С.Есенин «Берёза».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Учить анализировать лирическое произведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_13.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. С.Есенин «Берёза».
Цель: учить анализировать лирическое произведение.
УУД. Предметные. Анализирует текст стихотворения (строфы, рифмы). Находит и выразительно читает описание берёзы. Выявляет авторскую позицию. Определяет интонационный рисунок стихотворения и читает стихи, выражая чувства поэта. Самостоятельно определяет партитуру выразительного чтения. Определяет главную мысль. Описывает картину. Выделяет эпитеты, сравнения.
Метапредметные. Принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Осваивает способы решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- «Красота пробуждает в человеке всё самое лучшее» – гласит народная мудрость. Она заставляет творить, создавать прекрасное, совершать добрые поступки.
-Давайте подарим тепло и добро друг другу.
Когда ладошки наши касаются,
Душа с душою встречаются,
И сердце добром наполняется –
Так красота на земле рождается.
II. Актуализация опорных знаний.
- Так красота на земле рождается… . У нас есть возможность прикоснуться к ней. Ведь красота – это прекрасные произведения искусства. Какие виды искусства вы знаете? (Картины, стихи, музыкальные произведения.)
- Сегодня на уроке вы будете слушателями, художниками, исследователями.
- Мы прикоснёмся к красоте поэтического слова.
-Давайте, вспомним с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Поёт зима – аукает».)
- Кто автор? (Есенин С.А.)
III. Проверка домашнего задания.
1. Чтение наизусть стихотворения.
IV. Постановка цели урока.
- Ребята, сегодня мы продолжим работу по изучению стихотворений этого известного русского поэта.
- Назовите фамилию автора.
- А что вы уже знаете о С. Есенине?
- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, тему нашего урока.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. («Берёза».)
V. Открытие нового знания.
- Стихотворение «Берёза» С.Есенина - это первое опубликованное стихотворение. Произошло это в 1914 году. Поэту тогда было 19 лет.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта.
- Вот такой он, Есенин, волшебник, мастер слова, чародей!
1. Подготовка к восприятию.
- Нам нужно внимательно и бережно относиться к каждому авторскому есенинскому слову, чтобы увидеть его красоту. Постараемся, ребята?
- Посмотрите на живописные картины природы, которые так прекрасно воспевал в своих произведениях Сергей Есенин.
- Что изображено на иллюстрациях?
- Какое из этих деревьев стало символом России?
- Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного и возвышенного. В поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Её всегда называют нежными, женственными словами: матушка берёза, красавица леса и т.д.
2. Первичное восприятие.
▪ Выразительное чтение стихотворения «Берёза».
3. Проверка первичного восприятия.
- Понравилось вам стихотворение? Чем? Что особенно запомнилось?
- Какой увидел берёзу поэт? (Берёза белая, принакрылась снегом.)
- Какой берёзу увидели вы?
- Как вы думаете, какие чувства испытывал поэт, рассматривая берёзу? (Чувство любования.)
- Кто не знает этих строк? (Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу. А ведь это – первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. В этом году этому стихотворению исполняется - 98 лет. Представляете! Но оно до сих пор любимо всеми. Как же удалось Есенину создать такое совершенство?
Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать неповторимый мир, созданный поэтом.)
4. Вторичное восприятие текста. Словарная работа.
- Прочитайте про себя стихотворение внимательно, не спеша. Подчеркните непонятные слова и выражения.
- Как вы понимаете слова: Кисти, кайма, бахрома?
-А откуда вы знаете?
Кисть - пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.
Бахрома - тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.
Кайма - полоса по краю какого-либо предмета, ткани и т.п., отличающаяся цветом, узором, материалом.
Заря - яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.
-А теперь прочитаем вслух первое четверостишие.
5. Проверка вторичного восприятия.
▪ Выборочное чтение, сопровождающееся беседой-размышлением с выделением выразительных средств стихотворения.
1.Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
- О чём здесь говориться? (Говориться о берёзе под окном, о том, что она покрыта снегом.)
- С чем автор сравнивает снег? Почему? (С серебром. Напоминает серебро, когда снег сверкает на солнце.)
- Какое изобразительное средство использует поэт? (Сравнение.)
- Как вы понимаете слово «принакрылась»?
- Значит, не закрылась совсем, а только чуть-чуть.
- Прочитаем второе четверостишие.
2.На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
- С чем и почему сравнивает поэт ветви берёзы?
- С платком, у которого есть кисти.
- Да и такой платок называется шаль. Есенин говорит, что берёза принакрылась снегом, как будто накинула на себя шаль, поэтому снег на ветках напоминает кайму, концы веток выглядят как кисти бахромы. А кто украшал себя шалью? (Девушки.)
- Значит, Есенин сравнивает берёзу с девушкой.
- Какой литературный приём использует автор? (Метафору.)
- А что такое метафора? (Это употребление слов в переносном смысле.)
- Фраза: «На пушистых ветках»
- Какой здесь приём? (Эпитет - образное определение, называет признак в переносном значении.)
("Пушистые" - это эпитет, так как слово «пушистые» называет признак предмета в переносном значении.)
- А какие ещё литературные приёмы вы помните? (Олицетворение – это, когда неживым предметам приписывают признаки и свойства живых.)
- А здесь используется этот приём? (Да. В третьем и в четвёртом четверостишии.)
- Давай прочтём их.
3.И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
4.А заря,/ лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Где здесь олицетворение? (Сонная тишина, лениво обходя кругом, обсыпает.)
- А метафора? (Да, «горят снежинки в золотом огне». «Новым серебром».)
Эпитет - образное определение, называет признак в переносном значении.
Олицетворение - это наделение неодушевленных предметов живыми качествами!
Сравнение - сопоставление одного явления или предмета с другим.
Метафора-это употребление слов в переносном смысле.
6. Работа над выразительностью чтения.
▪ Выразительное чтение уч-ся стихотворения.
- Прочитайте это стихотворение так красиво, чтобы все увидели нарядную, тихую сияющую берёзу.
- А как ещё можно показать красоту?
- Можно нарисовать.
- Какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать стихотворение Есенина «Берёза»? (Белая, чёрная, серебряная, бледно-розовая, золотистая, голубая.)
- Какое время дня рисует поэт? (Утро.)
- Почему вы так решили? (Заря, сонная тишина, иней ещё не растаял после морозной ночи.)
- Солнечное это утро или пасмурное? (Солнечное: «горят снежинки в золотом огне».)
- Прочитайте, как занимается заря зимой. (Лениво.)
- А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Вспомните эти строки.
Физкультминутка.
VI. Закрепление нового материала.
1. Работа в парах.
- А теперь мы проверим, как вы стихотворение запомнили.
- Какие же приёмы использует С. А.Есенин для того, чтобы выразительнее описать белую берёзу?
- Если бы вы были художниками, какую иллюстрацию нарисовали бы?
- Представьте, что вы композиторы, какую музыку написали бы вы?
- Наш урок заканчивается. Подведём итоги работы .
VII. Подведение итогов урока.
- Что вам понравилось сегодня на уроке? Чему вы научились? Как в дальнейшем эти умения вам пригодятся?
- Зачем нужно постигать тайны поэтического слова?
- Говорят, что красота пробуждает в человеке все самое лучшее. Именно она вдохновила Есенина на создание прекрасных стихотворений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и чтения. Тема: С.Есенин «Берёза». Упражнение в проверке безударных гласных.
На примере стихотворения С.Есенина "Берёза" проводятся упражнения в правописании безударных гласных в корне слова и способах их проверки, в умении подбирать проверочные слова....
урок литературного чтения 2 класс С.Есенин "Берёза"
Урок литературного чтения посвящён стихотворению С.Есенина "Берёза"....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».) (Пров...
Урок литературного чтения С. Есенин "Берёза".
Конспект урока литературного чтения во 2 классе Сергей Есенин "Берёза"....
Урок по литературному чтению. «Зимние картины природы. С. Есенин « Берёза»»
Урок разработан по требованием Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. На уроке осуществляется системно-деятельностный подход, применяются различные формы групповой р...
Урок литературного чтения во 2-м классе. «Красота зимы в произведениях русских поэтов. С. Есенин «Берёза»
Целью урока является формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки ан...
Литературное чтение 3 класс конспект урока и презентация С.А. Есенин "Берёза ".
Познакомить со стихотворением А.С.Есенина «Берёза»; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи; совершенствовать навыки выразительного чтения; умение видеть красоту родной природы....