Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. А. Крылов "Ворона и лисица"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Касьяненко Алла Васильевна

Урок литературного чтения в 3 классе - басня Крылова "Ворона и лисица". К уроку прилагается презенация

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.А.Крылов «Ворона и лисица»

Цели: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»; научить находить в тексте мораль; работать над выразительностью чтения; развивать творческое воображение, технику чтения, умение анализировать и делать выводы; развивать у учащихся  умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей; воспитывать интерес к чтению.

I. Организационный момент (слайд №1)

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы тихонечко все сели,
Друг на друга поглядели,
Улыбнулись, раз и два,
Начинаем, детвора?
А девиз у нас каков?
« Больше дела, меньше слов!»

II. Сообщение целей и задач урока (слайд №2)

         Учитель. Ребята, у нас сегодня состоится встреча с замечательным поэтом-баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым, с произведениями которого вы знакомились в прошлом году. На уроке мы повторим изученные произведения, познакомимся с новой басней, будем работать над выразительным чтением и  чтением по ролям, узнаем новые биографические сведения об авторе.

        III. Повторение изученного

        Но прежде, давайте вспомним, что знаем о баснях. В тесте нужно отметить букву правильного ответа.

1.БАСНЯ – это:
А) краткий рассказ;
Б) поучительный рассказ;
В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.

2. БАСНИ  ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:
А) высмеять пороки людей
Б) научить правильному поведению
В) показать пример для подражания
Г) рассмешить

3. ФОРМА  РЕЧИ  БАСНИ  ИМЕЕТ:
А) прямое значение
Б) иносказательное значение

4. В БАСНЕ:
А) есть вывод - мораль
Б) вывода нет, каждый придумывает его сам.
В) вывод не нужен.

(Самопроверка по слайду №3).

IV. Сообщение биографических сведений об  И.А. Крылове (проверка домашнего задания)  (слайд №4)

Учитель: Крылов – великий русский поэт-баснописец. Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Послушайте биографические сведения об этом замечательном человеке, которые вам расскажут ваши одноклассники. Они приготовили с помощью дополнительной литературы сообщения о Крылове И.А, а другие из вас помогли оформить выставку его книг.

Ученик 1. Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Мать его была простая женщина, «без всякого образования, но умная от природы». Мальчику было десять лет, когда умер его отец. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию.
                                                                                                                                                               Ученик 2. Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию Калязинского земского суда. Приехав в Петербург, он стал журналистом, а потом – библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал тридцать лет. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он баснями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными выражениями. Пушкин сказал о нем так: «Он превзошел всех нам известных баснописцев».

Ученик 3. Когда кто-то спросил у Крылова, почему он только басни пишет, писатель ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети». Всем нам хорошо знакомы такие герои басен Крылова, как Лиса, Ворона, Медведь, Волк, Стрекоза, Муравей, Осел и другие животные, птицы, насекомые. Каждый из этих басенных героев ассоциируется у нас с такими общечеловеческими пороками, как лесть, зависть, жадность, угодничество, лень.

 Ученик 4.  (слайд №5) Крылов скончался в возрасте 75 лет. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

Ученик 5. Но басни не умерли вместе с Крыловым, они живы и поныне. Басни Крылова не стареют. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Басни Крылова широко известны не только у нас, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Поэт М. Исаковский посвятил ему замечательные стихотворные строки.

Ученик 6. (слайд №6)

Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы встречались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

                                                                                                                                               V. Повторение изученных басен

Учитель: Сейчас мы вспомним некоторые «крылатые крыловские слова».
 На экране компьютера цитаты из изученных басен И.А. Крылова. Ученики читают вслух написанное, вспоминают название басни, действующих лиц, читают произведение выразительно или наизусть.

1. «Да только воз и ныне там»                                                                                                                                                                    - Как называется эта басня?                                                                                                                                              - Когда мы используем это выражение?                                                                                                                Задание. Прочитай басню наизусть. (слайд № 7, 8)

2. «Впредь чужой беде не смейся, Голубок»                                                                                                                                      - Как называется эта басня?                                                                                                                                                                - Когда мы используем эти слова?                                                                                                                                             Задание. Прочитай басню наизусть. (слайд № 9, 10 )

3. «На взгляд-то он хорош,                                                                                                                                                                            Да зелен - ягодки нет зрелой:                                                                                                                                                            Тотчас оскомину набьёшь.»                                                                                                                                                                   - Как называется эта басня?                                                                                                                                                                                                                        - Что она высмеивает?                                                                                                                                                                              Задание. Прочитай басню выразительно. (слайд № 11, 12)

                                                                                                                                   Учитель: Нравоучительный смысл басни подчеркивается обычно в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью. Какие слова являются моралью в баснях «Лебедь, Щука и Рак», «Чиж и Голубь», «Стрекоза и Муравей»? (слайд №13)

Дети: В басне «Лебедь, Щука и Рак» моралью являются слова:                                                                                              «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука».

– В басне «Стрекоза и Муравей» моралью являются слова:                                                                                                         «Ты все пела? Это дело: Так поди же попляши!»

– В басне «Чиж и Голубь» моралью являются слова: «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»

Учитель: Какой моделью обложки мы обозначим произведения И.А.Крылова? Выберите из нескольких данных (слайд № 14 ). Объясните, почему выбрали треугольник? Что обозначает коричневый цвет треугольника?

VI. Физкультминутка (слайд №15)

Мы устали чуточку,                                                                                                                Отдохнем минуточку.                                                                                                               Поворот, наклон, прыжок,                                                                                                    Улыбнись, давай дружок.                                                                                                               Еще попрыгай раз, два, три!                                                                                                                На соседа посмотри,                                                                                                                           Руки вверх и тут же вниз                                            И за парту вновь садись

VII. Знакомство с басней «Ворона и Лисица»

1. Сообщение темы урока.

Учитель: Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Ребята, сейчас вы познакомитесь с новым произведением великого баснописца. А о какой басне мы будем говорить на этом уроке, вы узнаете, разгадав загадки (слайд № 16, 17)                                                                             

Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Карр! Карр! Карр!» Посмотрите – те,  какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.

Учитель: Кто же главные герои басни? Она называется «Ворона и Лисица» (слайд № 18)

2. Лексическая работа.

Учитель: В басне вам встретятся незнакомые слова и выражения. Чтобы лучше понять басню, нужно знать их значения (слайд № 19).

Пленил – заворожил.                                                                                                                                                           Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны.                                                                                                        Бог послал – случайно нашла.                                                                                                       Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.                                                                                 Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.                                                             Не впрок – не на пользу.                                                                                                            Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое. 

 3. Слушание и первичный анализ басни. Учитель читает басню (слайд № 20).  

Учитель: Понравилась ли басня? Чем именно? Какие мысли у вас возникли, чем бы вы хотели поделиться с друзьями? Прочитайте басню про себя и подумайте, на сколько частей её можно разделить?

  1. Вопросы по содержанию.

-На сколько частей разделили весь текст? (на 3 части)         

-О ком (чем) говорится в 1 части? (зачитайте – это завязка, то есть начало действия)

- Какие события развиваются во 2 части? (разговор Лисы с Вороной). Прочитайте.

-  Что же говорится в 3 части? (это – развязка)

-  Что же является основным стержнем (корнем) в развитии басни? (льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)

- Перечислите, как Лиса называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица).

- Почему же Лисица так хвалит Ворону? (хочет ее обмануть)

- Догадывалась ли об этом Ворона?

- Понравилась ли Вороне лесть Лисы? 

- Как поняли выражение «в зобу дыханье спёрло»?

- Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса? («На ель ворона взгромоздясь..)

 - Добилась ли Лиса поставленной цели?

 - После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону? (доверчивая, глупая)

 - Что бы вы посоветовали Вороне? (Необходимо отличать истинные чувства от лести)

 - Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей?

 - Приведите примеры.

5. Работа в тетради.

