Конспект урока по чтению на тему "Анна Ахматова"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Коновалова Татьяна Валерьевна

УМК "ПНШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект42.84 КБ
Файл stihi_anny_ahmatovoy.pptx242.78 КБ
Файл kartochki.docx72.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 23.03.2018

Школа: 95

Класс: 4-5

Кабинет: 305

ФИО учителя: Маркина С. В.

ФИО студента: Коновалова Т. В.

ФИО методиста: Иванова Н. В.

Конспект урока по литературному чтению

Тема: «Стихи Анны Ахматовой»

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с биографией Анны Ахматовой, со стихами и особенностями поэзии.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • учить анализировать лирические стихотворения;
  • совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;

Личностные:

  • осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научаться уважительно относиться друг к другу.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: ПНШ, учебник Чуракова Н.А., 4 класс 2 часть, стр.104-107, презентация.        

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Татьяна Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Садитесь.

Приветствуют учителя

2. Актуализация знаний

Репродуктивный метод

викторина

 4 мин

 - Посмотрите на слайд и скажите кому, принадлежат эти строки.

- Знаете ли вы, кто написал эти строки: «Перед весной бывают дни такие:

 Под плотным снегом отдыхает луг»?

- Эти строки написала очень известная поэтесса Анна Ахматова. Знакомы ли вы с ее творчеством?

- Замечательно. Сегодня мы будем продолжать знакомиться с ее биографией и произведениями, которые она написала.

  • Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя! (А. С. Пушкин)
  • Люблю грозу в начале мая (Ф. Тютчев)
  • Перед весной бывают дни такие:

   Под плотным снегом отдыхает луг

- Нет.

- Да.

Лог.: синтез, анализ

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

3. Постановка учебной задачи

 1 мин

 - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Верно. А какие цели мы поставим на урок?

- Совершенно верно!

- « Стихи Анны Ахматовой »

- продолжить ознакомление с творчеством А. Ахматовой.

Р.: целеполагание

4. Открытие нового знания

Иллюстративный метод

Работа с картиной,

Практический

Чтение стихотворения

Наглядный метод

Слово учителя

Выразительное чтение

Динамическая пауза

15 мин

1 мин

- Ребята, что вы знаете об Анне Ахматовой?

- Все верно. Анна Ахматова русская    поэтесса Серебряного века. Серебреный век это начало 20 века, время, когда писали свои знаменитые произведения большое количество поэтов и писателей.  Анна Андреевна Ахматова всемирно известная поэтесса XX века. Была номинирована на Нобелевскую премию по литературе.

Анна родилась в Одессе, в дворянской семье. Первое стихотворение было написано, когда Анне было 11 лет, а первый сборник она выпустила в 1911 году, ей было 22 года. Однако отец не оценил талант дочери. Она писала стихи для взрослых, они были наполнены большим смыслом, Анна описывала в них свою нелегкую жизнь. Анна Ахматова прожила долгую и тяжелую жизнь, пережила 2 Мировые войны и Революцию, была узницей Блокадного Ленинграда. В годы войны лишилась мужа и сына. Последние годы своей жизни она прожила в Подмосковье. В 1966 году Анна Ахматова скончалась. Похоронена известная поэтесса под Ленинградом, в селе Комарово.

За ее жизнь было написано 3 портрета. Один из них мы можем рассмотреть в разделе Музейный дом.

- Кто автор работы?

- Верно. Натан Исаевич Атальман. В каком музее страны находится этот портрет?

- Верно. Художник написал портрет Анны Ахматовой, когда ей было 25 лет. Ребята, можно сказать, глядя на портрет, что эта женщина писатель или просто занимается творчеством? Как автор это передает?

- Обратите внимание на ее лицо. Какое оно, какие эмоции оно выражает?

- Как вы это поняли?

- Хорошо. Современники назвали ее походку и жесты царственными. Вот так она себя держала. Удалось ли художнику передать это?

- Как он это показывает? Обратите внимание на цвет ее платья, посадку, руки.

- Синий цвет – цвет благородства, таинственности, загадочности.

 - Замечательно. Теперь открываем страницу 104. Внизу вы можете видеть стихотворение. Прочитайте название стихотворения про себя. Как вы думаете, о каком ремесле идет речь? И что такое ремесло?

- Чем занималась поэтесса по жизни? Какое у нее было ремесло?

-  Так о каком ремесле пойдет речь в стихотворении?

- Итак, сейчас я прочитаю вам этот отрывок, слушайте внимательно. (Чтение стихотворения «Тайны ремесла»)

- Прочитайте первую строфу. С чем автор сравнивает стихи?

- Она сравнивает написание стихов с обычными, сорными растениями, на которые люди редко обращают внимание. Теперь прочитайте вторую строфу и скажите, как она описывает стих?

- Таким образом, Анна Андреевна говорит нам о том, что стих создается не только из всего прекрасного на свете, но и из ужасного и неприятного как плесень на стене. Как мы будем читать это стихотворение?

- Верно. Теперь прочитайте это стихотворение про себя с выражением.

- Итак, теперь кто хочет прочитать это стихотворение вслух? (спросить нескольких человек)

-  Ребята, у кого получилось лучше передать эмоции автора?

Замечательно.

- Анна Ахматова русская поэтесса серебряного века.

Слушают биографию Анны Ахматовой

Работа с картиной в учебнике

- Н. Атальман.

- В Государственном Русском музее.

- Да. Видно, что Анна Ахматова занимается творчеством. На картине она изображена задумчивой, спокойной. Может быть, она сидит и придумывает новое название стихотворения или у нее возникла идея написать новое произведение.

