Конспект урока по литературному чтению Анна Львовна Гарф "Заяц-простак и Лис – обманщик».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Художественное произведение с позиции автора, героя, читателя, зрителя, актера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatura_i_teatr.docx | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественное произведение с позиции автора, героя, читателя, зрителя, актера
У.Здравствуйте, ребята!
Скажите, я у вас впервые, что вы делаете на уроках литературного чтения?
Д : читаем
У:А если вы читаете, то кем вы являетесь?
Д:читателями
У:Сегодня мы с вами тоже будете читателями, но не только… Сейчас я вам буду читать сказку Анны Львовны Гарф « Заяц-простак и Лис – обманщик». Кем вы будете?
Д: читателями, слушателями
У:Мы будем читателями- слушателями. А кто такая Анна Гарф?
Д: Автор, писатель, сказочница
У:А кто такие Лис и Заяц? (герои)
Ч:А где же они живут? (в книге).
У:Хорошо разобрались. А теперь послушайте сказку, но я прочту только начало, продолжать вы её будете сами.
Работал Заяц пастухом три года и получил за труды белую козочку. Повел он козу на веревке к себе домой, шагал и думал: «То-то будет радость матушке моей и братишкам! Козье молоко, козий сыр - этак всю зиму будем сыты...»
Еще веселей зашагал и запел:
Принесет козочка весной козляток,
Козляток, козляток, козляток -
Белых, черных и пестрых ребяток,
Ребяток, ребяток, ребяток!
Услышал эту песню молодой Лис:
«Хорошо бы отнять у Зайца козу, да ведь закричит он на
весь лес. Не лучше ли будет, если он эту козу сам отдаст
мне?» Подошел он к Зайцу и говорит...
У. (после паузы). А что было дальше – попробуйте придумать сами. Когда вы будете придумывать, вы кем будете?
Д. Авторами. Писателями. Сочинителями.
У. И вам предстоит не только придумать, что было дальше, но и разыграть сценку, в которой Заяц и Лис будут вести разговор. Кто и где разыгрывает сценки?
Д. Артисты в театре.
У. Актеры исполняют роли, играют того или иного героя. А в театре, где для нас играют актеры, мы остаемся читателями?
Д. Нет, в театре мы зрители.
У. Верно. Зритель - это тот, кто «зрит», т.е. смотрит Читатель, правда, тоже смотрит, но не на актера, а в книгу. А зритель смотрит на актеров, и не только смотрит, но и слушает, что они говорят. И оказывается, что когда мы читатели - мы имеем дело с одним видом искусства - литературой А когда мы зрители, то имеем дело с другим искусством - театром. И нам для театра надо нарисовать новую схему
У. Итак, сейчас я вам перечитаю начало сказки. (Перечитывает.) Что же было дальше? Попробуйте придумать сами. Вы сидите парами. Договоритесь между собой, кто будет Лис, а кто - Заяц. Придумайте вдвоем окончание этой истории. Даю вам время.
Дети обсуждают.
У. (через 2-3 мин). Итак, кто готов показать нам свою историю, возьмитесь за лапки и подымите их вместе.(Дети поднимают.)
Учитель вызывает к доске пары желающих разыграть сценку (лучше, чтобы это были эмоциональные, склонные к игре дети).
После выступления каждой пары спрашивает зрителей: «Кому и что понравилось? Игра актеров? Придуманный конец сказки?»
Пары у доски меняются до тех пор, пока до конца урока не останется 15-20 мин.
В конце обсуждения учитель предлагает детям ответить на вопрос: могут ли они сами быть авторами? Выслушав их ответы, говорит: «А теперь послушайте, как закончила сказку Анна Львовна Гарф»..(Читает.)
Подошел он к Зайцу и говорит:
- Ох, голубчик, куда же ты этого серого волка ведешь?
- Протри глаза, какой это волк? Это моя белая козочка, - ответил Заяц и дальше пошел.
А молодой Лис побежал к своему старику отцу, поставил его у холма на тропе:
Отец, как увидишь Зайца с козой, скажи, что это волк. Поравнялся Заяц с холмом, тут старый Лис как закричит:
- Ой, ай! Сколько лет живу на свете, но такого еще не видывал, чтобы Заяц волка на веревке к себе тащил...