Учитель: Выполните задание на с.37, №1 «Соответствие»: указать, кого из героев автор называет данными словами? (Дети дают ответы и подтверждают их словами из текста).

6. Выразительное чтение басни учащимися.

Учитель: Характер Вороны и Лисицы мы знаем. И теперь это надо передать в чтении. (Дети выразительно читают басню).

7. Работа с иллюстрацией. (слайд № 21)

Учитель: Рассмотрите иллюстрации к басне. Кого вы видите на этом рисунке? Удалось ли художнику передать характер героев? Обоснуйте свой ответ. Какой у художника получилась Лисица? А Ворона? Можно ли, не зная содержания басни, понять, о чем идет речь?

8. Определение морали басни.

Учитель: Найдите в тексте мораль басни, зачитайте. (слайд № 22) Объясните, как вы её понимаете? (Выслушиваются ответы детей.)  Выполним задание в тетради с.37 №2. В данном отрывке басни найди и подчеркни мораль.

9. Чтение по ролям.

Учитель: Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям? Попробуйте интонацией изобразить хитрую лисицу и глупую ворону. (Дети читают басню по ролям сначала в парах на местах, затем у доски.)

VIII. Закрепление изученного

Учитель: Прочитайте пословицы. ( слайд № 23). Как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно отнести?

«Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй».
«Не рой яму другому – сам в нее попадешь».                                                                                                                               «Падок воробей на букашку, а человек на льстивые речи».

Дети: – Я понимаю первую пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять. Эту пословицу можно отнести к басне «Стрекоза и Муравей».
– Я понимаю вторую  пословицу так: если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой. Эту пословицу можно отнести к басне «Чиж и Голубь».                                                                                                                                                     – Я понимаю третью пословицу так: человеку приятно, когда его хвалят, и этим могут воспользоваться другие люди в своих интересах. Эту пословицу можно отнести к басне «Ворона и Лисица».                                                                                                          

IX. Домашнее задание (слайд № 24)

Учитель: Дома вы продолжите работать над басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Выучите её наизусть

X.  Итог урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 3 классе

Слайд 2

Крылов Иван Андреевич 1769 - 1844

Слайд 3

Проверь себя 1- В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера. 2-А) высмеять пороки людей. 3-Б) иносказательное значение. 4-А) есть вывод – мораль.

Слайд 4

Крылов Иван Андреевич 1769 - 1844

Слайд 5

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду Петербурга

Слайд 6

Кто не слыхал его живого слова, Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы встречались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.

Слайд 7

«Да только воз и ныне там . » Как называется эта басня? Когда мы используем это выражение? Задание. Прочитай басню наизусть.

Слайд 8

«Лебедь, щука и рак»

Слайд 9

«Впредь чужой беде не смейся, Голубок . » Как называется эта басня? Когда мы используем эти слова? Задание. Прочитай басню наизусть.

Слайд 10

«Чиж и голубь»

Слайд 11

«На взгляд-то он хорош, Да зелен -ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьёшь.» Как называется эта басня? Что она высмеивает? Задание. Прочитай басню выразительно.

Слайд 12

«Лиса и виноград»

Слайд 15

физминутка

Слайд 16

Носит серенький жилет, Но у крыльев – чёрный цвет. Видишь, кружат 20 пар И кричат: «Карр! Карр! Карр!»

Слайд 17

Посмотрите – те, какая – Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой.

Слайд 18

И.А.Крылов « Ворона и лисица »

Слайд 19

Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое. Пленил – заворожил. Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла. Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу.

Слайд 20

И.А.Крылов « Ворона и лисица »

Слайд 22

« Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна, Но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

Слайд 23

Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй. Не рой яму другому – сам в неё попадешь. Падок воробей на букашку, а человек на льстивые речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

конспект урока литературное чтение "Н. Сладков «Сосулькина вода», «Весенний звон», «Лисица и еж»." (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Н. Сладков «Сосулькина вода», «Весенний звон», «Лисица и еж». Цели деятельности учителя: создание условий для ознак...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....