Рабочая программа по предмету "литературное чтение" 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "литературное чтение" 1 класс, УМК "Школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_lit.chtenie.doc | 296.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по литературному чтению (далее Программа) разработана на основе:
- ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобразования России (от 6 октября 2009 г. № 373).
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ "Зыковская средняя общеобразовательная школа".
- Авторской программы "Литературное чтение" для начальной школы, разработанной Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой в рамках проекта "Начальная школа XXI века" (руководитель Н.Ф. Виноградова).
Общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета
Цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах: подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации.
Задачи:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- учить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Авторской программой предусмотрено два варианта продолжительности обучения по учебнику «Литературное чтение». Исходя из особенностей класса, в Программе на работу по учебнику отводится 28 часов, в соответствии с I вариантом поурочного планирования.
Учебно-методический комплект
- «Букварь». 1 класс. Учебник для обучающихся образовательных учреждений. В 2-х частях. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. - М.:Вентана-Граф, 2012 г.
- «Литературное чтение». Учебник для 1 класс четырехлетней школы. Л.А. Ефросинина. - М.:Вентана-Граф, 2012 г.
- «Литературное чтение». Рабочая тетрадь. Л.А. Ефросинина. - М.:Вентана-Граф, 2015 г.
Общая характеристика учебного предмета с указанием особенностей организации учебной деятельности и видов контроля
В основу построения курса «Литературное чтение» были положены следующие принципы:
- системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитание и развития младшего школьника, а также создания литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (кружки, факультативы, библиотечные часы, а также самостоятельная работа с книгой в группе продлённого дня);
- эстетичности – обусловливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;
- эмоциональности – учитывает взаимодействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать художественный мир автора, сопереживание чувствам героев);
- преемственность – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформированы следующие требования к его содержанию:
- содержание представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;
- развитие основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, устная и письменная литературная речь) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер;
- введение в каждый раздел и последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности;
- системная работа по формированию самостоятельной читательской деятельности проходит в каждом разделе;
- система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;
- умение работать с информацией (находить информацию в тексте произведения, в справочниках, энциклопедиях и доступных Интернет-ресурсах) формируется последовательно.
Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, уроков слушания, обобщающих уроков, уроков чтения, уроков обучающего чтения, уроков творчества, библиотечных уроков, уроков-утренников, контрольных уроков. Также характерной чертой данной программы является "нерасчлененность" и "переплетенность" обучения работе с произведением и книгой. Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Особенности организации контроля по чтению.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами. Также одной из важных форм итогового контроля является выполнение итоговых комплексных контрольных работ, такие работы в конце каждого года обучения направлены на проверку системы предметных знаний и предметных умений. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся, опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребѐнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведѐтся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по литературному чтению.
Место предмета в учебном плане
На изучение программы "Литературное чтение" в первом классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю), из них 64 часа выделено на раздел "Литературное чтение. Обучение грамоте" и 68 часов на "Литературное чтение".
В авторскую программу изменения не внесены.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение».
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно- нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком.
Содержание учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Раздел | Содержание | Предметные результаты | Личностные и метапредметные результаты |
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; - способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; - первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах; - восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении; - чувство любви к природе родного края; - основы для развития творческого воображения. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к чтению; мотивации обращения к книге; - основы для эмоционального переживания художественного текста; - способности выражать свои эмоции в выразительном чтении; - понимания смысла нравственного урока произведения; - способности испытывать высшие нравственные чувства - гордость, стыд, вина; - умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя; - стремления к взаимопониманию детей и взрослых; - позитивной самооценки; - ориентации на здоровый образ жизни; - стремления к успешности в учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:-- осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; - принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Обучающийся получит возможность научиться: - понимать цель и смысл выполняемых заданий; - понимать важность планирования своей деятельности; - выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; - осуществлять первоначальный контроль своих действий; - участвовать в оценке результатов деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:- - ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; - понимать фактическое содержание текста; - выделять события, видеть их последовательность в произведении; - выделять в тексте основные части; - выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление); - работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков; - пользоваться словарными пояснениями учебника. - выделять и формулировать познавательную цель; - группировать тексты по заданному основанию; - различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки; - работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:- - использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; - воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; - понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; - принимать участие в обсуждении прочитанного содержания. - задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; - проявлять интерес к общению на уроке; - уважать мнение собеседников; - преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; - следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; - входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - положительное отношение к уроку литературного чтения; - эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; - способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; - первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах; | |||
I. Аудирование (слушание). | Аудирование (слушание) Восприятие на слух произведений фольклорных и авторских. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания. Понятия: Писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой. Чтение вслух и молча Чтение вслух слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами. Знакомство с правилами чтения (что - [што], чтобы - [штобы], -ого - [ова]). Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу). Чтение молча (про себя) отрывков и небольших произведений. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое.
Текст и набор предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Структура текста: абзац, начало и концовка текста. Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения. Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема ( о чем произведение?), жанр (что это?) Иллюстрация к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации. Работа с текстом художественного произведения Понимание заглавия, нравственного содержания. Поступков героев. Пересказ содержания. Выявление отношения автора к героям и их поступкам. Работа с текстами научно-популярного произведения Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении. Библиографическая культура (работа с книгой) Знакомство с книгой и ее аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены). Выбор книги по авторской принадлежности, жанру, теме. Говорение (культура речевого общения) Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений). Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1 – 3 предложения)) Письмо (культура письменной речи) Произведение как пример письменной речи. Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением | Ученик научится: -осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки); -читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию; -правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие); моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, животных). Ученик получит возможность научиться: - понимать нравственное содержание прочитанного произведения; - высказывать суждения о произведении и поступках героев; - узнавать изученные произведения по отрывкам из них; - оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы. | |
II. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | |||
Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог | Ученик научится: - определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; - использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, названии произведения); - различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу; - сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок. Ученик получит возможность научиться: - сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц; - находить в тексте произведения сравнения, обращения; - находить в тексте и читать диалоги героев; - определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям. | ||
III. Творческая деятельность (на основе литературных произведений) | |||
Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, мимика, тон, жесты). «Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения). Пересказ от лица одного из героев произведения. Рассуждение о героях изученного произведения. Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений | Ученик научится: - читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме; - моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам; - придумывать истории с героями изученных произведений; - пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица. Ученик получит возможность научиться: - иллюстрировать отдельные эпизоды произведения; - инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах; - создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы). | ||
IV. Круг чтения. | Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX-XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей. Виды детских книг: художественные и научно-популярные. Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка. Темы чтения: о Родине, о природе, о детях, о животных, юмористические произведения | Ученик научится: - сравнивать произведения разных жанров. - классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности. - сравнивать художественные произведения с научно- популярными. - определять жанры и темы книг (если таковые обозначены). - классифицировать книги по темам и жанрам. Ученик получит возможность научиться: - пользоваться справочниками и справочной книгой (алфавитный указатель, словарные статьи, иллюстративные материалы справочника: таблицы, схемы, рисунки, примеры); - читать дополнительно в хрестоматии произведения по изучаемой теме (разделу) и самостоятельно выбирать книги в библиотеке; - классифицировать изученные произведения авторской принадлежности, форме; - читать и использовать информацию из детских журналов и газет (печатных и электронных) | |
V. Чтение: работа с информацией. | Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге | Ученик научится: - получать информацию о героях, произведении или книге; - работать с несложными таблицами, схемами, моделями; -дополнять таблицы, схемы, модели; - сравнивать произведения по таблице. Ученик получит возможность научиться: - находить информацию о произведении (фамилия автора, жанр, тема); - дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель; - находить в тексте информацию о героях произведений. |
У первоклассников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Первоклассники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Первоклассник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;
Первоклассник получит возможность научиться:
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
- пересказывать текст подробно и сжато;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Первоклассник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
Работа с текстом: оценка информации
Первоклассник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Первоклассник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Первоклассник научится:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Первоклассник получит возможность научиться:
набирать небольшие тексты на родном языке;
Обработка и поиск информации первоклассник научится:
- использовать сменные носители (CD-диски, флэш-карты);
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; следовать основным правилам оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
