Урок чтения 3 класс Л.Толстой "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Бочкарёва Любовь Михайловна

Конспект урока чтения и презентация по теме "Л.Толстого "Лев и собачка".

 Наэтом уроке дети знакомятся с произведением,  отрабатывают навыки выразительного чтения, учатся  определять главную мысль произведения, понимать чужую боль, расширяют  представления о жизни животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

 "Л.Н. Толстой «Лев и собачка»"

Цель: Ознакомить с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”

Задачи:

  • образовательные:
  • продолжить работу над анализом художественного произведения,
  • отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;
  • развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;
  • воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.

Формируемые УУД:

  • регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища;
  • познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;
  • коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в группах, в паре, использование ИКТ.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты.

  • вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;
  • увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;
  • повышение эрудиции и словарного запаса детей;
  • развитие фантазии, творческого воображения;
  • совершение доброго поступка по отношению к животным;

Ход урока.

I .Орг. Момент.

II. Проверка домашнего задания.

Контроль усвоения знаний. Тестирование.

Тест А.П.Чехов "Белолобый"

Выбери правильный ответ.

1. Жанр произведения:

а) рассказ б) повесть в) быль г) сказка

2. В каком месяце происходит событие?

а) январь б) февраль в) март г) апрель

3. Героями произведения являются:

а) волчица б) щенок в) сторож Игнат г) странник

4. Повествование ведется от лица:

а) автора б) волчицы в) Игната

5. Какой породы щенок Белолобый?

а) борзая б) лайка в) дворняжка

Работа в парах. Взаимопроверка.

Ответы: 1а, 2в, 3аб, 4а, 5в   (слайд 2)

III. Разминка

Учитель: Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

А сейчас прочитайте стихотворение. Первый раз  -  про себя   (слайд 3)

1.

Жила-была собачка,
По кличке Чебурашка, 
Курчавенькая спинка, 
Забавная мордашка 
Хозяйка к ней настолько
Привязана была
На рынке покупала
Куриную печёнку
В одно и то же время
Кормила собачонку
А та жила в довольстве.

- второй раз  – вслух, выразительно, на публику.

Не забудьте, вы должны увлечь слушателя. А этому поможет что? Правильно, интонация!

2.   Бедная собачка – бросили её
Бедная собачка – где ее жильё?
Злой хозяин, вредный, выгнал за порог!
Перед нею, бедной, нет уже дорог.

- Вчитайтесь и вслушайтесь в это стихотворение! Можно ли читать их одним тоном? Что вы хотите сказать? Какие мысли и чувства вызвало первое стихотворение? А второе?

– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. (слайд 4)

Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.

 Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)

(слайд 5)

– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное.

(слайд 6)

Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)

- Представляете, это голос  льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать?

 (Рассказ детей).

Лев: царь зверей. Смотрит куда- то вверх, словно не замечая вас. У льва - грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва: она ему и скипетр, и держава. У льва не рёв? "гром небесный". Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь. Лев может развивать скорость до 50км/час. Может лазить по деревьям. Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их. Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает

Учитель (добавляет): Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. В зоопарке они доживают до 50 лет. (слайд 6)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 7)

IV.  Знакомство с новым произведением

1. Организация художественного восприятия произведения

Отгадайте загадки и вы узнаете о ком мы сегодня будем читать на уроке

1. С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути.
(Лев) (слайд 8)

2.Летит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт.
(Собака)  (слайд 9)

Учитель:

- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык?

 (ответы детей: да – нет)

 - Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

- Какая тема сегодняшнего урока?   (слайд 10)

– Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

– О чём нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке).

Открываем книги

– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? Прочитайте. (быль)

/-Быль - это то, что было в прошлом, в действительности. Значит события, которые описаны в рассказе происходили на самом деле./

Учитель:

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая  произошла очень  давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно,  эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Сядьте по -удобнее, и внимательно послушайте  эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос:

О чем (а не о ком) эта быль?

2. Чтение рассказа учителем.

3. Беседа после первичного прослушивания

1 Что вас тронуло в этом рассказе? Поделитесь своими чувствами и мыслями?
  /  – Грустный рассказ, собачку жаль, льва тоже жалко/

2) В какие моменты они возникли?
  /  – Когда собачка попала в клетку, когда умерла/

4.  Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем.

а)  чтение вслух детьми.

Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу)

в)Словарная работа

-  Смысл каких слов вам был не понятен?

 (дети перечисляют слова)

- Обрати внимание,  эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде

   (слайд 11)

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

4. Работа над содержанием текста

-Давайте ещё раз прочитаем начало рассказа.

- Как вы думаете, почему автор так начинает свой рассказ?

- Что он хотел нам показать?

/- Чтобы такого никогда не было, это  неправильно;

- люди безжалостны – вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу./

Творческие задания  (работа в группах)

1 группа:   (слайд 12)

- Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.

-  Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
    – Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки.

 2 группа:      (слайд 13)

- Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Лев до этой собачки съедал множество собак. (Понравилась собачка с первого взгляда, пришлась по сердцу, по душе, полюбилась. Захотел дружить с собачкой. Собачка была забавной)

3 группа:     (слайд 14)

- В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не отдавал никому.)

