Конспект урока литературного чтения на тему: «Смелость детских поступков. Лирическое стихотворение Берестова "Пловец"»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Нагимулина Анастасия Равилевна

Тема: «Смелость детских поступков. Лирическое стихотворение В.Д. Берестова «Пловец»

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК системы В.Д. Эльконина – В.В. Давыдова, 4 класс, 2 часть, аудиозапись, раздаточный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_berestov.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Смелость детских поступков. Лирическое стихотворение В.Д. Берестова «Пловец»

Цели деятельности учителя: знакомство с творчеством В.Д. Берестова.

Планируемые результаты

Предметные: знать: биографию автора, содержание произведения; уметь: выразительно читать стихотворения, находить и выделять главную мысль произведений, эпитеты, сравнения

Личностные: уметь правильно оценивать поступки своего окружения и свои

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК системы В.Д. Эльконина – В.В. Давыдова, 4 класс, 2 часть, презентация, аудиозапись, раздаточный материал

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

 УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

1 - 2 мин

Добрый день, ребята, меня зовут Анастасия Равилевна и сегодня урок чтения мы начнем с проверки домашнего задания

Кто может сказать, каким было ваше домашнее задание?

Замечательно, Предлагаю провести конкурс чтецов. Кто скажет, что такое «конкурс»?

(Слайд 1)

Нам нужно три участника конкурса и три члена жюри

Каждый конкурсант должен будет прочитать по два четверостишия, а члены жюри – оценить чтение конкурсанта с мощью карточек с баллами.

(Подведение итогов)

(Вопросы после стихотворения)

Приветствуют учителя

Организуют рабочее место

- Прочитать стихотворение А.С. Пушкина

-Конкурс - Соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы 

Принимают участие в конкурсе

Слушают рассказ учителя

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

К: планирование учащимися сотрудничества с учителем

II.Актуализации знаний  и мотивация

М: создание проблемной ситуации

4 - 5 мин

Какие стихотворения мы сейчас изучаем?

Итак, ребята, прослушайте небольшую историю:

Однажды летом мы с мальчишками играли во дворе в футбол. Мяч откатился далеко в сторону. Я побежал за ним и услышал, как собака фырчала и лаяла на кого-то. Я решил посмотреть, оказалось, собака лаяла на котёнка. Котёнок был маленьким и беззащитным. Мне стало очень жалко его. Я взял палку, бросил рядом с собакой и стал громко кричать. Собака испугалась и отошла в сторону. Я взял котёнка на руки и почувствовал, как он дрожит от страха, и решил взять его домой. Дома покормив котёнка молоком, рассказал маме, как спас его от собаки. Мама сказала: «Ты у меня сынок молодец и храбрец!»

Храбрость есть у каждого человека, только проявляется она по-разному. Вот, например спасатели, врачи и пожарные очень храбрые и отважные люди, так как они борются за жизнь людей. Военные проявляют храбрость, защищая Родину.

Я считаю, что каждый человек храбр по-своему.

Ребята, как вы думаете, храбро ли поступил мальчик, спасая котенка? Были ли в вашей жизни случаи, когда нужно было проявить храбрость и спасти кого-то? Давайте найдем в учебнике стихотворение Берестова «пловец»

(Слайд 2)

Ребята, что вы можете сказать об авторе?

Какие произведения Берестова вы уже изучали?

Прежде чем начать читать, давайте попробуем ответить на вопросы:

(Слайд 3)

Как бы жил человек без людей, которые даже не зная о нашем существовании, вдохновляют на подвиги?

Чтобы совершать поступки, нужно ли быть смелым?

 

- Лирические

- отвечают на вопросы

П: структурирование знаний

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

III.Постановка учебной задачи

М: прогнозирование

4 - 5 мин

Исходя из того, что мы с вами обсудили, как вы считаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

(Слайд 4)

Правильно, ребята «Смелость поступков»

Какую цель мы себе поставим?

(Слайд 5)

- «Смелость, Храбрость»

- понять, какой человек называется смелым и установить ценность смелых поступков в жизни человека

Р: целеполагание

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

IV.Открытие нового знания

М: Частично – поисковый

Репродуктивный

Физминутка

7 - 8 мин

1-2 мин

Рассмотрим смелость на примере стихотворения Берестова.

