Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению
В работе изложены некоторые виды упражнений на каждом этапе использования метода театрализации. А также последовательность введения метода театрализации при работе с литературными произведениями в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование приемов театрализации на уроках литературного чтения | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения
Первостепенная задача учителя – обеспечить интенсивное совершенствование главного речевого навыка, создать условия для формирования первоначального навыка чтения как одного из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности.
В школе ребенку, у которого низкая скорость чтения будет тяжелее усваивать новый материал. За то время, которое он будет тратить на чтение условий задачи или упражнения, быстро читающий ребенок успеет все переписать в тетрадь и приступить к выполнению задания. Скорость чтения - важнейший фактор успеваемости, поэтому научиться читать быстро, очень важно. Поэтому огромное значение, начиная с 1-го класса, придается урокам чтения.
Формируемые на уроке метапредметные универсальные учебные действия, некоторые из них:
– коммуникативные;
– познавательные;
– личностные;
– регулятивные.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно учебной деятельности выделяют три вида личностных действий:
– личностное самоопределение;
– смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
– нравственно-этическая ориентация.
Любой урок начинается с этапа мотивации, осознания личностной значимости изучения темы урока, т. е. с процесса смыслообразования, формирования ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов (учебных мотивов).
Особое внимание в курсе уделено заданиям, формирующим такие общеучебные универсальные действия, как: выделение ключевых (опор-ных) слов; выделение главного; сжатие информации; составление различных видов плана, умение распределять информацию по заданным параметрам; ориентировка в мире книг и в других базах данных. Кроме того, учебники
по чтению содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и языкового оформления изучаемых произведений; установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей; сопоставление произведений по жанру и по виду (познава-тельного и художественного); обобщение; классификация.
Конкретно в начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.
А грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико - литературными понятиями.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом:
. Работа с текстом до чтения: а) антиципация; б) постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
. Работа с текстом во время чтения: а) первичное чтение текста; б) перечитывание текста; в) беседа по содержанию в целом.
. Работа с текстом после чтения: а) смысловая беседа по тексту; б) знакомство с писателем; в) работа с заглавием с иллюстрациями; г) творческие задания.
Познавательные УУД включают умения:
а) ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
б) находить ответы на вопросе в тексте, иллюстрациях;
в) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
г) преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Методическая разработка
Тема: «Использование приёмов театрализации на уроке литературного чтения в начальной школе
В работе изложены некоторые виды упражнений на каждом этапе использования метода театрализации. А также последовательность введения метода театрализации при работе с литературными произведениями в начальной школе.
Цель: Повышение качества образования путем формирования навыков осознанного чтения с использованием приёмов театрализации на уроках литературного чтения в начальных классах.
Задачи:
1. Проанализировать эффективность использования приёмов театрализации на развитие творческих способностей учащихся;
2.Разработать приемы использования элементов театрализации на уроках литературного чтения, соответствующие возрастной группе учащихся и их индивидуальным способностям.
3. Разработать виды упражнений на некоторых этапах введения метода театрализации на уроках литературного чтения;
4. Апробировать приемы.
5. Внедрить предложенную методику в практику.
Актуальность:
В соответствии с реализацией образовательной программы Стандарты нового поколения современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности. Важнейшей отличительной особенностью новых федеральных стандартов является ориентация на результаты образования на основе системно-деятельного подхода. Деятельность выступает как внешнее развитие у школьников познавательных процессов, исследовательских навыков и творческого потенциала. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, направленных на активизацию действий учеников.
Актуальность вопросов литературного образования в начальных классах заключается в том, что оно направлено на формирование навыков осознанного и выразительного чтения, совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие художественно-творческих и познавательных способностей.
Учитывая индивидуальные психологические особенности младших школьников, их потребность в движении, в чувственном переживании произведений, ведущей роли наглядно-образного мышления, необходимо обратить внимание на использование театрализации на уроке литературного чтения в начальной школе.
В методической разработке изложены основные аспекты работы с литературным произведением в начальной школе с использованием творческого потенциала детей.
