« Звуки [б], [б*], буква Б»
консультация по чтению (1 класс) по теме
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bukvolend.docx | 325.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Лицей №21 г. Химки
Разработка урока по обучению грамоте в 1 «Е» классе УМК « Школа России» на тему:
« Звуки [б], [б*], буква Б»
( букварный период)
(Урок – путешествие)
Автор: Яшина Татьяна Владимировна
учитель начальных классов МАОУ Лицей
№21 г. Химки
2018-2019 учебный год
Цель : сформировать знания учащихся о согласных звуках [б], [б*], букве Б,б
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: умение отличать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, выделять их в слове, характеризовать; читать слоги и слова с буквой б, правильно переводя ее в звук.
Метапредметные:
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке, делать выводы вместе с учителем.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке, сотрудничество с учителем и детьми, высказывание собственного мнения.
Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы: создание ситуации успеха, наглядный, практический, частично- поисковый.
Формы работы: фронтальные, парные, индивидуальные
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, ,учебник « Азбука» Горецкого В.Г, индивидуальный раздаточный материал, презентация
Ход урока.
- Организационный момент (Создание эмоционального настроя на изучение нового материала и ситуации успеха).
Мы умные, мы дружные
Мы – старательные, мы – внимательные
Мы в 1 классе учимся
Все у нас получится!
Ребята, а вы любите путешествовать? А для чего люди отправляются в путешествия? Пусть на этом уроке вы узнаете много нового, услышите любопытные факты, выполните увлекательные задания ( слайд1 )
- Разминка для развития правильного дыхания и артикуляционного аппарата
- Упражнение на дыхание ( « Ах как пахнет 2 – 3 раза)
- Поработаем с язычком и губами ( « Лисичка- собачка», лисичка- показывает язычок, собачка – прячем язычок)
- Упражнение « Вкусное варенье» (слижем язычком варенье с верхней губы, а теперь с нижней)
- Чтение гласных а, о, е, у, и, ы ( поднимаемся по лесенке «тихо - громко»)
(слайд 2)
- Актуализация знаний.
Мы отправляемся с вами в космос. А на чем отправимся, вы скажете, отгадав загадку
Ни пера, ни крыла.
А быстрее орла.
Только выпустит хвост-
Понесется до звезд? (Ракета).
Готовим ракету к полету ( для этого, необходимо ответить на вопросы)
- Какая бывает речь? ( устная и письменная)
- Что мы делаем в устной речи ( говорим и слышим)
- Чем для этого пользуемся? (звуками)
- Что делаем в письменной речи ? ( Пишем и видим)
- Что используем для этого? ( буквы)
- Почему звуки живут в домиках разного цвета? ( гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные и согласные звуки? ( Гласные звуки поются, тянутся, не встречают преград во рту, согласные звуки не поются)
- На каком этаже живут гласные звуки « дающие согласному звуку в слиянии « твердую команду»? « мягкую команду»?
Молодцы! Ракета к полету готова.
А через сколько секунд полетим, скажете, назвав количество слогов в слове «ракета» ( правильно 3 слога)
-Пристегнуть ремни ( руки наперекрёст на плечи)
-Включить контакты ( на вытянутых руках большой палец вверх)
-Завести моторы ( вращение рук перед грудью)
Итак, идет обратный отсчет: три, два, один, пуск
В космосе так здорово!
Звезды и планеты
В черной невесомости
Медленно плывут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
Приземляемся. Что это за планета? Читаем хором БУКВОЛЕНД. ( слайд 3 ) Это планета букв или страна звуков. Мы с вами будем путешествовать по разным районам этой загадочной планеты и встретимся с ее жителями. Со всеми ли мы знакомы? Конечно, нет. Встретятся нам и незнакомцы.
- Этап усвоения новых знаний
Мы отправляемся в ЗВУКИНО ( слайд 4)
Задание №1 : Возьмите листочки со схемами знакомых жителей и закончите их: нарисуйте шапочки и раскрасьте башмачки. ( слайд 5) Назовите жителей страны. Покажите свои карточки, сравните с соседом по парте ( 1 ряд – гласные, 2 ряд – звонкие согласные, 3 ряд –глухие согласные).
( слайд 6) Задание №2. Отгадайте загадки
Кто по елкам ловко скачет | Внутри пустой, |
– Сколько в слове слогов? Назови первый слог. Второй слог. Поработаем со схемой у доски ( 2 человека). Все остальные составляют звукобуквенную схему у себя на партах
Что общего у этих слов? Дайте характеристику звуку в слове барабан. Какой он? ( согласный твердый, звонкий). Теперь со звуком Б*. Дайте характеристику этому звуку в слове белка (согласный , мягкий, звонкий.) (слайд 7) (раскрашиваем звуковичок у доски)
( слайд 8) С какими звуками и с какой буквой мы сегодня с вами будем знакомиться на планете Букволенд? Зачем мы сюда прилетели? Правильно – познакомится со звуками [б] и [б*] и буквой, которая их обозначает, учиться отличать звуки [б] и [б *] от других звуков, учится читать слоги и слова с новой буквой.
Чтобы перейти в другой район планеты Букволенд, нам еще предстоит выполнить тут пару тройку заданий со звуками. Согласны?
Поиграем « Поймай звук» Если слышится в словах звук [б] твердый – встают мальчики, если мягкий [б* ]– девочки.
Береза, бабочка, берет, барин, Буратино, бублик, кабинет, билет, барабан, белка, кобра.
Пора бы подкрепится (слушаем внимательно). Что же выбрать?
- Борщ или щи?
-Жаркое из свинины или баранины?
- Салат из моркови или баклажанов?
- На десерт бананы или груши?
Напиток «кока – кола « или «Буратино?
Почему вы выбрали именно эти блюда?
Произношение звука «Б» в связной речи
- повторяй за мной чистоговорки
Ба- ба-ба-ба- мама, мама, вон труба!
Бу-бу-бу-бу- ты и мне купи трубу!
Бе-бе-бе-бе- потрубил я на трубе.
Ба-ба-ба-ба- не нужна уже труба!
А с каким интересным звуком и буквой вы познакомились ребята, на прошлом уроке? Чем звук з отличается от других согласных? ( у него у первого появилась пара – звук с). Как мы называем такие согласные звуки ? ( парные). Это орфограмма.
Посмотрите, в какой группе звуков т звук Б?. Почему он стоит рядом с П? Значит он парный!
(слайд 9) Произнесите слово «краб» . какой звук вы слышите в конце слова? Почему произносим звук «п», а пишем букву «б»? при произношении этих слов происходит оглушение звука «Б»
Закроем ушки, произнесем звук «б» и «п». При произношении звука «б» голос раздается, а при произношении звука «п» - нет.
Вывод: Согласные звуки «б-п», «п-б» парные по глухости и звонкости
Звук [б] тоже имеет пару –это звук [п]. Как проверить парную согласную на конце слова? Правильно! Можно применить правило
« один –много». (слайд 10)
Дуб- дубы, гриб- грибы, зуб- зубы.
А сейчас нас ждет другой участок планеты и называется он БУКВИНО ( знакомство с буквой Б) (слайд 11)
На что похожа буква Б?
Буква Б с большим брюшком.
В кепке с длинным козырьком
Буква б проснется рано
Буква б- бочонок с краном.
Умывайся, будь здоров,
Богатырь, Борис Бобров!
Давайте раскрасим башмачки на схеме.
( слайд 12) Какой буквой на письме мы обозначим звуки [ б] и [б*]?
(Звуки [б] и [б*]обозначаются буквой Б- заглавной и строчной )
Прежде, чем писать эту букву в прописи, давайте напишем ее в воздухе. Молодцы!.
5.Физминуткино
Ребята, а какую из поставленных задач мы еще не решили с вами? Конечно, нам надо с вами почитать.– следующий район планеты – Слоговое. Прочитаем слоги с буквой б
( слогопесенка)
(слайд 13) Следующее задание « Найди пару» .Только самый внимательный выполнит это задание.( составить из слогов слова).
Бел сук бан ба
Бар нан
ка тик
(белка, барсук, банан, бантик)
И последнее задание самое сложное в районе планете Букволенд Словино Чтобы улететь нам нужно прочитать текст , напечатанный у вас на карточках
Бобры. Бобры – на болоте. Они строители. У бобров зубы острые, как бритва. У бобров на болоте плотины из стволов осины. ( что вы узнали о бобрах? Сколько в тексте слов с буквой «б»?) Молодцы! ( чтение по цепочке).
Нам пора улетать . Приятного возвращения домой.
- Рефлексия. ( слайд 14.) Итак, ребята, с какими новыми звуками и новой буквой мы с вами познакомились? Что понравилось больше всего?. При выполнении каких заданий вы встречали трудности? Если вам понравилось путешествие то закрасьте окошко ракеты в желтый цвет, если нет в красный. Покажите нам всем. Спасибо за урок. Все пока!.( слайд 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)
Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Учебно- методический комплект на тему:"«Звуки [м] [м’], буквы М, м. Буква и- как показатель мягкости предшествующих согласных звуков»" 1 класс.
конспект+презентация+ наглядности на доску...
Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .
Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе. Тема Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к».
Конспект открытого урока в 1 классе по УМК "Планета Знаний"...