Рабочая программа по курсу "Литературное чтение. 4 класс"
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкий «Литературное чтение», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Ориентирована на основе учебно-методического комплекта «Школа России». Программа составлена к учебно-методическому комплекту по литературному чтению, который включает в себя: Л.Ф. Климанова, В. Горецкий « Литературное чтение» в 2-х частях, 4 класс учебник – М.: «Просвещение», 2017г.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 1 часа в год, 3 часа в неделю (34 учебных недели).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma-lit.chtenie-4.docx | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкий «Литературное чтение», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Ориентирована на основе учебно-методического комплекта «Школа России». Программа составлена к учебно-методическому комплекту по литературному чтению, который включает в себя: Л.Ф. Климанова, В. Горецкий « Литературное чтение» в 2-х частях, 4 класс учебник – М.: «Просвещение», 2017г.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 1 часа в год, 3 часа в неделю (34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты обучения:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий4
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты обучения:
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетенции, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарным приёмам анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее 9смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводный урок по курсу литературного чтения (1час)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника.
Летописи, былины, жития (8 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины. Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский – святой земли русской. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовском поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. Оценка достижений.
Проект: «Создание календаря исторических событий».
Чудесный мир классики (19 часов)
П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван – настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словестного и изобразительного искусства.
А.С. Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарованье…». Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях…». Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение сказки. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки.
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. «Ашиб-Кериб». Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.
Л.Н. Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.
А,П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев художественного текста. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь (8 часов)
Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.
А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения.
Е.А. Баратынский «Весна, весна, как воздух чист!». Передача настроения и чувства в стихотворении.
А.Н. Плещеев «Дети и птички». Ритм стихотворения.
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении.
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки». Выразительное чтение.
И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах.
И.А. Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка достижений.
Литературные сказки (14 часов)
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ.
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения.
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения.
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочные пересказ сказки. Словестное иллюстрирование. Оценка достижений.
Делу время – потехе час (7 часов)
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведения. Инсценирование произведения.
В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского.
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения. Оценка достижений.
Страна детства (6 часов)
Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герои произведения.
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения.
М.М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь (4 часа)
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение.
С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении.
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства». Тема детства в произведениях. М.Цветаевой Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Оценка достижений.
Природа и мы (8 часов)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе.
А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения.
М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.
Е.И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков.
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ.
Проект «Природа и мы». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь (6 часов)
Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака.
Д.Б. Кедрин «Бабье лето». С.А. Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.
Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности.
С.А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Оценка достижений.
Родина (4 часа)
И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.
С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Проект «Они защищали Родину». Оценка достижений.
Страна фантазия (5 часов)
Е.С. Велтистов «Приключение Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа.
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений.
Зарубежная литература (13 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела.
Д.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке.
Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.
Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое Семейство. Иисус и Иуда. Оценка достижений
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению. 4 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | |||
Дата | Прим. | ||||
Раздел I. Тема: «Летописи. Былины. Жития». /8ч./ | |||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 | |||
2 | Летописи. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда". Стартовая диагностическая работа | 1 | |||
3 | "И вспомнил Олег коня своего". | 1 | |||
4-6 | Былина – жанр устного народного творчества. Былина «Ильины три поездочки». | 3 | |||
7 | «Житие Сергия Радонежского» –памятник древнерусской литературы. | 1 | |||
8 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития . | 1 | |||
Раздел II. Тема: «Чудесный мир классики». /19ч./ | |||||
9 | Знакомство с разделом. Пётр Петрович Ершов | 1 | |||
10-13 | П. П. Ершов «Конёк - горбунок» | 4 | |||
14 | А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..». | 1 | |||
15-18 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 4 | |||
19 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». | 1 | |||
20-22 | М.Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб». | 3 | |||
23 | Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. Л.Н. Толстой «Детство». | 1 | |||
24 | Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень». | 1 | |||
25-26 | Подготовка сообщения о А.П. Чехове. А.П. Чехов «Мальчики» | 2 | |||
27 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Контрольная работа № 1 | 1 | |||
Раздел III. Тема: « Поэтическая тетрадь №1». /8ч./ | |||||
28 | Лирика Ф.И. Тютчева. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». | 1 | |||
29 | А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь». | 1 | |||
30 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» «Где сладкий шёпот» | 1 | |||
31 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» ».Ритм стихотворения | 1 | |||
32 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | 1 | |||
33 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | 1 | |||
34 | И.А. Бунин «Листопад». | ||||
35 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 2 | 1 | |||
Раздел IV. Тема: «Литературные сказки». /14 ч./ | |||||
36-38 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | 3 | |||
39-41 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | 3 | |||
42-44 | П.П. Бажов «Серебряное копытце. | 3 | |||
45-48 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». | 4 | |||
49 | Обобщение по разделу: «Литературные сказки». Контрольная работа № 3 | 1 | |||
Раздел V. Тема: «Делу время – потехе час». /7ч./ /часть II/ | |||||
50-51 | Литературная сказка Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». | 2 | |||
52 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». | 1 | |||
53 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». | 1 | |||
54-55 | В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». | 2 | |||
56 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Контрольная работа № 4 | 1 | |||
Раздел VI. Тема: «Страна детства». /6 ч./ | |||||
57-58 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 2 | |||
59-60 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 2 | |||
61 | М.М. Зощенко «Ёлка». | 1 | |||
62 | Обобщение по разделу «Страна детства». Контрольная работа № 5 | 1 | |||
Раздел VII. Тема: « Поэтическая тетрадь №2». /4 ч./ | |||||
63 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская», | 1 | |||
64 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки | 1 | |||
65 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». | 1 | |||
66 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 6 | 1 | |||
Раздел VIII. Тема: «Природа и мы». /8 ч./ | |||||
67-68 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | 2 | |||
69 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». | 1 | |||
70 | М.М. Пришвин «Выскочка». | 1 | |||
71 | Рассказ о животных Е.И. Чарушина «Кабан». | 1 | |||
72-73 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 2 | |||
74 | Обобщение по разделу «Природа и мы». Контрольная работа №.7 | 1 | |||
Раздел IX. Тема: «Поэтическая тетрадь №3». /6 ч./ | |||||
75 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | 1 | |||
76 | С.А. Клычков «Весна в лесу». | 1 | |||
77 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». | 1 | |||
78 | Н.М. Рубцов «Сентябрь». | 1 | |||
79 | С.А. Есенин «Лебёдушка». | 1 | |||
80 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 8Стихи о природе. | 1 | |||
Раздел X. Тема: «Родина». /4ч./ | |||||
81 | И.С. Никитин «Русь» | 1 | |||
82 | С.Д. Дрожжин «Родине» | 1 | |||
83 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». | 1 | |||
84 | Обобщение по разделу «Родина». Контрольная работа № 9.Стихи о Родине. | 1 | |||
Раздел XI. Тема: «Страна Фантазия». /5 ч. / | |||||
85-86 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». | 2 | |||
87-88 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». | 2 | |||
89 | Обобщение по разделу «Страна фантазия». К/р №10. Фантастические рассказы. | 1 | |||
Раздел XII. Тема: «Зарубежная литература». /13ч./ | |||||
90-91 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». | 2 | |||
92-95 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». | 4 | |||
96-97 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | 2 | |||
98-99 | С. Лагерлёф «Святая ночь». | 2 | |||
100-101 | С. Лагерлёф «В Назарете». | 2 | |||
102 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 1 | |||
Всего 102 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...