Развитие литературно-творческих способностей младших школьников
материал по чтению

Кропотова Валентина Викторовна

Данная работа содержит теоретический и практический материал по теме развития литературно- творческих способностей детей младшего школьного  возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21 с. Семёновка  г. Йошкар-Олы»

Научно-практическая  конференция «Моя страна – моя Россия».

Выступление

по теме « Развитие литературно-  творческих

способностей  младших школьников»

Подготовила

учитель начальных классов

 Кропотова Валентина Викторовна

                                           2 февраля 2019 года

Содержание

Введение………………………………………………………….....……….3-4

1.Теоретическая часть……………………………………………………...5-8

     1.1. Развитие творческих способностей младших школьников

            на уроках………………………………………………………………5-6

     1.2. Методы и приёмы развития творческих способностей

            учащихся    начальных классов на уроках литературного

            чтения………………………………………………………………….6-8

2. Практическая часть…………………………………………………….9-13

       2.1. Основные формы работы с обучающимися

              ( из опыта работы)……………………………………………………9-13

Заключение……………………………………………………….………….14

Список использованной литературы……………………………………..15

Введение

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы, и особенно начальной. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе

Педагоги начинают осознавать, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно в начальной, нужно учить творчеству.

   Что составляет систему творческой деятельности в начальной школе? 

            В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

           Одно из главнейших условий развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех

ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развития способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

            Цель-  создание условий для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся  во время занятий литературным чтением.

Задачи:

1. Создавать образовательные ситуации для реализации творческого потенциала учащихся, их стремления к самораскрытию

2. Развивать такие качества как: воображение, мышление,   память,  восприятие, внимание через литературную деятельность.

3.  Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение индивидуальных интересов, радость творчества.

4. Развивать фантазию, творческие способности,  умение аргументировать свои высказывания,  строить умозаключения.

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный,  деятельный  характер,  обеспечивая  субъективную    позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические  умения,  а  также формируют у  детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

I. Теоретическая часть

  1. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках.

   Развивать творческие способности? Что это значит?            

       - Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

      - Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

      - В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

    При развитии потребностей и интересов в творчестве мы используем различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности

младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу.

На уроке должно быть разнообразие деятельности: разнообразие изучаемого материала, разнообразие способов работы. Это побуждает детей к активности. Необходимо, чтобы и в материале, и в способе деятельности было что-то новое. Одна и та же проблема может изучаться с разных сторон.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития: наглядно-действенное, причинное, эвристическое мышление. Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на информации, которую учитель уже сообщил ему. Ребенка надо учить целенаправленно, целеустремленно и постепенно, многократно закрепляя полученные навыки.

Из всех форм творчества наиболее характерным для учеников начальной школы является литературное творчество.

Развивать творческие способности нужно с самого раннего детства.

  В целях повышения интереса детей  к учению, к предмету, для развития творческих способностей необходимо соблюдать следующие условия :

 1)  Создание особой творческой атмосферы не только на уроках, но и во внеурочное время.  Нужно создать такую атмосферу в классе, при которой дети чувствовали бы себя  комфортно и уютно, чтобы они постоянно ощущали доверие и уважение, внимание к своим интересам, склонностям, к своему здоровью со стороны учителя и одноклассников.            

 2) Доброжелательное отношение учителя, товарищей и родителей к фантазии детей. Фантазия дана нашим детям от природы. Ребёнок младшего школьного возраста фантазёр, он живёт в мире своих фантазий.  

  3) Формирование у учащихся чувства любви, переживания, сострадания.

1.2. Методы и приёмы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:

  1. Словесное развертывание образов произведения.
  2. Театральная творческая деятельность.
  3. Изобразительная творческая деятельность.
  1. Словесное развертывание образов произведения на уроках литературного чтения .