Создание, представление и передача сообщений первоклассник научится:
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
- создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
Первоклассник получит возможность научиться:
- представлять данные;
Планирование деятельности, управление и организация первоклассник научится:
- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Первоклассник получит возможность научиться:
- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающегося
№ п/п | Темы раздела | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Формы контроля |
"Литературное чтение. Обучение грамоте". | 64 часа | - читает слова и объясняет их значения; - читает текст; - отвечает на вопросы по содержанию; - выделяет главное в прочитанном; - ведет несложный диалог; - выполняет звуковой анализ слов | Текущий Промежуточный контроль Входная контрольная работа | |
1. | Добукварный период Букварный период | 13 часов 51 час | ||
«Литературное чтение» | 68 часов | |||
2. | Послебукварный период (литературные произведения) | 40 часов | - различает стихотворение, сказку, потешку, загадку, рассказ, пословицу; - определяет примерную тему книги по обложке и иллюстрациям; - узнает изученные произведения по отрывкам из них; - находит в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки; - проявляет интерес к словесному творчеству; - принимает участие в коллективном сочинительстве стихов, потешек, небольших сказок и историй; - разыгрывает небольшие литературные произведения; - читает текст по ролям, участвует в театральных играх | Текущий |
3. | Читаем сказки, загадки, скороговорки, пословицы, считалки | 6 часов | Текущий Тематический | |
4. | Учимся уму-разуму | 6 ч | - понимает содержание и настроения литературного произведения; - находит сходства и различия в настроении героев произведения; - дает элементарную оценку эмоциональных состояний героев; - сравнивает действия и поступки героев с общими нравственными и этическими нормами; - умеет узнавать произведения разных жанров | Текущий Тематический |
5. | Читаем о родной природе | 8 ч | - слушает сказки, рассказы, стихотворения; - читает плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты; - пересказывает содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне – пересказывать по готовому плану; - знает наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения; - самостоятельно читает небольшие по объёму произведения (сказки, стихи, рассказы); - работает с доступными книгами- справочниками и словарями. | Текущий Тематический Промежуточная аттестация по материалам ЦОКО |
6. | О наших друзьях - животных | 8 ч |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение | ТСО, таблицы, электронные носители, Интернет-ресурсы, приборы и др. | Дидактические средства |
|
| Индивидуальные тетради. Тесты и тестовые задания. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Дата | |
план | факт | |||
Литературное чтение. Обучение грамоте Добуквенный период (13 часов) | Введение понятия о предложении. | |||
Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение». | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. С.Дрожжин «Привет». | ||||
Рассказ по сюжетной картинке (урок творчества). | ||||
Интонационное выделение первого звука в словах. | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. Е. Серова «Мой дом». | ||||
Звуковой анализ слова мак. | ||||
Звуковой анализ слов сыр, нос. | ||||
Рассказ по сюжетным картинкам | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?». | ||||
Звуковой анализ слов лук, лес. Сравнение этих слов по звуковой структуре. Входная контрольная работа | ||||
Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета. | ||||
Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» (игра). | ||||
Букварный период (51 час) | Знакомство с буквой А (а). | |||
Развитие восприятия художественного произведения. С. Романовский «Москва». | ||||
Буква я в начале слова (обозначение звуков [й'] и [а]). | ||||
Знакомство с буквой О (о). | ||||
Знакомство с буквой Ё (ё). | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. В.Белов «Родничок». | ||||
Знакомство с буквой У (у). | ||||
Знакомство с буквой Ю (ю). | ||||
Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й'] и [у]). | ||||
Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й'] и [у]). | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. М.Михайлов «Лесные хоромы». | ||||
Знакомство с буквой Е (е). | ||||
Буква е в начале слова (обозначение звуков [й'] и [э]). | ||||
Знакомство с буквой ы. | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. В. Железников «Буква "ты"». Знакомство с буквой И (и). | ||||
Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков. | ||||
Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков. | ||||
Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. Текущая проверка (10 мин). | ||||
Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. | ||||
Знакомство с буквой М (м). | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. Я.Аким «Мой верный чиж». | ||||
Знакомство с буквой Н (н). | ||||
Знакомство с буквой Р (р). | ||||
Знакомство с буквой Л (л). | ||||
Знакомство с буквой Й (й). | ||||
Развитие восприятия художественного произведения А.Блок «Зайчик». Введение понятия «слог». | ||||
Знакомство с буквой Г (г). | ||||
Знакомство с буквой К (к). | ||||
Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. | ||||
Знакомство с буквой 3 (з). | ||||
Знакомство с буквой С (с). | ||||
Знакомство с буквой Д (д). | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Дядя Миша». | ||||
Знакомство с буквой Т (т). Потешки, пословицы и поговорки, скороговорки, загадки. | ||||
Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости. | ||||
