Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
статья по чтению на тему
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из задач педагогов становится: способность формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.
Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении.
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_literaturnogo_chteniya_kak_osnova_duhovno-nravstvennogo.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного
воспитания младшего школьника.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из задач педагогов становится: способность формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.
Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении.
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Сегодня необходим пересмотр системы ценностей. Нравственно-духовное воспитание молодёжи обретает не меньшую, если не большую, значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому сейчас как никогда актуальны слова известного просветителя 19 века В.Г.Белинского: “Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное”. Одним из традиционных источников нравственности является русская литература. Красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие – всё это основные вопросы, поднимаемые в литературных произведениях. Недаром литературу, особенно классическую, называют предметом человековедения и способом самопознания.
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал, поэтому уже с младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы.
Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.Н.Носова и др. писателей знакомят детей с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие. С помощью художественной формы у детей постепенно формируется внутренний импульс к содействию, сопереживанию. Такие задания, как пофантазируй, представь, объясни, вообрази. Творческая работа по тексту помогает развить способность одухотворять окружающий мир, чувствовать самоценность. В процессе чтения учащиеся могут ответить на такие вопросы: “В каком месте рассказа ты испытывал особенно сильное волнение? Из-за чего ты волновался? За кого из героев ты тревожился больше и почему?”
Духовный мир ребёнка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени.
Трудно представить себе детей младшего школьного возраста без книг. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребёнок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Огромное влияние на детей оказывают сказки. Они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребёнка, который во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Слушая сказки, дети накапливают некий “банк жизненных ситуаций”. И, размышляя над каждой прочитанной сказочной историей, он будет “откладывать” знания в свой актив, постепенно подготавливаясь к жизни и формируя важнейшие нравственные ценности.
Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказки о животных помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло (“Зимовье”), как добрые и миролюбивые побеждают “Волк и семеро козлят”, что зло наказуемо (“Кот, петух и лиса”, “Заюшкина избушка”). Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка “Репка” учит младших школьников быть дружными, трудолюбивыми. Страх, трусость высмеиваются в сказках “У страха глаза велики”, хитрость – в сказках “Лиса и журавль”, “Лисичка-сестричка и серый волк”. Наказ слушаться родителей мы видим в сказках “Гуси-лебеди”, “Снегурочка”, “Терёшечка”. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается (“Царевна-лягушка”, “Мороз Иванович”), забота о близких поощряется “Бобовое зёрнышко”.
Книга – это открытие мира. Кто много читает, тот много знает. Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками и т.д. художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства, и на поступки ученика. Слово может окрылить ребёнка, вызывать желание стать лучше, помогает осозновать человеческие взаимоотношения познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствуют придуманные и серьёзно подготовленные уроки литературного чтения.
Произведения “Косточка”, “Филиппок”, “Пожар”, К.Д.Ушинского “Кот-ворюга”, Л.Н.Толстого “Спор деревьев” глубоки по мысли, воспитательную роль, выполняют через переживания, соучастие, часто не выраженные словами. Эти художественные произведения развивают общечеловеческие качества.
Большие возможности для нравственного и духовного воспитания содержат произведения В.Осеевой и других писателей, произведения которых используют на уроках литературного чтения.
Героический эпос русского народа даёт детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.
Работа с пословицами и поговорками. Они украшают нашу речь, делают её яркой, эмоциональной. Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, жалости и состраданию. Обращать внимание детей на то, что быть добрым – это не значит всё прощать. Быть добрым – значит бороться с плохим, а для этого нужно быть смелым, решительным. Там, где один не может справиться со злом, равнодушием, несправедливостью, надо действовать сообща, поддерживать друг друга, и тогда победит добро. Счастлив тот, кто творит добрые дела, его сердце становится светлее.
Таким образом, художественная литература позволяет расширить кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт детей. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящим событиям, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу.
ФГОС способствует всестороннему развитию личности младшего школьника, и расширяют поле деятельности каждого обучающегося. ИКТ и книги помогут детям получить качественное образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности уроков русского языка и литературного чтения в формировании личностных качеств младшего школьника
В статье представлены кратко моменты, связанные с воспитанием личности посредством уроков филологического цикла...
Формирование навыков оптимального чтения как основы успешного учения младших школьников.
Ты ищешь знаний, мудрости земной,Ты ищешь смысла жизни во вселенной?Найди на полке книгу и раскрой,Источник мысли чистый, вдохновенный... ...
Урок литературного чтения на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
Урок литературного чтения по программе Марии Павловны Воюшиной, разработан на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное стано...
Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе
Итоговый практико-значимый проект: "Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе". Курсовая подготовка в МКОУ ДПО МЦ г.о. К...
Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"
В данных методических рекомендациях представлен опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...
Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, способствующих развитию читательских умений младших школьников.
В статье представлены формы и приёмы использования игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе. Представлены художественные примеры игр, используя произведения, изучаемые...
Роль уроков литературного чтения в процессе патриотического воспитания младших школьников.
Средства педагогического влияния на умственную и чувственную сферу младшего школьника очень многообразны. Немаловажное значение имеют уроки литературного чтения. А.Герцен писал, что книги являютс...