Повышение интереса учащихся к чтению на английском языке.
статья по чтению (2, 3, 4 класс)

Лепская Виктория Александровна

Описанные методические приёмы, технологии и формы работы формируют первичные навыки самостоятельной работы с текстом, а также умение правильно читать книгу, анализировать, сопоставлять, делать выводы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лепская В.А

Повышение интереса учащихся к чтению на английском языке.

На сегодняшний день проблема чтения становится государственной, т.к. современные компьютерные и информационные технологии настолько поглотили общество, что люди (особенно дети) совсем перестали читать и, тем более, понимать и оценивать прочитанное, осмысливать и интерпретировать его.  Современные дети стали читать по-другому, другие книги, отдавая предпочтение развлекательной литературе.  Всё больше времени в детском досуге занимают компьютерные игры и просмотр телевизора.  Уходит в прошлое традиция семейного чтения, школьникам  не стыдно признаться в том, что они не любят читать.  Данные факты свидетельствуют об очевидном  падении  грамотности, огрублении речи и снижении  общего культурного уровня.

Тем не менее,  книга была и остаётся источником знаний, духовным наставником  и собеседником,  как для взрослого читателя, так и для ребенка.  Мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужного  материала  из текста,  его  преобразование,  умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Очевидно, что решение данной проблемы будет неэффективным без интереса учащихся к чтению. Наличие читательского интереса, по утверждению И.М. Осмоловской и Л.Н. Петровой, – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и желание с ним действовать: рассматривать его, листать, читать, но также избирательность и увлеченность [1]. Читательский интерес – это достаточно сложная сфера направленности личности, в которой находят свое выражение характер, нравственно-эстетическое отношение к действительности, общий кругозор и культурный уровень человека.  Кроме того читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека. При специально создаваемых условиях его возможно и даже необходимо формировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени устойчивым и действенным [2].

Цель учителя – обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем, целенаправленно и последовательно формируя его читательские интересы. Схему работы по развитию интереса к чтению младших школьников можно представить в виде схемы:

- работа на уроке;

- внеклассные занятия;

- совместная работа с библиотекой;

Рассмотрим данные направления работы. Формирование познавательного интереса к чтению  в рамках уроков невозможно представить без использования игровой технологии, технологии продуктивного чтения  и читательского театра.  Роль игры  как эмоционального фактора на уроках  чрезвычайно высока. Среди разнообразия игр хочу выделить наиболее эффективные в формировании познавательного интереса к чтению, которые регулярно используются мною на уроках английского языка (данные игры можно использовать и при обучении чтению на русском языке) [3].

Для проведения игры «The best reader» (Лучший чтец) нужны 1) разноцветные кусочки  лего или кружочки из цветного картона; 2) карточки с напечатанными словами (предложениями), которые школьники учатся читать. Каждый учащийся получает 10 кусочков лего (кружков из картона) одного цвета.  Карточки со словами перемешиваются и раскладываются перед учащимися рубашкой вниз. Ребятам отводится 10 секунд, чтобы выбрать пять любых карточек, прочитать написанные на них слова  и положить сверху карточек пять своих лего (кружков). Таким образом, на столе лежат карточки со словами и лего сверху, а у каждого ребёнка остаётся в руках ещё по 5 кусочков конструктора. По команде учителя школьники меняются ими с соседом по парте, получая лего другого цвета. Задача учащихся прочитать карточки со словами, на которых лежат кусочки лего нового цвета. Ребята переворачивают карточки и читают слово. Если оно прочитано верно, то школьник забирает кружок себе. Лучшим чтецом становится тот ребёнок, который соберёт  в результате все  пять кусочков лего (кружков).

Для игры «Magic» (Магия) необходимо заранее в классе  спрятать записку для учащихся (её можно оставить на подоконнике, на клавиатуре компьютера и т.д.). Текст записки содержит определённое задание. Сообщение может быть такого плана: “Come to the teacher and tell her what mark you had for the dictation in Russian and see what happens.”  (Подойди к учителю,  расскажи, какую отметку ты получил за диктант по русскому языку и посмотри, что произойдёт). Обычно в середине урока, когда внимание учащихся уже немного ослабло, учитель говорит, что сегодня  происходят чудеса  и необходимо в классе найти необычный предмет.  Школьник, обнаруживший записку, читает её и выполняет задание учителя.  Эта игра всегда проходит очень азартно и весело. Для меня, как учителя, крайне важно видеть, что ребёнок может извлечь необходимую информацию из текста, применить на практике знания английского языка и выполнить задание или инструкцию. Такая работа заслуживает конфеты или дополнительного балла к оценке. Обычно в таких записках я стараюсь написать что-то актуальное.

Следующая популярная игра среди моих учеников называется « Find the mistake» (Найди ошибку). Школьники получают карточку со  знакомым текстом, с которым они работали несколько уроков назад и должны в нём найти ошибку. Учащиеся не получают конкретной задачи от учителя, они не знают какая ошибка допущена в тексте (в написании слова, пунктуации, именах  героев, изложенных фактах и т.д.)  Возможен вариант, когда я намеренно вставляю в текст хорошо замаскированную инструкцию, которую необходимо обнаружить и выполнить. Таким образом, школьники совершенствуют свои навыки поискового чтения и повторяют изученную лексику. Данная игра очень любима всеми ребятами и безусловно  способствует формированию познавательного интереса к чтению на уроках английского языка.

Игра «Don`t read….» (Не читай…) больше ориентирована на слабых учащихся,  помогает им проявить себя на уроках и побывать в ситуации успеха. Задача школьников прочитать текст, пропуская какое-то сложное для них слово (например, артикль the). Учащийся, который хорошо знает английский и бегло читает, конечно же, прочтёт «запретное» слово, он это сделает автоматически, то есть в моём упражнении он допустит ошибку. Учащиеся, у которых слабо развиты навыки чтения, на сложное слово (артикль) обратят внимание, не прочитают его, учителю приходится говорить, что задача выполнена, текст прочитан, «запретные» слова не читались, и хвалить ученика. Дети очень любят это упражнение, получается, что мы вслух читаем текст неоднократно, внимание сохраняется и никого не надо заставлять следить за текстом. Таким образом, может строиться работа по подготовке учащихся к пересказу многократно прочитанного и прослушанного текста.

Технология продуктивного чтения  представляет собой образовательную технологию, которая опирается на законы читательской деятельности и обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста. Кроме того данная технология позволяет формировать активную читательскую позицию, т.е. у ребенка развивается познавательный интерес к чтению [4].

     На своих уроках я стараюсь применять технологию продуктивного чтения, как наиболее эффективный метод для развития на только чтения, но и осознания прочитанного. Нужно отметить, что технологию продуктивного чтения можно применять на материале разных дисциплин. Данная технология состоит из 3 этапов: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этап[4].

1.Дотекстовый этап работы.

Целью данного этапа является развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация,  т.е. умения предполагать, прогнозировать содержание по ключевым словам текста. Главной же задачей учителя является   вызвать желание у ребенка прочитать текст или книгу.

В зависимости от возраста детей здесь могут быть использованы следующие приёмы.

1. Загадки.

2. Работа с иллюстрацией.

3. Работа с заглавием.

4. Работа с ключевыми словами.

5. Вопросы и т.д.

2 Работа с текстом во время чтения.

  Цель данного этапа - понимание текста и его истолкование, оценка. Для учителя главной задачей является – обеспечение полноценного восприятия текста.

   В начале 2 этапа происходит первичное чтение текста. Это может быть самостоятельное чтение в классе, чтение-слушание или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

1. Выбор соответствующего заголовка

2. Что значит данный заголовок

3. Ответ на вопрос и т.д.

1. Выбор лишнего варианта из предложенных.

2. Работа с ключевыми словами или новыми

3. Закончи предложения и т.д.

4. Правда или ложь

   Далее текст перечитывается медленно, «вдумчиво» или перечитываются его отдельные фрагменты. После повторного чтения текста — анализ. Приемы могут быть следующие:  комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов. Это может быть постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части текста, обобщение прочитанного или постановка к тексту обобщающих вопросов.

   В случае необходимости можно обратиться к отдельным фрагментам текста для детального анализа. И только после этого можно прочитать текст выразительно вслух, обрабатывая произношение, смысловое ударение, скорость чтения.

3 этап – послетекстовый -  развивает навыки устной и письменной речи.

Используются следующие упражнения и задания:

1. составить план текста.

2. выделить основную мысль текста.

3. придумать продолжение рассказа.

   На 3 этапе идет обсуждение текста,  беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Ребёнок учится правильно интерпретировать и обоснованно оценивать произведение.

   Как показала практика, использование данной технологии развивает интерес к чтению на английском языке и формирует языковые навыки. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а учитель становится партнёром, наблюдателем, наставником, помощником [5].

Моя внеклассная работа  по развитию читательского интереса часто тесно связана с работой библиотеки. Совместно с отделом иностранной литературы мы организуем мероприятия, посвящённые определённой теме с целью развития интереса к чтению, расширения читательского кругозора, литературного образования и развития учащихся.  После проведённой беседы ребята выбирают  книги на английском языке для домашнего чтения, главное назначение которого является получение информации из текстов на английском языке, формирование навыков чтения и познавательной мотивации к изучению предмета. Обычно такие совместные мероприятия организуются в рамках страноведческих праздников, традиций или биографии известных людей. В качестве примера приведу совместное мероприятие с библиотекой, посвящённое финским сказкам Сакариаса Топелиуса. После интересной и познавательной встречи ребятам были предложены на выбор два отрывка из финских сказок на английском языке. На следующем уроке домашнего чтения мы отрабатывали навыки чтения с помощью приёма читательского театра, который также очень любим моими учениками. Учащиеся получают небольшой текст, с которым они работали дома. Сначала ребята вместе с учителем отрабатывают его чтение, затем происходит распределение ролей, отработка учащимися только своей роли  и представление отрывка у доски. Данная работа является прекрасной альтернативой привычному чтению вслух.

Описанные методические приёмы, технологии и формы работы формируют первичные навыки самостоятельной работы с текстом, а также умение правильно читать книгу, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Так целенаправленно и последовательно происходит развитие и формирование познавательного интереса у младших школьников к чтению книг на английском языке. Как показывает практика, у ребят меняется не только отношение к процессу чтения, но и их культурный и познавательный уровень, повышается интерес и мотивация к изучению английского языка.

Список литературы

  1. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10.– С.13 –17.
  2. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11-18.
  3. Светловская Н.Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол. – М.: Аркти, 2007. – 54 с.
  4. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС « Школа 2100»: [ Монография] / О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2010. – 208 с.
  5. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя / М.И. Оморокова. – М.: АРКТИ, 1999. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение интереса учащихся на уроках приемами театральной педагогики

«Развитие познавательного интереса младших школьников к читательской деятельности средствами театральной педагогики».АКТУАЛЬНОСТЬ:В настоящее время исследова­тели констатируют спад интереса к чт...

Использование информационно-коммуникативных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету.

В выступлении автор рассматривает возможности использования информационно-коммуникативных технологий в современной школе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИДОВ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИДОВ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО...

Обобщение опыта по теме: «Применение приемов мотивации для повышения интереса учащихся к учебному процессу».

Научить учащихся справляться с трудностями и находить правильное решение, вырастить активных граждан, способных найти работу на рынке труда, где требования постоянно меняются это одна из основн...