.
г) Личностные – проявлять желание читать произведения о насекомых, бережное отношение ко всему живому.
д) Развивающие – развивать умение находить общее и различное, находить в тексте средства художественной выразительности, работать с текстом, определять тему, выявлять цели.
Оборудование: Интерактивная доска, учебники, наглядные пособия, здоровье сберегающие технологии.
Ход урока:
I. Организация класса:
Решение дидактических задач.
Подготовка учащихся к работе.
Мотивация учебной деятельности.
Приветствие. Слова учителя: « Сегодня необычный день. К нам пришли гости».
Внимание! Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте, все ли в порядке?
Ответы учащихся:
Есть у нас девиз такой – все, что надо, под рукой.
Так давайте же начнем урок. А какой? Посмотрите на слайд 1. (Литературное чтение.)
Ну раз у нас урок чтения, прочитаем хором . (групповая работа) слайд 2.
Речевая разминка.
Литературное чтение – прекрасный урок
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их, они учат вас!
Вы услышали такие слова: стих, сказка, рассказ. Из них какое больше подходит к нашему прошлому уроку?
Ответы учащихся.
А что такое рассказ?
Ответы учащихся: небольшое прозаическое произведение, в основном повествовательного характера.
А вы знаете, что авторов рассказов принято именовать новеллистами, а совокупностью рассказов – новеллистикой. Какую особенность имеет рассказ?
Актуализация знаний.
Ответы учащихся: небольшой объем, разделенный на части.
С какими видами рассказов вы уже знакомы? Что вы можете сказать о рассказе-описании?
Ответы учащихся: в нем характеризуется какой-либо предмет, объект, затем идет характеристика качеств действий.
Какая фраза помещается в конце рассказа?
Ответы учащихся: оценочное отношение к предмету, его признаку.
Что вы можете сказать о рассказе-повествовании?
Ответы учащихся: сообщение о каком-либо событии, друг за другом идут действия, завязка и развязка.
А рассказ-рассуждение?
Ответы учащихся: автор размышляет, обдумывает.
Давайте вспомним, какой рассказ мы проходили на прошлом уроке и что вам надо было выполнить дома?
Опрос и проверка домашнего задания.
Ответы учащихся: пересказ В.Бианки «Приключения муравьишки».
А вы придумали четверостишье про нашего друга муравья? Сочинили ли историю о том, как бабочка, или другое насекомое, спасли муравьишку?
Откройте свои творческие тетради и зачитайте.
Учащиеся зачитывают свои рассказы.
Слайд 3. Бабочка и муравей.
Взаимооценка.
Групповая работа.
Учащиеся читают по рядам:
1 ряд: Вот домик муравья, к нему подсел и я
Смотрю, а муравьишку листок несет в домишку.
2 ряд: По травинкам, по листочкам,
По канавкам и по кочкам, рыжий муравей бежит,
По делам своим спешит.
3 ряд: Он как солнышка кусочек, тоже золотистый очень
Не смотри, что кроха он,
Он могучий, словно слон.
Все вместе хором: Не боится он труда,
Не ленится никогда.
Какова главная мысль этого стихотворения? Что вы узнали о муравьях?
Ответы учащихся: они трудолюбивы.
По каким правилам живут эти насекомые?
Ответы учащихся.
Решение дидактической задачи и цели урока. Выход из затруднения.
Учащиеся дополняют ответы друг друга и подходят к теме урока.
На сегодняшнем уроке мы узнаем больше о муравьях. В этом нам поможет: слайд 4, фото О.Я. Полонского.
Откройте учебники, прочитайте название рассказа.
Открытие нового знания. Обеспечение восприятия текста и первичное осмысление его. Знакомство с писателем О.Я.Полонским и его биографией.
Коллективное чтение текста. Анализ и работа над текстом.
Определите стиль текста.
Ответы учащихся: научно-познавательный текст.
По каким признакам вы это поняли? Докажите предложениями из текста.
Выборочное чтение.
Что вы еще нового узнали о муравьях? Как называется раздел чтения?
Ответы учащихся: люби все живое.
Слайд 5. Природа.
Физминутка.
Руки в боки, руки- шире.
Раз, два, три, четыре.
Сейчас попрыгать мы решили.
Раз, два, три, четыре.
Потянулись – выше, выше…
Приседаем – ниже, ниже.
Встали – присели…
Встали – присели…
А теперь за парты сели.
А можно ли поместить этот текст в энциклопедию? Почему? Сегодня наша главная задача не только выразительно читать, но и ……?
Ответы учащихся.
Почему автор так назвал рассказ? Проведите сравнение между первым и вторым текстом. В каком произведении правда, а в каком вымысел? Какое из них больше подходит к сказке? Почему? Какую еще информацию сегодня вы узнали о муравьях? Как характеризует автор этих насекомых? Найдите в тексте и прочитайте.
Ответы учащихся: муравьи самые распространенные и многочисленные обитатели нашей планеты…
Сколько видов муравьев насчитывается? Верно, около 6 тыс. видов. А где муравьи не обитают? Почему?
Ответы учащихся: в Антарктиде, Исландии, Гренландии …
Слайды 6, 7, 8 с изображением Антарктиды, Исландии, Гренландии.
Как сооружают свои жилища муравьи?
Ответы учащихся: прокладывают ходы на глубину нескольких метров, сооружают их на открытых, проветриваемых местах…
Какой материал используют для муравейников?
Ответы учащихся: ветки, палки, листья, хвоя…
Какую пользу приносят муравьи?
Ответы учащихся: разрыхляют и удобряют почву, уничтожают вредителей полей…
Вы согласны с тем, что муравьи друзья - природы?
Динамическая пауза.
Песенка про муравья, споем ее в караоке.
Нес однажды муравей две дощечки для дверей,
Вдруг навстречу рыжий кот, грозно вышел из ворот,
Не обижайте муравья, его обидеть просто,
Он очень мал, он очень мал, он маленького роста.
А после ознакомления с муравьями вы теперь могли бы разорять и уничтожать муравейники? И не только муравьев, но и убивать червячков, ловить кузнечиков и жуков, бабочек, сажать их в банку, отрывать им крылья?
Слайд 9. Правила в природе.
Творческая работа.
Сейчас вам предстоит творческая работа. Приготовьте цветные карандаши, листы. Сейчас вам предстоит задача, ответить на вопрос в художественной форме, т.е. нарисовать как вы себе это представляете. Почему автор назвал произведение муравьиным царством? Что и кого вы бы хотели там видеть?
Рисуйте, творите, фантазируйте. Не каждый из вас станет художником, но рисование доставит вам удовольствие. Вы познаете радость творчества, научитесь видеть прекрасное.
Выставка и анализ работ.
Рефлексия учебной деятельности. Анализ результатов деятельности.
Сегодня я … Понял
Узнал
Захотел
Увидел
Буду
Учащиеся размышляют и анализируют свои переживания.
Подведение итогов урока.
Какой раздел мы изучаем? С каким произведением мы познакомились? Кто автор? В каком стиле написан текст? С каким предметом еще можно связать сегодняшний урок? (Межпредметная связь). Какова главная мысль текста? Что автор хотел нам показать? Каковы правила поведения в природе?
Соотнесение результатов. Учащиеся дают оценку своей деятельности (самооценивание, взаимооценивание).
Домашнее задание. Выразительно прочитать текст и ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
Урок литературного чтения "Путешествие в зимнее царство"
Цель: развивать умение составлять связный текст на основе воображения детей, их собственных наблюдений, впечатлений, эмоционального воздействия поэзии, музыки, картин природы Задачи: ü Обуч...
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""
В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...