Тема: Урок - обобщение по теме раздела «Родная земля». |
Цель: Обобщить знания обучающихся по теме: «Родная земля». |
Образовательные задачи: Закрепить навык самостоятельной работы с учебником с использованием заданий к теме. (выборочное чтение, соответствие картинки названию произведения, вопросы по содержанию). Пополнять словарный запас обучающихся через объяснение значения слов «родная земля», «Родина», «Отечество», «мир» и пр. Совершенствовать технику чтения на ранее изученных текстах, чтения стихотворений наизусть. Закрепить знания детей о достопримечательностях, исторических местах Родины. Учить делать выводы по содержанию прочитанного. Проверить навык сознательного чтения обучающихся на основе работы с заданиями тест – опросников. |
Коррекционно - развивающие задачи: Развивать слуховое и зрительное внимание и память, читательскую наблюдательность при работе с текстами раздела. (на основе аудиозаписи, чтения отрывков произведений, сюжетных картинок и др.) Развивать устную речь обучающихся при составлении правильных и полных ответов на вопросы. Развивать мышление на основе объяснения смысловой значимости произведений. Развивать у обучающихся эмоциональность и выразительность при исполнении песни «Вечный огонь». |
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к Родине, родному краю. Формировать нравственно-этические представления (уважение к труду людей, к произведениям мастеров – умельцев, к долгу военнослужащих, к героическим подвигам павших воинов и ветеранам). Воспитывать чувство долга перед Родиной. Воспитывать уважение к товарищам, одноклассникам в ходе беседы, совместной деятельности. |
Коммуникативные БУД: вступать в контакт и работать в коллективе; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. |
Личностные БУД: самостоятельность в выполнении учебных заданий; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. |
Познавательные БУД: делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; работать с несложной по содержанию и структуре информацией. |
Регулятивные БУД: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. |
Оборудование: для детей – учебники, закладки, ручки, тест – опросники, тексты для чтения на дом; для учителя - м\м оборудование, презентация, аудиозаписи стихотворения «Защита», песни «Вечный огонь», сюжетные картинки, карточки, магниты, мел.
|
Ход урока |
1.Организационный момент - Ребята, в нашем классе открытый урок. Мы рады гостям, которые пришли посмотреть, как умеем работать на уроке чтения. Поприветствуем их, улыбнёмся и настроимся на работу. |
2. Психологический настрой на урок Дети вместе с учителем встают в круг, держась за руки, произносят слова: Прекрасно всё на небе, (поднимают руки вверх) Прекрасно на Земле, (приседают) Прекрасно в нашем классе, (круг сужается) Прекрасно всё во мне. (круг расширяется) |
3. Вступительная беседа - Вспомните, какой раздел по чтению прошли? («Родная земля») – карточка на доске. - Как по-другому можно назвать «Родную землю»? (Родина, Отечество, отчизна, Мать, Русь, ….) – запись на доске под карточкой. - Что значит для человека слово «Родина»? (Родина – это место, где человек родился и живёт.) - Как вы понимаете слово «Отчизна»? (От слова «отец», место, где жили наши отцы и деды.) - В каком бы уголке Родины человек не родился, он имеет право с гордостью сказать: «Это моя Родина». Для каждого человека Родина начинается у порога родительского дома, любимой улицы, деревни или города. - У человека есть большая и малая Родина. - карточки на доске слева и справа от названия раздела. - Помогите собрать карточки по смыслу. страна | Балахна | столица | Россия | город | Волга | площадь | Москва | улица | Красная | река | Дзержинского |
- Расположите карточки так, чтобы они находились под словами о большой и малой Родины. - Что отнесёте к «большой Родине» и «малой родине»? большая Родина | малая родина | страна Россия | город Балахна | столица Москва | улица Дзержинского | площадь Красная | река Волга |
