Урок обучения грамоте "Буква Ц, ц. Звук [ц].
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Абраменко Елена Валерьевна

Урок обучения грамоте по теме «Буква Ц, ц. Звук [ц]» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Школа России». Конспект урока  предназначен для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока57.74 КБ
Файл Презентация2.27 МБ

Предварительный просмотр:

                               Буква Ц, ц. Звук [ ц ]      1 класс

I. Организационный момент.

Цель: создание рабочего настроения.

              Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Какой у нас сейчас урок?

 Перед нами стоит задача – научиться плавно, быстро, осознанно читать. Кроме того, необходимо развивать свою речь, чтобы выражать мысли грамотно и красиво.

Дети:

               Мы будем разговаривать, 
И будем выговаривать
Все звуки четко, внятно,
Чтоб было всем понятно.

Учитель:

- Что бы вы пожелали друг другу на уроке обучения грамоте?

- А я желаю вам удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех! Поэтому девизом нашего урока будет  Больше дела – меньше слов.

III. Работа над новым материалом.

1. Определение темы и цели урока.

Отгадайте загадку:

               Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.            (Цыпленок)

- Какой звук слышится в начале слова?

- Что вы можете рассказать об этом звуке? Охарактеризуйте его.

Какой буквой обозначается звук ц?

 - Сформулируйте тему нашего урока.              

 -  Чему будем учиться на уроке?

Я открою вам секрет – этот звук особенный. А вот, чем он особенен - ответите мне вы. Сегодня мы познакомимся с новым звуком, узнаем, какой буквой он обозначается, будем читать слова и предложения с новой буквой.

2. Упражнения в выделении звука [ц] из потока речи.

-  Послушайте рассказ о бабушке и внучке. Запомните все слова, в которых есть новый звук [ц].

Летом на  улице  ярко светит  солнце. В огороде у бабушки растут огурцы, помидоры, капуста, редис. Но вот беда! На капусту напали гусеницы. Бабушка собирает их в банку. А Маруся говорит:

—        Сейчас я тебе помогу, бабушка!

Побежала Маруся во двор, а обратно идет и несет корзину.

Что же принесла Маруся в корзине. Как вы думаете?

А в корзине были цыплята. Выпустила их Маруся на грядки. Цыплята стали клевать гусениц. Бабушка сказала Марусе.

—        Ты молодец, Маруся!

 – Повторите, какие слова запомнили со звуком [ц]? Назовите, где в словах стоит буква Ц?

IV. Работа по учебнику.

1. Загадка: Я всех учу, а сама всегда молчу. (Азбука)  

– Какие наши действия?

2. Откройте учебник ( азбука стр. 51.)

– На какие три вопроса мы должны ответить?

3. Доскажи словечко:

                    Он властелин огня и стали.
Всегда в труде, всегда в поту.
Под звонкий грохот наковальни
Куёт он людям красоту.

                   Наковал оружье, щит и меч,

                   Вот какой он молодец!

                   А зовут его… (кузнец).

– Выделите последний звук в слове кузнец. Какой звук слышите? Дайте ему характеристику.

– Ребята, а кто такой кузнец? Какое незнакомое слово встретилось?

4. Ярослав приготовил для вас небольшое сообщение.

 –  Ребята, знаете ли вы, кто изображён на картинке в учебнике? На картинке нарисованы кузнецы. Это люди очень древней профессии. В кузнице, где горел очень жаркий огонь, они с помощью молота и наковальни делали из железа инструменты, оружие и другие металлические предметы. Еще с давних пор люди заметили, что под воздействием высокой температуры металл становится мягким как пластилин и ему можно предавать любую форму. Этот процесс  назвали ковка металла.  Кузнецов в деревнях очень уважали.   

             Кузница, наковальня, молот, подкова…

Первичное чтение стихотворения цепочкой по строчкам.

Чтение у доски по ролям.

  V. Физминутка. Игра.

– Если услышите звук [ц]- присядьте, если в слове нет звука [ц]- хлопок в ладоши.

Полотенце, яхта, парус, цель, аист, заяццыплёнок, стул, цепь, сумка.

5. Чтение стихотворения С. Маршака хором и  индивидуально. Азбука  стр.50.

6. Музыка о цирке.

– Ребята, мы отправляемся на арену цирка!

– Кто работает в цирке?

– Расскажите, что видели дети в цирке.

7. Схема.    цИрк  

– Сколько гласных в этом слове? Сколько слогов?

– Почему не поставили ударение?

8. Проведите исследование. ***
Когда же пишется «И», а когда «Ы»? Сделай вывод.

          волчицы          цирк    

          лисицы            цилиндр

          зайцы               циркуль

          куницы             цикорий

          тигрицы           цинк

          медведицы       цифра    

Дети самостоятельно делают вывод о написании слогов цы или ци.

Запомни! Кроме:

Цыган на цыпочках к цыпленку  (подошёл) и цыкнул: «Цыц!»

9. Чтение-разведка

– Возьмите карандаш. Прочитайте текст о цирке. Подчеркните букву Ц в тех словах, где она есть.

– Сколько раз встретилась буква Ц в тексте?

(4 раза: кольцо, мотоциклах, танцуют, цирк.)

Дети читают предложения, называя слова с буквой Ц.

10. Повторное чтение текста.

Соответствует ли иллюстрация содержанию рассказа?

Придумайте заголовок.

VI. Физминутка.

Засиделись? Отдохнем. Физминутку проведем.

                   Глазки видят всё вокруг,

                   Обведу я ими круг.

                   Глазкам видеть всё дано-

                   И где дверь, и где окно.

                   Обведу я ими круг,

                   Погляжу на мир вокруг.

VII. Игра «Слово рассыпалось». ***

Цель: развитие логического мышления, развитие речи, развивать способность обобщать.

    На листочках – задание: слова рассыпались, переставьте буквы так, чтобы получились слова.

ПЛЯАЦ__________ КРУАЦИ______________ СИЦАНИ__________

– Закончите предложение: Цапля, курица, синица  - это …. (птицы).

Игра «Третий лишний».

– Какая птица лишняя и почему? (Курица, так как  это домашняя птица).

11. Чтение стихотворения с. 54, Л. Дьяконов «Буква Ц»

12. Вставьте букву Ц и прочитайте слово:

_веток           кон_ерт           молоде_

                 _арь              коль_о             огуре_

– Сделайте вывод где может стоять буква Ц?

VIII. Обобщение. Итог урока.

– Какую цель мы ставили себе в начале урока? (Познакомиться с новым звуком ц)

– Дайте характеристику звуку ц (Согласный, всегда твердый, глухой).

– Что понравилось на уроке?

– Кому понравилась своя работа на уроке?

Оцените свою работу, раскрасьте флажок на листочке. У кого все получилось, работа была успешной – красный флажок; у кого почти все получилось – желтый флажок; были  недочеты – синий флажок.

– Спасибо за урок!

Дополнительный материал

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/505986/image8.JPG


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Буква Ч, звук [Ч]

Урок обучения грамоте по УМК "Перспектива"...

Урок обучения грамоте на тему: "Звуки [д], [д*]. Строчная буква д"

Данный урок разработан по программе "Школа 2100", авторы учебника Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Интегрированный урок, в элементы содержания которого вошли: 1) выделение различий ...

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Звуки ж, ш всегда твердые согласные звуки"

Презентация подходит для уроков обучения грамоте в 1 классе....

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...