Урок чтения
методическая разработка по чтению (1 класс)
Урок чтения в 1 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.docx | 103.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока по чтению
1 класс
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно –двигательного аппарата умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)
Тема: Звук [у], буквы У,у
Составил:
учитель начальных классов
Пылаева Т.Ю.
высшая квалификационная категория
Тема: гласный звук [у], буквы У, у.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с новым звуком [у] и способом его обозначения на письме с помощью букв У, у.
Задачи:
•образовательная: учить правильной артикуляции звука [у]; учить правильно произносить новый звук, выделять звук в словах; кратко характеризовать качественные признаки звуков; соотносить звук с буквой;
• коррекционно-развивающая: совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся через речевые разминки; корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся через игровые технологии;
• воспитательная: воспитывать интерес к учению, умение слушать друг друга.
Методы обучения: контроль за эффективностью учебно- познавательной деятельности, метод стимулирования учебной деятельности, метод организации учебной деятельности; по источнику познания: словесный, наглядный; по характеру: репродуктивный – объяснительно – иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Место проведения: учебный кабинет.
Время занятия: 40 минут.
Внутренние связи:
Добукварный период. Подготовка к обучению чтению.
Тема №3 «Звуки вокруг нас. Различение звуков окружающей действительности.
Тема: №30 «Гласные и согласные звуки».
Тема: №31 «Упражнения в выделении звуков речи»
Тема № 33 «Звук [а], буквы А,а»
Педагогические технологии (элементы):
• игровые технологии;
• организация учебной деятельности с учётом коррекционно – педагогических требований;
• психолого – педагогическая поддержка эмоционального состояния школьников;
• личностно – ориентированное взаимодействие;
• технология активной сенсорной среды;
• здоровьесберегающие технологии.
Оснащение урока:
учебно- методическая документация:
основная литература для учителя: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013.
Основная литература для учащихся:
Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. 1 класс: для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Просвещение, 2012.
Дидактический материал обучающий:
кукла Антошка - 1 шт;
книга на картоне со звуковым модулем, имитирующим звуки окружающей действительности – 1 шт;
набор мягких игрушек:
кот- 1шт.
мышка – 1 шт.
корова -1 шт.
поросёнок – 1 шт.
собака – 1 шт.
тигр– 1 шт.;
разрезные картинки:
- утка – 2 шт;
- улитка – 2 шт;
утюг - 2 шт.;
картинки – образцы:
- утка – 2 шт;
- улитка – 2 шт;
утюг - 2 шт.;
набор карточек с буквами У – 6 экз;
демонстрационный материал «Дом» для гласных звуков» - 1 шт.;
зеркала маленькие - 6 шт.
набор гласных букв У «со шнурочком» - 6 экз;
набор букв из бархатной бумаги - 6 экз.
набор сигнальных карточек - круги красного и синего цвета – 6 экз.;
артикуляционный уклад звука [у] «Весёлые человечки»- звук [а]6 экз., звук [у - ]6 экз.,
- карточки для чтения слов с изученными буквами А, У – 2 шт.
- кораблик – 1шт.;
- тренажёр для глаз В.Ф. Базарного – 1 шт.
карточки для рефлексии настроения и эмоционального состояния:
- «солнышко» - 6 шт.;
- «солнышко с тучкой» - 6 шт.;
- «тучка» - 6 шт.
Описание хода урока
№ | Основные этапы урока | Ориентировочное время | Методические указания. |
1. | Организационный момент | 2 мин | Цель: проверка организации класса к работе, проверка рабочих мест, |
2. | Целевая установка. Мотивация учебной деятельности. | 2 мин. | Цель: создать готовность школьников к восприятию нового материала, сконцентрировать внимание на изучаемом вопросе, пробудить мыслительную активность учащихся. (Приложение 2) |
3. | Динамическая пауза:артикуляционная гимнастика. | 1 мин. | Цель: способствовать выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем. (Приложение 3) |
4. | Актуализация опорных знаний. | 6 мин. | Цель: активизировать слуховое внимание и восприятие звуков речи. Работа с музыкальной книгой. Игра «Кто так говорит?» (Приложение 4) |
5. | Динамическая пауза. Гимнастика для опорно – двигательного аппарата | 1 мин. | Цель: обеспечить кратковременный активный отдых для учеников в течение урока. (Приложение 5) |
6. | Работа над новым материалом. | 10 мин. | Цель: знакомство со звуком [у], с буквами У, у (Приложение 6) |
Динамическая пауза Тренажёр В.Ф. Базарного. | 3 мин. | Цель: снятие зрительного напряжения. (Приложение 7) | |
8. | Осмысление и систематизация полученных знаний: первичное закрепление полученных знаний. | 10 | Цель: упрочнение связи звука а и буквы его обозначаемой. (Приложение 8) |
9. | Итог урока. | 2 мин. | Цель: подвести итог урока, проанализировать работу учащихся на уроке. Учитель делает вывод: достигнуты ли цели занятия. |
10. | Рефлексия. | 3 мин. | Цель: рефлексия настроения и эмоционального состояния. |
Приложение 1.
