Рабочая программа по курсу "Литературное чтение. 3 класс"
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе стандарта начального общего образования; примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения; программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы»
УМК: "Школа России". Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. 3 класс : учебник: в 2 ч.– М. : Просвещение, 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass.doc | 212.5 КБ |
literaturnoe_chtenie_3_klass.docx | 45.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования и примерной программой по русскому языку и авторской программой В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф.Стефаненко «Русский язык». 1-4 класс», М.: Просвещение Целями изучения предмета «Русский язык» в третьем классе являются:
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА К концу третьего класса обучающиеся должны знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
В результате прохождения программного материала обучающийся должен знать:
Учащиеся должны уметь: - распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации; - ставить в конце предложения нужные знаки препинания; - устанавливать связь слов в предложении; - распознавать предложения с однородными членами; - выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды); - производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала); - производить разбор слова по составу; - обозначать парные согласные в корне; - писать слова с непроизносимыми согласными; - писать слова с двойными согласными; - изменять имена существительные по падежам; - склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа; - писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце; - писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.); - использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения; - пользоваться словарями и справочной литературой. Словарь. Автобус, автомобиль, адрес, аккуратно, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера, герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания, ездить, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, засеять, здесь, здравствуйте, земляника, инженер, интересный, календарь, картина, картофель, кастрюля, космонавт, космос, костёр, легко, лестница, магазин, медленно, месяц, металл, метро, морковь, назад, налево, направо, ноябрь, обед, огурец, октябрь, осина, отец, песок, победа, помидор, прекрасный, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок, север, сегодня, сентябрь, соловей, солома, столица, тарелка, театр, телефон, теперь, тепловоз, топор, трактор, трамвай, увидеть, ужин, улица,, урожай, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чёрный, шоссе, шофёр, экскурсия, электровоз, январь Личностные результаты: • осознание языка как основного средства человеческого общения; • восприятие русского языка как явления национальной культуры; • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; • умение задавать вопросы. В результате изучения русского языка в 3 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для: • активного употребления в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных); • правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме; • усиления эмоциональной и смысловой выразительности и точности самостоятельных высказываний с использованием слов с различными суффиксами и приставками; • орфографической грамотности; • применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами –ек, -ик, с изученными приставками; • правописания сложных слов и глаголов с не; • написания слов с непроверяемыми орфограммами; • письмо под диктовку текстов (55-60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами. Универсальные учебные действия • интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.); • познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением); • организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность). • умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
|
Содержание учебного курса
Тема 1. Язык и речь
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Тема 2. Текст, предложение, словосочетание
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Развитие речи.
| |
Тема №3.Слово в языке и речи
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.
Тема №4. Состав слова
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Развитие речи.
- интонационно правильно произносить предложения.
Тема №5. Части речи
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Тема №6. Повторение изученного за год
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 3 класс (5 часов в неделю, всего 170 часов), УМК Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.
