Обобщающий урок в 4 классе по произведению В.А.Астафьева "Стрижонок Скрип"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Суманева Вера Васильевна

Цели:

учебная:формировать духовно-нравственные понятия;развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь обучающихся;

общедидактическая: развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение;развивать навыки выразительного чтения, учить анализировать поступки героев, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков;учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации;

воспитательная: воспитывать любовь и интерес к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strizhonok_skrip-obobshchayushchiy_urok.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VII вида

Разработка открытого урока по

литературному чтению в 4-м классе

Тема: Обобщающий урок по произведению В.Ю.Астафьева «Стрижонок Скрип»

           P1090569

 

                                                                                                                         

         Учитель начальных классов: Суманевой В.В.

г.Павловский Посад

2015 г.

Цели:

учебная:формировать духовно-нравственные понятия;развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь обучающихся;

общедидактическая: развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение;развивать навыки выразительного чтения, учить анализировать поступки героев, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков;учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации;

воспитательная: воспитывать любовь и интерес к чтению.

Планируемые результаты

личностные (воспитательные) результаты:  

  • воспитывать любовь к живой природе;
  • бережное отношение к  «братьям нашим меньшим» к природе

метапредметные (развивающие) результаты:

  • развивать речь, мышление, память, воображение; расширять словарный запас учащихся
  • долговременную память, логическое мышление и кругозор учащихся.

предметные (образовательные) результаты:

  • Формировать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения,
  • учить анализировать поступки героев.

Оборудование:

1.Учебник,

2.Выставка книг по теме «Природа и мы»

3.Твроческие работы учащихся

4.Презентация

5.Медиопроектор

6.Опережающее обучение ( творческий проект учащихся)

7.Карточки с индивидуальными заданиеи

8.Кластер.

9.Познавательный материал к уроку( загадки, пословицы).

10.Игра «найди пару.

11.Тест-схема.

12. Текст –закрепление.

13.Словарная работа.

14.Текст-обобщение. (рефлексия)

                                                План урока

I.Организационный момент.

II.Эмоциональное введение  в тему.

III.Актуализация знаний.

IV.Работа по теме урока.

V.Просмотр фильма

VI.Закрепление.

VII.Обобщение.

VIII.Домашнее задание.

                                                            Ход урока

  1. Организационный момент.

Ну-ка, юный мой дружок,

                                                 Ты готов начать урок?

                                                 Все в порядке на столе?

                                                 Есть порядок в голове?

                                                 Чтобы иметь знания,

                                        Понадобятся терпенье и старанье.

  1. Эмоциональное введение в тему.

Слайд 1. (по щелчку) Звучит пенье птиц или звуки природы

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе!

- «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

- Путешествуя  по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнали много интересного

  1. Актуализация знаний.
  1. Прием ассоциаций

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». (Красота, птицы, животные, отдых, источник света, тепла и т.д.)

После ответов учащихся на экране кластер «Природа» Слайд 2

       

       2).Игра «Найди пару» 

В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Предлагаю вам соединить название произведения и автора.(инд . задания )

Д.Н.Мамин-Сибиряк                                «Выскочка»

А.И.Куприн                                               «Кабан»

В.П.Астафьев                                            «Приёмыш»

Е.И.Чарушин                                             «Стрижонок Скрип»

М.М.Пришвин                                           «Барбос и Жулька»    Проверка: Слайд 3

IV Работа по теме урока Слайд 4

1.Загадка

Воздух режет без усилья.

Как серпы кривые крылья,

Промелькнёт – не разглядишь.

Так летает только…..

(Стриж)

Дополнительный материал

Стрижи могут только лететь – ни ходить, ни плавать они не могут. Ноги у них так малы, что если птица окажется на земле, в лучшем случае, проползёт несколько метров. Взлететь с земли стриж не сможет – крылья при взмахе ударяются о землю. Есть ещё одна интересная особенность у стрижей – они могут спать в воздухе. Причём не несколько минут , а несколько часов, планируя высоко в небе, изредка во сне пошевеливая крыльями. Утром просыпаются   и приступают к своему обычному делу – начинают ловить насекомых

-Сегодня на уроке продолжаем работать  по произведению Астафьева «Стрижонок Скрип»

1. Работа над образом Стрижонка Скрипа.

-Почему так назван рассказ?

- Каким на свет появился птенец?

- Давайте прочитаем о его моменте рождения.

- Чем порадовала его мама?

2. . Составление  схемы  «Скрип и другие персонажи рассказа» и работа со схемой (работа в группах)

.Составление кластера

- Главный герой произведения -  Скрип

- Запишите ключевое слово посередине.

- Вокруг запишите персонажей, с которыми пришлось  общаться Скрипу ( инд задания)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

После выполнения задания дети   называют персонажей, а учитель прикрепляет на доску листы ( стрелки не рисуются)

3.Слайд 5 Написаны пословицы:

-Послушайте пословицы, догадайтесь, о ком в них говорится

- Птица рада весне, а дитя - ей .

- Сердце её лучше солнца греет.

- Роднее её родни нет.

                                                   

 (МАТЬ)-изображение стрижихи

4.- Составим характеристику матери-стрижихи

-Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе

- Опишите маму-стрижиху. Какой она была? Прочитайте в тексте.

(Строгая, заботливая)

(Кормит, воспитывает, оберегает)

(С ней очень хорош-

 Чем порадовала его мама? (Капелькой воды)

- Мама самое дорогое, что есть у каждого из нас. Мама дает жизнь каждому, любит нас и готова отдать жизнь за своего ребенка.

-Как погиб папа ? (Ответы учащихся)

5. Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? ( стрижи – дружный народ).

 (Устные ответы учащихся)

Сравните законы природы у животных (птицы выкармливают осиротевших птенцов; зайчихи кормят любых зайчат; пингвины устраивают детские ясли, согревая всех детенышей) и у людей. Выскажите свое мнение.

-Что пережил Скрип, находящийся в мальчишеских руках. (Страх). Почему?

Подумайте, какую мысль приводит в этой главе Астафьев параллельно с жизнью птички?

Вывод: Вторжение человека в природную жизнь губительно и страшно.

6Какие жизненные уроки получил Скрип?

 Дети называют полученные Скрипом жизненные уроки:

Вывод : Слайд 6

 1. Нельзя отнимать еду у других.

 2. Опасно вылезать из норки, риск разбиться.

 3. У маленьких птиц есть враги.

 4. Опасность должна сплачивать стаю.

 5. Без мамы холодно.

 6. «Хорошо, когда умеешь летать!»

 7. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.

- Подумайте, какие жизненные уроки полезны и для вас.

Физминутка

Быстрый клюв, (повернуть голову влево, вправо)

Зоркий взгляд, (показать на глаза)

Любим есть мух, (показать как кушают)

Певчий отряд. (показать на рот)

Крыльев взмах, (руки в стороны, помахать)

И - полет, (ходят по кругу)

Мы в небесах, (вытянуть вверх руки, потянуться)

Машем – Вперед! (вытянуть руки перед собой, потом в стороны и помахать)

V. Диафильм

Презентация по содержанию рассказа. (используются рисунки учащихся

 Слайды 7-15

-Используя ваши рисунки, мы с вами стали создателями  диафильма «Стрижонок Скрип», будем его смотреть и читать

-Ребята, так как мы будем озвучивать наш фильм, подготовим артикуляционный аппарат к работе.

Дыхательная зарядка.

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

VI Итог урока

-О чем это произведение? (Писатель рассказывает о птичке стриже так, будто говорит о человеке. Речь идет о том, как взрослеет, растет и учится жить главный герой).

 

.-Какая главная мысль рассказа? (Бережное отношение к беспомощным существам, приносящим большую пользу окружающей среде). Слайд 16

- Послушайте, мнение самого В.П.Астафьева

« Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем».

Давайте все вместе призадумаемся над этими мудрыми словами.

Тест:

На доске вывешиваются три слова:

-знал

-узнал

-хочу узнать

Рефлексия

Какое задание больше всего понравилось?

-И так, сегодня путешествую по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

-С каким настроением вы уходите с урока? Выйдете к доске и покажите гостям (листы с изображением мимики (грустные, веселые).

Выставление отметок.

VI Домашнее задание

(Подготовить рассказ от имени Скрипа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок 4 класс (3 четверть) по программе Б.М. Неменского

Учащиеся в игровой форме закрепляют полученные в четверти знания по теме "Каждый народ - художник"....

Урок-презентация по математике "Числа от 1-20" (обобщающий урок) 1 класс

Урок-презентация по математике "Числа от 1-20" (обобщающий урок) 1 класс, включает себя различные варианты заданий для повторения чисел в пределах 20....

Как устроен мир (обобщающий урок) 3 класс

Урок по окружающему миру для 3 класса по теме "Как устроен мир" предполагает игру для актуализации знаний. Игра представлена в виде слайдовой презентации....

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Обобщающий урок 4 класс

Сказочный маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери появился на нашей планете для того, чтобы помочь разобраться в некоторых сложных жизненных вопросах, проблемах....

Сказки. Обобщающий урок. 2 класс.

Сказки. Обобщающий урок. 2 класс....

Сказки. Обобщающий урок. 2 класс.

Сказки. Обобщающий урок. 2 класс....

Буквенная мозаика. Обобщающий урок. 1 класс.

Цель урока: Закрепление знаний у обучающихся и развитие у них универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий....