Урок чтения 3 класс Л.Толстой "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока чтения и презентация по теме "Л.Толстого "Лев и собачка".
Наэтом уроке дети знакомятся с произведением, отрабатывают навыки выразительного чтения, учатся определять главную мысль произведения, понимать чужую боль, расширяют представления о жизни животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Л. Толстой "Лев и собачка" | 39.92 КБ |
Презентация к уроку чтения "Лев и собачка" | 964.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
"Л.Н. Толстой «Лев и собачка»"
Цель: Ознакомить с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”
Задачи:
- образовательные:
- продолжить работу над анализом художественного произведения,
- отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;
- развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;
- воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.
Формируемые УУД:
- регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища;
- познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;
- коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в группах, в паре, использование ИКТ.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты.
- вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;
- увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;
- повышение эрудиции и словарного запаса детей;
- развитие фантазии, творческого воображения;
- совершение доброго поступка по отношению к животным;
Ход урока.
I .Орг. Момент.
II. Проверка домашнего задания.
Контроль усвоения знаний. Тестирование.
Тест А.П.Чехов "Белолобый"
Выбери правильный ответ.
1. Жанр произведения:
а) рассказ б) повесть в) быль г) сказка
2. В каком месяце происходит событие?
а) январь б) февраль в) март г) апрель
3. Героями произведения являются:
а) волчица б) щенок в) сторож Игнат г) странник
4. Повествование ведется от лица:
а) автора б) волчицы в) Игната
5. Какой породы щенок Белолобый?
а) борзая б) лайка в) дворняжка
Работа в парах. Взаимопроверка.
Ответы: 1а, 2в, 3аб, 4а, 5в (слайд 2)
III. Разминка
Учитель: Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.
А сейчас прочитайте стихотворение. Первый раз - про себя (слайд 3)
1.
Жила-была собачка,
По кличке Чебурашка,
Курчавенькая спинка,
Забавная мордашка
Хозяйка к ней настолько
Привязана была
На рынке покупала
Куриную печёнку
В одно и то же время
Кормила собачонку
А та жила в довольстве.
- второй раз – вслух, выразительно, на публику.
Не забудьте, вы должны увлечь слушателя. А этому поможет что? Правильно, интонация!
2. Бедная собачка – бросили её
Бедная собачка – где ее жильё?
Злой хозяин, вредный, выгнал за порог!
Перед нею, бедной, нет уже дорог.
- Вчитайтесь и вслушайтесь в это стихотворение! Можно ли читать их одним тоном? Что вы хотите сказать? Какие мысли и чувства вызвало первое стихотворение? А второе?
– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. (слайд 4)
Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.
Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)
(слайд 5)
– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное.
(слайд 6)
Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)
- Представляете, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать?
(Рассказ детей).
Лев: царь зверей. Смотрит куда- то вверх, словно не замечая вас. У льва - грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва: она ему и скипетр, и держава. У льва не рёв? "гром небесный". Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь. Лев может развивать скорость до 50км/час. Может лазить по деревьям. Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их. Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает
Учитель (добавляет): Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. В зоопарке они доживают до 50 лет. (слайд 6)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 7)
IV. Знакомство с новым произведением
1. Организация художественного восприятия произведения
Отгадайте загадки и вы узнаете о ком мы сегодня будем читать на уроке
1. С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути. (Лев) (слайд 8)
2.Летит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака) (слайд 9)
Учитель:
- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык?
(ответы детей: да – нет)
- Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
- Какая тема сегодняшнего урока? (слайд 10)
– Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?
– О чём нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке).
Открываем книги
– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? Прочитайте. (быль)
/-Быль - это то, что было в прошлом, в действительности. Значит события, которые описаны в рассказе происходили на самом деле./
Учитель:
Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».
Сядьте по -удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос:
О чем (а не о ком) эта быль?
2. Чтение рассказа учителем.
3. Беседа после первичного прослушивания
1 Что вас тронуло в этом рассказе? Поделитесь своими чувствами и мыслями?
/ – Грустный рассказ, собачку жаль, льва тоже жалко/
2) В какие моменты они возникли?
/ – Когда собачка попала в клетку, когда умерла/
4. Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем.
а) чтение вслух детьми.
Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?
(О любви и привязанности животных друг к другу)
в)Словарная работа
- Смысл каких слов вам был не понятен?
(дети перечисляют слова)
- Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде
(слайд 11)
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
4. Работа над содержанием текста
-Давайте ещё раз прочитаем начало рассказа.
- Как вы думаете, почему автор так начинает свой рассказ?
- Что он хотел нам показать?
/- Чтобы такого никогда не было, это неправильно;
- люди безжалостны – вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу./
Творческие задания (работа в группах)
1 группа: (слайд 12)
- Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.
- Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
– Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки.
2 группа: (слайд 13)
- Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Лев до этой собачки съедал множество собак. (Понравилась собачка с первого взгляда, пришлась по сердцу, по душе, полюбилась. Захотел дружить с собачкой. Собачка была забавной)
3 группа: (слайд 14)
- В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не отдавал никому.)
