Урок литературного чтения 1 класс с презентацией
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока: создать условия для восприятия русской народной сказки «Рукавичка»,
совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения,
развивать умение анализировать и сравнивать,
развивать речь, логическое мышление, внимание,
воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_1_klass.doc | 82.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_chteniya_1_klass.ppt | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тайнинская основная общеобразовательная школа»
Открытый урок по литературному чтению
1 класс
Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»
Разработала: учитель начальных классов Котлярова Р. С.
Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока: создать условия для восприятия русской народной сказки «Рукавичка»,
совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения,
развивать умение анализировать и сравнивать,
развивать речь, логическое мышление, внимание,
воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
Планируемые результаты:
- предметные: - дети познакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка», научатся анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по
картинному плану;
- метапредметные:
а) познавательные УУД:
формулировать проблему с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме;
б) коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра;
в) регулятивные УУД:
выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
- личностные: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу;
стремление к приобретению новых знаний и умений;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Технология: системно-деятельностный метод обучения.
Ресурсы: учебник «Литературное чтение», карточки- предложения, карточки - словарики, иллюстрации главных героев сказки «Рукавичка»,
«Теремок», электронное приложение (презентация к уроку).
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
1.Самоопределение к деятельности (Организационный момент) Цель: проверка готовности к уроку (30с) | ||||
Долгожданный дан звонок – | Чтение со слайда | Эмоциональный настрой Личностные УУД: – создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности в УД – устанавливаются тематические рамки | ||
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока. Цель: формулировать познавательную цель с помощью учителя.(3 мин) | ||||
(музыка – песня « Приходи, сказка») - Кто догадался, чему будет посвящён наш урок? научились читать сказки Мы Составьте из данных слов предложение. -Прочитайте, что у вас получилось? Достаточно того, что мы уже умеем читать? Чему мы будем учиться сегодня на уроке? | Работа с презентацией Ответы детей Дети составляют предложение: «Мы научились читать сказки». Дети формулируют цель урока: «Сегодня на уроке мы будем учиться правильному выразительному чтению». | Познавательные УУД: (общеучебные) осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. | ||
3.Мотивация учебной деятельности. Цель: проверка домашнего задания. Выставка детских рисунков. (4мин) | ||||
- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
Е. Чарушина «Теремок». Давайте немного поиграем. (на доске выставлены иллюстрации главных героев) - В правильном ли порядке расположены главные герои сказки на доске? | «Мы познакомились со сказкой Е. Чарушина «Теремок». Выразительное чтение отрывка из сказки детьми «по цепочке». Дети ищут и исправляют ошибки. | Познавательные УУД: выбирать вид чтения в зависимости от цели, осуществлять поиск и выделение информации. | ||
4. Формулирование учащимися темы урока и уточнение цели. Уточнить познавательную цель и формулировать тему урока с помощью учителя (3 мин) | ||||
Нам нужно подготовиться к чтению нового произведения. - Повторим цель нашего урока и определим тему. | Работа с презентацией. Чтение хором вслух. Работа в паре. Ру-ка-вич-ка Мы будем учиться читать правильно и выразительно сказку «Рукавичка». | Познавательные УУД (общеучебные): осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Регулятивные УУД: (целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу. | ||
5. Динамическая пауза (Упражнение для глаз). (1 мин) | ||||
6. Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений, постановка проблемы урока. (3 мин) | ||||
- Откройте учебник на с. 38. Попробуйте определить, кто автор произведения? | Ответы детей «Колобок», «Репка» Ответы детей. Ответ детей: «Нет, не можем». | Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль. | ||
7. Решение учебной задачи Цель: построение проекта выхода из затруднений. (10 мин) | ||||
- В сказке встретятся слова, которые я вам предлагаю прочитать хором спра-ши-ва-ет по-сре-буш-ка Толковый словарик. – В сказке встретятся слова, значения которых бывают непонятными. Поэтому мы обратимся к "Толковому словарику". -Посоветуйтесь в парах и установите соответствие между словом и его толкованием. Для каждого слова из левого столбца найдите его толкование в правом столбце. Проведите на карточках линии от слова к его толкованию. – Договоритесь, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения. бредет – уронил врассыпную – идти с трудом или тихо обронил – движения в разные стороны Знакомство со сказкой | Работа с презентацией. Слайд Работа в паре Слайд Рассуждения учащихся, обоснование своего выбора | Познавательные УУД: выбирать вид чтения в зависимости от цели, осуществлять поиск и выделение информации. Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль.
