Урок литературного чтения во 2 классе - Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гончарова Юлия Ивановна

Тема урока: Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»

Класс:2 «А»

 

Цель:  продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким.

 

Учебные задачи:

                                                                                                

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  2. показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия.

 

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  2. учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;
  3. учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

 

1.  познакомить с биографией Э. Мошковской, её произведением “Я маму мою обидел”;

 2. работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh_karta_samoanaliz.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»

Класс:  2 «А»

Цель:  продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким.

Учебные задачи:

        

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  2. показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  2. учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;
  3. учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

1.  познакомить с биографией Э. Мошковской, её произведением “Я маму мою обидел”;

 2. работать над совершенствованием навыков чтения: правильность,  беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся:

1. Учебник «Литературное чтение»

2. Раздаточный материал (лучики)

3. Раздаточный материал «Смайлики разных настроений»

Материалы для учителя: 

1. Учебник «Литературное чтение

2. Презентация «Эмма Мошковская»

3. Наглядный материал «Солнце»

4. Раздаточный материал «лучики»


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.        Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

- Присаживайтесь. Меня зовут Юлия Ивановна, и сегодня я проведу урок литературного чтения.

- Ребята, какое у вас настроение?

- У меня и у вас хорошее настроение, значит,  все у нас получится.

- Здравствуйте!

Присаживаются на свои места.

Делятся своим мнением.

(Регулятивные) Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2.        Этап актуализации пробного действия

- А теперь ребята посмотрите видеоролик внимательно,  после его просмотра я буду задавать вам вопросы. (Учитель включает видеоролик «Спи моя радость усни...»)

- Дети, что звучало в видеоролике?

- Дети, какие чувства у вас вызвала эта песня?

- Ребята, а кто пел эту песню?

- А ваши мамы пели вам колыбельные песни?

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить?

- Верно.

- Вы уже читали на прошлом уроке стихотворение о маме. Кто автор этого стихотворения?

- О чем это стихотворение?

- Почему девочка решила посидеть в тишине?

- А вы любите свою маму?

- Бывает ли так, что вы обижаете маму?

Дети смотрят внимательно видеоролик.

- Колыбельная песня.

 

- Тепло, ласка, нежность, доброта, любовь.

- Женщина, мама.

- Да.

- Мы будем говорить о маме.

- Е. Благинина

- О том, что девочка отказалась от всех своих желаний ради того, чтобы мама отдохнула.

- Потому что она очень любит маму.

Высказывают свое мнение.

(Познавательные)

Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.

(Регулятивные)

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

3.         Этап выявления места и причины затруднения        

(На 1 слайде: “Я маму мою обидел”)

- Ребята, прочитайте слова, написанные на экране. Что вы подумали, когда прочитали эти слова?

- Ребята, а как можно обидеть человека?

Высказывают свои мнения.

Высказывают свое мнение.

(Коммуникативные)

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

4.         Этап построения проекта выхода из затруднения

- А теперь я вам предлагаю разобрать такую ситуацию:

«Два мальчика: Слава и Коля играли в игру «Пятнашки». Коля толкнул во время игры  Славу. Слава упал и заплакал. Он ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно. Но мимо проходящий Петя увидел, как его друга толкнули, он подбежал к нему и помог»

- О чем это ситуация?

- Опишите мне состояние мальчика Славы?

- А что, сделал Петя?

- Почему он так поступил?

- А, что нужно было сделать мальчику, который толкну Славу?

- Слава бы простил?

- Почему?

- Как можно обидеть?

– Случалось ли с вами такое?

– Как вы себя чувствовали?

– Как вы поступили?

- Ребята, мне так хочется, чтобы вы помнили один совет –

«Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши,

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души”. (2слайд)

- Что значит свинцово?

- Да, т. е. словом можно как обидеть человека, так и порадовать.

- Эта ситуация о том, как мальчика Славу обидел другой мальчик - Коля, а Петя подбежал и помог ему.

- Славе было обидно и больно.

- Петя, помог Славе. Он не оставил его в беде.

- Потому что, Слава его друг.

- Ему нужно было извиниться.

- Да.

- Потому что он добрый.

- Словом, жестом, взглядом, физически.

Дети высказывают свое мнение.

