Обобщающий урок в 4 классе по произведению В.А.Астафьева "Стрижонок Скрип"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели:
учебная:формировать духовно-нравственные понятия;развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь обучающихся;
общедидактическая: развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение;развивать навыки выразительного чтения, учить анализировать поступки героев, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков;учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации;
воспитательная: воспитывать любовь и интерес к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strizhonok_skrip-obobshchayushchiy_urok.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VII вида
Разработка открытого урока по
литературному чтению в 4-м классе
Тема: Обобщающий урок по произведению В.Ю.Астафьева «Стрижонок Скрип»
Учитель начальных классов: Суманевой В.В.
г.Павловский Посад
2015 г.
Цели:
учебная:формировать духовно-нравственные понятия;развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь обучающихся;
общедидактическая: развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение;развивать навыки выразительного чтения, учить анализировать поступки героев, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков;учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации;
воспитательная: воспитывать любовь и интерес к чтению.
Планируемые результаты
личностные (воспитательные) результаты:
- воспитывать любовь к живой природе;
- бережное отношение к «братьям нашим меньшим» к природе
метапредметные (развивающие) результаты:
- развивать речь, мышление, память, воображение; расширять словарный запас учащихся
- долговременную память, логическое мышление и кругозор учащихся.
предметные (образовательные) результаты:
- Формировать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения,
- учить анализировать поступки героев.
Оборудование:
1.Учебник,
2.Выставка книг по теме «Природа и мы»
3.Твроческие работы учащихся
4.Презентация
5.Медиопроектор
6.Опережающее обучение ( творческий проект учащихся)
7.Карточки с индивидуальными заданиеи
8.Кластер.
9.Познавательный материал к уроку( загадки, пословицы).
10.Игра «найди пару.
11.Тест-схема.
12. Текст –закрепление.
13.Словарная работа.
14.Текст-обобщение. (рефлексия)
План урока
I.Организационный момент.
II.Эмоциональное введение в тему.
III.Актуализация знаний.
IV.Работа по теме урока.
V.Просмотр фильма
VI.Закрепление.
VII.Обобщение.
VIII.Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент.
Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Все в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Понадобятся терпенье и старанье.
- Эмоциональное введение в тему.
Слайд 1. (по щелчку) Звучит пенье птиц или звуки природы
- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе!
- «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!
- Путешествуя по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнали много интересного
- Актуализация знаний.
- Прием ассоциаций
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». (Красота, птицы, животные, отдых, источник света, тепла и т.д.)
После ответов учащихся на экране кластер «Природа» Слайд 2
2).Игра «Найди пару»
В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Предлагаю вам соединить название произведения и автора.(инд . задания )
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Выскочка»
А.И.Куприн «Кабан»
В.П.Астафьев «Приёмыш»
Е.И.Чарушин «Стрижонок Скрип»
М.М.Пришвин «Барбос и Жулька» Проверка: Слайд 3
IV Работа по теме урока Слайд 4
1.Загадка
Воздух режет без усилья.
Как серпы кривые крылья,
Промелькнёт – не разглядишь.
Так летает только…..
(Стриж)
Дополнительный материал
Стрижи могут только лететь – ни ходить, ни плавать они не могут. Ноги у них так малы, что если птица окажется на земле, в лучшем случае, проползёт несколько метров. Взлететь с земли стриж не сможет – крылья при взмахе ударяются о землю. Есть ещё одна интересная особенность у стрижей – они могут спать в воздухе. Причём не несколько минут , а несколько часов, планируя высоко в небе, изредка во сне пошевеливая крыльями. Утром просыпаются и приступают к своему обычному делу – начинают ловить насекомых
-Сегодня на уроке продолжаем работать по произведению Астафьева «Стрижонок Скрип»
1. Работа над образом Стрижонка Скрипа.
-Почему так назван рассказ?
- Каким на свет появился птенец?
- Давайте прочитаем о его моменте рождения.
- Чем порадовала его мама?
2. . Составление схемы «Скрип и другие персонажи рассказа» и работа со схемой (работа в группах)
.Составление кластера
- Главный герой произведения - Скрип
- Запишите ключевое слово посередине.
- Вокруг запишите персонажей, с которыми пришлось общаться Скрипу ( инд задания)
После выполнения задания дети называют персонажей, а учитель прикрепляет на доску листы ( стрелки не рисуются)
3.Слайд 5 Написаны пословицы:
-Послушайте пословицы, догадайтесь, о ком в них говорится
- Птица рада весне, а дитя - ей .
- Сердце её лучше солнца греет.
- Роднее её родни нет.
(МАТЬ)-изображение стрижихи
4.- Составим характеристику матери-стрижихи
-Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе
- Опишите маму-стрижиху. Какой она была? Прочитайте в тексте.
(Строгая, заботливая)
(Кормит, воспитывает, оберегает)
(С ней очень хорош-
Чем порадовала его мама? (Капелькой воды)
- Мама самое дорогое, что есть у каждого из нас. Мама дает жизнь каждому, любит нас и готова отдать жизнь за своего ребенка.
-Как погиб папа ? (Ответы учащихся)
5. Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? ( стрижи – дружный народ).
(Устные ответы учащихся)
Сравните законы природы у животных (птицы выкармливают осиротевших птенцов; зайчихи кормят любых зайчат; пингвины устраивают детские ясли, согревая всех детенышей) и у людей. Выскажите свое мнение.
-Что пережил Скрип, находящийся в мальчишеских руках. (Страх). Почему?
Подумайте, какую мысль приводит в этой главе Астафьев параллельно с жизнью птички?
Вывод: Вторжение человека в природную жизнь губительно и страшно.
6Какие жизненные уроки получил Скрип?
Дети называют полученные Скрипом жизненные уроки:
Вывод : Слайд 6
1. Нельзя отнимать еду у других.
2. Опасно вылезать из норки, риск разбиться.
3. У маленьких птиц есть враги.
4. Опасность должна сплачивать стаю.
5. Без мамы холодно.
6. «Хорошо, когда умеешь летать!»
7. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.
- Подумайте, какие жизненные уроки полезны и для вас.
Физминутка
Быстрый клюв, (повернуть голову влево, вправо)
Зоркий взгляд, (показать на глаза)
Любим есть мух, (показать как кушают)
Певчий отряд. (показать на рот)
Крыльев взмах, (руки в стороны, помахать)
И - полет, (ходят по кругу)
Мы в небесах, (вытянуть вверх руки, потянуться)
Машем – Вперед! (вытянуть руки перед собой, потом в стороны и помахать)
V. Диафильм
Презентация по содержанию рассказа. (используются рисунки учащихся
Слайды 7-15
-Используя ваши рисунки, мы с вами стали создателями диафильма «Стрижонок Скрип», будем его смотреть и читать
-Ребята, так как мы будем озвучивать наш фильм, подготовим артикуляционный аппарат к работе.
Дыхательная зарядка.
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
VI Итог урока
-О чем это произведение? (Писатель рассказывает о птичке стриже так, будто говорит о человеке. Речь идет о том, как взрослеет, растет и учится жить главный герой).
.-Какая главная мысль рассказа? (Бережное отношение к беспомощным существам, приносящим большую пользу окружающей среде). Слайд 16
- Послушайте, мнение самого В.П.Астафьева
« Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем».
Давайте все вместе призадумаемся над этими мудрыми словами.
Тест:
На доске вывешиваются три слова:
-знал
-узнал
-хочу узнать
Рефлексия
Какое задание больше всего понравилось?
-И так, сегодня путешествую по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.
-С каким настроением вы уходите с урока? Выйдете к доске и покажите гостям (листы с изображением мимики (грустные, веселые).
Выставление отметок.
VI Домашнее задание
(Подготовить рассказ от имени Скрипа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок 4 класс (3 четверть) по программе Б.М. Неменского
Учащиеся в игровой форме закрепляют полученные в четверти знания по теме "Каждый народ - художник"....
Урок-презентация по математике "Числа от 1-20" (обобщающий урок) 1 класс
Урок-презентация по математике "Числа от 1-20" (обобщающий урок) 1 класс, включает себя различные варианты заданий для повторения чисел в пределах 20....
Как устроен мир (обобщающий урок) 3 класс
Урок по окружающему миру для 3 класса по теме "Как устроен мир" предполагает игру для актуализации знаний. Игра представлена в виде слайдовой презентации....
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Обобщающий урок 4 класс
Сказочный маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери появился на нашей планете для того, чтобы помочь разобраться в некоторых сложных жизненных вопросах, проблемах....
Сказки. Обобщающий урок. 2 класс.
Сказки. Обобщающий урок. 2 класс....
Сказки. Обобщающий урок. 2 класс.
Сказки. Обобщающий урок. 2 класс....
Буквенная мозаика. Обобщающий урок. 1 класс.
Цель урока: Закрепление знаний у обучающихся и развитие у них универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий....