Урок литературного чтения во 2 классе - Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Тема урока: Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»
Класс:2 «А»
Цель: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;
- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
1. познакомить с биографией Э. Мошковской, её произведением “Я маму мою обидел”;
2. работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekh_karta_samoanaliz.docx | 38.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»
Класс: 2 «А»
Цель: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;
- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
1. познакомить с биографией Э. Мошковской, её произведением “Я маму мою обидел”;
2. работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся:
1. Учебник «Литературное чтение»
2. Раздаточный материал (лучики)
3. Раздаточный материал «Смайлики разных настроений»
Материалы для учителя:
1. Учебник «Литературное чтение
2. Презентация «Эмма Мошковская»
3. Наглядный материал «Солнце»
4. Раздаточный материал «лучики»
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности | - Здравствуйте, ребята! - Присаживайтесь. Меня зовут Юлия Ивановна, и сегодня я проведу урок литературного чтения. - Ребята, какое у вас настроение? - У меня и у вас хорошее настроение, значит, все у нас получится. | - Здравствуйте! Присаживаются на свои места. Делятся своим мнением. | (Регулятивные) Самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
2. Этап актуализации пробного действия | - А теперь ребята посмотрите видеоролик внимательно, после его просмотра я буду задавать вам вопросы. (Учитель включает видеоролик «Спи моя радость усни...») - Дети, что звучало в видеоролике? - Дети, какие чувства у вас вызвала эта песня? - Ребята, а кто пел эту песню? - А ваши мамы пели вам колыбельные песни? - Ребята, как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить? - Верно. - Вы уже читали на прошлом уроке стихотворение о маме. Кто автор этого стихотворения? - О чем это стихотворение? - Почему девочка решила посидеть в тишине? - А вы любите свою маму? - Бывает ли так, что вы обижаете маму? | Дети смотрят внимательно видеоролик. - Колыбельная песня.
- Тепло, ласка, нежность, доброта, любовь. - Женщина, мама. - Да. - Мы будем говорить о маме. - Е. Благинина - О том, что девочка отказалась от всех своих желаний ради того, чтобы мама отдохнула. - Потому что она очень любит маму. Высказывают свое мнение. | (Познавательные) Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. (Регулятивные) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. |
3. Этап выявления места и причины затруднения | (На 1 слайде: “Я маму мою обидел”) - Ребята, прочитайте слова, написанные на экране. Что вы подумали, когда прочитали эти слова? - Ребята, а как можно обидеть человека? | Высказывают свои мнения. Высказывают свое мнение. | (Коммуникативные) Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | - А теперь я вам предлагаю разобрать такую ситуацию: «Два мальчика: Слава и Коля играли в игру «Пятнашки». Коля толкнул во время игры Славу. Слава упал и заплакал. Он ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно. Но мимо проходящий Петя увидел, как его друга толкнули, он подбежал к нему и помог» - О чем это ситуация? - Опишите мне состояние мальчика Славы? - А что, сделал Петя? - Почему он так поступил? - А, что нужно было сделать мальчику, который толкну Славу? - Слава бы простил? - Почему? - Как можно обидеть? – Случалось ли с вами такое? – Как вы себя чувствовали? – Как вы поступили? - Ребята, мне так хочется, чтобы вы помнили один совет – «Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши, Оно бывает то свинцово, То рождено теплом души”. (2слайд) - Что значит свинцово? - Да, т. е. словом можно как обидеть человека, так и порадовать. | - Эта ситуация о том, как мальчика Славу обидел другой мальчик - Коля, а Петя подбежал и помог ему. - Славе было обидно и больно. - Петя, помог Славе. Он не оставил его в беде. - Потому что, Слава его друг. - Ему нужно было извиниться. - Да. - Потому что он добрый. - Словом, жестом, взглядом, физически. Дети высказывают свое мнение. - Свинец – тяжёлый металл. Значит слова тяжёлые, обидные. Вежливый человек никогда не причинит никому неприятностей и обид. | (Коммуникативные) Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. (Личностные) Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. |