- Скажите, что нас объединяет с большой и малой Родиной? (родились в городе и стране, народ, культура, природа, любовь людей к Родине, их труд, красота и просторы нашей Родины). - Как проявляют свою любовь к Родине художники? (Рисуют картины.) Показ м\м презентации с изображением картин художников Нижнего Новгорода, реки, леса, русской деревни, поля. - Что нарисовали художники? - Как воспевают родную землю композиторы, певцы? (Сочиняют и поют песни о ней.) - Что делают скульпторы, архитекторы, мастера во имя Родины? (Делают памятники, скульптуры, сооружают красивые здания, парки.) Показ м\м презентации с изображением достопримечательностей раннее пройденных на уроках. - Посмотрите и вспомните достопримечательности, которыми мы можем любоваться благодаря труду наших мастеров – умельцев. - Что изображено, в каком городе находится? «Памятник К.Минину в Балахне», «Царь – колокол в Москве», «Петропавловский собор в Санкт – Петербурге», «Красная площадь и Кремль в Москве», «Площадь Комсомольская в Балахне», «Могила Неизвестного солдата, вечный огонь в Москве у Кремлёвской стены». - Как прославляют Россию, Отечество поэты, писатели? (Пишут стихи, рассказы.) - Мы должны брать пример с таких людей. - Каждый человек, гражданин своей страны должен жить во благо своей Родины, любить её и своих соотечественников. - Что должны делать такие ребята, как вы, школьники, чтобы любить свою Родину? (помогать старшим, беречь природу, читать книги и стихи о Родине, трудиться дома и в школе, хорошо учиться, прилежно себя вести). На доске появляются карточки. Любить Родину, значит: | учиться, трудиться, | помогать старшим |
|
4.Обощение материала по теме раздела - Мы прочитали интересные рассказы и стихи по теме «Родная земля». Вспомните их. Откройте учебники. - Послушайте строки, из какого они произведения? Звучит аудиозапись с отрывком из стихотворения «Защита». «Каждый мальчик может стать солдатом, По небу лететь, по морю плыть, Охранять границу с автоматом, Чтоб свою отчизну защищать». («Защита») - С каких пор нужно воспитывать в себе любовь к Родине? - Откройте стихотворение и найдите строчки, где говорится, какие поступки в детстве помогут стать настоящим защитником Родины? - Кем может стать мальчик в будущем? - Отсюда следует, любить Родину, значит защищать слабых. – карточка на доске. |
- Вспомните название рассказа, в котором состоялся разговор отца и сына. («Сочинение на тему») - На какую тему нужно было написать сочинение мальчику? - Найдите и прочитайте слова папы, в которых говорится о том, за что мы любим свою семью. - С кем сравнивается в рассказе Родина? - Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится о том, что значит любить свою Родину? - Любить Родину, значит, радоваться, помогать ей. – карточка на доске. |
- Вспомните, к какому рассказу подходит эта картинка? (изображение танка и танкиста). («Главное дело».) - Легко ли было молодому солдату на учениях? Подтверди ответ строчками из текста. - Что произошло ночью, когда солдаты остались в деревне? - Найдите строчки, в которых говорится о том, как себя впервые почувствовал в ту ночь молодой солдат? - Что значит любить свою Родину? - Любить Родину, значит, служить, защищать её. – карточка на доске. |
- От кого и от чего защищают солдаты нашу Родину? (От врага и войны.) - Чего хотят все люди на земле? (Мира) - В каком рассказе упоминается слово «мир»? («Какое это слово».) - Найдите этот рассказ. - Что было необычного в разговоре лётчиков? - Какие буквы увидели люди на празднике? - Какое слово получилось? - Из чего эти буквы состояли? - Что для вас значит «мир»? - Любить Родину, значит, жить в мире. – карточка на доске. |
- Из какого произведения строки, которые я прочитаю? «Каждый день идут к той могиле люди, чтобы поклониться солдату, который погиб, защищая мирное небо над нашей головой». («Никто не знает, но помнят все».) - О каком памятнике говорится в этом рассказе? - Где находится эта Могила Неизвестного солдата? - Зачитайте, почему памятник так назвали? - Найдите, какие слова высечены на гранитной плите памятника? - Как называется огонь, который горит у Могилы Неизвестного солдата? - Почему его так назвали? - Что делают люди и мы с вами в память о погибших и сражавшихся в годы войны за нашу Родину? |
5.Музыкальная пауза - В память о героях войны мы споём песню «Вечный огонь». Исполнение песни всем классом у доски под музыкальное сопровождение. «Вечный огонь» | 1. Над могилой в тихом парке расцвели тюльпаны ярко. Вечно тут огонь горит, тут солдат советский спит. | 2. Мы склонились низко, низко у подножья обелиска. Наш венок расцвёл на нём жарким пламенным огнём. | 3. Мир солдаты защищали, жизнь они за нас отдали. Сохраним в сердцах своих память светлую о них. |
|
- Найдите стихотворение «День Победы». - Прочитайте строчки, которые говорят о значимости и массовости праздника, который мы отмечаем 73 года. - Прочитайте это стихотворение наизусть. - Любить Родину, значит, помнить её героев. – карточка на доске. |
- Назовите стихотворение на с.81. («Где всего прекрасней на земле».) - О чём спросил автор солнышко? - Прочитай, что ответило солнышко? |
- Какие ещё произведения мы прочитали в этом разделе? («Царь-колокол», «Город на Неве») - Что вас удивило в первом рассказе? - Почему так назвали Царь – колокол? - Что запомнилось из второго рассказа? - О каком городе прочитали? - В честь кого назвали Петропавловский собор? - Благодаря кому в нашей стране есть такие красивые города, достопримечательности? (Благодаря труду мастеров – умельцев.) - Как мы должны относиться к труду мастеров и людей, к красоте нашей родной земли? Любить Родину, значит, беречь её красоту. – карточка на доске. |
- Прочитаем ещё раз, «Что значит любить Родину»? – чтение карточек на доске. Любить Родину, значит: | учиться, трудиться, | помогать старшим, | защищать слабых, | радоваться, помогать ей, | служить, защищать её, | жить в мире, | помнить её героев, | беречь её красоту. |
|
- Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы вместе дружно работали на уроке. Мне хочется добавить … любить Родину, это значит дружно выполнять общее дело. – последняя карточка на доске. - За общее дело – общая награда. (Учитель вешает на доску объёмную красную звезду) |
6. Самостоятельная работа с тест – опросниками - Для проверки ваших знаний по произведениям раздела «Родная земля», я предлагаю вам ответить на вопросы тест – опросника. - Прочитайте вопросы. - Вспомните, ответы на вопросы уже звучали на уроке. - Отвечать можно с любого вопроса. - Ответы должны быть краткими, за помощью обращаемся к учебнику. Вопросы по разделу «Родная земля». | 1.Напиши название страны, в которой ты живёшь, её столицу. Запиши город, в котором ты живёшь. Какая река протекает рядом? |
| 2.Почему царь-колокол так назвали? Воспользуйся строчками из текста. |
| 3.Как называется город, который стоит на реке Неве? |
| 4. «Где всего прекрасней на земле»? Вспомни строчки из стихотворения. |
| 5.С кем сравнивается Родина в рассказе «Сочинение на тему»? |
| 6.Какое слово увидели люди в небе, составленное лётчиками на самолётах из рассказа «Какое это слово»? |
| 7.Что для тебя значит слово «мир»? |
| 8.Какое главное дело должен выполнять каждый солдат? |
| 9.Как по-другому называют «Родину»? Вспомни стихотворение «Защита». |
| 10.Что можно увидеть у могилы неизвестного солдата? Вспомни рассказ «Никто не знает, но помнят все». |
| 11.Когда отмечают праздник День Победы? |
| 12. Какое произведение из раздела «Родная земля» тебе понравилось? |
|
|
Индивидуальная работа со слабослышащими детьми (Анастасия Д., Даниил Б.) Вопросы по разделу «Родная земля. | 1.Соедини стрелочками картинки с названиями. |
Царь-колокол | изображение | Красная площадь | изображение | Петропавловский собор | изображение | Памятник К.Минину | изображение |
| 2.Найди стихотворение «Где всего прекрасней на земле» и спиши слова до конца. | А где ты родился и растёшь, ……………………………… | 3. Посмотри на картинку к рассказу «Какое это слово?» Какое слово изобразили самолёты? |
| 4. Чем управлял молодой солдат в рассказе «Главное дело»? |
| 5.Что ты видишь рядом с Могилой Неизвестного солдата? Посмотри на картинку на с.89 |
| 6. Какое произведение из раздела «Родная земля» тебе понравилось? |
|
|
7. Итог урока - На какую тему мы сегодня говорили? - За что ты любишь свою Родину? - Что особенно запомнилось на уроке? - Кто из ребят активно работал на уроке? Учитель объявляет оценки, тесты сдаются на проверку (оцениваются отдельно). В заключении один учащийся читает стихотворение: Славься, славься ты, Русь моя! Славься ты, русская наша земля! Да будет вовеки веков сильна Любимая наша родная страна! |
8.Домашнее задание - В тексте для домашнего чтения вы прочитаете, в чём заключается ваша любовь к Родине, как школьников. Не перечислить всего, что стоит за словом Родина. Скажем о главном. О любви к ней. Это чувство естественно, как солнце, вода, воздух. Это чувство рождается вместе с нами и крепнет по мере того, как мы растём. Любовь рождает долг – так человек устроен. Твой долг перед Родиной – учиться. Вдумайся в смысл этих слов. И тебе станет ясно: ты учишься и для себя, и для папы с мамой. Но главное – учишься для Родины. Как сможешь ты трудиться для её блага, не овладев знаниями? Как защитишь её в трудный час? Как выдержишь экзамен, имя которому – жизнь гражданина? Не только за книгой или тетрадью готовишься к исполнению гражданских обязанностей. Каждый день помогай отцам и страшим братьям. В деле, в действии крепнет готовность выполнить долг! Расти трудолюбивым и сильным. Мужественным и добрым. Ты должен расти таким, ибо именно от тебя – в большом и в малом – зависит завтрашний день страны, будущее любимой Родины. |