Урок литературы в 3б классе
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок литературы в 3б классе (ФГОС). Тема урока "Обобщение по стихам  С.Есенина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_3b_klasse_fgos.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Автор Насибова Б.А., учитель начальных классов МОУ СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (УМК «Начальная школа ХХ1 века»)


Технологическая карта урока

Тема: Обобщение по произведениям С.А.Есенина «Проверь себя».

Цели урока: Обобщить знания по творчеству С.Есенина. Учить

чувствовать и понимать образный язык поэтического произ-

ведения. Учить понимать, чувствовать и любить родную

природу. Развивать умение высказывать свои мысли. Развивать

речь, творческие и интеллектуальные способности, воображе-

ние, ассоциативность, память. Формировать систему читатель-

ских умений и навыков. Совершенствовать коллективные

формы работы. Поддержать интерес к изучаемому творчеству

поэта. Воспитывать самостоятельность, чувство прекрасного,

любовь к родной природе, Родине.

Тип урока: обобщение знаний, закрепление навыков и умений.

Образовательная технология: исследовательский урок.

Наглядность и оборудование: портрет С.Есенина, выставка книг, презентация, карточки   с заданиями

Литература: учебник «Литературное чтение» часть 2 для 3 класса;

 книги с произведениями С.Есенина;

Ход урока.


  1. Организационный момент.

   - Урок сегодня необычный,

    (Хотя, конечно, нам привычный),

Мы в мир поэзии, друзья,

Отправимся все дружно!

Быть чуткими, спокойными сейчас,

Учиться думать – вот что очень нужно!

 _Рассмотрите портет на доске, выставку книг. Прочитайте эпиграф.(цитату)

На доске эпиграф:

«Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»

-Кто написал эти строки?

2. Постановка учебной задачи.

- Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

Выскажите свои предположения! (Обобщение по разделу «Произведения С. Есенина »)

- Как вы думаете, насколько хорошо вы изучили и освоили материал раздела?

Давайте посмотрим презентацию к уроку

1.Объявление темы и целей урока.

-- Сегодня на уроке мы окунёмся в чудесный и загадочный, полный таинственных и прекрасных мгновений, мир поэзии.

-- Скажите, ребята,  стихи какого поэта вы читали дома?

Проверка Д/з стр. 71-73 Конкурс Чтецов

Сегодня мы не только вспомним все известные нам стихи С.Есенина, но прочитаем и проанализируем новые произведения, научимся их слушать, понимать и чувствовать.

3. Проверка усвоенных знаний.

-- Ответьте, что свойственно поэтическому языку С.Есенина? (чёткий ритм, рифма, интонация)

-- Какие языковые средства, художественные приёмы помогают поэту показать своё отношение к тому, что он описывает? (эпитеты, сравнения, олицетворения

-- Сейчас мы на несколько минут станем поэтами и постараемся восстановить ранее изученные произведения Есенина, вставляя пропущенные сравнения, олицетворения, эпитеты. Работать будем в парах.

Дети работают в парах.

Задания:

Карточка 1

И стоит берёза

В__________ тишине,

И _________ снежинки

В _________ огне.


Карточка 2

Золотою __________ луна

Распласталась на тихой воде.

Словно _________ цвет, седина

У отца _________ в бороде.


Карточка 3

Я покинул ________ дом,

___________ оставил Русь.

В _________ березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.


Проверка: зачитывают восстановленные строки

4. Творческая исследовательская работа. Фронтальная работа

Как называются такие стихи? Лирические или лирика

 От какого слова могло произойти это слово? (лира)

- Связаны ли эти два слова между собой? Если да, то как? (Лира – музыкальный древний инструмент, в лирических стихах можно услышать музыку.)

-- Какую музыку можно услышать в этих стихах? (Музыку слова, чувства, красок, добрую, печальную, нежную.)

-- Чем же на ваш взгляд, отличается лирика от других поэтических произведений? (Музыкальностью, мелодичностью, хорошо ложатся на музыку.)

-- Совершенно верно. И не случайно многие лирические стихи  Есенина стали основой для песен, романсов.

5. Физкульминутка.

6. Чтение и анализ стихотворения С.Есенина  «Сыплет черёмуха снегом»

4) Выразительное чтение учащимися стихотворения.

-- Кто хочет попробовать прочитать стихотворение выразительно?

-- Удалось ли , ребята, чтецу передать радость пробуждения природы? Почему?

-- Есть ещё желающие попробовать себя?

-- Молодцы!

Задание . Откройте Рабочую тетрадь на стр. 45-46    №1-3

7 Блиц – турнир Рубрике «Проверь себя»  стр. 74 в учебнике

8. Итог урока. Домашнее задание.

-- Вот и заканчивается наше короткое погружение в мир поэзии.

 9. Рефлексия

-- Какое из стихотворений С.Есенина понравилось вам больше всего? Почему?

-- О чём писал свои стихи поэт? Можете найти подтверждение своей гипотезы в классе, на доске, в книге?

-- Каким было отношение С.Есенина к Родине, к родному краю, русской природе? Что помогло вам узнать это?

-- Думаю, что вам совсем не сложно будет выучить наизусть полюбившееся стихотворение С.Есенина, а также выполнить задание в рабочей тетради на стр.21-22.

-- Урок окончен! Всем спасибо!

Ресурсный материал
Черёмуха

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

Ночь

Тихо дремлет река.

Тёмный бор не шумит.

Соловей не поёт,

И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеёк лишь журчит.

Своим блеском луна

Всё вокруг серебрит.

Серебрится река.

Серебрится ручей.

Серебрится трава

Орошённых степей.

Ночь. Вокруг тишина.

В природе всё спит.

Своим блеском луна

Всё вокруг серебрит.

С добрым утром!

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»


*****

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И берёзы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мёртвой колотушкой.


*****

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нём

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого что тот старый клён

Головой на меня похож.


Летний вечер

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей – красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!


Лети

На рассвете птица-мать

Учит птенчика летать.

Уговаривает, приговаривает:

-- Вот ракета из металла,

А смотри, куда слетала,

И не испугалась,

Самолёт тяжеловесный

Рассекает свод небесный

И не боится!

Облака – сплошная вата,

А летят, летят куда-то.

А ты нет!

Нет, мой мальчик, ты не птица!

Птица неба не боится.

А ну, лети!


«Письмо от матери».

Мать Есенина. Я получила письмо от своего Сережи, (садится, читает)

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 3 классе по теме:А.С.Пушкин "Граф Нулин", "Зимняя дорога"

Урок построен в форме путешествия в зимнее царство. Познакомиться с поэзией А.С.Пушкина помогает Добрая Фея, которая ведет ребят по страницам его стихов и навевает зимнее настроение....

Урок литературы в 3 классе

Тема :Образ  Бабы-Яги в русской народной сказке «Баба-Яга». Г. Ладонщиков «Встарой сказке».Цели :   1 познакомить с произведениями о Бабе- Яге...

Урок литературы в 4 классе по теме: Серебрянное копытце Бажова

На этом уроке использованы разнообразные методы работы, а так же инсценировка одного эпизода ( встречи главного героя с девочкой Даренкой). Глубокий анализ текста, РАБОТА С КАРТОЧКАМИ, ТЕСТАМИ...

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»...

«Использование технологии развития критического мышления на уроке литературы в 4 классе»

Цель: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на урокеЗад...

урок литературы в 3 классе В. Одоевский «Городок в табакерке».

конспект урока по литературе с использованием технологий критического мышления...