№ п/п | Дата | Тема урока | |
Язык и речь – 2 часа | |||
1 | Наша речь. Виды речи. | ||
2 | Наш язык. | ||
Текст. Предложение. Словосочетание. – 14 часов | |||
3,4 | Текст. Типы текстов | ||
5 | Предложение. | ||
6 | Виды предложений по цели высказывания. | ||
7 | Виды предложений по интонации. | ||
8 | Предложения с обращением | ||
9 | Обучающее изложение | ||
10, 11 | Главные и второстепенные члены предложения. | ||
12, 13 | Простое и сложное предложения. | ||
14, 15 | Словосочетание. Словарный диктант. | ||
16 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | ||
Слово в языке и в речи (19часов) | |||
17 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | ||
18 | Синонимы и антонимы. | ||
19 | Омонимы. | ||
20 | Слово и словосочетание. | ||
21 | Фразеологизмы | ||
22 | Обучающее изложение | ||
23 | Части речи. | ||
24 | Имя существительное. | ||
25 | Имя прилагательное. | ||
26 | Глагол. | ||
27 | Что такое имя числительное? | ||
28 | Однокоренные слова. | ||
29 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | ||
30 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | ||
31 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | ||
32 | Обучающее изложение. | ||
33 | Обобщение и закрепление изученного материала. Словарный диктант. | ||
34 | Проект «Рассказ о слове» | ||
35 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | ||
Состав слова (16 часов) | |||
36 | Что такое корень слова? | ||
37 | Как найти корень в слове? | ||
38 | Сложные слова. | ||
39, 40 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | ||
41 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | ||
42 | Значения приставок. | ||
43 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | ||
44 | Значения суффиксов. | ||
45 | Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе». | ||
46 | Что такое основа слова? | ||
47 | Обобщение знаний о составе слова. | ||
48 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | ||
49 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. | ||
50 | Обучающее изложение. | ||
51 | Проект «Семья слов» | ||
Правописание частей слова (29 часов) | |||
52 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | ||
53-55 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | ||
56-59 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | ||
60 | Обучающее изложение. | ||
61-63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | ||
64, 65 | Правописание слов с удвоенными согласными | ||
66 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» | ||
67 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | ||
68-71 | Правописание суффиксов и приставок. | ||
72, 73 | Правописание приставок и предлогов. | ||
74 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | ||
75-77 | Разделительные твёрдые и мягкие знаки. | ||
78 | Обучающее изложение. | ||
79 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слов» | ||
80 | Проект «Составляем орфографический словарь» | ||
Части речи (76 часов) | |||
81 | Части речи. | ||
82, 83 | Имя существительное и его роль в речи. | ||
84, 85 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | ||
86 | Обучающее изложение. | ||
87 | Собственные и нарицательные имена существительные. | ||
88 | Проект «Тайна имени» | ||
89, 90 | Число имён существительных. | ||
91, 92 | Род имён существительных. | ||
93, 94 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | ||
95 | Обучающее изложение. | ||
96 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | ||
97 | Склонение имен существительных. | ||
98, 99 | Падеж имен существительных. | ||
100 | Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | ||
101 | Именительный падеж. | ||
102 | Родительный падеж. | ||
103 | Дательный падеж. | ||
104 | Винительный падеж. | ||
105 | Творительный падеж. | ||
106 | Предложный падеж. | ||
107 | Обучающее изложение. | ||
108 | Все падежи. | ||
109 | Обобщение знаний о падежах.. | ||
110 | Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | ||
111 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | ||
112 | Проект «Зимняя страничка» | ||
113, 114 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | ||
115 | Роль прилагательных в тексте. | ||
116 | Текст-описание. | ||
117 | Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» | ||
118 | Род имён прилагательных. | ||
119, 120 | Изменение имён прилагательных по родам. | ||
121, 122 | Число имён прилагательных | ||
123, 124 | Изменение имён прилагательных по падежам | ||
125, 126 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | ||
127 | Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» | ||
128 | Обобщение знаний. | ||
129 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | ||
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | ||
131 | Личные местоимения. | ||
132 | Изменение местоимений по родам. | ||
133, 134 | Местоимение. | ||
135 | Обучающее изложение. | ||
136-138 | Значение и употребление глаголов в речи. | ||
139, 140 | Неопределённая форма глаголов. | ||
141, 142 | Число глаголов. | ||
143 | Времена глаголов. | ||
144 | Времена глаголов. Второе лицо глаголов. | ||
145, 146 | Изменение глаголов по временам. | ||
147 | Обучающее изложение. | ||
148, 149 | Род глаголов в прошедшем времени | ||
150, 151 | Правописание частицы не с глаголами. | ||
152-154 | Обобщение знаний по теме «Глагол» | ||
155 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | ||
156 | Обобщение знаний по теме «Части речи» | ||
Повторение (14 часов) | |||
157,158 | Повторение . Части речи | ||
159 | Обучающее изложение. | ||
160 | Повторение. Обобщение изученного о слове, предложении. | ||
161 | Повторение. Правописание окончаний имен прилагательных. | ||
162 | Повторение. Правописание предлогов и приставок. | ||
163 | Повторение. Правописание безударных гласных. | ||
164 | Повторение. Правописание значимых частей слова. | ||
165 | Итоговый контрольный диктант. | ||
166 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. | ||
167 | Обучающее изложение. | ||
168 | Повторение. Текст. | ||
169 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?» | ||
170 | КВН «Знатоки русского языка» |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе стандарта начального общего образования; примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения; программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы»
УМК: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. 3 класс : учебник: в 2 ч.– М. : Просвещение, 2016.
Программа рассчитана на 136 рабочих часов за учебный год, что составляет 4 часа в неделю.
Цели курса:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Планируемые результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
К концу изучения в 3 классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетенции, литературного и речевого развития.
Третьеклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам;
- бегло, выразительно читать текст;
- выработать умение ускоренно читать произведения за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
уметь:
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 1,5 стр.);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Содержание учебного курса.
Самое великое чудо на свете
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество
Русские народные песни. Лирические народные песни.. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект «Сочиняем волшебную сказку».
Поэтическая тетрадь 1
Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег».
Великие русские писатели
Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…». Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В. Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2
Н.А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…».
Литературные сказки
Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост». В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Были-небылицы
М.Горький «Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». А.И. Куприн «Слон»
Поэтическая тетрадь 1
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон». А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А. Есенин «Черёмуха».
Люби живое
М.М. Пришвин «Моя Родина». И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». В.В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Житков «Про обезьянку». В.Л. Дуров «Наша Жучка». В.П. Астафьев «Капалуха». В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2
С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто «Разлука», «В театре». С.В. Михалков «Если…». Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». Проект «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон». В.Ю. Драгунский «Друг детства».
По страницам детских журналов
Вступительная статья. Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи».
Зарубежная литература
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике.
Календарно-тематическое планирование
литературное чтение, 3 класс (136 часов)
№п/п | Тема | Дата | |||
Самое великое чудо на свете | |||||
1 | Рукописные книги древней Руси | ||||
2 | Первопечатник Иван Фёдоров | ||||
3 | Урок-путешествие в прошлое. | ||||
Устное народное творчество | |||||
4 | Устное народное творчество. Русские народные песни. | ||||
5 | Докучные сказки |
| |||
6 | Народный промысел | ||||
7 | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка |
| |||
8 | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка | ||||
9 | «Иван царевич и серый волк», русская народная сказка. | ||||
10 | «Иван царевич и серый волк», русская народная сказка. | ||||
11 | «Иван царевич и серый волк», русская народная сказка. | ||||
12 | «Сивка-бурка», русская народная сказка | ||||
13 | «Сивка-бурка», русская народная сказка | ||||
14 | «Сивка-бурка», русская народная сказка | ||||
15 | Урок-КВН по теме «Устное народное творчество». | ||||
Поэтическая тетрадь 1 | |||||
16 | Как научиться читать стихи? Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | ||||
17 | Ф. И. Тютчев «Листья» | ||||
18 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» |
| |||
19 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …» | ||||
20 | И. С. Никитин «Встреча зимы» | ||||
21 | И. З. Суриков «Детство» |
| |||
22 | И. З. Суриков «Зима» | ||||
23 | Путешествие в литературную страну. | ||||
| Великие русские писатели | ||||
24 | А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…» | ||||
25 | А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…» А.С.Пушкин «Зимнее утро» | ||||
26 | А.С.Пушкин «Зимний вечер» | ||||
27-29 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | ||||
30 | И. А. Крылов «Мартышка и очки» | ||||
31 | И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» | ||||
32 | И. А. Крылов «Ворона и Лисица» | ||||
33 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…» | ||||
34 | М. Ю. Лермонтов «Утёс» | ||||
35 | М.Ю. Лермонтов «Осень» | ||||
36 | Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) | ||||
37,38 | Л. Н. Толстой «Акула» | ||||
39 | Л.Н.Толстой «Прыжок» | ||||
40 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | ||||
