Рабочая программа для 1 класса УМК"Школа России"
рабочая программа по чтению (1 класс)

Гергард Инга Леонидовна

Адаптированная программа разработана для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\DOCUME~1\ODE8F~1.KAR\LOCALS~1\Temp\FineReader11.00\media\image29.jpeg

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению разработана для учащихся 1 класса с тяжёлыми нарушениями речи (вариант5.1)  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. –5-е изд., - М.: Просвещение, 2011) и авторской программы по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой (Программы начального общего образования  Школа России. /Сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, М. «Просвещение», 2011 г.)

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

1.  Литературное чтение.  1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. – М.: «Просвещение», 2011. - (Школа России).

2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.В.Бойкина, Л.А. Виноградская - М.: «Просвещение», 2015.- (Школа России).

Программа направлена на решение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Достижение поставленных целей изучения курса литературное чтение обеспечивается  решением следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с  различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений

С учетом особенностей художественной литературы, нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно этическиеценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

В соответствии с федеральным базисным учебным базисным учебным планом начального общего образования и примерной программы по литературному чтению предусматривает 39 часов в 1 классе (4 часа в неделю). Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя. Запланировано проведение5 уроков в формах, отличных от урочной: урок-путешествие, урок-игра, урок-сказка, урок-викторина.

Программа коррекционной работы  направлена на осуществление специальной поддержки (сопровождения) освоения программы (вариант 5.1) обучающимися с ТНР и реализуется в ходе всего учебно-образовательного процесса:

-  через содержание и организацию образовательной деятельности  (индивидуальный и дифференцированный подход,  развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими);

- обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению);

- в рамках  внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области в

форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий  (по оказанию коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения, коррекции нарушений

устной речи, коррекции  и профилактике  нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям).

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

   - принцип соблюдения интересов обучающегося  –  специалист  призван решать

       проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.

- принцип системности  -  обеспечивает системный подход к анализу особенностей

развития и коррекции нарушений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

то есть  единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий  специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности;

 - принцип непрерывности  -  гарантирует обучающемуся и его родителям (законным

 представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения      подхода к еѐ решению;

- принцип вариативности  -  предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

- принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь  (поддержку)  в освоении  базового  содержания образования и

коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует формированию  универсальных учебных действий у  указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно-развивающая работа включает: 

- выбор оптимальных для развития  указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  с коррекционных программ/методик, методов и приѐмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов);

- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер  указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту  указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в случаях неблагоприятных условий жизни при психо- травмирующих обстоятельствах.

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов,заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- представление о причинах успеха в учебе;

- интерес к учебному материалу;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;

- знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции  школьника на уровне положительного отношения к школе;

- первичные умения оценки работ, на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- представления о русском языке как средстве межнационального общения;

- представления о своей этнической принадлежности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителям, товарищами;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-  осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям);

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: слово - слова,  обозначающие предметы, род слов, обозначающих предметы);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать участие в работе парами и группами;

- допускать существование  различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы;

- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

Ученик научится:

правильному, плавному слоговому  чтению с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста -25-30 слов в минуту;

понимать содержание прочитанного текста;

пересказать небольшой по содержанию текст своими словами и с опорой на картинку;

пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя;

находить заглавие текста, назвать автора произведения;

различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение;

помнить имена 3-4 авторов и названия их произведений;

знать наизусть не менее 5 стихотворений.

Ученик получит возможность научиться:

пересказывать по готовому плану (на более высоком уровне);

самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы);

работать с доступными книгами - справочниками и словарями.

 Характерные для учебного курса формы организации деятельностиобучающихся:

- групповая, парная, индивидуальная деятельность;

- проектная;

- практикумы.

Специфические для  учебного курса формы контроля  освоения обучающимися содержания:

текущий: тест, устный опрос; практическая работа;

промежуточный: тематические проверочные работы, тест, самостоятельная работа;

итоговый: тест, комплексная работа.

2. Содержание учебного предмета

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Жили-были буквы(7ч)

Стихи, рассказы и сказки, написанные В.Данько,  И.Токмаковой, С.Черным, Ф. Кривиным, Т.Собакиным.

Сказки, загадки, небылицы (5 ч)

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А.Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Апрель, апрель! Звенит капель (4ч)

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.

И в шутку и в серйоз (5ч)

Произведения Н. Артюховой, О.Григорьева, И. Токмаковой,  М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова,  И. Пивоваровой.

Я и мои друзья (7ч)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В, Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.

О братьях наших меньших (11 ч)

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Название раздела

Количество часов

Тестовая работа

1

Жили – были буквы

7 ч

-

2

Сказки, загадки, небылицы

 5 ч

-

3

Апрель, апрель! Звенит капель

4 ч

-

4

И в шутку, и в серьёз

5 ч

-

5

Я и мои друзья

7 ч

1

6

О братьях наших меньших

11ч

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 2 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы по всем предметам для 2 класс УМК "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы составлены  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и...

рабочие программы 4 класс УМК "Школа России"

Русский язык. Зеленина, Хохлова.Математикалитературное чтение 2 часа в неделиОкружающий мир...

рабочие программы 3 класс УМК "Школа России"

математикарусский язык по Зелениной, Хохловойлитературное чтение 2 часа в неделюИЗОокружающий мир...

Рабочие программы 4 класс УМК Школа России

Рабочие программы для школ с татарским языком обучения....

Рабочие программы 1 класс УМК "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России" ФГОС...

Рабочая программа 1 класс УМК "Школа России" по русскому языку

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...