Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена по УМК "Школа России", авторы учебников Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_b.docx | 90.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шеметовская средняя общеобразовательная школа»
Сергиево-Посадского муниципального района
Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Шеметовская средняя общеобразовательная школа»
_________________ Л.В. Иванова
«_____» ________________ 2018г.
М.П.
Рабочая программа по литературному чтению
(базовый уровень)
4 «Б» класс
Составитель: Депенчук Ирина Валентиновна
учитель начальных классов высшей категории
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки России 01.02.2011г., регистрационный номер 19644);
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Шеметовская средняя общеобразовательная школа»;
- Учебного плана МБОУ «Шеметовская средняя общеобразовательная школа» на 2018-2019 учебный год.
Изучение курса проводится по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 4 класс» Учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2016.
Авторская программа реализуется в полном объёме.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина» в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Учащиеся получат возможность научиться:
- познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
- рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
- находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
- создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, в минигруппе или паре;
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
- свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
- самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
- владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
- пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
- определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
- создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
- создавать5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
- определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
- оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
- обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
- находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
- находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
- самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
- участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
- договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
- интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные УУД
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
- формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
- приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно - эстетическую оценку;
- соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
- работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать
- текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т.д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Содержание учебного курса
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Летописи. Былины. Жития. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего». Летопись - источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Былина – жанр устного народного творчества. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Прозаический текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И. Карнауховой. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы. | 8 ч |
2 | Чудесный мир классики. П.П. Ершов «Конёк - Горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!...» , «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство», Л. Н.Толстой «Как мужик убрал камень». Басня. А. П. Чехов «Мальчики». | 16 ч |
3 | Поэтическая тетрадь. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» .А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь» Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…». А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». И. А. Бунин «Листопад». | 9 ч |
4 | Литературные сказки. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 15 ч |
5 | Делу время – потехе час. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» . В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В. В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». | 7 ч |
6 | Страна детства. Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Елка». | 7 ч |
7 | Поэтическая тетрадь. В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская», С. А. Есенин «Бабушкины сказки», М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». | 5 ч |
8 | Природа и мы. Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш», А. И. Куприн «Барбос и Жулька», М. М. Пришвин «Выскочка» ,Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 10 ч |
9 | Поэтическая тетрадь. Б. Пастернак. «Золотая осень», С.А. Клычков "Весна в лесу", Д.Б. Кедрин. «Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь» , С. А. Есенин «Лебедушка». | 5 ч |
10 | Родина. И. С. Никитин «Русь», С. Д. Дрожжина «Родине», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Проект: "Как не гордиться мне тобой, о Родина моя!" | 4 ч |
11 | Страна Фантазия. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника», К. Булычев «Путешествие Алисы» | 5 ч |
12 | Зарубежная литература. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера», Г.-Х. Андерсен «Русалочка», М. Твен «Приключения Тома Сойера». Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь». Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете». | 11 ч |
Общее количество часов | 102 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование темы | Универсальные учебные действия | Плановые сроки прохождения | Фактическая дата прохождения |
Летописи. Былины. Жития (8 ч) | ||||
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки с помощью класса. Познавательные: анализировать научно - познавательный текст с опорой на вопросы, выделять в нём основную мысль; проявлять индивидуальные творческие способности; сравнивать летопись и былину, находить в них сходство и различие; определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития), осознавать смысл изобразительно – выразительных средств языка произведения. Коммуникативные: отвечать на вопросы на основе научно- познавательной статьи учебника, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя; кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале строить рассуждения и доказательство своей точки зрения (9 – 10) предложений, проявлять терпимость к альтернативному мнению, работать в паре и группе. Личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратность в её использовании, доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | 03.09 - 07.09 | ||
События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». | 03.09 - 07.09 | |||
Летопись - источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | 03.09 - 07.09 | |||
Былина – жанр устного народного творчества. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | 10.09 - 14.09 | |||
Прозаический текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И. Карнауховой. | 10.09 - 14.09 | |||
Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». | 10.09 - 14.09 | |||
«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы. | 17.09 - 21 .09 | |||
Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития. Проект «Создание календаря исторических событий» | 17.09 - 21.09 | |||
Чудесный мир классики (16 ч) | ||||
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывок) | Регулятивные: формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям); составлять план работы по решению учебной задачи уроков мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Познавательные: сравнивать лирические и прозаические произведения, народную и литературную сказку; понимать смысл русских народных сказок; сравнивать сказку бытовую и волшебную; находить сходства и различия; Коммуникативные: высказывать свою точку зрения (9 - 10предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания; Личностные: осознанное желание готовиться к урокам литературного чтения; желание читать выразительно, передавая позитивные чувства.
| 17.09 - 21.09 | ||
П. П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | 24.09 - 28.09 | |||
П. П. Ершов «Конёк-Горбунок». Характеристика главных героев. | 24.09 - 28.09 | |||
А. С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!...» | 24.09 - 28.09 | |||
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 01.10 - 05.10 | |||
А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. | 01.10 - 05.10 | |||
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. | 01.10 - 05.10 | |||
Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина. | 08.10 - 12.10 | |||
М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | 08.10 - 12.10 | |||
Хорошие и плохие поступки людей. М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). | 08.10 - 12.10 | |||
М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. | 15.10 - 19.10 | |||
Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» | 15.10 - 19.10 | |||
Умный и находчивый герой. Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Басня. | 15.10 - 19.10 | |||
Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» | 22.10 - 26.10 | |||
А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. | 22.10 - 26.10 | |||
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | 22.10 - 26.10 | |||
Поэтическая тетрадь (9 ч) | ||||
Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…» | Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока; оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.) Познавательные: находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать их в своих творческих работах; определять основную идею произведения, объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Коммуникативные: пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей; участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого. Личностные: желание читать выразительно стихи о природе, передавая позитивные чувства; с гордостью и уважением относиться к творчеству русских поэтов - классиков, известных во всем мире, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним; понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений. | 05.11 - 09.11 | ||
Красота природы. Ф. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» | 05.11- 09.11 | |||
Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении А. Фета «Бабочка», «Весенний дождь» | 05.11 - 09.11 | |||
Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…» | 12.11 - 16.11 | |||
Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | 12.11 - 16.11 | |||
Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» | 12.11 - 16.11 | |||
Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | 19.11 - 23.11 | |||
Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад». | 19.11 - 23.11 | |||
Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь» | 19.11 - 23.11 | |||
Литературные сказки (15 ч) | ||||
Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини - группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе по выработанным критериям; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Познавательные: сравнивать народную и литературную сказку; находить сходства и различия; создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений; проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов; в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий. Коммуникативные: объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий. Личностные: осознанное желание готовиться к урокам литературного чтения; желание читать выразительно, передавая позитивные чувства; с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире. | 26.11 - 30.11 | ||
Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | 26.11 - 30.11 | |||
Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | 26.11 - 30.11 | |||
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. | 03.12 - 07.12 | |||
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст -описание в содержании художественного произведения. | 03.12 - 07.12 | |||
В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. | 03.12 - 07.12 | |||
Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | 10.12 - 14.12 | |||
Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни. | 10.12 - 14.12 | |||
Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» | 10.12 - 14.12 | |||
Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 17.12 - 21.12 | |||
Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 17.12 - 21.12 | |||
Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 17.12 - 21.12 | |||
Деление текста на части. Составление плана сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 24.12 - 28.12 | |||
Выборочный пересказ сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 24.12 – 28.12 | |||
Обобщение по разделу: «Литературные сказки» | 24.12 - 28.12 | |||
Делу время – потехе час (7 ч) Часть 2. | ||||
Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» | Регулятивные: принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана; выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию; фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Познавательные: находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе; проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий: предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора. Коммуникативные: пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей; участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению; формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции; Личностные: формирование положительного отношения к уроку литературы; осознанное желание готовиться к урокам литературного чтения; желание читать выразительно, передавая позитивные чувства. | 14.01 - 18.01 | ||
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. | 14.01 - 18.01 | |||
Авторское отношение к героям «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца. | 14.01 - 18.01 | |||
Средства создания комического эффекта. В. Ю. Драгунский «Главные реки». | 21.01 - 25.01 | |||
Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка» | 21.01 - 25.01 | |||
Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел» | 21.01 - 25.01 | |||
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». | 28.01 - 01.02 | |||
Страна детства (7 ч) | ||||
-Плохое и хорошее в поступках людей. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | Регулятивные: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.). Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; определять основную идею произведения (эпического или лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Коммуникативные: проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет. Личностные: воспитывать чувство гордости за свою страну; с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. | 28.01 - 01.02 | ||
Взаимоотношения детей и взрослых. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | 28.01 - 01.02 | |||
Поступки как средство характеристики героев. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 04.02 - 08.02 | |||
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения. | 04.02 - 08.02 | |||
М. М. Зощенко «Елка». Герои произведения. | 04.02 - 08.02 | |||
Обобщение по разделу «Страна детства». | 11.02 - 15.02 | |||
Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение. | 11.02 - 15.02 | |||
Поэтическая тетрадь (5 ч) | ||||
Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» | Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.) Познавательные: определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради; создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений; Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; высказывать свою точку зрения (7 - 8предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм; руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения. Личностные: формирование положительного отношения к уроку литературы; осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни; проявлять интерес к познанию природы. | 11.02 - 15.02 | ||
Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | 18.02 - 22.02 | |||
Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 18.02 - 22.02 | |||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 18.02 - 22.02 | |||
Устный журнал «Поэтическая тетрадь» | 25.02 - 01.03 | |||
Природа и мы (10 ч) | ||||
Отношения человека к природе в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; анализировать причины успеха/неуспеха. Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на вопросы; работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков; определять основную идею произведения (эпического или лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах. Коммуникативные: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений; определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Личностные: осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни; проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. | 25.02 - 01.03 | ||
Доброта – это великий Божий дар, щедрость души. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | 25.02 - 01.03 | |||
Тема самопожертвования в рассказе А.И. Куприна «Барбос и Жулька». | 04.03 - 08.03 | |||
Поступок как характеристика героя произведения А. И. Куприна «Барбос и Жулька» | 04.03 - 08.03 | |||
Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» | 04.03 - 08.03 | |||
Характеристика героя на основе поступка. М. М. Пришвин «Выскочка». | 11.03 - 15.03 | |||
Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении. | 11.03 - 15.03 | |||
Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | 11.03 - 15.03 | |||
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. | 18.03 - 22.03 | |||
Обобщение по разделу «Природа и мы». Проект «Природа и мы» | 18.03 - 22.03 | |||
Поэтическая тетрадь (5 ч) | ||||
Картины осени в лирическом произведении. Б. Пастернак. «Золотая осень». | Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.); осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы; Познавательные: находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах; понимать смысл и значение создания стихотворений для русской и мировой литературы; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; Коммуникативные: формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.; Личностные: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей. | 18.03 -22.03 | ||
Картины весны и лета в произведениях С.А. Клычкова «Весна в лесу», Д.Б. Кедрина «Бабье лето». | 03.04 - 05.04 | |||
Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь» | 03.04 - 05.04 | |||
Мотивы народного творчества в авторском произведении. С. А. Есенина «Лебедушка» | 08.04 - 12.04 | |||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 08.04 - 12.04 | |||
Родина (4 ч) | ||||
Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихотворении И. С. Никитина «Русь» | Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения (7 - 8предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности; оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения. Личностные: у обучающегося будут сформированы первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность); проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. | 08.04 - 12.04 | ||
Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине» | 15.04 - 19.04 | |||
Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…» | 15.04 - 19.04 | |||
Обобщение по разделу «Родина". Проект: "Как не гордиться мне тобой, о Родина моя!" | 15.04 - 19.04 | |||
Страна Фантазия (5 ч.) | ||||
Поведение человека в необыкновенных условиях. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | Регулятивные: оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.); определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»); Познавательные: предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Коммуникативные: определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям. Личностные: у обучающегося будут сформированы первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность). | 22.04 - 26.04 | ||
Герои фантастического рассказа Е. С. Велтистова «Приключения Электроника» | 22.04 - 26.04 | |||
Особенности фантастического жанра. К. Булычев «Путешествие Алисы» | 22.04 - 26.04 | |||
Сравнение героев рассказа фантастического жанра. К.Булычев «Путешествие Алисы» | 29.04 - 03.05 | |||
Обобщение по разделу «Страна Фантазия» | 29.04 - 03.05 | |||
Зарубежная литература (11 ч) | ||||
Фантастические события, персонажи в произведении Дж. Свифта «Путешествие Гулливера» | Регулятивные: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов; в процессе чтения по ролям и при выполнении проектных заданий; предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; Коммуникативные: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты); готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.); озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану. Личностные: формирование положительного отношения к уроку литературы; на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка). | 06.05 - 10.05 | ||
Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» | 06.05 - 10.05 | |||
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. | 13.05 - 17.05 | |||
Авторская сказка Г.Х. Андерсена «Русалочка» | 13.05 - 17.05 | |||
Составление плана к сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка» | 13.05 - 17.05 | |||
Персонажи сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка» | 20.05 - 24.05 | |||
Тема первой любви в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера» | 20.05 - 24.05 | |||
Сравнение героев и их поступков в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера» | 20.05 - 24.05 | |||
Библейские сказания. С.Лагерлеф «Святая ночь» | 27.05 - 31.05 | |||
Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете». | 27.05 - 31.05 | |||
Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 27.05 - 31.05 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2014. –128 с.
- Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с аудиоприл. на электронном носителе. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с. – (Школа России).
- Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. А. Стефаненко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 110 с. – (Школа России).
Интернет-ресурсы:
- http://www.gramota.ru/slovari – электронные словари и грамматика
- http://school-collection.edu.ru – единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов
- http://www.nachalka.com – сайт учителей начальных классов
- http://www.uchportal.ru – учительский портал
- http://infourok.ru – видео – уроки
- http://it-n.ru – сеть творческих учителей
Учебно-лабораторное оборудование:
1. интерактивная доска;
2. проектор;
3. документ-камера;
4. ноутбуки
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
начальных классов
Протокол № _______
от «____» ____________ 2018г.
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УВР
______________ Е.Ю. Неврова
«____» ______________ 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....