УМК ПНШ Литературное чтение "Бродячие сказки"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Бродячие сюжеты в сказках разных народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УМК ПНШ Литературное чтение 3 класс | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 3 класс УМК ПНШ
Тема: Сравнение «бродячих» народных сказок о животных | Тип: изучение нового материала | ||
Задачи: - научить детей определять более поздние сказочные истории, которые мы называем просто древними сказками; - познакомить с понятием того, что такое «бродячие» сказочные сюжеты; - сравнить «бродячие» сказочные истории разных народов с целью обнаружить в них общие черты. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: - определять идею сказки; - рассуждать о том, чему учат сказки; - характеризовать героев. | Метапредметные: - определять учебную задачу; - формулировать тему урока; - анализировать текст, находить нужную информацию; - сравнивать героев сказок; - находить информацию в тексте для характеристики героев. | Личностные: - понимать смысл пословиц; - проявлять интерес к устному народному творчеству; - оценивать поступки героев. | |
| |||
Ресурсы урока: Учебник, ч. 1, с. 74-77 | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
- Предлагаю открыть учебник на стр. 73 и назвать тему урока. - Предлагаю назвать раздел, который мы продолжаем изучать. | - Открывают учебник, называют тему урока. - Находят в учебнике название раздела «Постигаем секреты сравнения». | ||
Мотивация познавательной деятельности | |||
- Предлагаю назвать сказки, с которыми уже познакомились на уроках. - Спрашиваю, чем будем заниматься на сегодняшнем уроке. | - Называют сказки из раздела. - Отвечают по условным обозначениям из учебника. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
- Предлагаю, хорошо читающим детям, прочитать предисловие к сказкам в учебнике, где дается понятие о просто древних сказочных историях, где ценится не столько сила, сколько ум и хитрость. - Задаю вопрос учащимся, читали ли они такие сказки о животных, в которых одно животное побеждает других, прибегнув к обману или хитрости. - Спрашиваю, кто чаще других является главным героем сказок о животных. Прошу обсудить в паре. - Прошу ее охарактеризовать. - Читаем сказку «Два жадных медвежонка» (Венгерская сказка), читают хорошо читающие дети. - Прошу найти непонятные слова в Толковом словаре и словаре устойчивых выражений, и их объяснение. - Спрашиваю, о чем эта сказка и кто герои сказки. -Спрашиваю, что можем сказать о медвежатах. Найти слова из текста. - Спрашиваю, о чем нам говорит само название сказки. - Спрашиваю, что можем сказать о лисе, прошу дать характеристику, какая она. Прошу найти в тексте слова, которые ее характеризуют. - Отвечаем на вопрос из учебника, есть ли в этой сказке хоть один герой, поведение которого вызывает одобрение. - Спрашиваю, кого же осуждает сказка лису или медвежат. - Спрашиваю, так какое же качество, которым обладают медвежата, осуждается в сказке. - Сообщаю о том, что теперь познакомимся с корейской сказкой «Как барсук и куница судились». - Прошу найти в Толковом словаре, кто такая куница. - После знакомства с небольшим фрагментом сказки, задаю вопрос из учебника о том, что могут ли они предположить, что было дальше, и догадываются ли, чем сказка может закончиться. Прошу обсудить это в паре. - Прошу подумать, какая черта характера осуждается в сказке хитрость или жадность. - Читают продолжение сказки. - Прошу обратиться к словарю устойчивых выражений. - Спрашиваю, как ученики понимают пословицу «Жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают». - Спрашиваю, о чем же сказка. - Прошу назвать героев и дать им характеристику, найти слова в тексте. - Задаю вопрос из учебника, похожа ли эта история на предыдущую и чем же, ведь в ней участвуют другие звери. - Прошу назвать одинакового героя в этих сказках. - Спрашиваю, почему по вашему мнению, именно лиса избрана судьей в этих сказках. - Спрашиваю, похожи ли сюжеты этих двух сказок. - Задаю вопрос о том, как мы можем назвать сюжет, который повторяется в этих двух сказках. - Можно показать на карте мира Венгрию и Корею, чтобы дети представили путь сказки – путешественницы. - Прошу сравнить характеры героев и поведение, найти сходство. - Прошу подумать, какое же главное сходство между этими двумя сказками. - Прошу проанализировать название этих двух сказок и подумать, к каким сказкам они относятся «самым древним» или «просто древним» и почему. | - Читают.
- Отвечают на вопрос, называют сказку и пример по сюжету. - Обсуждают в паре и рассказывают, что это лиса. - Говорят, что она умная и хитрая обманщица. - Работают с непонятными словами. - Отвечают на вопрос. - Отвечают на вопрос, подтверждают словами из текста. - Анализируют название сказки. - Отвечают на вопрос, подтверждают словами из текста. - Отвечают полными, развернутыми ответами. - Отвечают на вопрос. - Отвечают, жадность. - Читают сказку. - Работают со словарем. - Отвечают на вопрос, работая в паре. - Ученики делают вывод, что пословица выражает главную мысль сказки. - Отвечают на вопрос, работают с текстом. - Отвечают на вопросы. - Делают вывод, что возможно лиса для этих народов, так же, как и для русского народа, умное и хитрое животное.
- Делаю предположение, что возможно это «бродячий» сюжет. - Учащиеся отвечают, что сходны сами события – двое жадничают и спорят, не могут решить спор без третьего, обращаются к нему за помощью, а он их обманывает. - Отвечают, что уже из названий можно понять, что речь в них пойдет о хитрости, а такие сказочные истории мы называем «просто древние». | ||
Подведение итогов | |||
- Задаю вопрос, с каким сюжетом в этих двух сказках вы сегодня познакомились. - Прошу подумать, а есть ли связь между ценностями, выраженными в сказке и временным периодом, к которому она принадлежит. - Спрашиваю, чему мы научились на уроке. | - Отвечают, что определяли главную мысль сказок, сравнивали их, характеризовали героев, знакомились с бродячими сюжетами. | ||
Домашнее задание: иллюстрация к любому сюжету из сказки. | |||
Самоанализ | |||
Достижения | Сложности | Предложения | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение.Сказка как литературный жанр. Урок - проектная деятельность.
Анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать со справочной и художественной литерат...
Литературная викторина "Сказки, сказки, сказки"
УМК "Школа России"...
Открытый урок по литературному чтению "Сказка –цепочка. Русская народная сказка «Репка»
На данном уроке учащиеся познакомились с русской народной сказкой "Репка" и учились ее инсценировать....
Конспект урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»
Конспект урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»...
Литературная (авторская ) сказка Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»
Конспект урока по литературному чтению по УМК «Перспектива» 3 класс....
Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».
Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок....
В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ.
урок литературного чтения для 4 класса...