Конспект открытого урока по чтению, проведённого в 4 классе КСШ. Тема: Алексей Николаевич Апухтин «Просёлок»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Тема: Алексей Николаевич Апухтин
«Просёлок»
Цели: – познакомить учащихся с творчеством А.Н. Апухтина;
– учить детей сравнивать, сопоставлять, наблюдать, делать выводы.
– воспитывать любовь к Родине.
– развивать навыки беглости, выразительности чтения.
– расширять кругозор учащихся.
Оборудование: 1. Портреты поэтов.
2. Рисунки детей.
3. Аудиокассета с записью произведений П.И. Чайковского
4. Плакаты с пословицами о Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого урока по чтению,
проведённого в 4 классе КСШ
Учитель: Жубанова Н.Ш.
Тема: Алексей Николаевич Апухтин
«Просёлок»
Цели: – познакомить учащихся с творчеством А.Н. Апухтина;
– учить детей сравнивать, сопоставлять, наблюдать, делать выводы.
– воспитывать любовь к Родине.
– развивать навыки беглости, выразительности чтения.
– расширять кругозор учащихся.
Оборудование: 1. Портреты поэтов.
2. Рисунки детей.
3. Аудиокассета с записью произведений П.И. Чайковского
4. Плакаты с пословицами о Родине.
Ход урока
I. Организация класса.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
Сегодня мы откроем ещё одну страницу поэтической тетради под названием «Светлый край берёз, моя Россия!» и прочитаем стихотворение о нашей Родине — России, которое написал Алексей Николаевич Апухтин.
II. Упражнения по совершенствованию навыков чтения (разминка).
1. Постановка дыхания:
– вдох носом, выдох через рот;
– вдох, задержка дыхания, выдох;
– вдох, выдох по порциям.
2. Развитие чёткого произношения:
– произнести на выдохе скороговорку
«Грачонок и галчонок громко галдели в гардеробе»;
– прочитать с разной интонацией: радостно, удивлённо, ….
3. Чтение – спринт (чтение на время по команде учителя).
4. Жужжащее чтение (3 мин), чтение про себя.
– О чём прочитали? (заслушиваются 1-2 ученика).
III. Проверка выполнения домашнего задания:
1. Чьё стихотворение читали, найти его портрет.
2. Выразительное чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Накануне Светлого праздника».
3. Рассматривание картинок (рисунков) детей, выполненных к понравившемуся отрывку и чтение отрывков наизусть.
– Кому же посвятил своё стихотворение Н.А. Некрасов? (русскому рабочему народу)
– С каким чувством он пишет о простых рабочих? (с чувством восхищения, гордости)
IV. Изучение нового материала.
1. Сегодня познакомимся ещё с одним стихотворением о Родине – России Алексея Николаевича Апухтина, которое называется «Просёлок».
– Алексей Апухтин родился в дворянской семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду. Детство его прошло в имении родителей, Алексей был болезненным от рождения, но обладал необыкновенными способностями и был любимцем в семье. Любовь к литературе перенял от матери.
Когда Алексею исполнилось 12 лет, родители определили его в Петербургское училище правоведения. Обстановка в училище была суровой, но Алексей, одарённый, привыкший во всём быть первым, обращает на себя внимание и вскоре оказывается на особом счету. Товарищи видели в нём «будущего Пушкина». С одним из них он сохранил дружбу на всю жизнь — это был Пётр Ильич Чайковский, будущий композитор. Апухтину было 14 лет, когда в печати появились его первые стихи.
Окончив в 1859 году училище с золотой медалью, Апухтин служит в Министерстве юстиции, но служба его мало занимает и через 3 года он уезжает в родовое имение. Плохое здоровье его сделало домоседом. С этих пор литература становится главным делом его жизни. Из стихов, которые он публикует в это время, наибольшее внимание современников привлёк его цикл «Деревенские очерки» (1859 г.). В них образ деревни сливается с образом России. Эти стихи приветствовал Некрасов, опубликовавший их в своём журнале «Современник». Апухтин много и серьёзно работает над своими произведениями. И вскоре его имя становится известным. Его произведения читают с эстрады, популярные композиторы пишут музыку к стихам А.Н. Апухтина. Романсы на стихи его получают широкое распространение в России. Многие из его стихотворений были положены на музыку П.И. Чайковского.
Сейчас послушайте стихотворение Апухтина «Просёлок» и одновременно вы услышите музыку лучшего его друга П.И. Чайковского.
– Можно ли по заглавию догадаться о чём пойдёт речь в стихах?
– А иллюстрации помогут в этом?
2. Под музыку Чайковского из сборника «Времена года» («Подснежник») учитель читает стихотворение (дети слушают с закрытыми глазами).
– Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
– Какие картины предстали перед вами, когда вы слушали стихотворение?
3. Чтение стихотворения «про себя» (одновременно подчёркивая непонятные слова).
— просёлок – (немощёная) грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами
— вид убогой – крайне бедный, нищенский, жалкий вид
— утро займётся – начнётся
— жницы – женщины, убирающие урожай
— немолчно (распевают птицы) – не умолкая, не затихая
— ракиты – деревья или кустарники, растущие по берегам
— заглохнет (тропинка) – исчезнет
— на большую (съехал)– большая (широкая) грунтовая дорога
— застава – место въезда в город
— прихотливый – капризный, с причудами, неожиданностями
— непокорный – неподчиняющийся
4. Работа по содержанию:
– Почему, как вы думаете, названо так стихотворение?
– Как поэт относится к увиденному им? В каких словах это выражается?
– В каких словах проявляется любовь поэта к России?
– С какими стихотворениями других поэтов перекликается стихотворение А.Н. Апухтина «Просёлок»?
(Н.А. Некрасов «Тишина», «Накануне Светлого праздника», Дрожжин «Родине» …)
– Какие сравнения встречаются в стихотворении? (только ржи мелькает море золотое; льётся путь мой лентою узорной)
– Какими человеческими признаками или свойствами наделяет автор неодушевлённые предметы? (т.е. использует олицетворения):
дорожка (всё бежит куда-то шагом торопливым)
природа (всё молчит, всё дремлет)
(идёт крикливо всякая новинка)
– Подобрать строчки из стихотворения к иллюстрации стр. 168
– Как их надо читать?
– Что нужно передать при чтении стихотворения? (Любовь к природе, родине; восхищение, гордость за её величие; немного грусти).
5. Чтение стихотворения.
6. Объяснить смысл пословицы: Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
V. Итог урока.
– С произведением какого автора вы сегодня познакомились?
– Что вам особенно запомнилось?
VI. Информация о домашнем задании:
подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выполнить рисунки к стихотворению.
VII. Оценивание (ответов) работы учащихся на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.
План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....
Урок литературного чтения в 4 классе на тему:"Лев Николаевич Толстой"
Уроки жизни Льва Николаевича Толстого....
Конспект открытого урока по чтению в 3 классе по теме: «К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы».
Данный урок был проведен в рамках окружного семинара для заместителей директоров разнопрофильных образовательных учреждений ЮОУО по теме " Нравственные основы урока"....
Конспект открытого урока по чтению в 4 классе.Тема:Творчество Марины Цветаевой.Стихотворение "Бежит тропинка с бугорка".
-На этом уроке дети узнают основные вехи жизни Цветаевой, важнейшие даты её жизни, имена тех людей, которые были близки этому человеку. И, конечно, прочитать, а потом и анализировать...
Конспект открытого урока по чтению с ИКТ-поддержкой по теме: «Звуки [c], [c`]. [т], [т`]. Буквы Сс, Тт. Анализ как бывает и как не бывает в природе, в предложении, в тексте».
В конспекте урока представлен методический материал по знакомству учащихся с согласными звуками [c], [c`]. [т], [т`] и буквами Сс, Тт с учётом формирования УУД на каждом этапе урока....
Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Чтение слов и слогов с буквой Ц»
Цель: формировать навыки плавного чтения слов по слогам, предложений и коротких текстов.Задачи:повторение и закрепление изученных букв; формирование умений различать звуки на слух и в прои...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ НА ТЕМУ
Тема: «Е.Пермяк «Торопливый ножик». Цель урока: формировать положительную мотивацию к предмету, организовать деятельность обучающегося по изучению и осмыслению новых п...