При работе с художественными текстами основным будет метод творческого чтения, направленность которого выражается, прежде всего, в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом. Целью данного метода является активизация художественного восприятия, как в начале изучения произведения, так и после анализа. Созданные фантазией во время чтения образы, являются результатом творческой активности читателя и стимулируют словесное творчество. Оно может быть представлено высказыванием впечатлений о прочитанном, воспоминаниями о подобном случае из своей жизни, придумыванием продолжения, словесным рисованием картин, творческим пересказом. Творческое чтение – основа формирования высокого художественного вкуса и им движет любознательность. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения:

выразительное чтение, комментированное чтение, творческие задания, 

постановка на уроке учебной проблемы.

Вопросу развития выразительного чтения придается огромное значение, т.к. выразительность, основанная на вдумчивом анализе текста, содействует глубокому пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения.

Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Вот некоторые задания:

  1. передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль;
  2. прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;
  3. прочитай предложение с разной интонацией.

Ребята с удовольствием работают, пробуют различные интонационные окраски и выбирают для себя именно ту, которая им ближе по смыслу или которую легче удается передать. Таким образом, одно и то же произведение каждый ученик читает с разным чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию познакомить товарищей со своей интонационной находкой.

  II. Практическая часть

2.1 Основные формы работы с обучающимися   ( из опыта работы).

С первых уроков чтения  я применяю много стихотворного материала: загадки, стихи, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, скороговорки.

 В  начале урока провожу поэтические минутки. 

Учу детей проявлять интерес к стихосложению. Включаю такие упражнения:

А) придумай рифму к слову  и соедини рифмующиеся слова;

Вот что у нас получилось:

 Например:  листок- ветерок, огурец – молодец.

Ответы моих детей:

1)Дунул лёгкий ветерок,                                Съел большущий огурец

С дерева упал листок.                                     Вот какой я молодец!

Б) придумай весёлую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова.

Например: Полина Петровна пригласила Петра Павловича поужинать пирогами. Девочка Даша делала дома домашние дела.

-восстанови  рассыпанное стихотворение;

-допиши стихотворение по началу:

Нас синички не боятся.                            Убежало молоко,

Смело на руки садятся…                         убежало далеко…

Я даю им хлеба крошки                           Из кувшина разлилось

Они греются в ладошке.                          И попить не удалось.

Приём «Конкурс одной строки». Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.

 Приведу примеры  стихотворений, сочинённых моими детьми.

Закончится скоро  последний урок…

Мы ждём не дождёмся когда же звонок.

Возьмём рюкзаки и пойдём по домам.

Как здорово, что сочинил это сам.

Постоянное применение данных упражнений позволило учащимся моего класса  в этом учебном году принять участие  в конкурсе стихотворений  собственного сочинения, которое проводил Марийский ТЮЗ. Девочки сочиняли стихотворения про Новый год.

Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Часто кроссворды использую на уроках повторения. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.

Сочинительство сказок  - ещё один из эффективных приёмов для развития творческих способностей детей, способствует их самовыражению. Мои дети очень любят переделывать сказки, придумывать продолжение известным сказкам, придумывать сказки по заданному началу и концу, на свободную тему. Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Например:  Масленикова Лиза  участвовала  в конкурсе сочинений  «Рождественская сказка».

 Одним из приёмов  развития творчества обучающихся является ведение  читательских дневников. Не позднее второго класса я приучаю учащихся к ведению записей о прочитанном. Образцы этой записи показываю на отдельных уроках. В особой тетради ( дневнике) ученики записывают фамилию автора и название книги, о чем рассказала книга, что понравилось.

Одним из важнейших сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является написание отзыва о книге. В нем ученик может не только высказывать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения.

Вариант структуры отзыва:

  1. Представление героя и выражение своего отношения к произведению.
  2. Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий.
  3. Характеристика героя и выражение своего отношения к нему.

II.Театральная творческая деятельность на уроках литературного чтения

  1. Работа с иллюстрацией

Работу иллюстративного характера в начальных классах следует начинать с анализа книжных иллюстраций, картин. Уже на уроках обучения грамоте начинаю работу над иллюстрациями, обращаю внимание детей на мимику, позы изображенных на рисунках персонажей Приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус.

