УМК ПНШ Литературное чтение "Бродячие сказки"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Дробот Людмила Владимировна

Бродячие сюжеты в сказках разных народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                 Литературное чтение 3 класс УМК ПНШ

Тема: Сравнение «бродячих» народных сказок о животных

Тип: изучение нового материала

Задачи:

 - научить детей определять более поздние сказочные истории, которые мы называем просто древними сказками;

- познакомить с понятием того, что такое «бродячие» сказочные сюжеты;

- сравнить «бродячие» сказочные истории разных народов с целью обнаружить в них общие черты.

Планируемые результаты

Предметные:

 - определять идею сказки;

 - рассуждать о том, чему учат сказки;

 - характеризовать героев.

Метапредметные:

 - определять учебную задачу;

 - формулировать тему урока;

 - анализировать текст, находить нужную информацию;

 - сравнивать героев сказок;

 - находить информацию в тексте для характеристики героев.

Личностные:

 - понимать смысл пословиц;

 - проявлять интерес к устному народному творчеству;

 - оценивать поступки героев.

   

Ресурсы урока: Учебник, ч. 1, с. 74-77

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

 - Предлагаю открыть учебник на стр. 73 и назвать тему урока.

 - Предлагаю назвать раздел, который мы продолжаем изучать.

 - Открывают учебник, называют тему урока.

 - Находят в учебнике название раздела «Постигаем секреты сравнения».

Мотивация познавательной деятельности

 - Предлагаю назвать сказки, с которыми уже познакомились на уроках.

- Спрашиваю, чем будем заниматься на сегодняшнем уроке.

 - Называют сказки из раздела.

 - Отвечают по условным обозначениям из учебника.

Организация познавательной деятельности

 - Предлагаю, хорошо читающим детям, прочитать предисловие к сказкам в учебнике, где дается понятие о просто древних сказочных историях, где ценится не столько сила, сколько ум и хитрость.

 - Задаю вопрос учащимся, читали ли они такие сказки о животных, в которых одно животное побеждает других, прибегнув к обману или хитрости.

 - Спрашиваю, кто чаще других является главным героем сказок о животных. Прошу обсудить в паре.

 - Прошу ее охарактеризовать.

 - Читаем сказку «Два жадных медвежонка» (Венгерская сказка), читают хорошо читающие дети.

 - Прошу найти непонятные слова в Толковом словаре и словаре устойчивых выражений, и их объяснение.

 - Спрашиваю, о чем эта сказка и кто герои сказки.

 -Спрашиваю, что можем сказать о медвежатах. Найти слова из текста.

 - Спрашиваю, о чем нам говорит само название сказки.

 - Спрашиваю, что можем сказать о лисе, прошу дать характеристику, какая она. Прошу найти в тексте слова, которые ее характеризуют.

 - Отвечаем на вопрос из учебника, есть ли в этой сказке хоть один герой, поведение которого вызывает одобрение.

 - Спрашиваю, кого же осуждает сказка лису или медвежат.

 - Спрашиваю, так какое же качество, которым обладают медвежата, осуждается в сказке.

 - Сообщаю о том, что теперь познакомимся с корейской сказкой «Как барсук и куница судились».

 - Прошу найти в Толковом словаре, кто такая куница.

 - После знакомства с небольшим фрагментом сказки, задаю вопрос из учебника о том, что могут ли они предположить, что было дальше, и догадываются ли, чем сказка может закончиться. Прошу обсудить это в паре.

  - Прошу подумать, какая черта характера осуждается в сказке хитрость или жадность.

 - Читают продолжение сказки.

 - Прошу обратиться к словарю устойчивых выражений.

 - Спрашиваю, как ученики понимают пословицу «Жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают».

 - Спрашиваю, о чем же сказка.

 - Прошу назвать героев и дать им характеристику, найти слова в тексте.

 - Задаю вопрос из учебника, похожа ли эта история на предыдущую и чем же, ведь в ней участвуют другие звери.

 - Прошу назвать одинакового героя в этих сказках.

 - Спрашиваю, почему по вашему мнению, именно лиса избрана судьей в этих сказках.

 - Спрашиваю, похожи ли сюжеты этих двух сказок.

 - Задаю вопрос о том, как мы можем назвать сюжет, который повторяется в этих двух сказках.

 - Можно показать на карте мира Венгрию и Корею, чтобы дети представили путь сказки – путешественницы.

 - Прошу сравнить характеры героев и поведение, найти сходство.

 - Прошу подумать, какое же главное сходство между этими двумя сказками.

 - Прошу проанализировать название этих двух сказок и подумать, к каким сказкам они относятся «самым древним» или «просто древним» и почему.

 - Читают.

 

 - Отвечают на вопрос, называют сказку и пример по сюжету.

 - Обсуждают в паре и рассказывают, что это лиса.

 - Говорят, что она умная и хитрая обманщица.

 - Работают с непонятными словами.

 - Отвечают на вопрос.

 - Отвечают на вопрос, подтверждают словами из текста.

 - Анализируют название сказки.

 - Отвечают на вопрос, подтверждают словами из текста.

 - Отвечают полными, развернутыми ответами.

 - Отвечают на вопрос.

 -  Отвечают, жадность.

 - Читают сказку.

 - Работают со словарем.

 - Отвечают на вопрос, работая в паре.

 - Ученики делают вывод, что пословица выражает главную мысль сказки.

 - Отвечают на вопрос, работают с текстом.

 - Отвечают на вопросы.

 - Делают вывод, что возможно лиса для этих народов, так же, как и для русского народа, умное и хитрое животное.

 

 - Делаю предположение, что возможно это «бродячий» сюжет.

 - Учащиеся отвечают, что сходны сами события – двое жадничают и спорят, не могут решить спор без третьего, обращаются к нему за помощью, а он их обманывает.

 - Отвечают, что уже из названий можно понять, что речь в них пойдет о хитрости, а такие сказочные истории мы называем «просто древние».

Подведение итогов

 - Задаю вопрос, с каким сюжетом в этих двух сказках вы сегодня познакомились.

 - Прошу подумать, а есть ли связь между ценностями, выраженными в сказке и временным периодом, к которому она принадлежит.

 - Спрашиваю, чему мы научились на уроке.

- Отвечают, что определяли главную мысль сказок, сравнивали их, характеризовали героев, знакомились с бродячими сюжетами.

Домашнее задание: иллюстрация к любому сюжету из сказки.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение.Сказка как литературный жанр. Урок - проектная деятельность.

Анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать со справочной и художественной литерат...

Открытый урок по литературному чтению "Сказка –цепочка. Русская народная сказка «Репка»

На данном уроке учащиеся познакомились с русской народной сказкой "Репка" и учились ее инсценировать....

Конспект урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»

Конспект  урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»...

Литературная (авторская ) сказка Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»

Конспект урока по литературному чтению по УМК «Перспектива» 3 класс....

Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».

Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок....