Урок литературного чтения во 2-м классе: "Т. Янсон "Шляпа волшебника"
видеоурок по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения во 2-м классе:
"Т. Янсон "Шляпа волшебника"
Цель: развитие навыков анализа и синтеза произведения, читательского кругозора и интереса к чтению.
Задачи:
- обобщить краткое знакомство с авторской финской сказкой;
- увидеть отличие героев финских сказок от героев русских народных сказок;
- вызвать желание прочитать произведение полностью;
- вызвать интерес к содержанию сказки и её героям;
- учить детей анализировать произведение;
- формировать навык чтения;
- совершенствовать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения;
- развивать умение работать в парах;
- развивать фантазию ребенка, творческие способности;
- развивать устную связную речь детей;
- развивать умение высказывать своё мнение;
- воспитывать любовь к чтению.
Оборудование:
- портрет писателя;
- выставка книг;
- рисунки героев с буквами;
- карточки с буквами;
- кроссворд, тест, заготовка для цифрового диктанта;
- запись песни “Облака” (Автор стихов Козлов, музыка Шаинского).
Методическая литература:
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А.Уроки чтения по книге “Маленькая дверь в большой мир”, 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2007.
- Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе в 2-х ч. Часть 1. - М.: “Баласс”, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 139 КБ |
naglyadnyy_material.doc | 130.5 КБ |
krossovrd_dlya_detey.xls | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2-м классе:
"Т. Янсон "Шляпа волшебника"
Цель: развитие навыков анализа и синтеза произведения, читательского кругозора и интереса к чтению.
Задачи:
- обобщить краткое знакомство с авторской финской сказкой;
- увидеть отличие героев финских сказок от героев русских народных сказок;
- вызвать желание прочитать произведение полностью;
- вызвать интерес к содержанию сказки и её героям;
- учить детей анализировать произведение;
- формировать навык чтения;
- совершенствовать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения;
- развивать умение работать в парах;
- развивать фантазию ребенка, творческие способности;
- развивать устную связную речь детей;
- развивать умение высказывать своё мнение;
- воспитывать любовь к чтению.
Оборудование:
- портрет писателя;
- выставка книг;
- рисунки героев с буквами;
- карточки с буквами;
- кроссворд, тест, заготовка для цифрового диктанта;
- запись песни “Облака” (Автор стихов Козлов, музыка Шаинского).
Методическая литература:
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А.Уроки чтения по книге “Маленькая дверь в большой мир”, 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2007.
- Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе в 2-х ч. Часть 1. - М.: “Баласс”, 2011.
I. Организационный момент.
Здравствуйте.
Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь.
Почувствовали, как от ваших улыбок стало в классе светлей и теплей.
II. Актуализация знаний.
С произведением какой писательницы вы познакомились?
(Туве Янссон)
- Как называется это произведение?
(“Шляпа волшебника”)
- На предыдущих уроках мы определили жанр прочитанного отрывка как сказка? Так ли это, докажите?
(волшебные герои, волшебные предметы, явления)
- Из какой страны пришла к нам эта сказка?
(Из Финляндии)
- Докажите, что сказка написана финской писательницей?
(герои – тролли родом из финского фольклора, только в скандинавских сказках они, как, правило, злые, а Туве Янссон сделала их другими)
- Вы почувствовали, что здесь переплелись реальность и вымысел? Найдите подтверждение в тексте или скажите своими словами
(зимняя спячка, как у обычных животных; пью кофе, как люди, описание местности соответствует географическому описанию Финляндии)
III. Рассказ ученицы о писательнице. (Тихомирова Александра)
IV. Давайте послушаем вступление к повести – сказке Туве Янсон «Шляпа волшебника» и прочитаем вместе с автором.
V. Практическая работа.
Я желаю вам хорошей работы. Если вы выполните верно, все задания, то из полученных слов соберёте пословицу.
- Перед вами лежат пункты плана (разрезаны), но они перепутались. Ваша задача - восстановить последовательность, если выполните верно, то у вас получится слово.
Превращение яичных скорлупок. | С |
Наши герои исследуют тучки. | Д |
Тучками можно управлять! | Е |
Муми-папа потрясен! | Л |
Новая игра. | А |
Страшный сон. | Л |
VI. Закрепление изученного.
1. Назовите героев сказки.
(Муми – тролль, Муми – мама, Муми – папа, Снусмумрик, Снорк, Фрекен Снорк, Снифф)
Работа в парах
Перед вами лежит карточка. Соедините героя с его характеристикой.