Прочитайте этот текст про себя.

(Слайд 6)

Обратите внимание на экран, где представлены слова, значение которых необходимо запомнить

(Слайд 7)

Работают с учебником

Читают стихотворение про себя

Запоминают значение слов

Слушают аудио

Л: смыслообразование

Р: саморегуляция

V.Первичное закрепление во  внешней речи

М: языкового анализа и синтеза

имитативный

4 - 5 мин

(Чтение вслух)

(Вопросы по содержанию)

А кто может рассказать о похожем случае, когда вы преодолевали страх?

Ребята, как вы считаете, что такое смелость?

Давайте найдем определение этого понятия в словаре

(Слайд 8)

Работают с учебником

Читают вслух

Отвечают на вопросы

Высказывают свое мнение

- Смелый - не знающий страха, решительный

- Смелое поведение, решимость

Р: саморегуляция

П:структуирование знаний

К: умение выражать свои мысли

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

М: решения грамматико-орфографических задач

4 - 5 мин

Сейчас вам предстоит назвать качества смелого человека, но не выкрикивая с места. На доске закреплены Листочки с качествами, не все из них принадлежат смелому человеку. Те качества, которые все же говорят о смелости, вы должны закрепить рядом с человечком, а те, которые смелому человеку не принадлежат, будут убраны на стол. Ваш выбор должен быть обоснован, на экране вы можете увидеть алгоритм ответа

(Слайд 9)

« Я беру…, потому что…»

«Я не беру…, потому что…»

Выполняют работу

Проверяют друг друга

Проверяют себя

Анализируют выполненную работу

Лог: анализ, синтез, доказательство

Р: планирование, саморегуляция, коррекция

Л: смыслообразование

VII.Включение в систему знаний

7 - 8 мин

Откройте дневники и запишите домашнее задание: научиться выразительно читать стихотворение Берестова «Пловец» и  хорошо подумать о поступках человека, какими они бывают.

(Слайд 10)

Давайте посмотрим притчу

(видеозапись)

Как вы понимаете выражение «Побеждает тот волк, которого ты кормишь»? Чем можно кормить этих волков? Ребята, какого волка вы бы хотели в себе вырастить?

Так какими же качествами должен обладать смелый человек?

Кто считает, что у него эти качества уже сформированы?

А кто считает, что ему еще нужно поработать над формированием этих качеств?

Сможем ли мы теперь ответить на вопросы, которые стали затруднением для нас в начале урока?

(Слайд 11)

Как бы жил человек без людей, которые даже не зная о нашем существовании, вдохновляют на подвиги?

Чтобы совершать поступки, нужно ли быть смелым?

Обобщают полученные знания

Отвечают на вопросы

Закрепляют пройденный материал

Р: саморегуляция

П:структуирование знаний

Лог: анализ с целью выделения признаков

К: умение выражать свои мысли

VIII.Рефлексия деятельности

М: аналитический

2 - 3 мин

Итак, ребята, как вы считаете, что такое смелость?

(Слайд 12)

Важна ли смелость в жизни человека?

Как вы думаете, нужно ли человеку учиться преодолевать свои страхи? Будет ли он сильнее, если он это сделает?

Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

(Слайд 13)

Кто считает, что мы достигли этой цели, почему?

Анализируют собственную деятельность

- понять, какой человек называется смелым и установить ценность смелых поступков в жизни человека

Л: смыслообразование,

Р: оценка

К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"

Технология формирования типа правильной читательской деятельности...

Конспект урока литературного чтения по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Данная разработка поможет учителю начальных классов провести урок литературного чтения в 3 классе(Школа России)...

Конспект урока литературного чтения по теме «Стихотворения С.А. Есенина о Родине»

Произведения русских поэтов всегда занимали особое место в литературном чтении. Красота природы, Родины, образ русского народа - это все в стихотворениях С.Есенина о Родине....

Конспект урока литературного чтения по теме К.И.Чуковский "Стихотворения для детей"

В конспект включены отрывки из стихотворений К.И.Чуковского для заучивания детьми (Игра "Узнай произведение"),  карточки для работы в парах (Игра "Собери шишки"), биографическ...