- Свинец – тяжёлый металл. Значит слова тяжёлые, обидные. Вежливый человек никогда не причинит никому неприятностей и обид.

(Коммуникативные)

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

(Личностные)

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

5.        Этап реализации построенного проекта; 

Физминутка «Дружно маме помогаем»

– Ребята, давайте обратимся к учебнику. Откройте его на стр. 120

- Какое стихотворение вы здесь видите?

- А что вы знаете об Э. Мошковской?      Знакомы ли вы с произведениями этого автора? (На 4 слайде портрет поэтессы)

- Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)

    Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – ребенок, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему. Посмотрите на слайд, сколько книг выпущено по ее стихам. (Рассказ учителя сопровождается презентацией)

- Что вы узнали об авторе?

- Ребята, стихотворение, которое мы сегодня будем читать называется «Я маму свою обидел…». Что нам нужно сделать, чтобы мама на нас не обижалась?

- Ребята, чтобы мамы на нас не обижались, давайте поможем им. Для этого вам нужно встать из-за своих мест, повторять все действия  за мной.

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

- Какие вы трудолюбивые,  как любите своих мам.

- Стихотворение Э. Мошковской «Я маму мою обидел…»

- Делятся своими размышлениями.

Слушают рассказ учителя.

- Мы узнали, что она была певицей и т. д.

- Нам нужно помогать маме.

Слушают условия выполнения физминутки.

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Регулятивные)

Следовать режиму организации учебной и внеучебной дея-тельности.

6.        Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;

- Сейчас сядьте удобно, и послушайте  стихотворение «Я маму мою обидел…» (Учитель читает выразительно стихотворение)

Я маму мою обидел,

Теперь никогда-никогда

Из дому вместе не выйдем,

Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,

И я ей не помашу,

Она ничего не расскажет,

И я ей не расскажу…

Возьму я мешок за плечи,

Я хлеба кусок найду,

Найду я палку покрепче,

Уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу,

Я буду искать руду

И через бурную реку

Строить мосты пойду!

И буду я главный начальник,

И буду я с бородой,

И буду всегда печальный

И молчаливый такой…

И вот будет вечер зимний,

И вот пройдёт много лет,

И вот в самолёт реактивный

Мама возьмёт билет.

И в день моего рожденья

Тот самолёт прилетит,

И выйдет оттуда мама,

И мама меня простит.

- Ребята, как бы вы озаглавили это стихотворение?

- Что вы испытали, когда слушали это стихотворение?

- Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры?

Найдите эти строчки и прочитайте.

- Переживал ли малыш, что поссорился с мамой?

- Почему же мальчик решает уйти из дому?

- Кем он себя представлял в будущем после ссоры с мамой? Прочитайте этот отрывок

- Почему он видел себя печальным и молчаливым?

- О чем мечтал мальчик? Давайте прочитаем последнее четверостишие. О чем оно?

- Ребята, с какой интонацией вы прочитаете стихотворение?

- Теперь, кто хочет выразительно  прочитать стихотворение?

-(Учитель просит прочить  еще раз стихотворение нескольких учеников)

- Обратите внимание на слайд. Перед вами три русских пословицы. Давайте их прочитаем?

Учитель зачитывает первую пословицу «Без корня и трава не растет». Как вы понимаете смысл этой пословицы?

«Без матушки родной и цветы не цветно цветут»

 «Сердце матери лучше солнца греет»

- Как вы думаете, какая пословица большего всего подходит к нашему стихотворению?

Слушают первичное чтение стихотворения учителем.

- Обида.

- Грусть, радость, печаль, волнение.

- До ссоры мама и мальчик дружили. (Ищут доказательство в стихотворении)

- Да.

- Он думает, что мама его не простит.

- Он себя видел главным начальником, печальным и грустным.

- Потому что чувствовал свою вину.

- По прошествии многих лет к нему прилетит на самолете мама и простит его.

- Мальчик мечтает, что мама в день рождения прилетит на самолете и простит его.

- С любовью, нежностью и грустью.

(Желающий ученик, выразительно читает стихотворение)

Желающий ученик читает все пословицы

- Без любимой и доброй мамы, ничего не получается.

- Без мамы, маминых добрых слов, ничего не хочется делать.

- Это чувство живет в человеке до конца его дней. У каждого из нас возникает чувство защищенности и покоя, когда рядом с нами мама.

Высказывают свое мнение.

(Познавательные)

Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

(Коммуникативные)

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

7.        Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

-Да, ребята, наши мамы заботятся и согревают нас своим теплом и любовью, как солнышко.

- А теперь я раздаю вам лучики от солнышка, напишите самые красивые слова о своей маме. Начните со слов «Моя мамочка самая…»

- (На доске солнце) Дети, а теперь подходите по одному и прикрепляйте лучики и зачитывайте то, что написали.

На листиках, которые раздал учитель, пишут красивые слова о своей маме.

Выходят к доске зачитывают свои предложения и прикрепляют лучики к солнышку.

(Коммуникативные)

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

9.        Этап рефлексии учебной деятельности

- На столах у каждого смайлик веселый и грустный. Выберите тот, смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

- Почему важно в семье любить друг друга?

– Как выразить свою любовь к маме?

– Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?

- Можно ли обижать маму?

- Какие пословицы вы запомнили?

- Давайте вспомним, с каким автором мы сегодня познакомились?

 Домашнее задание – прочитать несколько раз  выразительно стихотворение на стр. 120-121 «Я маму мою обидел…» (Учитель записывает на доске домашнее задание)

- Закончим урок стихотворением

Не обижайте матерей.

 Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Выбирают тот или иной смайлик и оценивают материал урока.

- Чтобы все уважали и понимали друг друга.

- Сделать что- то доброе и приятное маме.

- Нужно предложить свою помощь.

- Нет.

- Отвечают на вопрос.

- С Эммой Мошковской.

(Познавательные) Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.


МЕТОДИЧЕСКИЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА

31 марта 2015 года проходил урок литературного чтения на тему «Э. Мошковская “Я маму мою обидел…”». 2 «А» класс работает по программе «Школа России».

У  учащихся  на   достаточном  уровне  сформирована  познавательная   и учебная   мотивация. К  урокам  и  учебным  занятиям  они   относятся с  ответственностью,  занимаются  с интересом, на  уроках  активны, показывают высокую работоспособность. Умеют находить в книгах нужный материал.

Урок литературного чтения занимает в разделе место урока рефлексии. Урок взаимосвязан с предыдущим, так как направлен на повторение изученного материала – стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», и изучение нового материала – стихотворение Э. Мошковской «Я маму мою обидел…»

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

1.        определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

2.        показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1.        определять и формулировать цель деятельности на уроке;

2.        учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

3.        учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

1.  познакомить с биографией Э. Мошковской, её произведением “Я маму мою обидел”;

 2. работать над совершенствованием навыков чтения: правильность,  беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.

 Все задачи удалось решить, так как дети активно и с интересом работали. Детей удалось включить в запланированную деятельность, потому что им очень понравился материал урока, все вопросы и задания они выполняли. Также материал урока был направлен на жизненные ситуации детей.

Урок достиг своих целей, ребята выразительно читали стихотворение Эммы Мошковской, а также познакомились с биографией автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения 2 класс "Мама - главное слово"

урок литературного чтения 2 класс "Мама - главное слово"...

урок литературного чтения 4 класс по теме "Мир семьи в произведении Ю.Яковлева "Мама"

Урок литературного чтения в 4 классе по  системе Л.В.Занкова по произведению Ю.Яковлева "Мама"...

Урок литературного чтения 2 класс тема Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Данный урок способствует формированию у младших школьников ценностной ориентации, формированию нравственных суждений; содействует воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и ...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты» Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты» Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»Цели урока: ввести учащихся в новый раздел; познакомить с п...

Конспект + презентация к уроку Литературного чтения 3 класс тема - «Н. Н. Носов «А.П. Платонов «Ещё мама».2 часть».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: А.П. Платонов «Ещё мама».2 часть Цели деятельности учителя: продолжить работу над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; осоз...

конспект урока по литературному чтению 2 класс Э.Мошковская "Я маму мою обидел..."

конспект урока по литературному чтению 2 класс Э.Мошковская "Я маму мою обидел..." конспект урока...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по теме стихотворение Э.Э. Машковской "Я маму мою обидел"

Конспект урока литературного чтения 2 класс по теме стихотворение Э.Э. Машковской "Я маму мою обидел"...