41 | Развитие речи. Обучение пересказу: подробному (с использованием авторской лексики) и выборочному. | ||||
42 | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | ||||
43 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателей. | ||||
44 | Литературный праздник по теме «Великие русские писатели». | ||||
Поэтическая тетрадь 2 | |||||
45 | Н. А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…» | ||||
46 | Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» | ||||
47 | Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | ||||
48 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» | ||||
49 | И.А.Бунин «Детство» , «Полевые цветы». | ||||
50 | И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…» | ||||
51 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | ||||
Литературные сказки | |||||
52 | Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения. | ||||
53 | Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам» | ||||
54 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | ||||
55 | В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» | ||||
56-57 | В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» | ||||
58-59 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | ||||
60 | Урок-КВН. Обобщение материала по теме «Литературные сказки». | ||||
61 | Диагностическая работа за 1 полугодие. | ||||
Были - небылицы | |||||
62-63 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | ||||
64-66 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | ||||
67 | Развитие речи: обучение краткому пересказу. | ||||
68-71 | А. Куприн «Слон» | ||||
72 | Урок-путешествие по теме «Были – небылицы». | ||||
Поэтическая тетрадь 3 | |||||
73 | Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...» , «Воробей», «Слон» | ||||
74 | А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | ||||
75 | С. А. Есенин «Черёмуха» | ||||
76 | Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 3». | ||||
Люби живое | |||||
77 | М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний) | ||||
78 | Развитие речи: составление устных рассказов о родине, о семье, о детстве на основе рассказа М. Пришвина «Моя Родина». | ||||
79,80 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | ||||
81 | В. И. Белов «Малька провинилась» | ||||
82 | В. И. Белов «Ещё про Мальку» | ||||
83-86 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» | ||||
87-90 | Б. Житков «Про обезьянку» | ||||
91 | В. Л. Дуров «Наша Жучка» | ||||
92 | В. П. Астафьев «Капалуха» | ||||
93 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» | ||||
94 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». | ||||
Поэтическая тетрадь | |||||
95 | С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» | ||||
96 | А. Л. Барто «Разлука». Проверка техники чтения. | ||||
97 | А. Л. Барто «В театре». | ||||
98 | С. В. Михалков «Если» | ||||
99 | Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» | ||||
100 | «Крестики-нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4». | ||||
«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | |||||
101 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | ||||
102 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | ||||
103 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | ||||
104 | А. П. Платонов «Ещё мама» | ||||
105 | А. П. Платонов «Ещё мама» | ||||
106 | М. М. Зощенко «Золотые слова» | ||||
107, 108 | М. М. Зощенко «Великие путешественники» | ||||
109 | Н. Н. Носов «Федина задача» | ||||
110 | Н. Н. Носов «Телефон» | ||||
111 | В. Ю. Драгунский «Друг детства» | ||||
112 | Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | ||||
По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» | |||||
113 | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. | ||||
114 | Ю. И. Ермолаев «Проговорился». | ||||
115 | Ю. И. Ермолаев «Воспитатели». | ||||
116 | Г. Б. Остер «Вредные советы». Г. Б. Остер «Как получаются легенды» | ||||
117 | Р. С. Сеф «Весёлые стихи» | ||||
118 | Проект «Создание сборника добрых советов». | ||||
119 | Читательская конференция «По страницам детских журналов». | ||||
Зарубежная литература | |||||
120 | Мифы Древней Греции «Храбрый Персей» | ||||
121 | Мифы Древней Греции «Храбрый Персей» | ||||
122 | Мифы Древней Греции. | ||||
123-125 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | ||||
126 | Итоговая диагностическая работа. | ||||
127 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература» | ||||
128 | Обобщающий урок за курс 3-го класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...