- Можно сказать, что она погружена в себя, молчалива, замкнута, горделива, спокойна и вдохновенна.

- У  нее спокойный взгляд, она смотрит в одну точку, словно думает о чем-то, слегка улыбается.

- Да.

-  Анна Ахматова изображена в темно синем платье. Сидит она расслабленно, но держит осанку и голову высоко, как настоящая леди.

- О различных ремеслах.

- Ремесло, это какое-либо прикладное занятие.

- Она писала стихи и это было ее ремеслом.

- О написании стихов.

- «Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда…»

- «Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене…»

- Задумчиво, спокойно, как будто рассуждая сам с собой.

Читают стих «Тайны ремесла» по желанию

Лог.: анализ и синтез

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Лог.: анализ и синтез

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил.

Р.: оценка

5. Первичное закрепление

Практический

творческое чтение стихотворения

 7 мин

 

- Посмотрите на следующее стихотворение. Какое оно имеет название?

- Почему?

- Когда вместо названия звездочки, как выделяют название?

- Верно. Тогда какое название у этого стихотворения?

- Замечательно. Как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?

- Верно. Посмотрите на иллюстрацию, что там изображено?

- Какой там лес?

- Отлично. Теперь закройте глазки и попытайтесь представить картину, которую описывает автор. (Чтение учителя стихотворения «Перед весной бывают дни такие…»)

- Что вы увидели и почувствовали?

- Какая замечательная картина у вас сложилась. Стихотворение очень живое, легко представить то, о чем пишет автор. Прочтите первые четыре строчки и скажите, как автор описывает весеннюю природу?

- То есть, природа только просыпается. Снег еще не сошел, но он стал тяжелым, мокрым, вот-вот побегут ручьи. Теперь прочтите следующие четыре строчки и скажите, какое настроение у поэтессы?

- То есть у нее бодрое, радостное настроение. Пришла весна. Все, что надоело в прошлом, сейчас вспоминается с радостью. Как мы будем читать это стихотворение?

– Правильно. Теперь прочитайте его про себя с выражением.

- Кто хочет прочесть нам стихотворение с выражением? (Спросить по желанию нескольких детей)

- Ребята,  у кого лучше получилось передать настроение автора?

- Никакого.

- Так как там, вместо названия звездочки.

- По первой строчке.

- Перед весной бывают дни такие…

- О весне, о днях, которые ей предшествуют, о том, что происходит весной.

- Лес, в котором стоит ребенок.

- Он еще голый, без листьев. Значит это ранняя весна. Но на улице очень солнечно и снег уже растаял.

- Как будто, находишься в лесу, дует теплый и свежий ветерок. Деревья шумят, они еще не покрыты почками, снег еще не сошел. Настроение очень хорошее, с весной приходит новая жизнь, обновление. И все, что надоело в прошлом, мы вспоминаем с радостью.

- «Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг.»

- «И легкости своей дивиться тело, И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.»

- На улыбке, радостно.

Чтение стихотворения с выражением по желанию

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил

Р.: оценка

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

творческое чтение стихотворения

  6 мин

- Сейчас я предлагаю вам устроить конкурс чтецов. Вы выбирайте одно из двух стихотворений Анны Ахматовой читаете его.

- Вы большие молодцы!

Самостоятельная подготовка к выразительному чтению стихотворений

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил.

7. Включение в систему знаний

Игровой метод

 6 мин

- Сейчас вы будете работать в парах. Посмотрите на слайд и, посовещавшись, выберите верное суждение. Поднимите вместе карточку с тем номером суждения, который вы считаете верным.

- Молодцы!

- Скажите, пожалуйста, какие секреты творчества Анны Андреевны вы для себя раскрыли?

 

Работа с раздаточным материалом в парах

Рег.: анализ и саморегуляция

8. Рефлексия деятельности

 2 мин

- Давайте вспомним, какую тему мы сегодня изучили?

- Какую цель ставили на урок?

- Достигли ли мы цели?

С какими стихотворениями мы познакомились?

- Посмотрите на слайд и закончите предложения:

Я сегодня узнал…

У меня хорошо получилось…

У меня не очень хорошо получилось…

- Спасибо за урок!

- Стихи Анны Ахматовой.

- Продолжить ознакомление с творчеством А. Ахматовой.

- Да.

- «Тайны ремесла» и «Перед весной бывают дни такие…»

Л.: смыслообразование

Р.: оценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! А. С. Пушкин Люблю грозу в начале мая… Ф. Тютчев Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг… А. А. Ахматова

Слайд 3

Тема: «Стихи А. А. Ахматовой»

Слайд 5

Н. И. Атальман

Слайд 6

А. А. Ахматова детский писатель А. А. Ахматова русская поэтесса Серебряного века А. А. Ахматова жила и писала свои произведения в 20 веке

Слайд 7

А. А. Ахматова писала лирические произведения для взрослых А. А. Ахматова б ыла номинирована на Нобелевскую премию по математике. Первое свое стихотворение А. А. Ахматова написала в 11 лет

Слайд 8

А. А. Ахматова написала первое стихотворение в 22 года. Родилась в Одессе в дворянской семье Первый свой сборник А . А. Ахматова выпустила, когда ей было 22 года.

Слайд 9

А. А. Ахматова пережила 2 мировые войны, Революцию, была узницей Блокадного Ленинграда Последние годы своей жизни прожила заграницей. А. А. Ахматову писали многие известные художники

Слайд 10

Критики называли походку и жесты А. Ахматовой торопливыми и неуверенными А. А. Ахматова написала стихотворение «Тайны ремесла» Критики называли походку и жесты А. А. Ахматовой величественными.

Слайд 11

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"

Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....