Роль уроков литературного чтения в процессе патриотического воспитания младших школьников.
статья (1 класс)
Средства педагогического влияния на умственную и чувственную сферу младшего школьника очень многообразны. Немаловажное значение имеют уроки литературного чтения. А.Герцен писал, что книги являются духовным завещанием одного поколения другому, советом умирающего старца юноше, который начал жить, приказом, передаваемым часовым, который отправился на отдых человеку, который заступил на его место.
Для воспитания патриотического чувства требуется постоянное внимание в течение всего обучения. Постоянная работа по патриотическому воспитанию непременно даст положительные результаты, поскольку школьники опыте отыскивать правильные ориентиры, формировать систему отношений к конкретным событиям. Особую важность в патриотическом воспитании младшего школьника имеют литературные произведения.
Младший школьный возраст является периодом личностного становления, когда происходит формирование патриотических чувств, начинают закладываться гражданская позиция и понимание толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_urokov_literaturnogo_chteniya.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль уроков литературного чтения в процессе патриотического воспитания младших школьников.
Средства педагогического влияния на умственную и чувственную сферу младшего школьника очень многообразны. Немаловажное значение имеют уроки литературного чтения. А.Герцен писал, что книги являются духовным завещанием одного поколения другому, советом умирающего старца юноше, который начал жить, приказом, передаваемым часовым, который отправился на отдых человеку, который заступил на его место.
Для воспитания патриотического чувства требуется постоянное внимание в течение всего обучения. Постоянная работа по патриотическому воспитанию непременно даст положительные результаты, поскольку школьники опыте отыскивать правильные ориентиры, формировать систему отношений к конкретным событиям. Особую важность в патриотическом воспитании младшего школьника имеют литературные произведения.
Младший школьный возраст является периодом личностного становления, когда происходит формирование патриотических чувств, начинают закладываться гражданская позиция и понимание толерантности.
Такая важная роль литературного чтения в жизни младшего школьника объясняется тем, что такие уроки знакомят обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями разных народов. При восприятии художественного произведения принимают участие разум, чувства и воля, а значит параллельно развивается детская личность, ее нравственное воспитание.
Е.Е Зубарева говорила: «Детская литература является одним из действенных средств воспитания подрастающего поколения, поэтому знание её необходимо будущим педагогам».
Детская литература раскрывает перед детьми огромный и неизведанный мир. Окружение ребенка должно стремиться к тому, чтобы дети с младшего возраста были окружены произведениями отечественной и зарубежной детской литературы, а также произведениями устного народного творчества. Это способствует воспитанию хорошего литературного вкуса и обогащает жизненный опыт школьника. На примере поведения литературных героев ребенок отвечает на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо?»; постигает моральные нормы; в воображаемых ситуациях он ставит себя на место главного героя, пытаясь ответить «а как бы я поступил на его месте?».
Л.П. Стрелкова писала, что процесс восприятия школьниками детской литературы и в особенности сказок, специальное обсуждение с взрослым и ровесниками (с применением игровых приемов) данной литературы позволяет наиболее полно изучить феномен эмпатии. Это объясняется, во-первых, тем, что процесс восприятия художественного произведения и его обсуждение позволяет проанализировать эмпатийный процесс детей в его полноте и протяженности, а также зафиксировать начало и динамику новых для ребенка эмпатийных элементов процесса; во-вторых, восприятие художественной литературы и последующие ее обсуждение при правильном руководстве педагога помогает формированию, развитию и коррекции эмпатических переживаний у школьников.
А.В. Запорожец рассматривал восприятие школьниками художественной литературы в качестве активного и самостоятельного процесса, предполагающего не пассивное содержание, а именно деятельность, воплощающуюся во внутреннем содействии, сопереживании героям произведения, в воображаемом перенесении событий на самого себя, вследствие чего у них возникает чувство личного присутствия и иллюзия того, что они принимают участие в событиях художественного произведения.
В процессе знакомства школьников с литературной терминологией, освоения языковых и речевых умений, анализа литературных произведений стоит учитывать возможности возраста для формирования этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литературные произведения представляют детям младшего школьного возраста образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт обучающихся.
Одна из форм работы по развитию нравственной активности детей младшего школьного возраста это проигрывание литературных произведений с последующим обсуждением.
Первый этап работы — определение в классе проблемы нравственного характера и присуждение ролей ученикам.
Работа начинается с прослушивания текста в аудио-формате дикторами, далее ученики подготавливают пересказ текста и отвечают на вопросы по нему. После чего начинается следующий этап, где младшие школьники проигрывают литературное произведение. Так же можно вмести соревновательный момент, для которого задания выполняются в группах.
На третьем этапе учащиеся обсуждают характер и характеристики героев и их поступков, а так же проводят анализ своих поступков в схожей ситуации.
Следствие подобной работы – младшие школьники самостоятельно начинают отыскивать соответствие между словами и действиями, самостоятельно начинают пробовать характеризовать не только действия персонажей художественных произведений, но и собственные. Для закрепления полученные знания о характерах персонажей младшим школьникам можно предложить нарисовать понравившегося героя на выбор.
Систематическая работа в этом направлении позволяет ученикам к четвертому классу самим отыскивать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций. Ребята могут сами анализировать ситуацию и предлагать различные варианты действий людей в конкретной ситуации.
Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе по ФГОС НОО строится, в том числе, около оценки сформированности основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к родному краю и малой родине, осознания своей национальности уважения культуры и традиций народов России и мира. На уроках литературного чтения сосредоточиваются проблемы ответственности за судьбу Отечества, мира, всей страны, проблемы патриотической памяти. Тексты, которые проходят на уроках, могут пробудить у учащегося чувства гордости, восхищения, достоинство за свою Родины. Такие чувства помогают формировать патриотическое сознание.
В учебниках литературного чтения УМК «Школа России» собраны тексты, позволяющие младшему школьнику чувственным образом воспринимать текст. Кроме того, в учебной хрестоматии собраны тексты, которые объединены в разделы «Мир родной природы» «О тебе, моя Родина», «Малые жанры фольклора», возвращающие в течение года к изучению текстов, позволяющих воспитывать у учащихся любовь к Отечеству, природе, доброту, трудолюбие. Важная особенность подбора текстов, которые включены в учебники состоит в их соответствии возрастным особенностям ребенка младшего школьного возраста. Поэтому важно, что учебники позволяют обратиться к произведениям устного народного творчества, в особенности к сказкам. Сказки предоставляют обширный материал в понятной для учеников форме для формирования таких качеств как: трудолюбие, доброта, смелость, настойчивость и ответственность, способность сопереживать, готовность помогать ближнему.
Читая и думая над содержанием текстов, которые собраны в данном учебнике, учащиеся выходят на первоначальные представления о следующих нравственных понятиях: долга, взаимопомощи, сострадания, заботы. Задача состоит в такой организации работы над произведением, чтобы, сопереживая его персонажам, читая стихи, обучающиеся переживали сильное эмоциональное воздействие художественного произведения. С первых уроков у школьников формируются понятия «Родины», «патриота», «подвига», «воина-освободителя» и пр. В этом учителю помогает богатый материал учебника «Литературное чтение», в котором учитываются психологические особенности младших школьников, что приобретает особую актуальность при изучении таких произведений как «Привет» С.Дрожжина (1 класс), «Русь» Н. Никитина (2 класс), «Тимур и его команда» А. Гайдара (3 класс) «Сын полка» В. Катаева (4 класс) и пр. В ходе работы с художественными произведениями учащиеся рассматривают следующие категории: отваги, верности, героизма, патриотизма и т.п. Помогает детям осознать значение слов работа с иллюстративным рядом и в том числе обращение к толковому словарюи другой справочной информации. К примеру, уже в первом классе в разделе «О тебе, моя Родина» при изучении произведения Е. Серова «Мой дом» обучающиеся узнают значение слова Родина, Отчизна.
Темы данного УМК, которые способствуют патриотическому воспитанию младших школьников: в 1 классе – «О тебе, моя Родина», «Мир Родной природы»; во 2 классе – «О нашей Родине»; в 3 классе – «Устное народное творчество»; в 4 классе – «Произведения о детях войны». Авторы учебного курса подобрали тексты так, чтобы как содержание, так и их названия побуждали учащихся задуматься над проблемами, которые нашли отражение в содержании литературного произведения.
Воспитывать патриотизм помогают произведения художественной литературы и работа, направленная на их анализ и осмысление. В 3-ем и в 4-ом классах, главным является художественно-эстетический принцип. Он работает при выборе текстов, которые вошли в список «золотого фонда» классической детской литературы, современных детских авторов и произведений народного творчества. Нельзя представить уроки литературы без устного народного творчества, таких былин как «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Алеша Попович и Тугарин змей», «Вольга м Микула», чьи герои – это богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного Отечеству и народу человека. Мир, который изображен в былинах, это вся Русская земля. Читая и вдумываясь былину, ребенку необходимо произвести анализ важных вопросов жизни: о правде и лжи, добра и зла, о человеке и его месте в мире. Путем чтения литературы раскрываются яркие страницы героической истории нашего Отечества. Читая книги о революции, гражданской и ВОВ дети осознают то, что угрожало и что отстояло старшее поколение. Огромным значением в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста обладает приобщение их к духовной жизни литературных персонажей, поскольку они носители лучших черт национального характера.
Содержание учебников построено таким образом, что учитель обладает возможностью обратиться к формированию конкретных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Совершать это он способен, учитывая взросление учеников, накопления детьми жизненного опыта.
В разделе «Стихи русских поэтов» собраны произведения о природе, о детстве. Учащиеся знакомятся с произведениями А.П Чехова, Н.А Некрасова, Л.Н Толстого, А.П Гайдара. Изучение литературных шедевров обогатит и разовьет учеников духовным образом, сформирует глубокое убеждение в том, что красота природы, многообразный животный и растительный мир является общим богатством народов нашей страны, и богатство — это необходимо хранить и преумножать.
Патриотическое воспитание - это каждодневный труд учителя. Педагог каждый день должен демонстрировать ученикам свое патриотическое воспитание, так младший школьник не усомнится в правильности данного пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"
Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Патриотическое воспитание школьников является одним из важнейших на- правлений в системе образования России, так как способствует формированию у детей чувства любви к Родине, высокого патриотиче...
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка.
Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и на...
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка посредством использования краеведческого материала .
Из опыта работы....
Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, способствующих развитию читательских умений младших школьников.
В статье представлены формы и приёмы использования игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе. Представлены художественные примеры игр, используя произведения, изучаемые...
Роль уроков русского языка в духовно-нравственном воспитании младших школьников
Роль уроков родного русского языка в духовно-нравственном воспитании младших школьников. О духовно-нравственном воспитании говорится и пишется очень много. Но почему же &laqu...
РОЛЬ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
РОЛЬ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...