5. Этап реализации построенного проекта; Физминутка «Дружно маме помогаем» | – Ребята, давайте обратимся к учебнику. Откройте его на стр. 120 - Какое стихотворение вы здесь видите? - А что вы знаете об Э. Мошковской? Знакомы ли вы с произведениями этого автора? (На 4 слайде портрет поэтессы) - Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981) Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – ребенок, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему. Посмотрите на слайд, сколько книг выпущено по ее стихам. (Рассказ учителя сопровождается презентацией) - Что вы узнали об авторе? - Ребята, стихотворение, которое мы сегодня будем читать называется «Я маму свою обидел…». Что нам нужно сделать, чтобы мама на нас не обижалась? - Ребята, чтобы мамы на нас не обижались, давайте поможем им. Для этого вам нужно встать из-за своих мест, повторять все действия за мной. Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. - Какие вы трудолюбивые, как любите своих мам. | - Стихотворение Э. Мошковской «Я маму мою обидел…» - Делятся своими размышлениями. Слушают рассказ учителя. - Мы узнали, что она была певицей и т. д. - Нам нужно помогать маме. Слушают условия выполнения физминутки. Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. | (Регулятивные) Следовать режиму организации учебной и внеучебной дея-тельности. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи; | - Сейчас сядьте удобно, и послушайте стихотворение «Я маму мою обидел…» (Учитель читает выразительно стихотворение) Я маму мою обидел, Теперь никогда-никогда Из дому вместе не выйдем, Не сходим с ней никуда. Она в окно не помашет, И я ей не помашу, Она ничего не расскажет, И я ей не расскажу… Возьму я мешок за плечи, Я хлеба кусок найду, Найду я палку покрепче, Уйду я, уйду в тайгу! Я буду ходить по следу, Я буду искать руду И через бурную реку Строить мосты пойду! И буду я главный начальник, И буду я с бородой, И буду всегда печальный И молчаливый такой… И вот будет вечер зимний, И вот пройдёт много лет, И вот в самолёт реактивный Мама возьмёт билет. И в день моего рожденья Тот самолёт прилетит, И выйдет оттуда мама, И мама меня простит. - Ребята, как бы вы озаглавили это стихотворение? - Что вы испытали, когда слушали это стихотворение? - Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте. - Переживал ли малыш, что поссорился с мамой? - Почему же мальчик решает уйти из дому? - Кем он себя представлял в будущем после ссоры с мамой? Прочитайте этот отрывок - Почему он видел себя печальным и молчаливым? - О чем мечтал мальчик? Давайте прочитаем последнее четверостишие. О чем оно? - Ребята, с какой интонацией вы прочитаете стихотворение? - Теперь, кто хочет выразительно прочитать стихотворение? -(Учитель просит прочить еще раз стихотворение нескольких учеников) - Обратите внимание на слайд. Перед вами три русских пословицы. Давайте их прочитаем? Учитель зачитывает первую пословицу «Без корня и трава не растет». Как вы понимаете смысл этой пословицы? «Без матушки родной и цветы не цветно цветут» «Сердце матери лучше солнца греет» - Как вы думаете, какая пословица большего всего подходит к нашему стихотворению? | Слушают первичное чтение стихотворения учителем. - Обида. - Грусть, радость, печаль, волнение. - До ссоры мама и мальчик дружили. (Ищут доказательство в стихотворении) - Да. - Он думает, что мама его не простит. - Он себя видел главным начальником, печальным и грустным. - Потому что чувствовал свою вину. - По прошествии многих лет к нему прилетит на самолете мама и простит его. - Мальчик мечтает, что мама в день рождения прилетит на самолете и простит его. - С любовью, нежностью и грустью. (Желающий ученик, выразительно читает стихотворение) Желающий ученик читает все пословицы - Без любимой и доброй мамы, ничего не получается. - Без мамы, маминых добрых слов, ничего не хочется делать. - Это чувство живет в человеке до конца его дней. У каждого из нас возникает чувство защищенности и покоя, когда рядом с нами мама. Высказывают свое мнение. | (Познавательные) Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. (Коммуникативные) Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | -Да, ребята, наши мамы заботятся и согревают нас своим теплом и любовью, как солнышко. - А теперь я раздаю вам лучики от солнышка, напишите самые красивые слова о своей маме. Начните со слов «Моя мамочка самая…» - (На доске солнце) Дети, а теперь подходите по одному и прикрепляйте лучики и зачитывайте то, что написали. | На листиках, которые раздал учитель, пишут красивые слова о своей маме. Выходят к доске зачитывают свои предложения и прикрепляют лучики к солнышку. | (Коммуникативные) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
9. Этап рефлексии учебной деятельности | - На столах у каждого смайлик веселый и грустный. Выберите тот, смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. - Почему важно в семье любить друг друга? – Как выразить свою любовь к маме? – Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней? - Можно ли обижать маму? - Какие пословицы вы запомнили? - Давайте вспомним, с каким автором мы сегодня познакомились? Домашнее задание – прочитать несколько раз выразительно стихотворение на стр. 120-121 «Я маму мою обидел…» (Учитель записывает на доске домашнее задание) - Закончим урок стихотворением Не обижайте матерей. Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь. Перед разлукой у дверей Нежнее с ними попрощайтесь. И уходить за поворот Вы не спешите, не спешите, И ей, стоящей у ворот, Как можно дольше помашите. И слов высоких не стесняйтесь, Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь. | Выбирают тот или иной смайлик и оценивают материал урока. - Чтобы все уважали и понимали друг друга. - Сделать что- то доброе и приятное маме. - Нужно предложить свою помощь. - Нет. - Отвечают на вопрос. - С Эммой Мошковской. | (Познавательные) Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. |
МЕТОДИЧЕСКИЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА
31 марта 2015 года проходил урок литературного чтения на тему «Э. Мошковская “Я маму мою обидел…”». 2 «А» класс работает по программе «Школа России».
У учащихся на достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К урокам и учебным занятиям они относятся с ответственностью, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают высокую работоспособность. Умеют находить в книгах нужный материал.
Урок литературного чтения занимает в разделе место урока рефлексии. Урок взаимосвязан с предыдущим, так как направлен на повторение изученного материала – стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», и изучение нового материала – стихотворение Э. Мошковской «Я маму мою обидел…»
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
1. определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
2. показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1. определять и формулировать цель деятельности на уроке;
2. учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;
3. учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
1. познакомить с биографией Э. Мошковской, её произведением “Я маму мою обидел”;
2. работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.
Все задачи удалось решить, так как дети активно и с интересом работали. Детей удалось включить в запланированную деятельность, потому что им очень понравился материал урока, все вопросы и задания они выполняли. Также материал урока был направлен на жизненные ситуации детей.
Урок достиг своих целей, ребята выразительно читали стихотворение Эммы Мошковской, а также познакомились с биографией автора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения 2 класс "Мама - главное слово"
урок литературного чтения 2 класс "Мама - главное слово"...
урок литературного чтения 4 класс по теме "Мир семьи в произведении Ю.Яковлева "Мама"
Урок литературного чтения в 4 классе по системе Л.В.Занкова по произведению Ю.Яковлева "Мама"...
Урок литературного чтения 2 класс тема Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
Данный урок способствует формированию у младших школьников ценностной ориентации, формированию нравственных суждений; содействует воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и ...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты» Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты» Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»Цели урока: ввести учащихся в новый раздел; познакомить с п...
Конспект + презентация к уроку Литературного чтения 3 класс тема - «Н. Н. Носов «А.П. Платонов «Ещё мама».2 часть».
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: А.П. Платонов «Ещё мама».2 часть Цели деятельности учителя: продолжить работу над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; осоз...
конспект урока по литературному чтению 2 класс Э.Мошковская "Я маму мою обидел..."
конспект урока по литературному чтению 2 класс Э.Мошковская "Я маму мою обидел..." конспект урока...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по теме стихотворение Э.Э. Машковской "Я маму мою обидел"
Конспект урока литературного чтения 2 класс по теме стихотворение Э.Э. Машковской "Я маму мою обидел"...