Конспект открытого урока по чтению, проведённого в 4 классе КСШ. Тема: Алексей Николаевич Апухтин «Просёлок»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Жубанова Наталия Шукургалиевна

Тема: Алексей Николаевич Апухтин

«Просёлок»

 

Цели: – познакомить учащихся с творчеством А.Н. Апухтина;

– учить детей сравнивать, сопоставлять, наблюдать, делать выводы.

– воспитывать любовь к Родине.

– развивать навыки беглости, выразительности чтения.

– расширять кругозор учащихся.

 

Оборудование: 1. Портреты поэтов.

2. Рисунки детей.

3. Аудиокассета с записью произведений П.И. Чайковского

4. Плакаты с пословицами о Родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока по чтению,

проведённого в 4 классе КСШ

Учитель: Жубанова Н.Ш.

Тема: Алексей Николаевич Апухтин

«Просёлок»

Цели: – познакомить учащихся с творчеством А.Н. Апухтина;

– учить детей сравнивать, сопоставлять, наблюдать, делать выводы.

– воспитывать любовь к Родине.

– развивать навыки беглости, выразительности чтения.

– расширять кругозор учащихся.

Оборудование: 1. Портреты поэтов.

2. Рисунки детей.

3. Аудиокассета с записью произведений П.И. Чайковского

4. Плакаты с пословицами о Родине.

Ход урока

I. Организация класса.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Вы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

Сегодня мы откроем ещё одну страницу поэтической тетради под названием «Светлый край берёз, моя Россия!» и прочитаем стихотворение о нашей Родине — России, которое написал Алексей Николаевич Апухтин.

II. Упражнения по совершенствованию навыков чтения (разминка).

1. Постановка дыхания:

– вдох носом, выдох через рот;

– вдох, задержка дыхания, выдох;

– вдох, выдох по порциям.

2. Развитие чёткого произношения:

– произнести на выдохе скороговорку

«Грачонок и галчонок громко галдели в гардеробе»;

– прочитать с разной интонацией: радостно, удивлённо, ….

3. Чтение – спринт (чтение на время по команде учителя).

4. Жужжащее чтение (3 мин), чтение про себя.

– О чём прочитали? (заслушиваются 1-2 ученика).

III. Проверка выполнения домашнего задания:

1. Чьё стихотворение читали, найти его портрет.

2. Выразительное чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Накануне Светлого праздника».

3. Рассматривание картинок (рисунков) детей, выполненных к понравившемуся отрывку и чтение отрывков наизусть.

– Кому же посвятил своё стихотворение Н.А. Некрасов? (русскому рабочему народу)

– С каким чувством он пишет о простых рабочих? (с чувством восхищения, гордости)

IV. Изучение нового материала.

1. Сегодня познакомимся ещё с одним стихотворением о Родине – России Алексея Николаевича Апухтина, которое называется «Просёлок».

– Алексей Апухтин родился в дворянской семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду. Детство его прошло в имении родителей, Алексей был болезненным от рождения, но обладал необыкновенными способностями и был любимцем в семье. Любовь к литературе перенял от матери.

Когда Алексею исполнилось 12 лет, родители определили его в Петербургское училище правоведения. Обстановка в училище была суровой, но Алексей, одарённый, привыкший во всём быть первым, обращает на себя внимание и вскоре оказывается на особом счету. Товарищи видели в нём «будущего Пушкина». С одним из них он сохранил дружбу на всю жизнь — это был Пётр Ильич Чайковский, будущий композитор. Апухтину было 14 лет, когда в печати появились его первые стихи.

Окончив в 1859 году училище с золотой медалью, Апухтин служит в Министерстве юстиции, но служба его мало занимает и через 3 года он уезжает в родовое имение. Плохое здоровье его сделало домоседом. С этих пор литература становится главным делом его жизни. Из стихов, которые он публикует в это время, наибольшее внимание современников привлёк его цикл «Деревенские очерки» (1859 г.). В них образ деревни сливается с образом России. Эти стихи приветствовал Некрасов, опубликовавший их в своём журнале «Современник». Апухтин много и серьёзно работает над своими произведениями. И вскоре его имя становится известным. Его произведения читают с эстрады, популярные композиторы пишут музыку к стихам А.Н. Апухтина. Романсы на стихи его получают широкое распространение в России. Многие из его стихотворений были положены на музыку П.И. Чайковского.