Начальная школа является «фундаментом» для дальнейшей работы в средней школе. В начальной школе мы готовим детей к изучению и восприятию более сложных произведений из программы старшей школы. Умение анализировать текст, найти его главную мысль, дать оценку героям, стало практически обязательным требованием для выпускников начальной школы. Поэтому перед учителем встает вопрос: каким образом организовать работу по обучению школьников осознанному чтению, восприятию и анализу художественного произведения?
В методической разработке представлена одна из форм творческой работы с литературным произведением, которые помогут учителям и школьникам в изучении литературных произведений, организации исследовательской и творческой работы.
Данные приемы использования элементов театрализации на уроках литературного чтения можно использовать как основу для работы в начальных классах над многими литературными произведениями меняя только порядок работы или объединяя формы.
Приёмы театрализации произведений я применяю на уроках литературного чтения в начальных классах при изучении русских народных сказок (1 класс), басен разных народов (2-3 класс), при изучении понятия «пьеса»(4 класс,). Данную методику на уроках литературного чтения я применяю с 2016 года.
Данная методика позволяет вводить творческий пересказ литературного текста с элементами театрализации уже с первого класса, которая позволяет обучать осознанному чтению и анализу литературных произведений. А так же театрализацию можно использовать на уроках родного чтения, изобразительного искусства и окружающего мира
Школьникам гораздо легче воспринимать и анализировать литературные произведения, если они сами прочувствуют и «проживут» жизнь представляемого героя. Именно в театрализации возможна апробация школьниками имеющихся у них уже знаний, а также выражение эмоционального восприятия.
Использование метода театрализации на уроках литературного чтения оказали положительное влияние на развитие интеллекта, на выработку правильной, ясной и богатой речи, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на повышение интереса к чтению. Все это сказалось на уровне качества обучения. Подтверждение этому – успешная сдача итогового метапредметного тестирования. Повысились знания учащихся и интерес к чтению.
Приемы использования элементов театрализации
1.Персонификация – реально живший персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя. Так же учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию.
2. Ролевое прочтение текста рассматривается как подготовительный этап к инсценированию произведения.
3.Ролевая игра “Кто я?” - ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе».
4. Сценически – игровые упражнения. Учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют поведение героев, место и время действия.
Виды упражнений:
- сценические этюды;
- пантомима;
- составление словесного портрета героя.
Учащиеся работают над развитием речи, пластики, игровых способностей.
5.Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.
6. Инсценирование отрывка произведения с передачей характера героев без применения театральных атрибутов.
Виды упражнений:
- деление и прочтение текста по ролям;
- «живые картинки»;
7. Драматизация - самостоятельное инсценирование литературного произведения посредством ролевого исполнения по заранее самостоятельно составленному сценарию с применением театральных атрибутов.
Виды упражнений:
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма;
- использование грима для создания образа.
Обобщающий урок с использованием элементов театрализации
по басням И.А. Крылова
Цели:
1.Обобщить сведения о жанровом своеобразии басни, вспомнить прочитанное, систематизировать знания учащихся по басням И.А. Крылова 2.Выявить умение определять актуальность прочитанного произведения, способствовать формированию умений выразительного чтения как средства постижения идеи произведения и характеров персонажей;
3.Продолжить работу по формированию умений учащихся осмысливать свои поступки, видеть и понимать жизненные факты через знакомство с баснями И.А.Крылова.
Домашнее задание к уроку.
Задания даютя по рядам, уровень задания зависит от подготовленности и способности детей.
- Выразительное чтение басни по ролям.
- Подготовить «крылатые выражения» из басен И. Крылова
- Подготовка игровой картинки «Кто я?» (герой и басня по выбору)
- Подготовить инсценировку басни. (Басня С. Михалкова «Слон-живописец»)
Оборудование: мультимедийный проектор и презентация к уроку, корзина с игрушками-героями, реквизит к инсценировки басни.
Ход урока
Ι. Организационный этап.
II. Формулирование темы, целей урока.
(На экране появляются два портрета: Эзоп и И.Крылов)
- Что связывает этих двух людей?