- Не волк это, коза. Я получил ее за то, что три года пастухом был. - И пошел своей дорогой.
Вдруг навстречу ему два Лиса, старый и молодой. Увидели они Зайца, Низко ему поклонились.
- О-о, великий Заяц, расскажи, как ты волка победил?
Теперь Заяц усомнился: «Может быть, меня обманули? Может, на самом деле не коза это, а волк?»
Оглянулся Заяц, посмотрел, а белая козочка подняла морду, затрясла бородой: «Бе-е-е-е...»
- У-у-у, как страшно воет этот волк! - закричали оба Лиса, старый и молодой, и побежали в разные стороны.
- Тьфу, - плюнул Заяц, - уж если от тебя лисицы бегают, должно быть, ты и в самом деле волк!
Отвязал козу, перекинул веревку через плечо и поскакал домой.
- То-то обрадуются мать и братишки, что я жив-здоров явился.
А Лисы выпрыгнули из засады и, хохоча на весь лес, погнали к себе домой белую козочку.
У. А теперь скажите, какой вариант сказки вам больше нравится: взрослого автора или один из наших? Попробуйте объяснить.
Д. ...
У. Итак, каждая пара авторов пыталась показать свой вариант обмана. И разным зрителям понравились разные варианты. Как же так получилось? Давайте подумаем, что же мы, зрители, делали, когда разговаривали Лисы и Зайцы?
Д. Слушали и смотрели.
У. Но я все же не понимаю, если вы только слушали и смотрели, то откуда же вы узнали, что одним понравился один вариант, а другим - другой?
Д. Мы сами об этом сказали.
У. Вы смогли словами оценить работу автора. Но разве в театре зрители говорят актерам свое мнение?
Д. Нет. Они хлопают, если нравится.
У. Значит, у зрителей есть способ, которым они подают актерам знак, что им понравилось. Существует очень много способов, знаков, с помощью которых человек может выразить свое мнение, отношение, свою оценку: понравилось или нет. И это касается не только игры актеров.
Вот, например, вам известен такой жест (показывает сжатый кулак с поднятым вверх большим пальцем). Что он значит?
Д. Здорово! Хорошо кто-то что-то сделал.
У. Так древние римляне выражали свое удовольствие. А если им не нравилось, то они перевертывали руку пальцем вниз. А ученые с древних времен выражают свою оценку с помощью двух шаров - белого и черного. Если оценка «хорошо», «нравится», то какой, по вашему мнению, надо поднять шар?
Д. Белый.
У. А если оценка «плохо», «не нравится»?
Д. Черный.
Теперь каждый из вас может сделать себе два шара: черный и белый. Это будет наш знак оценки. С помощью этих шариков вы будете на уроках литературы оценивать, кто как читает, кто как играет, кто как сочиняет. А сегодня вы открыли еще одну тайну про себя: кукую?
Задание на дом. Те, кого мы не успели послушать и кто очень хочет, чтобы мы узнали, как их Лис обманул Зайца, могут дома записать свой вариант сказки. Самые интересные варианты прочитаем в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Агния Львовна Барто" (конспект урока по литературному чтению в 1 классе)
Занимательный и развивающий материал урока позволяет познакомить учащихся с творчеством А.Л.Барто; научить вслушиваться в музыку стихотворения; воспитывать в детях с помощью стихов добрые чувств...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Н.Булгаков «Анна не грусти»"
Конспект урока на тему: Н.Булгаков «Анна не грусти»...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Н.Булгаков-Анна не грусти"
Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Н.Булгаков «Анна не грусти»Цели: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова "Анна, не грусти!"; учить делитьтекст на части, составлять план; развивать...
Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. Тема : В.Булгаков "Анна, не грусти!"
В.Булгаков «Анна,не грусти!»....
Конспект урока по литературному чтению : «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2 Тема урока: «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, состав...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Булгаков "Анна, не грусти!" 1 и 2 урок. 2 класс. программа Школа России
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Булгаков "Анна, не грусти!" 1 и 2 урок. 2 класс. программа Школа России...
Конспект урока по литературному чтению. Анна Ахматова "Памяти друга"
Конспект урока по литературному чтению.Тема: Анна Ахматова "Памяти друга"...