Этот герой – хороший товарищ, он не отягощает свою жизнь вещами, но дух бродяжничества уводит его от друзей. Он уходит на всю зиму в тёплые страны. (Снусмумрик)
Этот герой меняет цвет в зависимости от настроения. Любит танцевать и навешивать на себя разные украшения. За ухом у этого героя всегда цветы, а на ноге маленький золотой браслет. (Фрекен - Снорк)
Этот герой похож на вставшего на задние лапы беленького бегемотика, любит справедливость и честность, очень дружелюбен. (Мумии - тролль)
Этот герой волнуется, боясь не угадать, что захотят на сладкое ее новые гости в день своего рождения и “сколько подушек им надо под голову”. (Мумии - мама)
Этот герой считает, что дом Мумии – троллей должен быть полон удивительных уголков и потайных комнат, лестниц, балкончиков и башен. (Мумии - папа)
Муми – папа женат на Муми-маме, он же отец Муми-тролля. Был рожден при самом необычном расположении звезд. В молодости много путешествовал, сам построил Муми-дом. Так же, он самый известный писатель в Мумидоле и окрестностях.
Муми – мама, лучшая в мире мама! Всегда готова принять новую порцию друзей любимого сына, накормить, обласкать и положить спать всю ораву...
Муми – тролль, сын Муми-мамы и Муми-папы, ужасно трогательный, добрый и отзывчивый, в целом храбр, но иногда трусит... Легко заводит новые знакомства, чем доставляет некоторую головную боль своей маме...
Снифф, сын зверюшки Сос и Шнырька, немного жадный, любит поныть. Неравнодушен ко всему яркому и сладкому...
Снусмумрик, птица вольная. Неутомимый искатель приключений. Любит выкурить трубочку и поиграть на губной гармошке. Не любит запрещающих табличек. Дома и сторожа парка. Каждое лето проводит в Мумидоле, а осенью уходит в далекие края.
Фрекен Снорк, сестра Снорк, обладательница шелковистой челки и золотого ножного браслета. Любит украшения и крутиться перед зеркалом.
Снорк, внешне похож на Муми-тролля, но меняет цвет, в связи с настроением. Любит вести всякие собрания, очень серьезный тип...
- На доске изображены иллюстрации с героями сказки. (с обратной стороны буквы (смело)
(Учитель вызывает ребёнка к доске. Он читает характеристику кого–то из героев. Переворачивает и с обратной стороны появляется буква.)
На доске:
- Расскажите мне об их обычаях и нравах.
- Выборочное чтение.
Кто же и где может осуществить свою мечту? Мы отметили, что основной чертой Муми-троллей, является любознательность. Найдите и прочитайте, как они исследуют тучки.
Тучки оказались не просто тучками, но и управляемыми. Подтвердите это текстом.
Если бы вы увидели такую картину, как Мумми-тролли скачут на тучках, как бы вы отреагировали? Прочитайте, а что сказал Муми-папа?
Какую новую игру изобрели герои? С чем хочется сравнить тучки? (с маленькими лошадками)
3. Прослушивание песни “Облака” ( Автор стихов Козлов, музыка Шаинского)
Мысли Туве Янссон оказались созвучны с мыслями поэта С. Козлова и композитора В. Шаинского и они написали замечательную детскую песню «Белогривые лошадки» (прослушивание 1-2 куплетов).
Можно ли этой песней озвучить прочитанные отрывки?
Кто знает песню, подпевайте.
Созвучны ли мысли Туве Янссон, написавшей сказку 60 лет назад, и нашего современника?
С чем сравниваются облака в песне?
Какое желание возникает при виде облаков?
4. Работа в парах (тест).
А сейчас мы вспомним предыдущие части.
Для этого мы с вами разобьёмся на пары и проведём небольшой тест.
Из букв правильных ответов, сложите слово (гуляй)
1.Из какой страны пришла к нам сказка “Шляпа волшебника”?
а.) Германия. в) Голландия. б) Франция. г) Финляндия.
2. Каким был последний ужин Муми – троллей перед спячкой?
а) осенние листья; у) хвойные иголки; я) снежные шапки; ю) сладости.
3. Сколько дней и ночей проспал Мумии – тролль?
л) 30 дней и 30 ночей; м) 60 дней и 30 ночей; н) 100 дней и 100 ночей; р) 7 дней 7 ночей.
4. На чём любил играть Снусмумрик?
а) на балалайке; в) на скрипке; б) на гитаре; я) на губной гармошке.
5.Что лежало на вершине горы?
а) жёлтая пирамида; к) красный куб; й) чёрный цилиндр; л) белый шар.
Г | У | Л | Я | Й |
VII. Физминутка
VIII. Пришло время узнать четвёртое слово. Отгадайте кроссворд.
РАЗГАДАЙ КРОССВОРД
- Жилое помещение на чердаке под скатом крыши.
- Сколько раз прокуковала кукушка.
- Что нашли Муми-тролль, Снусмурик и Снифф после зимней спячки.
