Конспект урока литературного чтения "Л.Н.Толстой "Акула".
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Данный урок предназначен для проведения в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века". На уроке используются ИК технологии, активные методы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.n.tolstoy_akula.docx | 104.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Л.Н. Толстой «Акула»
Цель:
Познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).
Задачи:
1) Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.
2) Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное (познавательные УУД).
3) Развивать воссоздающее и творческое воображение.
4) Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев (личностные УУД.)
5) Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном
Оборудование: выставка книг, портрет Л.Н.Толстого, карточки для кластера, раздаточный материал ( задания для работы групп, каждому ученику научно- популярные тексты «Акула»), файл Smart Notebook.
1. Организационный момент – приветствие. Эмоциональный настрой.
1.Зарядка для глаз
Поприветствуем гостей.
Китайская пословица гласит:
«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу –я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».
- Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
2. Речевая разминка.
1) Дыхательная и артикуляционная гимнастика
- Дудочка
-Парус
-Ветер в парус
2) Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
-Прочитать текст жужжащим чтением.
-Ответ на вопрос, какое было море
- С восклицанием
- С удивлением.
3.Актуализация знаний.
Граф.
Ясная поляна
Школа для детей.
- Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку?
Эти слова мы можем отнести к Л.Н.Толстому
Коллективно ( даю индивидуальное задание)
Как эти слова относятся к Толстому. Докажите (Выступление учащихся)
Граф Лев Николаевич Толстой, знаменитый писатель, принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду
В имении Ясной поляне прожил почти всю свою жизнь. Там он родился и по его просьбе был похоронен.
Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей, где обучал их грамоте. Он написал для них «Азбуку».
Индивидуально ( пара)
Представим в виде кластера то, что мы уже знаем о творчестве Л.Н.Толстого
- А чтобы узнать, какой рассказ мы будем читать на уроке, предлагаю справиться с хитрым заданием.
На доске вы видите знаки – буквы из алфавита разных языков. Выберите в паре только буквы русского алфавита. Будьте внимательными.
R F А Q N К G Z У I Л D Z А (АКУЛА)
- Что обозначает это слово?
Посмотрим видеоотрывок, пользуемся приемом «Чтение с пометами»
-Какая это информация? Почему? (научно-познавательная, сообщает факты)
-Что вы знали об этом животном?
-Что узнали нового?
4. Знакомство с темой урока и постановка целей урока.
-Итак, озвучим тему урока.
– А какие задачи мы поставим перед собой на урок?
- познакомимся…. с содержанием рассказа,
- учиться…. анализировать поступки героев;
- научиться понимать мотивы их поведения, давать им оценку.
5. Работа с текстом до чтения.
- Прочитайте ключевые слова:
В паре поработаем над смыслом слов
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты)
- спортсмен, соревнующийся в конном спорте
Фитиль – горючий шнур для орудия для поджигания пороха.
- тропическое растение
Хобот – задняя часть орудия, на которую опирается пушка.
- удлиненный нос
первое слово «артиллерист» подскажет выбор
Ропот – неясная, негромкая речь.
- классическая музыка
Полотно - слабое освещение
- льняная ткань ПРОВЕРКА
- Учитывая значения слов из текста, название рассказа, иллюстрации? Предположите, о чем этот текст? (Антиципация)
– Как можно проверить ваши предположения? (Прочитать рассказ.)
6. Первичное восприятие текста
чтение с остановками (Прогнозирование по содержанию)
1 часть
- Где происходит действие рассказа?
- Где стоял корабль?
- Как Толстой описывает погоду в этот день?
– Где и почему моряки устроили купальню? (В парусе. Было безопасно.)
– Какое настроение было на корабле?
- Какие чувства испытывают люди, которые там находятся? Какое настроение?
-Какие вопросы вы могли бы задать?
- Как вы думаете, что будет дальше? Как могут развиваться события?
2 часть
- Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей)
- Ваши вопросы?
- Кто же был с матросами на корабле?
- Почему мальчики поплыли в открытое море?
– Что значит, слово вздумали?
– Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку? Почему?
- Подтвердите словами из текста.
-Как старый артиллерист отнёсся к забавам своего сына и его товарища? Найдите в тексте слова, подтверждающие это. (Мужчин воспитывали с юных лет выносливости, смелости.)
- Что значит «Не выдавай! Понатужься!»
- Почему автор называет артиллериста старым? У него большой возраст?
– А как вы относитесь к забавам мальчиков? Понимаете или осуждаете их за это, если да, то за что?
- Какое настроение вызывает эта часть?
- Как вы думаете, что будет дальше? Как могут развиваться события?
3 часть
- Оправдались ли предположение?
-Ваши вопросы товарищам?
- Каким словом автор передает неожиданность, внезапность появления акулы?
- Кого увидели матросы с палубы?
- Какими словами автор называет акулу? Почему? (почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.)
- Какие попытки предпринимали взрослые для спасения мальчиков?
- Как охарактеризуем матросов?
- Как отреагировали дети на слова отца?
- На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?
- Прочитайте действия матросов. Какую часть речи использует автор и для чего?
- Как мы будем читать? (Быстро и с чувством волнения)
- Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? А как автор это передает
- Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? Докажите (Почему артиллерист смотрел на мальчиков не шевелясь, и не предпринимал никаких действий? )
-Что будет дальше?