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагаю сначала прочитать заглавие, рассмотреть иллюстрации, обратить внимание на жанр, структуру произведения, ключевые слова.  Обязательно обращаю внимание на имя автора, предлагаю предположить содержание произведения.  Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

В ходе прочтения произведения ребята  не раз возвращаются к иллюстрации, выискивают совпадения-несовпадения предложенных образов к тексту, объясняют, почему именно этот эпизод проиллюстрировал художник, высказывают свои предположения о том, какой должна быть иллюстрация.

При обсуждении текста обязательно задаю вопрос: «Что тебя особенно взволновало, какой эпизод захотелось перечитать еще раз?» Предлагаю проиллюстрировать понравившийся эпизод, подписать его цитатой.  Этот прием работы называю «Читаем и иллюстрируем». Обязательным условием является цитата. Ребенку предстоит крепко задуматься над содержанием текста, над содержанием своего рисунка и над подписью к нему. Обязательно организовываю защиту работ.  Дети рассказывают, какой эпизод они изобразили, объясняют почему, зачитывают цитату. Одноклассники высказывают свое мнение по проделанной работе: соответствует ли рисунок тексту, правильно ли подобрана цитата.

Более сложная форма драматизации – чтение по ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации.

Одним из важных этапов работы на уроке литературного чтения является отработка мимики, жестов, движений. Достичь успеха здесь помогает используемая пантомима, в которой ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа, испытывая при этом только положительные эмоции. Пантомима – форма театра.

  1. Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтения

Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы:

  1. рисование эпизода, который больше понравился;
  2. рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;
  3. составление рисованного диафильма;
  4. составление картинного плана.

В работе над произведением я использую рисование по мотивам прочитанных произведений. В рисунке проявляются свободные ассоциации. Через цвет ребенку легче передать свое отношение к героям, к происходящему событию.

Также в  своей работе я использую нетрадиционные формы уроков, которые помогают проявить учащимся свои творческие способности. Это урок-сказка, уроки творчества, путешествие по литературной стране, урок КВН, урок-игра, читательские конференции.  Использование нестандартных уроков вносят оживление, разнообразие, повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Таким образом, творческому развитию детей способствуют различные виды и формы учебной и читательской деятельности.

Заключение

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Средневековые гуманисты

Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.

Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

Список литературы

  1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: Росмэн, 2002. 
  2. Воробьёва В.И., С.К. Тивикова. Сочинения по картинкам. - Тула: ООО Издательство "Родничок" 
  3. Иванова Л.И. Развитие творческих способностей школьников. // Начальная школа, 1994 № 11. 
  4. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. // Начальная школа, 1991 № 9. 
  5. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1992. 
  6. Михайлова Н.Л. Развитие индивидуальных способностей детей на уроках литературного творчества. // Начальная школа, 1997 № 5. 
  7. Пфляумер Э.Д. Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников. // Начальная школа, 1992 № 11-12. 
  8. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. - М.: Владос,2000. 
  9. Холодова О.А. Юным умникам и умницам. - М.: Росткнига, 2002. 
  10. http://festival.1september.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)

В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...

« Развитие музыкально - творческих способностей младших школьников»

Теоретические особенности развития музыкально- творческих особенностей учащихся на уроках фортепиано. Принципы, методы и приемы развития творческих способностей детей. опытно-эксперементальное исследо...

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К САМОРАЗВИТИЮ

Сегодняшняя  школа в условиях введения ФГОС НОО  ищет себя новую: обра­щенную лицом к детям, учитывающую их индивидуальные особен­ности, способности и дарования. С первых ...

Родительское собрание в 1-4 классах "Проектная деятельность как средство развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников".

Работа направлена на создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий у обучающихся через обновление теоретической и практической базы знаний  родителей....

Взаимосвязь интеллектуального развития и творческих способностей младших школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности

В статье изложены особенности взаимосвязи интеллектуального развития и творческих способностей младших школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности...

Кабинет начальных классов как среда развития интеллектуально - творческих способностей младшего школьника

В данной статье рассказывается о  кабинете начальных классов, как среде развивающего обучения....

«Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС».

Методическая тема : «Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС»....