- В каком месяце Муми-троли погружаются в спячку.
IX. Работа с пословицей.
Сложите из слов пословицу (“Сделал дело, гуляй смело”)
Как вы её понимаете?
X. Игра «Х -0».
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Х - 0».
Я говорю фразу. Если вы с ней согласны, то ставите “Х” , если не согласны, то “0”.
- Муми-мама и мумии-папа принимали гостей с невозмутимым спокойствием. (Х)
- Тайная система общения: три простых свистка и два долгих (0)
- Снусмумрик всегда ходил в новом шарфе (0)
- В шляпе волшебника были варёные яйца. (0)
- Яичные скорлупки сохранили белый цвет, но стали мягкими и пухлыми. (Х)
- Из шляпы выпорхнули 3 белые тучки. (0)
- Тучка была по ощущениям фрекен Снорк похожа на вату. (Х)
- Муми – тролль крикнул “Кукареку!” перед окошком Муми–мамы. (0)
- Новую игру с тучками изобрели Снорк и Снусмумрик. (Х)
- Муми – троллю и фрекен Снорк приснились разные сны. (0)
- Друзья так и не догадались, что тучки – это яичные скорлупки. (Х)
Взаимопроверка:
Ответы: Х 0 0 0 Х 0 Х 0 Х 0 Х.
XI. Чтение по ролям.
Самая волшебная часть - 4, где и начинают происходить необыкновенные превращения. Давайте прочитаем, что произошло с яичными скорлупками. Что же из этого эпизода мы узнаем о шляпе волшебника? (все, что в нее попадает, превращается в нечто иное)
XII. Подведение итогов и оценивание работы класса.
Какие впечатления остались у вас после сказки?
Почувствовали ли вы, что сказку написала финская писательница? (Да. По именам героев, тролли - сказочные персонажи фольклора Запада)
А узнали ли вы, что-нибудь о волшебнике, про чью шляпу читали?
Почему он оставил шляпу?
Что случится дальше? (а об этом мы узнаем, когда прочитаем всю книгу).
XIII. Домашнее задание
Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
Дополнительно.
Восстановление деформированного текста. (Работа с учебником)
Вставь слова.
На вершине разгуливал ________(весенний) ветер и на все ________(четыре) стороны распахивался голубой _____(горизонт). На _______(западе) было море, на ______(востоке) река, петляя, _______(уползала) в глубь Пустынных гор, на севере простирались_________(дремучие) ________(леса), а на юге из трубы –________(Муми-дома) клубился дымок.
Где происходят действия сказки? (в Муми-доме).
В ходе чтения очень мало встречается описание Муми-дома, опираясь на иллюстрацию и собственное воображение опишите каким вы его видите. А вот таким его увидела Туве Янссон – ведь она сама не только написала сказку, но и проиллюстрировала книгу.
1.. Кто обитатели Муми-дома? (Муми-мама, Муми-папа, Муми – тролль; постоянные жители, а так же Снусмумрик, Снорк, Фрекен Снорк, Снифф).
2. Как выглядят эти сказочные герои? (вместе с рисунками учитель зачитывает описание героев).
3. Каковы обычаи и привычки жителей Муми-дома? Если можете подтверждайте текстом, словами автора (зимняя спячка, гостеприимство, терпеливость, доброжелательность, вежливость).
4. Какими чертами характера наделены Муми-тролли? (любознательны, фантазеры, любят путешествовать).
Предварительный просмотр:
Превращение яичных скорлупок. | С |
Наши герои исследуют тучки. | Д |
Тучками можно управлять! | Е |
Мумии - папа потрясен! | Л |
Новая игра. | А |
Страшный сон. | Л |
Превращение яичных скорлупок. | С |
Наши герои исследуют тучки. | Д |
Тучками можно управлять! | Е |
Мумии - папа потрясен! | Л |
Новая игра. | А |
Страшный сон. | Л |
______________________________________________________________
Этот герой – хороший товарищ, он не отягощает свою жизнь вещами, но дух бродяжничества уводит его от друзей. Он уходит на всю зиму в тёплые страны.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Этот герой меняет цвет в зависимости от настроения. Любит танцевать и навешивать на себя разные украшения. За ухом у этого героя всегда цветы, а на ноге маленький золотой браслет.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Этот герой похож на вставшего на задние лапы беленького бегемотика, любит справедливость и честность, очень дружелюбен.
______________________________________________________________
Этот герой волнуется, боясь не угадать, что захотят на сладкое ее новые гости в день своего рождения и “сколько подушек им надо под голову”. (Мумии - мама)
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Этот герой считает, что дом Мумии – троллей должен быть полон удивительных уголков и потайных комнат, лестниц, балкончиков и башен. (Мумии - папа)
______________________________________________________________
Тест
Из букв правильных ответов, сложите слово _____________________________________________________
1.Из какой страны пришла к нам сказка “Шляпа волшебника”?