4 часть
- Оправдались?
- Как вы понимаете “визг разбудил артиллериста”? Почему автор использует именно это выражение?
- Как подействовал визг мальчика на отца?
- Что автор хотел передать словами “сорвался с места”?
- Какое решение принимает артиллерист? Почему он пошёл на этот шаг?
– Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?
(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности. Когда он понял что ребёнок на волосок от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности)
- А что в это время делала команда? Как автор говорит об их бездействии?
- Что автор хотел показать этими словами?
- Какой из этого можно сделать вывод? (Что этот визг разбудил лишь одного артиллериста).
- Почему после выстрела артиллерист закрыл лицо руками?(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть. Он не знал, застрелил акулу, и остались ли мальчики в живых.)
- Сразу ли стало, ясно помог ли артиллерист мальчикам?
– Перечислите качества, которые проявил артиллерист в этот момент.
- А как бы вы поступили на месте отца?
- Чем закончиться история?
5 часть
– Чем закончилась эта история?
- Прочитайте. В какой момент артиллерист понял, что трагедию удалось избежать?
- Какое он сейчас испытывает чувство?
- Что его успокоило?
- Как вы думаете, что будет дальше? Как могут развиваться события?
- Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей)
-Какой это рассказ: художественный? Научно – популярный?
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
- Кто, по-вашему, главный герой рассказа? Обоснуйте ответ.
- Что особенно запомнилось?
7. Физкультминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брас.
Одной, другой, это – кроль.
Плыли вдоль и поперек
И вернулись на урок.
8. Повторное чтение рассказа
- Ну, а теперь вернёмся к нашему рассказу. У меня на доске разбросаны картинки, все ли они подходят к данному рассказу? Какая лишняя, почему?
- Давайте попробуем восстановить последовательность событий в рассказе. К каждой иллюстрации подберем заглавие.
- Что у нас получилось? (Картинный план)
Соотнесем названия частей иллюстрации
1.Купальня в парусе.
2.Мальчики в открытом море
3.Акула.
4.Выстрел.
5.Дети спасены.
- Этот план передаёт последовательность событий рассказа. В группах найдите начало и окончание каждой части.
Проверка ( чтение каждой группой первого и последнего предложения части)
9. Работа с текстом после чтения в группах
1 группа
Расположить части по композиции рассказа
2 группа
– сопоставить настроение героев рассказа с частями плана.
(тревога, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость, спокойствие, безмятежность, волнение, ужас, облегчение, счастье)
|
|
1. Купальня в парусе. | Спокойное |
2. Мальчики в открытом море. | Волнение |
3. Акула. | Тревога, страх |
4. Выстрел. | Ужас |
5. Дети спасены. | Радость и облегчение |
3 группа
Дайте характеристику мальчикам, какими мы их увидели в этой истории?.
(Активные, весёлые, ленивые, подвижные, озорные, испуганные, радостные, беззаботные, безрассудные, сильные, выносливые, беззащитные, глупые)
4 группа
-Перечитайте с.4 – 5, какие средства художественной выразительности использует автор?
5 группа
Дайте характеристику артиллеристу. Выберите, что вы можете сказать про его настроение и отношение к сыну и его товарищу.
(Героический, радостный, решительный, любовался сыном, мужественный, находчивый, мастерство, волнующийся, сильный духом, трусливый, мудрый, мужественный, честный, слабохарактерный, веселый, опытный, беззащитный, смелый, бывалый, опытный )
6 группа
– Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.
Душа в пятки ушла
Лёгок на помине
Сам не свой
Риск – благородное дело
Держать ухо востро
10. Подведение итогов
-Мог ли этот рассказ закончиться по-другому? Как?
-– Кому из героев вы больше всего сопереживали?
-Посмотрите по тексту на знаки препинания. Сделайте вывод. ( усиливающих напряжение)
- Всегда ли чувства на письме выражают при помощи знаков препинания?
-А как же получилось прочитать, услышать все напряжение? (У автора особые слова, выражения)
- Автор использует речевые обороты и слова, чтобы показать пик ситуации бывает так в жизни - наступает момент, когда никто не знает что делать дальше, тогда наступает «момент напряжённой тишины».
Какое важное мужское качество затрагивает автор в произведении? Чему нас научила история, описанная в рассказе?
Тема смелости, отваги, выносливости близка Льву Николаевичу, т.к. он сам служил в армии и участвовал в Крымской войне, командуя батареей в осажденном Севастополе, и отличался от других именно этими качествами.
11. Домашнее задание.
- На слайде три варианта домашнего задания. Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.
1) Перескажи текст по плану.
2) Нарисовать к понравившемуся эпизоду рисунок.
3) Составить вопросы к рисункам.
12. Рефлексия:
- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказов? Свой ответ вы можете начать со следующих слов (Слайд 18)
- Мне захотелось…
- Я задумался…
- Я понял (а)…
- Я почувствовал (а)…
- Я бы поставил (а)…
- Хотя рассказы написаны более ста лет назад, но они актуален и сейчас, автор показал переживания родителей, их любовь к своим детям, осудил беззаботное поведение мальчиков, показал опасности, которые могут подстерегать детей. Но также дал возможность поразмышлять, помог нам понять, что даже из самой трудной ситуации можно найти выход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)
Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"
Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина " Как Илья из Мурома богатырём с...
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....
Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»
Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...