| ||
- Понравилась ли вам сказка? - Кто обронил рукавичку? - Сколько всего зверей поместилось в рукавичке? - Почему звери были вынуждены покинуть свой домик? - Может кто-то уже готов ответить на главный вопрос: «Почему сказку назвали именно «Рукавичка»?». Наводящие вопросы: «Куда пошёл дедушка?» «Сказано ли в сказке, зачем он пошёл в лес?» «Можно ли догадаться?» «Для работы в лесу, что лучше спасает от мороза?» «Как вы думаете, что теплее: рукавички, варежки или перчатки?» - А хотите ли вы узнать, почему рукавички так назвали? - Я тоже не знаю. Давайте вместе рассуждать. - Назовите родственное слово к слову «рукавички». - Теперь давайте медленно произнесём это слово, разделив его на две части: «рука» – «вица». - Что услышали? - Молодцы! Вы сами рассказали о происхождении слова Варежка имеет только два отделения: для большого пальца и для остальных. Их носят и в городе, и в деревне, только от мороза. Могут украшаться. Не бывают из тонкого материала; обычно, вязаные. | Ответы детей. Дед Ответ детей: «Нет, не можем». В лес Ответы детей. Ответ детей: «Рукавицы». «рука» и «виться», то есть «виться вокруг руки». А какая разница: рукавицы и варежки? | Личностные УУД: - проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, осуществлять взаимный контроль. Познавательные УУД: | ||
8. Динамическая пауза ( 1 мин) Цель: сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости. (Учитель называет разных животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка» ) Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица ,лягушка, волк, воробей, кабан. | ||||
9. Введение знаний в систему. Цель: самостоятельно учитывать приобретённое знание; ( 4 мин) | ||||
Подготовка к пересказу. Составление картинного плана: - Посоветуйтесь в группе и решите: кто за кем появляется в сказке. – Договоритесь, кто из вас будет исполнителем у доски, расположите персонажей сказок по порядку с помощью карточек, кто будет чтецом. - Кто первый стал жить в рукавичке? - Кто за кем появился в сказке? - Кто был последним? - Пустили звери медведя в рукавичку? Сопоставление сказок «Теремок» и «Рукавичка». - Чем они отличаются? Соотнесение пословиц со сказками. | Ответы детей. Работа в группе Чтение выборочное детьми Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок, кабан, медведюшка Похожи: оба произведения – сказки, главные герои – животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь, находят себе пристанище в одном месте. Различие: есть народная и литературная сказка “Теремок”, разные названия сказок, события происходят в разное время года: в “Теремке” – летом, в “Рукавичке” – зимой, в “Рукавичке” появляется новый герой-кабан; разные слова-характеристики героев; разное содержание и конец сказки. Работа с презентацией. Выбирают пословицу, содержание которой выражает главную мысль прочитанной сказки, обосновывают свой выбор. “В тесноте, да не в обиде”. | Познавательные УУД (общеучебные): осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; осуществлять поиск и выделение информации Регулятивные УУД: применять установленные правила, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. | ||
10. Рефлексия деятельности. Итог урока. Домашнее задание Самооценка результатов деятельности. (1 мин) | ||||
-С какой сказкой познакомились? Какая это сказка? – Спасибо за урок. | – Со сказкой “Рукавичка”.– Эта сказка – народная. – Доброте, отзывчивости, взаимопомощи. | Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений осознание учебной деятельности, самооценка результатов деятельности
| ||
Дополнительно: игра | ||||
Как-то раз в лесу густом У перчаток — тот первый признак, который помянула и забыла Марго: пятипалые. Не только на балы в старину, но и в холод нынче у городских жителей — утеплённые. | Хором проговаривают пропущенные слова в рифму. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим, И тихонечко сидим.
РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ - О-ПА-ДА-ЮТ ЛИС-ТЬЯ В СЕН-ТЯБ-РЕ ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО – ЕСТЬ ИГ-РУШ-КИ У МАР-ГО ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК – ЧИ-ТА-ЕМ МЫ НЕ ПРОС-ТО ТАК АК – ОК – ИК – КА – УК – НА ЛИСТ У-СЕЛ-СЯ МАЙ- СКИЙ ЖУК
по-пры-гуш-ка – попрыгушка по-скре-буш-ка поскребушка спра-ши-ва-ет – спрашивает по-бе-гай-ка – побегайка бре-дёт – бредёт врас–сып–ну-ю – врассыпную ра-зор-ве-тся [ца] – разорвётся по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается
Толковый словарь уронил идти с трудом или тихо движения в разные стороны бредёт врассыпную обронил
Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку.
Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит: — Тут я буду жить . А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает: — Кто, кто в рукавичке живет? — Мышка-поскребушка. А ты кто?
— А я лягушка-попрыгушка. Пусти и меня! — Иди. Вот их уже двое.
Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает: — Кто, кто в рукавичке живёт ? — Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка. А ты кто? — А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня!
- Иди. Вот их уже трое. Бежит лисичка: - Кто, кто в рукавичке живёт?
- Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка да зайчик-побегайчик. А ты кто? - А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает: — Кто, кто в рукавичке живёт?
- Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик да лисичка-сестричка. - А ты кто? - А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!
- Ну уж иди! Влез и этот, уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись — бредёт кабан: — Хро-хро-хро, кто в рукавичке живёт?
— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто? — А я кабан-клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота. — Тебе ведь и не влезть! — Как-нибудь влезу, пустите! — Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь! Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревёт: — Кто, кто в рукавичке живёт?
- Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан-клыкан. А ты кто? - Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка-батюшка. Пустите и меня!
- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно. - Да как-нибудь! - Ну уж иди, только с краешку! Влез и этот — семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвётся. А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать её. А собачка вперёд побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда: — Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришёл и забрал рукавичку.
Рукавица Рука- вица Рукавичка
Рукавицы Варежки
Сказка « Теремок » Мышка – норушка Лягушка – квакушка Заяц - на горе увёртыш Лисичка – сестричка Сказка «Рукавичка» Мышка – поскребушка Лягушка – попрыгушка Зайчик – побегайчик Лисичка – сестричка Волчок - серый бочок Кабан – клыкан Медведюшка - батюшка Главные герои:
В тесноте, да не в обиде. Знает сорока, где зиму зимовать. Согласие крепче каменных стен. Не учись разрушать, а учись строить. Какая пословица ?
Рефлексия Мне понравилось…
Мне было трудно…
СПАСИБО ЗА УРОК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 1 класс с презентацией
Тема урока: Гласные и согласные звуки (закрепление)Тип урока: урок закрепления.Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД....
Конспект урока литературного чтения в 4 классе с презентацией. А. Ишимова."Славяне"(учебник Р.Н. Бунеева "В океане света")
Урок литературного чтения с презентацией по рассказу А. Ишимовой "Славяне". В ходе выполнения аналитического задания ,дети сами выходят на тему урока, проводят большую работу с текстом доо чтения, пре...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"
Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...
урок чтения в 1 классе с презентацией "Мягкий знак – показатель мягкости согласного"
Данный урок представлен по ходу изучения темы «Буква Ь (мягкий знак)» курса литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России». ...
уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"
Интегрированный урок с применением ИКТ....
Конспект открытого урока по литературному чтению для 2 класса с презентацией для интерактивной доски
Урок проводился во 2 классе во II четверти по теме "Русские писатели". ОС "Школа России". К уроку прилагается презентация....
МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ» презентация
МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»...