-Во что переросли чувства собачки и льва?
В дружбу.
4 группа: (слайд 15)
-Как лев воспринял смерть собачки?
Найдите это в тексте и постарайтесь при чтении передать те чувства, которые лев испытывал в этот момент.
-Какие это чувства? – всему классу:
/ Отчаяние, горе./
- Как смерть друга повлияла на льва?
/ Лев не выдерживает разлуки с собачкой и тоже умирает./
-Мог ли автор по-другому закончить этот рассказ?
/Нет. Это быль.
Автор описал события, которые были в действительности, а значит, эта история закончилась именно так./
- Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)
Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
V. Закрепление знаний.
1 . Работа с пословицами
- Посмотрите, у нас на доске записаны две пословицы, но они перепутались.
Составьте их правильно. (слайд 16)
1.Сломит, сила, а, ум, всё, силу.
Сила сломит всё, а ум силу.
2.Дружбой, где, враги, дорожат, там, дрожат.
Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
-Объясните смысл пословиц.
/1. Умом можно победить даже самого сильного противника.
2. Настоящей дружбе не страшны никакие преграды и враги./
- Подумайте, какая из пословиц подходит к теме рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка»? Почему?
-Обе пословицы можно отнести к теме рассказа.
1.Умная собачка смогла покорить свирепого сильного льва.
2. Если бы лев не дорожил своей дружбой, то владелец собачки смог бы забрать её обратно к себе.
2. Постановка проблемных вопросов:
- Как вы думаете, правильно ли кормить зверей в зоопарке бездомными животными?
/Кормить в зоопарке зверей бездомными животными - это неправильно./
-Почему недопустимо подобное отношение к бездомным животным?
/Это бесчеловечно, жестоко;
- это наши братья меньшие/
-Ребята, а что нужно сделать, чтобы бездомных животных вообще не было?
/Не выбрасывать их на улицу, создавать специальные питомники./
- Чему учит рассказ Л.Н. Толстого «Лев и собачка»?
/Он учит любить животных, бережно к ним относится, ценить дружбу. / основная мысль
7. Работа в парах
- Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.
Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)
Диалог:
Собака: Не тронь меня, я добрая!
Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?
Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.
Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.
Собачка: Давай тогда дружить!
Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.
Я часто думаю: писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, художники создают печальные картины, а композиторы - печальную музыку. Зачем? (Чем больше это произведение всколыхнет чувств, чем больше заденет чужая боль, тем лучше произведение, так как оно заставляет нас страдать во имя счастья в жизни.)
Печаль не вечна. Время лечит. В жизни бывает и печаль, и радость.
VI. Задание на дом
- А если бы вам предложили отредактировать рассказ, то, чтобы вы в нем изменили или добавили? Напишите об этом дома.
VII. Рефлексия урока
На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.
Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.
Чтобы бы вы хотели сказать автору этого рассказа?
– Спасибо, Лев Николаевич, за ваши добрые рассказы, за то, что Вы нас учите делать добро. Учите состраданию.
- Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка: 1а, 2в, 3аб, 4а, 5в
Жила-была собачка, По кличке Чебурашка , Курчавенькая спинка, Забавная мордашка . Хозяйка к ней настолько Привязана была, На рынке покупала Куриную печёнку, В одно и то же время Кормила собачонку. А та жила в довольстве. Бедная собачка – бросили её Бедная собачка – где ее жильё? Злой хозяин, вредный, выгнал за порог! Перед нею, бедной, нет уже дорог.
Физминутка :
С царственной гривой, с гордой походкой Осмотрит свои он владения зорко. Даже не думай встать на пути С царской особой ты не шути.
Лежит – молчит, Подойдёшь – заворчит. Кто к хозяину идёт Она знать даёт.
Л.Н.Толстой
Словарная работа Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки.
1 группа Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом ? Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
2 группа Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Лев до этой собачки съедал множество собак
3 группа В чем проявилась забота льва по отношению к собачке?
4 группа Как лев воспринял смерть собачки? Найдите это в тексте и постарайтесь при чтении передать те чувства, которые лев испытывал в этот момент.
Составьте пословицы: 1 . Сломит , сила, а, ум, всё, силу . Сила сломит всё, а ум силу . 2 . Дружбой , где, враги, дорожат, там, дрожат . Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
Печаль не вечна . Время лечит. В жизни бывает и печаль, и радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку чтения,Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Данная презентация может использоваться на уроках познавательного чтения....
Конспект урока чтения. Л.Н. Толстой. Лев и собачка.3 класс.
На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания и ответственности за животных, на то, что...
Литературное чтение. Тема урока:Л.Н.Толстой «Лев и собачка».
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
презентация к уроку чтения 3 класс Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Презнтация к уроку чтения...
Литературное чтение.Урок"Л.Н.Толстой."Лев и собачка".Тема и главная мысль рассказа".
Урок в 3 классе....
Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".
Комбинированный урок, цель которого - раскрытие трагедийного смысла были «Лев и собачка»....