Сейчас послушайте стихотворение Апухтина «Просёлок» и одновременно вы услышите музыку лучшего его друга П.И. Чайковского.

– Можно ли по заглавию догадаться о чём пойдёт речь в стихах?

– А иллюстрации помогут в этом?

2. Под музыку Чайковского из сборника «Времена года» («Подснежник») учитель читает стихотворение (дети слушают с закрытыми глазами).

– Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

– Какие картины предстали перед вами, когда вы слушали стихотворение?

3. Чтение стихотворения «про себя» (одновременно подчёркивая непонятные слова).

просёлок – (немощёная) грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами

вид убогой – крайне бедный, нищенский, жалкий вид

утро займётся – начнётся

жницы – женщины, убирающие урожай

немолчно (распевают птицы) – не умолкая, не затихая

ракиты – деревья или кустарники, растущие по берегам

заглохнет (тропинка) – исчезнет

— на большую (съехал)– большая (широкая) грунтовая дорога

застава – место въезда в город

прихотливый – капризный, с причудами, неожиданностями

непокорный – неподчиняющийся

4. Работа по содержанию:

– Почему, как вы думаете, названо так стихотворение?

– Как поэт относится к увиденному им? В каких словах это выражается?

– В каких словах проявляется любовь поэта к России?

– С какими стихотворениями других поэтов перекликается стихотворение А.Н. Апухтина «Просёлок»?

(Н.А. Некрасов «Тишина», «Накануне Светлого праздника», Дрожжин «Родине» …)

– Какие сравнения встречаются в стихотворении? (только ржи мелькает море золотое; льётся путь мой лентою узорной)

– Какими человеческими признаками или свойствами наделяет автор неодушевлённые предметы? (т.е. использует олицетворения):

дорожка (всё бежит куда-то шагом торопливым)

природа (всё молчит, всё дремлет)

(идёт крикливо всякая новинка)

– Подобрать строчки из стихотворения к иллюстрации стр. 168

– Как их надо читать?

– Что нужно передать при чтении стихотворения? (Любовь к природе, родине; восхищение, гордость за её величие; немного грусти).

5. Чтение стихотворения.

6. Объяснить смысл пословицы: Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

V. Итог урока.

– С произведением какого автора вы сегодня познакомились?

– Что вам особенно запомнилось?

VI. Информация о домашнем задании:

подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выполнить рисунки к стихотворению.

VII. Оценивание (ответов) работы учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

Конспект открытого урока по чтению в 3 классе по теме: «К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы».

Данный урок был проведен в рамках окружного семинара для заместителей директоров разнопрофильных образовательных учреждений ЮОУО по теме " Нравственные основы урока"....

Конспект открытого урока по чтению в 4 классе.Тема:Творчество Марины Цветаевой.Стихотворение "Бежит тропинка с бугорка".

-На этом уроке дети  узнают  основные вехи жизни Цветаевой, важнейшие даты её жизни, имена тех людей, которые были близки этому человеку. И, конечно,  прочитать, а потом и анализировать...

Конспект открытого урока по чтению с ИКТ-поддержкой по теме: «Звуки [c], [c`]. [т], [т`]. Буквы Сс, Тт. Анализ как бывает и как не бывает в природе, в предложении, в тексте».

В конспекте урока представлен методический материал по  знакомству учащихся  с согласными звуками [c], [c`]. [т], [т`] и буквами Сс, Тт с учётом формирования УУД на каждом этапе урока....

Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Чтение слов и слогов с буквой Ц»

Цель: формировать навыки  плавного чтения слов по слогам, предложений и коротких текстов.Задачи:повторение и закрепление изученных букв; формирование умений  различать звуки на слух и в прои...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ НА ТЕМУ

Тема: «Е.Пермяк «Торопливый ножик». Цель урока: формировать положительную мотивацию к предмету, организовать деятельность обучающегося по изучению и осмыслению новых п...