Рабочая программа по Литературному чтению для 3 класса УМК "Школа России" на 2018-2019 уч. год.
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по Литературному чтению для 3 класса соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, разработана на основе авторской программы «Литературное чтение»( авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина: Москва «Просвещение» 2018г.)
Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.
Учебно-методический комплект
Литературное чтение: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. Школа России (авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина: Москва «Просвещение» 2018г.)
Курс «Литературное чтение направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе
книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Основными задачами курса являются:
- развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов, в том числе научно познавательным.
Рабочая программа рассчитана на 137 ч. (4 часа в неделю) в соответствии с учебным календарным графиком и расписанием занятий в 2018-2019уч. г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._chtenie_3_klass.docx | 66.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноманычская основная общеобразовательная школа
347784, Ростовская область, Веселовский район, х. Красный Маныч, ул. Центральная, 128
ИНН 6106004479 КПП 610601001 ОГРН 1026100811747
Утверждаю
Директор МБОУ Красноманычская ООШ
приказ № от
_____________________И.П.Ермакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Литературное чтение
Класс 3
Количество часов: 137
ФИО, должность, квалификационная категория:
Демирчян Оксана Анатольевна учитель начальных классов, соответствие занимаемой должности
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Красноманычской ООШ От__ __ №___ ____ Руководитель МС _____________ Потапова Л.В. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ Потапова Л.В. ________ |
х. Красный Маныч
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по Литературному чтению для 3 класса соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, разработана на основе авторской программы «Литературное чтение»( авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина: Москва «Просвещение» 2018г.)
Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.
Учебно-методический комплект
Литературное чтение: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. Школа России (авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина: Москва «Просвещение» 2018г.)
Курс «Литературное чтение направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе
книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Основными задачами курса являются:
- развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов, в том числе научно познавательным.
Рабочая программа рассчитана на 137 ч. (4 часа в неделю) в соответствии с учебным календарным графиком и расписанием занятий в 2018-2019уч. г.
Планируемые результаты обучения по предмету «Литературное чтение»
Личностные
. Учащиеся научатся:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах
восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных
произведений;
- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию
до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
-формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной
задачей;
-читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
-составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
-выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов
-оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
-определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
-фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
-анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
-фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
-предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
-осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
-формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
-формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
-читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
-осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой),предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
-принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
-выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
-оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
-определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
-фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов); -анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
-фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
-записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
-предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
-определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
-анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
-сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
-находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
-самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
-понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
-проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
-предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
-определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
-создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
-сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
-соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
-находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
-анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой
работе;
-находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
-сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
-сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
-находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
-сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
-создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
-понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
-проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
-предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
-определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения),осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
-высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
-понимать цель своего высказывания;
-пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
-участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
-создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
-проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
-объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
-отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
-опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
-формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
-определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
-определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
-руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
-объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
-находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
-готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
-озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.__ Учащиеся получат возможность научиться:
-высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
-формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
-пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
-участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
-создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
-способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
-демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
-предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
-определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
-использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
-отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
-определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
-определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
-оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
-искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
-обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
-находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
__ -находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
представлять информацию разными способами;
-самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
-использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
-озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
-осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
-понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
-употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
-наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
-рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
-пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
-самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
-находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
-понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
-пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
-участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
-формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение
о проблеме;
-делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать
-находить в произведениях средства художественной выразительности;
-готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;__
-пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
-сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
-писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
-пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
-сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
-составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
-подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.-писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
-понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
-определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
-понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
-осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
-находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
-определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
-создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста,
используя средства художественной выразительности.
Содержание курса «Литературное чтение»
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Накопление опыта чтения вслух.
Чтение про себя.
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. 7 Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, 8 позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста)
Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи.
Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях вне учебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного тексту. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в минисочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочноэнциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений.
Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Содержание тем учебного курса с характеристикой деятельности обучающихся | |
Содержание | Характеристика деятельности |
Введение. Знакомство с учебником(1час) | |
Самое великое чудо на свете(4 часа) . Различие типов книг, использование выходных данных (автор, заглавие), оглавления, аннотации для самостоятельного выбора и чтения книг | Знать: различные произведения. |
Устное народное творчество (14 часов) Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Восприятие на слух и понимание худ - х произведений разных жанров. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.) | Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;делить текст на смысловые части;создавать небольшой устный текст на заданную тему; выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план |
Поэтическая тетрадь 1(11 часов) Произведения выдающихся представителей русской литературы , классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы. Декламация стихотворных произведений наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь: выразительно читать стихотворение; осознанно читать текст; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение осени в стихах; находить рифму в произведении; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть; определять тему и главную мысль произведения. |
Великие русские писатели (24часа) Произведения представителей русской литературы: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Мораль басни. Научно – популярные произведения. | Уметь: выразительно читать стихотворение и тексты художественного произведения; анализировать поэтическое изображение в стихах; определять тему и главную мысль произведения; сравнивать авторские и народные сказки, оценивать события, героев произведения; давать характеристику главным героям. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию |
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) Произведения выдающихся представителей русской литературы , классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы. Декламация стихотворных произведений наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь: выразительно читать стихотворение; осознанно читать текст; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение осени в стихах; находить рифму в произведении; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть; определять тему и главную мысль произведения; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные. |
Литературные сказки (8часов) Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;делить текст на смысловые части;создавать небольшой устный текст на заданную тему; выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план |
Были – небылицы (10 часов) Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;делить текст на смысловые части;создавать небольшой устный текст на заданную тему; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; |
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. | Уметь: анализировать стихотворения; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию |
Люби живое (16 часов) Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). | Знать: основное содержание текста. Уметь: подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию |
Поэтическая тетрадь 2 (8часов) Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Знать: произведения русских поэтов о природе; произведения о весне; понятие «рифма», «звукопись». Уметь: выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию |
Собирай по ягодке –наберешь кузовок (12 часов) Произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально – нравственных переживаний. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать: основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: читать орфоэпически; читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям |
По страницам детских журналов (8часов) Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос . | Учащиеся должны уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонации. |
Зарубежная литература (9 часов) Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении. | Знать: творчество и произведения писателей зарубежных стран. Уметь: читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Учащиеся должны проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценирование произведений зарубежной литературы. |
Тематическое планирование
Тема | Количество | ||
часов | контрольных | практических | |
1.Вводный урок. | 1 | ||
2.Самое великое чудо на свете. | 4 | ||
3.Устное народное творчество. | 14 | 1 | |
4. Поэтическая тетрадь 1 | 11 | ||
5. Великие русские писатели | 24 | ||
6. Поэтическая тетрадь 2 | 6 | ||
7. Литературные сказки | 8 | 1 | |
8.Были-небылицы | 10 | ||
9.Поэтическая тетрадь 1 | 6 | ||
10.Люби живое | 16 | ||
11.Поэтическая тетрадь2 | 8 | ||
12.Собирай по ягодке-наберѐшь кузовок | 12 | 1 | |
13.По страничкам детских журналов | 8 | ||
14.Зарубежная литература | 9 | 1 | |
Итого: | 137 | 4 |
Календарно-тематический план
№п/п | Наименование раздела и тем уроков | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | ||
По программе | Фактически | ||||
Раздел: 1Вводный урок(1ч) | |||||
1. | Знакомство с учебником. | 1 | 3.09 | ||
Раздел: 2Самое великое чудо на свете(4ч) | |||||
2. | Знакомство с названием раздела. | 1 | 4.09 | ||
3. | Рукописные книги Древней Руси. | 1 | 6.09 | ||
4. | Первопечатник Иван Федоров. | 1 | 7.09 | ||
5. | Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. Тест. | 1 | 10.09 | ||
Раздел: 3Устное народное творчество(14ч) | |||||
6. | Знакомство с названием раздела. | 1 | 11.09 | ||
7. | Русские народные песни. | 1 | 13.09 | ||
8. | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 | 14.09 | ||
9. | Произведение прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | 17.09 | ||
10. | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка. | 1 | 18.09 | ||
11. | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка. | 1 | 20.09 | ||
12. | Административная контрольная работа | 1 | 21.09 | ||
13. | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» | 1 | 24.09 | ||
14. | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» | 1 | 25.09 | ||
15 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 | 27.09 | ||
16. | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 | 28.09 | ||
17. | Художники-иллюстраторы В Васнецов и И. Билибин. | 1 | 1.10 | ||
18. | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Тест. | 1 | 2.10 | ||
19. | Сочиняем волшебную сказку. | 1 | 4.10 | ||
Раздел:4 Поэтическая тетрадь 1 (11ч) | |||||
20. | Знакомство с названием раздела. | 1 | 5.10 | ||
21. | Как научиться читать стихи. | 1 | 8.10 | ||
22. | Ф. Тютчев «Весенняя гроза» | 1 | 9.10 | ||
23. | Ф. Тютчев «Листья». Сочинения-миниатюра «О чем расскажут осенние листья». | 1 | 11.10 | ||
24. | Стихотворения А. Фета. | 1 | 12.10 | ||
25. | Стихотворения И. Никитина. | 1 | 15.10 | ||
26. | Стихотворения И. Никитина | 1 | 16.10 | ||
27. | Стихотворения И. Сурикова | 1 | 18.10 | ||
28. | Стихотворения И. Сурикова | 1 | 19.10 | ||
29. | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | 22.10 | ||
30. | Оценка достижений. Тест. Стихотворения И. Сурикова | 1 | 23.10 | ||
Раздел:5 Русские писатели (24ч) | |||||
31. | Знакомство с названием раздела. | 1 | 25.10 | ||
32. | А.С.Пушкин. Подготовка сообщения. | 1 | 26.10 | ||
33. | Стихотворения А.С. Пушкина | 1 | 6.11 | ||
34. | Стихотворения А.С. Пушкина | 1 | 8.11 | ||
35. | Стихотворения А.С. Пушкина | 1 | 9.11 | ||
36. | А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…» | 1 | 12.11 | ||
37. | А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…» | 1 | 13.11 | ||
38. | А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…» | 1 | 15.11 | ||
39. | А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…» | 1 | 16.11 | ||
40. | Рисунки И.Библина. | 1 | 19.11 | ||
41. | И.Крылов. Подготовка сообщения. | 1 | 20.11 | ||
42. | Басня И. Крылова | 1 | 22.11 | ||
43. | Басня И. Крылова | 1 | 23.11 | ||
44. | Басня И. Крылова | 1 | 26.11 | ||
45. | М.Лермонтов. Подготовка сообщения. | 1 | 27.11 | ||
46. | Стихотворения М.Лермонтов. | 1 | 29.11 | ||
47. | Стихотворения М.Лермонтов. | 1 | 30.11 | ||
48. | Детство Л. Толстого. Подготовка сообщения. | 1 | 3.12 | ||
49. | Рассказ Л. Толстого. | 1 | 4.12 | ||
50. | Рассказ Л. Толстого. | 1 | 6.12 | ||
51. | Рассказ Л. Толстого. | 1 | 7.12 | ||
52. | Рассказ Л. Толстого. | 1 | 10.12 | ||
53. | Оценка достижений.Тест. | 1 | 11.12 | ||
54. | Обобщающий урок по разделу «Русские писатели». Тест. | 1 | 13.12 | ||
Раздел:6 Поэтическая тетрадь 2 (6ч) | |||||
55. | Знакомство с названием раздела. | 1 | 14.12 | ||
56. | Стихотворения Н. Некрасова. | 1 | 17.12 | ||
57. | Рассказ Н. Некрасов. | 1 | 18.12 | ||
58. | Рассказ К. Бальмонт. | 1 | 20.12 | ||
59. | И.Бунин Выразительное чтение стихотворения. | 1 | 21.12 | ||
60. | Оценка достижений. Тест. | 1 | 24.12 | ||
Раздел:7Литературные сказки (8ч) | |||||
61. | Знакомство с названием раздела. | 1 | 25.12 | ||
62. | Присказка Д. Мамин-Сибиряк | 1 | 27.12 | ||
63. | Сказка Д. Мамин-Сибиряк | 1 | 28.12 | ||
64. | Сказка В. Гавришин. | 1 | 10.01 | ||
65. | Сказка В. Гавришин. | 11.01 | |||
66. | Сказка В. Одоевский | 1 | 14.01 | ||
67. | Сказка В. Одоевский | 1 | 15.01 | ||
68. | Контрольная работа. (по 1 части учебника). Сказка В. Одоевский | 1 | 17.01 | ||
Раздел:8 Были-небылицы (10ч) | |||||
69. | Анализ контрольной работы. Знакомство с названием раздела. | 1 | 18.01 | ||
70. | М. Горький. Сказка. | 1 | 21.01 | ||
71. | М. Горький. Сказка. | 1 | 22.01 | ||
72. | К. Паустовский. Рассказ. | 1 | 24.01 | ||
73. | К. Паустовский. Рассказ. | 1 | 25.01 | ||
74. | К. Паустовский. Рассказ. | 1 | 28.01 | ||
75. | А. Куприн. Рассказ. | 1 | 29.01 | ||
76. | А. Куприн. Рассказ. | 1 | 31.01 | ||
77. | А. Куприн. Рассказ. | 1 | 1.02 | ||
78. | Оценка достижений. Тест. А. Куприн. Рассказ. | 1 | 4.02 | ||
Раздел:9 Поэтическая тетрадь 1(6ч) | |||||
79. | Знакомство с названием радела. С Черный. Стихотворения. | 1 | 5.02 | ||
80. | С. Черный. Стихотворения. | 1 | 7.02 | ||
81. | А. Блок. Стихотворения. | 1 | 8.02 | ||
82. | А. Блок. Стихотворения | 1 | 11.02 | ||
83. | С. Есенин. Стихотворения. | 1 | 12.02 | ||
84. | Оценка достижений. Тест. С. Есенин. Стихотворения. | 1 | 14.02 | ||
Раздел:10 Люби живое(16ч) | |||||
85. | Знакомство с названием раздела. | 1 | 15.02 | ||
86. | М. Пришвин «Моя Родина». | 1 | 18.02 | ||
87. | И.Соколов-Микитов Листопадничек» | 1 | 19.02 | ||
88. | И.Соколов-Микитов Листопадничек» | 1 | 21.02 | ||
89. | В. Белов «Малька провинилась». | 1 | 22.02 | ||
90. | В. Белов «Еще раз про Мальку». | 1 | 25.02 | ||
91. | В.Бианки «Мышонок Пик». | 1 | 26.02 | ||
92. | В.Бианки «Мышонок Пик». | 1 | 28.02 | ||
93. | Б. Житков «Про обезьянку». | 1 | 1.03 | ||
94. | Б. Житков «Про обезьянку». | 1 | 4.03 | ||
95. | Б. Житков «Про обезьянку». | 1 | 5.03 | ||
96. | В. Дуров «Наша Жучка». | 1 | 7.03 | ||
97. | В.Астафьев «Капалуха» | 1 | 11.03 | ||
98. | А.Драгунский . Стихотворение. | 1 | 12.03 | ||
99. | Обобщающий урок по разделу «Люби живое» | 1 | 14.03 | ||
100. | Оценка достижений. Тест. А.Драгунский . Стихотворение. | 15.03 | |||
Раздел:11Поэическая тетрадь 2 (8ч) | |||||
101. | Знакомство с названием раздела. | 1 | 18.03 | ||
102. | С Маршак. Стихотворение. | 1 | 19.03 | ||
103. | А. Барто. Стихотворенияе. | 1 | 1.04 | ||
104. | А. Барто. Стихотворение. | 1 | 2.04 | ||
105. | С. Михалков. Стихотворение. | 1 | 4.04 | ||
106. | Е. Благинина. Стихотворение. | 1 | 5.04 | ||
107. | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | 1 | 8.04 | ||
108. | Оценка достижений. Тест. Е. Благинина. Стихотворение. | 1 | 9.04 | ||
Раздел:12 Собирай по ягодке-наберешь кузовок(12ч) | |||||
109. | Знакомство с названием раздела. | 1 | 11.04 | ||
110. | Б. Шергин. Рассказ. | 1 | 12.04 | ||
111. | А. Платонов. Рассказ. | 1 | 15.04 | ||
112. | А. Платонов. Рассказ. | 1 | 16.04 | ||
113. | А. Платонов. Рассказ. | 1 | 18.04 | ||
114. | Административная контрольная работа. | 1 | 19.04 | ||
115. | М. Зощенко. Рассказ. | 1 | 22.04 | ||
116. | М. Зощенко. Рассказ. | 1 | 23.04 | ||
117. | Н. Носов. Рассказ. | 1 | 25.04 | ||
118. | Н. Носов. Рассказ. | 1 | 26.04 | ||
119. | В. Драгунский. Рассказ. | 1 | 29.04 | ||
120. | Оценка достижений. Тест. В. Драгунский. Рассказ. | 1 | 30.04 | ||
Раздел:13 По страницам детских журналов(8ч) | |||||
121. | Знакомство с названием раздела. | 1 | 2.05 | ||
122. | Л. Кассиль. Рассказ. | 1 | 3.05 | ||
123. | Ю. Ермолаев. Рассказ. | 1 | 6.05 | ||
124. | Ю. Ермолаев. Рассказ. | 1 | 7.05 | ||
125. | Г. Остер. Рассказ. | 1 | 10.05 | ||
126. | Г. Остер. Рассказ. | 1 | 13.05 | ||
127. | Р. Сеф. «Веселые стихи» | 1 | 14.05 | ||
128. | Оценка достижений. Тест. Р. Сеф. «Веселые стихи» | 1 | 16.05 | ||
Раздел:14 Зарубежная литература(9ч) | |||||
129. | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. | 1 | 17.05 | ||
130. | Мифы Древней Греции. | 1 | 20.05 | ||
131. | Мифы Древней Греции. | 1 | 21.05 | ||
132. | Мифы Древней Греции. | 1 | 23.05 | ||
133. | Контрольная работа за курс 3 класса. | 1 | 24.05 | ||
134. | Анализ контрольной работы. Г. Х. Андерсен. Сказка. | 1 | 27.05 | ||
135. | Г. Х. Андерсен. Сказка. | 1 | 28.05 | ||
136. | Г. Х. Андерсен. Сказка. | 1 | 30.05 | ||
137. | Г. Х. Андерсен. Сказка. | 1 | 31.05 | ||
Итого: | 137 |
Перечень учебно-методического обеспечения
1 Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс / С. В. Кутявина– М.: Просвещение, 2018.
2.Поурочные разработки по литературному чтению./ Кутявина С.В.-М.: ВАКО, 2013.
3. 303 программных произведения для чтения в начальной школе. – М.: Дрофа, 2002.
4. Чтение. Сборник текстов для проверки техники чтения. 1-4 класс./ Лагутина Е.В.- М.: Издат-школа, 2004.
5. Комплект «Портреты писателей 19-20 века».
11. Писатели в начальной школе./ О.Н.Тишурина. – М.: Дрофа, 2010.
Электронные ресурсы
- Презентации к урокам
- DVD диски с русскими народными сказками
- DVD диски с литературными произведениями
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Комплекты демонстрационных таблиц и картин, портреты писателей
Интернет - ресурсы
- http://fsu-expert.ru – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)
- http://it-n.ru – сеть творческих учителей
- http://www.ipkpro.aaanet.ru- сайт РО ИПК и ПРО
- http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов
- http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов
- http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ
- http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов
- http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека
- http://www.profile-edu.ru - сайт по профильному обучению;
- http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
- http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
- http://www.ug.ru – Учительская газета
- Информационно-коммуникационные технологии в образовании // http://ict.edu.ru/lib/
- Объединение педагогических изданий "Первое сентября" // http://www.1september.ru /ru/main-slow.htm
- Профильное обучение в старшей школе // http://www.profile-edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
- Сайт Министерства образования http://mon.gov.ru/structure/minister/
- Учитель.ru // http://new.teacher.fio.ru/15
- Федеральный портал «Российское образование» // http://www.edu.ru
- Мифы народов мира.
- Басни и баснописцы.
- Книги, книги, книги.
- Василий Андреевич Жуковский.
- Александр Сергеевич Пушкин.
- Михаил Юрьевич Лермонтов.
- Русские писатели XIX века.
- Родные поэты.
- Писатели XX в. детям.
- Зарубежные писатели.
- Очерки и воспоминания.
- Книги о путешествиях и приключениях.
- Словари, справочники, энциклопедии.
- В мире книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс (УМК Перспектива) на 2018-2019 уч.год
Материал содержит перечень нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы, цели и задачи изучения курса, структуру курса, календарно-тематическое планирование. Таблица календарно-тематиче...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (УМК Школа 2100) на 2018-2019 уч. год
Материал содержит перечень нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы, цели и задачи изучения курса, структуру курса, календарно-тематическое планирование. Таблица календарно-те...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс на 2018/2019 учебный год
Рабочая программа по "Школе России"...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс 8 вид 2018-2019 уч.год
Рабочая программа разработана на основе ФГОС ОВЗ...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс ,Школа России) 2018-2019 уч.г.
Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку (3 класс, Школа России, в соответствии с ФГОС) 2018-2019 учебный год....
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс ,Школа России) 2018-2019 уч.г.
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по литературному чтению (3 класс ,Школа России) 2018-2019 уч.г....
Рабочая программа по Окружающему миру (3 класс ,Школа России) 2018-2019 уч.г.
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по Окружающему миру (3 класс ,Школа России) 2018-2019 уч.г....