Психологические аспекты чтения
статья по чтению на тему
Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть классического литературного текста, но и просто верно понять и воспроизвести содержание задания.
Чтение — это способность понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определённой цели, узнавать что-то новое, развиваться, а также участвовать в жизни общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt.docx | 15.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические аспекты чтения
Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть классического литературного текста, но и просто верно понять и воспроизвести содержание задания.
Чтение — это способность понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определённой цели, узнавать что-то новое, развиваться, а также участвовать в жизни общества.
Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие — смысловое чтение.
Смысловое чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению — активизация психических процессов ученика при работе с текстом.
Важно развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:
- с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);
- с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение);
- с извлечением необходимо значимой информации (поисковое);
- критическое понимание информации.
Сегодня нам необходимо воспитать грамотного читателя. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
- в личностные универсальные учебные действия входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные универсальные учебные действия — принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные универсальных учебных действий — логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
- в коммуникативные универсальных учебных действий — умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты здоровья ребенка (из опыта работы с родителями)
Выступление на городском семинаре-практикуме классных руководителей раскрывает формы работы с родителями учащихся по формированию здорового образа жизни ребенка. В выступлении даны виды и формы провед...
Будущий первоклассник. Психологические аспекты готовности детей к школе
Данная статья поможет родителям будущих первоклассников подготовить ребёнка к школе, учитывая его возрастные особенности....
Выступление Психологические аспекты в деятельности учителя и классного руководителя
В этом выступлении обращается внимание на психологические аспекты в развити третьеклассников...
Применение психологических аспектов здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Задачи и методы педагога по сохранению здоровья учащихся....
Психологические аспекты познавательной сферы развития детей средствами эстетического воспитания на занятиях ансамблевого пения на английском языке
Автор статьи дает методические рекомендации по работе по программе дополнительного образования "Пение на английском языке" с точки зрения психологического раскрепощения учащихся в рамках освоения инос...
Психологический аспект деятельностного подхода в учении.
В статье отражено использование теории поэтапного формирования умственных действий П.Я Гальперина при реализации деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе....
Психологические аспекты компьютерной зависимости
Психологические аспекты компьютерной зависимости...