Знакомство с буквой Б (б). Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». | ||||
Знакомство с буквой П (п). | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Привередница». Знакомство с буквой В (в). | ||||
Знакомство с буквой Ф (ф). | ||||
Знакомство с буквой Ж (ж). | ||||
Знакомство с буквой Ш (ш). | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок». Знакомство с буквой Ч (ч). | ||||
Знакомство с буквой Щ (щ). | ||||
Знакомство с буквой X (х). | ||||
Знакомство с буквой Ц (ц). | ||||
Промежуточная диагностическая работа. | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. Шарль Перро «Красная шапочка». Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь. | ||||
Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. | ||||
Знакомство с особенностями буквы ъ. | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. | ||||
Урок-игра «Алфавит» | ||||
Послебукварный период (литературные произведения) (40 часов) | Развитие восприятия художественного произведения Алфавит. С. Маршак «Ты эти буквы заучи…»; В. Голявкин «Спрятался». | |||
В. Сутеев «Три котёнка»; А. Шибаев «Беспокойные соседки». | ||||
Е.Пермяк «Про нос и язык»; Г.Остер «Меня нет дома». | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. Е.Благинина «Тюлюлюй». | ||||
А.Шибаев «На зарядку – становись!»; «Познакомились». | ||||
Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора». | ||||
А.Шибаев «Всегда вместе». | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. С. Маршак «Тихая сказка». | ||||
Г.Цыферов «Маленький тигр». С.Чёрный «Кто?». | ||||
Г.Остер «Середина сосиски». Я.Аким «Жадина». | ||||
Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…». «Рукавичка» (украинская народная сказка). | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Ёлка». | ||||
Г.Остер «Спускаться легче». | ||||
В.Сутеев «Под грибом». | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. К.Чуковский «Муха-цокотуха». Текущая проверка (10 мин). | ||||
А.Шибаев «Что за шутки?» Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета». | ||||
Б. Житков «Как меня называли». А. Кушнер «Большая новость». | ||||
Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился». | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. Бр. Гримм «Заяц и ёж». | ||||
Е. Чарушин «Яшка». А. Кушнер «Что я узнал!» | ||||
Е. Чарушин «Яшка». А. Кушнер «Что я узнал!» | ||||
Ю. Дмитриев «Медвежата». Г.Снегирёв «Медвежата». | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. А.Блок «Снег да снег». | ||||
М. Карем «Растеряшка». В. Драгунский «Заколдованная буква». | ||||
М. Карем «Растеряшка». В. Драгунский «Заколдованная буква». | ||||
Н.Носов «Ступеньки». | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. Г. Скребицкий «Пушок». | ||||
О. Дриз «Горячий привет». Г.Остер «Привет мартышке». | ||||
О. Дриз «Горячий привет». Г.Остер «Привет мартышке». | ||||
Е. Чарушин «Зайчата». | ||||
Н.Сладков «Сорока и Заяц». «Лиса и Заяц». | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. Н.Носов «Фантазёры». | ||||
Н.Носов «Затейники». | ||||
Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». | ||||
Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек». | ||||
Развитие восприятия художественного текста. Е.Ильина «Шум и Шумок». | ||||
А.Толстой «Ёж». В.Лунин «Волк ужасно разъярён…». Г.Цыферов «Зелёный заяц». | ||||
В.Драгунский «Он живой и светится». | ||||
В.Драгунский «Он живой и светится». | ||||
«Лиса и журавль» (русская народная сказка). Н.Сладков «Лиса и мышь». | ||||
Литературное чтение (28 часов). Читаем сказки, загадки, скороговорки (3 ч) | А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». | |||
Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». | ||||
Кир Булычёв «Скороговорка». Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Палочка-выручалочка». | ||||
Учимся уму-разуму (3 ч) | Л. Толстой «Косточка». В. Осеева «Кто наказал его?», «Печенье». Пословицы.. | |||
А. Барто «Я – лишний». Пословица. Э. Успенский «Всё в порядке». Н. Саконская «Мы с мамой». (слушание) | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. Е.Пермяк «Пичугин мост». Проверь себя. | ||||
Читаем о родной природе (4 ч) | Л. Толстой «Солнце и ветер». В. Бианки «Синичкин календарь». | |||
Э. Мошковская «Лед тронулся». И.Соколов-Микитов «Русский лес». Загадки. Песенка. | ||||
С.Маршак «Апрель». М.Пришвин «Лесная капель». | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. Е.Трутнева «Когда это бывает?». | ||||
О наших друзьях-животных (4 ч) | И. Мазнин «Давайте дружить». Ю.Коваль «Бабочка» Загадка Е. Чарушин «Томкины сны». | |||
С. Михалков «Аисты и лягушки». Загадка. | ||||
М. Пришвин «Ёжик». Ю. Могутин «Убежал». Б. Заходер «Ёжик». Проверь себя. | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. Е.Трутнева «Когда это бывает?». | ||||
Учимся уму-разуму (3 ч) | М. Пляцковский «Добрая лошадь». В. Осеева «Кто хозяин?». | |||
Е. Пермяк «Бумажный змей». | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. С. Баруздин «Весёлые рассказы». Проверь себя. | ||||
Читаем сказки, загадки, пословицы, считалки (3 ч) | Промежуточная аттестация по материалам ЦОКО | |||
М. Пляцковский «Урок дружбы». Пословица. В. Орлов «Как Малышу нашли маму». | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Проверь себя. | ||||
О наших друзьях-животных (4 ч) | Н. Сладков «На одном бревне». Пословицы. | |||
Е. Чарушин «Томка и корова». Загадка. | ||||
А. Барто «Жук». Н.Сладков «На одном бревне». | ||||
Развитие восприятия художественного произведения. Г. Скребицкий «Мать». | ||||
Читаем о родной природе (4 ч) | Е. Трутнева «Эхо». Загадки. И. Шевчук «Ленивое эхо». | |||
Пословица. Загадка. С.Витвицкий (перевод А. Плещеева) «Травка зеленеет». | ||||
И. Соколов-Микитов «Май». А. Плещеев «Травка зеленеет». | ||||
Р. Валеева «Здравствуй, лето!» Проверь себя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....