- Организационный момент.
Мы вошли в просторный класс,
начался урок у нас.
Учитель: «Здравствуйте, ребята!» Сегодня на урок к нам пожаловал наш друг - Антошка. Давайте с ним поздороваемся. (Появляется кукла Антошка).
Приложение 2.
2. Целевая установка. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, давайте расскажем Антошке, какой у нас сейчас урок?
-Чем мы занимаемся на уроках чтения?
- Ребята, зачем нам нужно учиться читать?
Приложение 3.
3. Динамическая пауза:
артикуляционная гимнастика.
«Вкусное варенье»
«Надуем шарик»
«Шарик лопнул
«Языком потрогай щёчку»
«Улыбнись - нахмурся»
Приложение 4.
4. Актуализация опорных знаний.
4.1. Активизация слухового внимания. Работа с музыкальной книгой. Игра «Угадай, что это?»
Учитель включает музыкальную книгу, дети слушают и называют звуки окружающей действительности.
4.2. Упражнения на восприятие звуков речи. Игра «Кто так говорит?»
Учитель: - Ребята, Антошка принёс вам волшебный сундук. Давайте посмотрим, что там.
Задание: учащиеся по очереди достают из ларца игрушки- животные и произносят звуки.
Учитель: - Что мы сейчас произносили? (Звуки)
- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
- Как мы их различаем? Давайте покажем Антошке, как мы научились различать гласные и согласные звуки.
4.3. Игра «Угадай, какой звук?». Работа с сигнальными карточками.
Учитель называет звуки, ученики показывают карточку соответствующего цвета.
Приложение 5.
5. Динамическая пауза. Гимнастика для опорно – двигательного аппарата.
Имитирующие движения.
Руки к верху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём,
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Приложение 6.
- Работа над новым материалом..
- Формирование начальных навыков фонематического анализа.
Учитель : - Ребята, Антошка хочет с вами поиграть. Игра «Отыщи звук». Антошка принёс вам картинки, но картинки рассыпались. Давайте попробуем их собрать. (Слова – картинки: утка, утюг, улитка)
Учитель: - С какого звука начинаются все слова? (Со звука [у])
- . Работа над произношением звука [у].
- Работа с зеркалом.
- Работа с артикуляционным укладом звука [у]: игра «Весёлые человечки».
- . Характеристика звука.
- Работа с буквой - ниточкой.
Учащиеся произносят звук [у]: хором, индивидуально, громким голосом, тихим голосом.
- Игра «Поселим букву».
Приложение 7.
- Динамическая пауза. Тренажёр для глаз В.Ф. Базарного.
Приложение 8.
8.Первичное закрепление учебного материала.
- Упрочнение связи звука [у] и буквы его обозначаемой.
Поднимите карточку с буквой, если услышите звук [у] в словах.
Жук, петух, курица, туфли, груша
- Тактильное восприятие буквы У, вырезанной из наждачной бумаги.
8.3. Чтение слов с буквами А, У
АУ, УА
Приложение 9.
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Солнышко – всё получилось,
Тучка и солнышко – не всё получилось,
Тучка – ничего не получилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.
Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...
Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"
Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....
Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"
Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова, называют картинки. Во вступительной бес...
Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.
- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...
Презентация к уроку чтения в 1 классе по темеКонспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
Слайдовая презентация соответствует теме и содержанию урока...
Разработка урока по чтению "урок чтения 1 класс с буквой Ц"
урок чтения 1 класс с буквой Ц...
Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)
Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся выполняют задания и повторяют материал ...