-Во что переросли чувства собачки и льва?

В дружбу.

4 группа:     (слайд 15)

-Как лев воспринял смерть собачки?

Найдите это в тексте и постарайтесь при чтении передать те чувства, которые лев испытывал в этот момент.

-Какие это чувства? – всему классу:

/ Отчаяние, горе./

- Как смерть друга повлияла на льва?

/ Лев не выдерживает разлуки с собачкой и тоже умирает./

-Мог ли автор по-другому закончить этот рассказ?

/Нет. Это быль.

Автор описал события, которые были в действительности, а значит, эта история закончилась именно так./

- Скажите,  пожалуйста, так могут   совершенно разные животные,  по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и  сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают,  чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее  нас.

V.  Закрепление знаний.

1 . Работа с пословицами

- Посмотрите, у нас на доске записаны две пословицы, но они перепутались.

Составьте их правильно. (слайд 16)

1.Сломит, сила, а, ум, всё, силу.

Сила сломит всё, а ум силу.

2.Дружбой, где, враги, дорожат, там, дрожат.

Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

-Объясните смысл пословиц.

/1. Умом можно победить даже самого сильного противника.

2. Настоящей дружбе не страшны никакие преграды и враги./

- Подумайте, какая из пословиц подходит к теме рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка»? Почему?

-Обе пословицы можно отнести к теме рассказа.

1.Умная собачка смогла покорить свирепого сильного льва.

2. Если бы лев не дорожил своей дружбой, то владелец собачки смог бы забрать её обратно к себе.

2. Постановка проблемных вопросов:

- Как вы думаете, правильно ли кормить зверей в зоопарке бездомными животными?

/Кормить в зоопарке зверей бездомными животными - это неправильно./

-Почему недопустимо подобное отношение к бездомным животным?

/Это бесчеловечно, жестоко;

- это наши братья меньшие/

-Ребята, а что нужно сделать, чтобы бездомных животных вообще не было?

/Не выбрасывать их на улицу, создавать специальные питомники./

- Чему учит рассказ Л.Н. Толстого «Лев и собачка»?

/Он учит любить животных, бережно к ним относится, ценить дружбу. /    основная мысль

7. Работа в парах

- Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.

Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)

Диалог:

Собака: Не тронь меня, я добрая!

Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?

Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.

Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.

Собачка: Давай тогда дружить!

Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.

Я часто думаю: писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, художники создают печальные картины, а композиторы - печальную музыку. Зачем? (Чем больше это произведение всколыхнет чувств, чем больше заденет чужая боль, тем лучше произведение, так как оно заставляет нас страдать во имя счастья в жизни.)

Печаль не вечна. Время лечит. В жизни бывает и печаль, и радость.

VI. Задание на дом

- А если бы вам предложили отредактировать рассказ, то,  чтобы вы в нем изменили или добавили? Напишите об этом дома.

VII.  Рефлексия урока

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

       Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

Чтобы бы вы хотели сказать автору этого рассказа? 

– Спасибо, Лев Николаевич, за ваши добрые рассказы, за то, что Вы нас учите делать добро. Учите состраданию.

- Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 3 классе

Слайд 2

Проверка: 1а, 2в, 3аб, 4а, 5в

Слайд 3

Жила-была собачка, По кличке Чебурашка , Курчавенькая спинка, Забавная мордашка . Хозяйка к ней настолько Привязана была, На рынке покупала Куриную печёнку, В одно и то же время Кормила собачонку. А та жила в довольстве. Бедная собачка – бросили её Бедная собачка – где ее жильё? Злой хозяин, вредный, выгнал за порог! Перед нею, бедной, нет уже дорог.

Слайд 7

Физминутка :

Слайд 8

С царственной гривой, с гордой походкой Осмотрит свои он владения зорко. Даже не думай встать на пути С царской особой ты не шути.

Слайд 9

Лежит – молчит, Подойдёшь – заворчит. Кто к хозяину идёт Она знать даёт.

Слайд 10

Л.Н.Толстой

Слайд 11

Словарная работа Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки.

Слайд 12

1 группа Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом ? Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?

Слайд 13

2 группа Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Лев до этой собачки съедал множество собак

Слайд 14

3 группа В чем проявилась забота льва по отношению к собачке?

Слайд 15

4 группа Как лев воспринял смерть собачки? Найдите это в тексте и постарайтесь при чтении передать те чувства, которые лев испытывал в этот момент.

Слайд 16

Составьте пословицы: 1 . Сломит , сила, а, ум, всё, силу . Сила сломит всё, а ум силу . 2 . Дружбой , где, враги, дорожат, там, дрожат . Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

Слайд 17

Печаль не вечна . Время лечит. В жизни бывает и печаль, и радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку чтения,Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Данная презентация может использоваться на уроках познавательного чтения....

Конспект урока чтения. Л.Н. Толстой. Лев и собачка.3 класс.

На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания  и ответственности за животных, на то, что...

Литературное чтение. Тема урока:Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

Комбинированный урок, цель которого - раскрытие трагедийного смысла были «Лев и собачка»....