а.) Германия. в) Голландия. б) Франция. г) Финляндия.
2. Каким был последний ужин Муми – троллей перед спячкой?
а) осенние листья; у) хвойные иголки; я) снежные шапки; ю) сладости.
3. Сколько дней и ночей проспал Мумии – тролль?
л) 30 дней и 30 ночей; м) 60 дней и 30 ночей; н) 100 дней и 100 ночей; р) 7 дней 7 ночей.
4. На чём любил играть Снусмумрик?
а) на балалайке; в) на скрипке; б) на гитаре; я) на губной гармошке.
5.Что лежало на вершине горы?
а) жёлтая пирамида; к) красный куб; й) чёрный цилиндр; л) белый шар.
______________________________________________________________________________________________
Тест
Из букв правильных ответов, сложите слово _____________________________________________________
1.Из какой страны пришла к нам сказка “Шляпа волшебника”?
а.) Германия. в) Голландия. б) Франция. г) Финляндия.
2. Каким был последний ужин Муми – троллей перед спячкой?
а) осенние листья; у) хвойные иголки; я) снежные шапки; ю) сладости.
3. Сколько дней и ночей проспал Мумии – тролль?
л) 30 дней и 30 ночей; м) 60 дней и 30 ночей; н) 100 дней и 100 ночей; р) 7 дней 7 ночей.
4. На чём любил играть Снусмумрик?
а) на балалайке; в) на скрипке; б) на гитаре; я) на губной гармошке.
5.Что лежало на вершине горы?
а) жёлтая пирамида; к) красный куб; й) чёрный цилиндр; л) белый шар.
РАЗГАДАЙ КРОССВОРД
- Жилое помещение на чердаке под скатом крыши.
- Сколько раз прокуковала кукушка.
- Что нашли Муми-тролль, Снусмурик и Снифф после зимней спячки.
- В каком месяце Муми-троли погружаются в спячку.
______________________________________________________________
РАЗГАДАЙ КРОССВОРД
- Жилое помещение на чердаке под скатом крыши.
- Сколько раз прокуковала кукушка.
- Что нашли Муми-тролль, Снусмурик и Снифф после зимней спячки.
- В каком месяце Муми-троли погружаются в спячку.
С
М
Е
Л
О
Вставь слова.
На вершине разгуливал ___________ ветер и на все ______________ стороны распахивался голубой ______________. На __________ было море, на __________ река, петляя, ___________ в глубь Пустынных гор, на севере простирались____________ __________, а на юге из трубы –_______________ клубился дымок.
______________________________________________________________________________________________
Вставь слова.
На вершине разгуливал ___________ ветер и на все ______________ стороны распахивался голубой ______________. На __________ было море, на __________ река, петляя, ___________ в глубь Пустынных гор, на севере простирались____________ __________, а на юге из трубы –_______________ клубился дымок.
______________________________________________________________________________________________
Вставь слова.
На вершине разгуливал ___________ ветер и на все ______________ стороны распахивался голубой ______________. На __________ было море, на __________ река, петляя, ___________ в глубь Пустынных гор, на севере простирались____________ __________, а на юге из трубы –_______________ клубился дымок.
______________________________________________________________________________________________
Вставь слова.
На вершине разгуливал ___________ ветер и на все ______________ стороны распахивался голубой ______________. На __________ было море, на __________ река, петляя, ___________ в глубь Пустынных гор, на севере простирались____________ __________, а на юге из трубы –_______________ клубился дымок.
______________________________________________________________________________________________
Вставь слова.
На вершине разгуливал ___________ ветер и на все ______________ стороны распахивался голубой ______________. На __________ было море, на __________ река, петляя, ___________ в глубь Пустынных гор, на севере простирались____________ __________, а на юге из трубы –_______________ клубился дымок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
Урок литературного чтения в 4-м классепо теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...
Урок литературного чтения во 2-м классе: "Т. Янсон "Шляпа волшебника"
Урок литературного чтения во 2-м классе:"Т. Янсон "Шляпа волшебника"Цель: развитие навыков анализа и синтеза произведения, читательского кругозора и интереса к чтению.Задачи:обобщить краткое знакомств...
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....
Урок литературного чтения во 2-м классе на тему «Туве Янссон. "Шляпа волшебника" (обобщающий урок)».
На уроке проходит обобщение содержания сказки, идёт анализ прочитанного произведения. Индивидуальная, групповая и работа в парах создают творческую обстановку, развивают фантазию и аналитические спосо...
Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....
Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....
Формирование навыков продуктивного чтения средствами ИКТ на уроках литературного чтения в 1-х классах
Инструкция по проведению урока с интерактивной доской...