- Что такое басня? (Дети пытаются самостоятельно сформулировать понятие)
- Послушаем два произведения С. Михалкова. (1ребенок читает басню, 2- стихотворение)
-Кто из ребят прочитал басню? По каким признакам вы поняли что это басня? (В басне присутствует мораль)
- Сегодня на уроке мы вспомним басни И.Крылова. Предлагаю подумать над вопросом: почему произведения И.А.Крылова, написанные в XIX веке, с таким же интересом читаются и в XXI веке? А сначала посмотрим, кто из вас лучше знает басни Крылова.
III. «Крылатая викторина».
-Многие строки басен стали «крылатыми» выражениями, поговорками, прочно вошли в нашу речь, делая ее ярче, выразительней.
- Отгадайте по этим выражениям, какой герой перед вами и из какой басни и что хотел сказать автор этими словами? (дети в костюмах героев басен читают «крылатые» выражения)
Предложенные «крылатые» выражения:
- «Квартет»- «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»
- «Волк и Ягненок»- «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
- «Лиса и Журавль» -
- «Лебедь, Щука и Рак» - «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»
- «Слон и Моська» - «Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона.»
-Ваши ответы позволяют сделать вывод, что вы неплохо знакомы с творчеством И.А.Крылова, и теперь, если бы была такая возможность, при встрече с великим баснописцем вам было бы, о чем поговорить с ним.
IV. Игра «Живая корзинка». (Пантомима.)
-Ребята, как вы думаете, почему в баснях чаще всего героями являются разные животные? (повадки животных часто копируют людей)
- В этой волшебной корзине живут герои из разных басен. Попробуйте без слов показать героя, а класс отгадает и героя и басню. (Один ученик вытаскивает игрушку-животное и показывает пантомиму, игрушку не показывает; после пантомимы дети сравнивают пантомиму с «оригиналом»)
-давайте проанализируем , смог ли …….. передать основные черты характера героя в своей пантомиме?
- Объясните, почему взято именно это животное для подражания?
-Что общего с характером человека?
-Что высмеивается в этой басне?
Предложенные басни:
«Обезьяна и Очки» (герой: Обезьяна)
«Ворона и Лисица» (ученик может взять себе помощника, герои: Лисица или Ворона)
«Две бабочки» (герои: Бабочка)
«Стрекоза и Муравей» (герой: Стрекоза)
V. Инценировка басни.
- Какие человеческие недостатки чаще всего высмеиваются в баснях (лень, лживость и невежество)
- Мы хорошо знаем как баснописца И.А.Крылова, а ведь басни писали многие поэты.
- Посмотрим подготовленную ребятами инсценировку басни «Слон-живописец».
-Эту замечательную басню написал С. Михалков. (текст басни появляется на экране) Найдите мораль этой басни?
- Какие недостатки высмеивает автор в этих строчках?
VI. Итог урока.
- Вернемся к вопросу который был сформулирован в начале урока: почему басни, написанные много лет назад, актуальны и в наше время?
- Какую цель преследуют авторы басен?
- Как называется поучительная часть басни?
Заключение.
Как видим формы работы достаточно разнообразны. Их можно применять как на подготовительном этапе работы с методом театрализации, так и на этапе самостоятельной инсценировки. В зависимости от вида урока, и формы работы.
Использование метода театрализации на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей. Такие уроки учат ребенка думать, творить, работать в коллективе отстаивать свои убеждения. Так же, они развивают у учащихся интерес к самообучению, творчеству, учат мыслить и самовыражаться.
Учителю же более творчески подойти к планированию всех этапов урока, разбудить природную любознательность детей и стимулировать познавательную активность.
В начальной школе очень важно привить ребенку творческую любознательность. Именно это и является стимулятором для их дальнейшего «роста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"
Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"...
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНО- УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
Личностные действия включают в себя ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т. е. ученик должен знать морально-этические...
Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"
Развитие коммуникативных УУД происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умени...
Смысловое чтение как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Презентация...
"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка в рамках ФГОС "
Обобщение педагогического опытаучителя английского языка Приходько Марины Владимировны по теме:"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на урока...
Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики
Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики...