Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И. Куприн "Барбос и Жулька". 4 класс, УМК "Школ России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: ФИО учителя:
Школа: ФИО студента: Бондарь Александра
Класс: 4 ФИО методиста: Галлиулина Н.К.
Кабинет:
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: А.И. Куприн "Барбос и Жулька".
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; формирование умений: анализировать художественный текст; соотносить текст и иллюстрацию к нему; осознанно и выразительно читать.
Планируемые результаты
Предметные:
знать особенности и структуру произведения А.И. Куприна "Барбос и Жулька".
уметь - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев; формулировать простые выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.
Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», учебник Литературное чтение: 4 кл.: Учебник: В 2 ч./ Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига\ Учебник, 2011.-Ч.2.; портрет А.И. Куприна, иллюстрация В. Серова, презентация
Этап урока Методы и приемы | Хронометр. | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1-2 мин | Парная форма работы Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок. Фронтальная форма работы -Я хочу начать урок с изречения Д.Дидро-французкого писателя, философа: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» -Как понимаете высказывание? -На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация
Наглядный: рассматривание иллюстрации Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации | 4-5мин | Фронтальная форма работы -Посмотрите на экран. Вам знаком портрет этого человека? -Это Куприн Александр Иванович - Что вы знаете о нем? - Куприн Александр Иванович родился 26/08/1870 в Пензе. - Может быть кто-то уже читал его произведения, такие как: «Слон», «Белый пудель» и другие? - Вы когда-нибудь пытались найти оправдание своим поступкам перед родителями? -А вы знаете выражение «Оно само так сделалось». Обычно так дети говорят родителям, когда что-то сломают или потеряют. - А вы знаете, откуда пошло такое оправдание? -Нам предстоит разобраться в этом и в том, как стоит поступать в таких ситуациях. | Обнаруживают и формулируют учебную проблему. Высказывают предположения, отвечают на вопросы. | П: осмысление читаемого текста П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных) |
III. Постановка учебной задачи Практич.: заполнение таблицы Словес.: подводящий диалог | 4-5м | Повторение изученного Фронтальная форма работы - -Посмотрите на слайд, кто это? -Что вы знаете о таком животном, как собака? - А это кто? -Что можно сказать о собаке, которая не имеет породы? Дворняжке? - Кто догадался, как называется произведение, которую мы будем сегодня изучать? - Кто ее написал? . - Это и есть тема нашего урока. А какие задачи мы поставим перед собой? – Посмотрите, могут ли две абсолютно разных собаки (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением. | - Это очень преданное животное - Они особенно добрые Тема: А.И. Куприн "Барбос и Жулька". Познакомиться с произведением А. Куприна «Барбос и Жулька» | П: подведение под понятие П: построение речевого высказывания Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Практич: слушание и чтение Т | 2м | Первичное знакомство с текстом. Фронтальная форма работы Учитель выразительно читает рассказ. -Оправдались ли наши предположения? - Что нам нужно сделать чтоб достичь цели? | Слушают образец чтения | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания |
V. Первичное закрепление Практич: чтение Т, сам.работа с словами. | 3м | Словарная работа. Индивидуальная и фронтальная формы работы -Прочитайте произведение, подумайте, какие слова вам непонятны. - Объясните значение слова «сталактит». Сталактит – имеющий форму сосульки спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок. | Ищут необходимую информацию.
| П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
Практич: чтение и анализ Т Литературоведческий анализ: толкование термина | 4м | Чтение и первичный анализ. Фронтальная форма работы Прочитайте рассказ очень внимательно и приготовьтесь ответить на вопросы. - Зачем Жульку отнесли в сарай? - Как Барбос прощался со своим другом? - Как все узнали о смерти Жульки? | Анализируют язык произведения Читают выборочно - | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
1м | Физминутка | |||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение, само- и взаимоанализ чтения; Практический: выборочное чтение, чтение в парах с анализом, поиск авторских оценок; Словесный: обобщение по наблюдениям по тексту, выразительное чтение с взаимооценкой; | 7-8мин | Повторное чтение и углубленный анализ. Анализ образов и подготовка к выразительному чтению. Фронтальная и парная формы работы.
Прочитайте первый эпизод: - Кто выразительно прочитает вслух? - Одинаковая ли ваша интонация речи в начале и в конце рассказа? А что меняется? - Как вы должны читать начало? - Как меняется ее интонация в конце рассказа? Почему? - А в начале мы будем читать с одинаковой интонацией или с разной? Докажите?
Литературоведческая пропедевтика. Фронтальная и индивидуальная формы работы.
- Что хотел передать нам автор? | Анализируют поведение и речь героев. Мама и Миша -Добрый, спокойный, хитрый, ласковый, -Спокойная, хитрая, добрая. Выразительно читают в парах, стараясь передавать характеры, проводят самоанализ. Выразительно читают в парах, проводят самоанализ. Выразительно читают текст. Задорно, весело - Грустная, печальная, Жулька умерла Выбирают из текста материал, раскрывающий авторскую позицию: выбор героев, описание действий, поведения. Выразительно читают, проводят взаимооценку. Воспроизводят, осмысляют мысль текста. | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; К: взаимодействие с партнером П: осмысленное чтение худож. текста К: контроль действий партнера П: поиск и выделение необходимой информации Р: планирование своих действий в соответ. с задачей П: осознанное построение речевого высказывания |
VII. Включение в систему знаний, повторение Частично-поисковый: чтение и анализ соотнесение смысла Сопоставление эпизода и иллюстрации к эпизоду, сравнение словесного и живописного изображения; Формулирование обобщения. | 4-6мин | Фронтальная формы работы - скажите, в чем залог настоящей дружбы? Работа с иллюстрацией (синтез). Групповая форма работы. План наблюдения над иллюстрацией: - Рассмотрите иллюстрации к рассказу. Какой момент рассказа изобразил художник на второй иллюстрации? Перечитайте его. - Какой момент рассказа изобразил художник на первой иллюстрации? - скажите. Для чего иллюстратор поместил данное изображение к рассказу?
| Анализируют текст соотносят смысл с моралью рассказа. Рассматривают иллюстрацию, соотносят ее содержание с эпизодом из доказывают примерами из текста. Описывают героев, передавая особенности состояния в данный момент. Анализируют иллюстрацию | П: построение рассуждения; осуществление синтеза; К: планирование учебного сотрудничества; П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; П: построение речевого высказывания; Р: оценка результатов; . |
VIII. Рефлексия деятельности Практический: заполнение признаков басни в таблице; Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений. | 2-4мин | А. Предметная
Б. Деятельностная -Что нового вы узнали? -Что запомнили? - Что смогли сделать? В.Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? | Воспроизводят сведения об особенностях произведения.
Пытаются соотнести мораль, смысл с собственным практическим опытом (бывает ли такое в жизни?) Проводят самоанализ деятельности | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза П: построение рассуждения Р: осуществление итогового контроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Устное творчество русского народа" 2 класс.УМК "Школа России"
На данном уроке проводится обобщение знаний о жанрах русского народного творчества: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению, Н.Н. Носов «На горке», 2 КЛАСС,УМК "Школа России"
Н.Н. Носов «На горке»...
Конспект урока по литературному чтению «В.П. Астафьев .Стрижонок Скрип» ( 4 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России...
Конспект урока по литературному чтению В. Драгунский «Тайное становится явным» 2 класс, Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением В.Драгунского «Тайное становится явным»; формирование умений правильно определять смысл произведения, выделять главную мысль.Планируем...