Радость познания-в слове
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Скорость и качество чтения зависят от методики чтения. Нерациональное чтение не только способствует возникновению дефицита времени, но и тормозит развитие памяти, внимания, мышления, приводит к бессистемности и, следовательно, к бесполезности знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
radost_poznaniya-v_slove.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Антонова Ирина Валентиновна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №125»
первой квалификационной категории
Радость познания - в слове.
Целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного образования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.
За годы учебы в школе усвоить весь объем знаний, накопленных человечеством, невозможно, поэтому необходимо научиться самостоятельно добывать информацию из огромного количества сведений, содержащихся в литературе, отбирать и усваивать главное, творчески применять его в своей учебной деятельности. Скорость и качество чтения зависят от методики чтения. Нерациональное чтение не только способствует возникновению дефицита времени, но и тормозит развитие памяти, внимания, мышления, приводит к бессистемности и, следовательно, к бесполезности знаний, нередко вызывает переутомление, головные боли .
Как увлечь детей чтением? Что предложить или сделать, чтобы загорелись глаза ребёнка, и он потянулся к художественной книге? Как приучить ученика к самообразованию?
Во время чтения все умственные усилия у многих детей идут на сам процесс чтения – ребёнок напрягается, он боится, что слово будет прочитано наверно, спотыкается на многосложных словах, не умеет соединять группы слов в единое целое. Из-за этих страхов у ребенка не остаётся сил на то, чтобы понять смысл прочитанного. Именно рациональное чтение способствует значительному сокращению периода обработки информации, а следовательно, и времени на изучение школьного курса. При этом эффективность обучения увеличивается в разы.
В 1981 году на основе методик Франции, ГДР, разработок советских ученых, педагогов и большого практического опыта Зигановым Маратом Александровичем была создана методика обучения рациональному чтению. Эта методика позволяет увеличить технику чтения с начальной скоростью от 35 до 100 слов в минуту.
В отличие от традиционной системы, в основе обучения рациональному чтению лежит активная самостоятельная и индивидуальная работа в соответствии со способностями и возможностями ученика.
Навыки рационального чтения вырабатывается, закрепляются, а затем используются на практике наиболее эффективнее, если в начале устраняются недостатки:
1.Неуверенность в себе, психологическая неготовность к чтению
2.Непродуктивные возвраты к прочитанным словам. Подобного рода повтор объяснятся стремлением учащегося утвердиться в точности понимания им смысла читаемого.
3.Проговаривание читаемых слов про себя. Ученик читает вначале слово, а затем тут же вновь его повторяет
4.Узкое поле одномоментного восприятия. Ученик не видит последующее слово
Для устранения этих недостатков используются целый ряд многофункциональных упражнений.
Обучение приемам рационального чтения проводится как на уроке, так и на внеурочной деятельности.
Этапы занятия по обучению рациональному чтению:
- Артикуляционная гимнастика
- Работа с таблицей Шульте. Квадрат с цифрами, размещёнными в случайном порядке (таблица Шульте) расширяет поле зрения.
- Разминка- чтение маленького отрывка (в пределах ста слов) с последующими ответами на вопросы. Здесь важно увеличение словарного запаса.
- Чтение поврежденного текста. Повреждённый текст помогает тренировать зрительную память и внимание.
- Тренировка логического мышления и развитие памяти.
Упражнения для обучения рациональному чтению:
- Чтение методом ритмических фиксации или скачкообразное чтение
Скачкообразное чтение мы в классе называем игрой « Кенгуру».
*- точка фиксации взгляда.
В * субботу * мы * снова * побывали* в* зоопарке.*
Текст читается в темпе счёта « раз» - « два» с использованием метронома или читается по точкам, фиксируя взглядом слово между чёрными или зелёными точками. Этот метод можно эффективно использовать в период обучения грамоте. Для этого можно на доске записывать предложение и между словами ставить точки. На интерактивной доске дети сами могут наносить точки фиксации взгляда и отрабатывать технику чтения.
Метод можно применять и во втором и третьих классах при индивидуальной работе.
- Чтение методом форсирования скорости.
Листом белой бумаги прикрывают строку. Лист бумаги передвигают со скоростью, слегка превышающей скорость перемещения взгляда от строки к строке. Разработанный метод может применяться для работы в парах на уроке, так и дома при участии родителей в отработке беглого чтения в домашних условиях.
3. Исключение артикуляции.
По команде взрослого «губы» ребёнок прикладывает во время чтения палец к губам и продолжает чтение беззвучно. После команды «вслух» ребёнок убирает палец и читает вслух.
- Заговорённые предложения.
В предложениях изменяется порядок слов. Школьник снимает «заговор» и расставляет всё на свои места.
- Колонки на расширение поля зрения.
Исследования говорят о том, что глаза человека находятся только в одном из двух возможных состояний: фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движения). Причем глаз воспринимает объект действительности лишь в первом, статическом положении. В ходе чтения движение глаз — это также смена фиксаций, т. е. остановок и скачков. Видение текста осуществляется только в момент остановок.
Примечательно, что в течение часа глаза читающего 57 минут находятся в относительном покое — они зафиксированы на тексте. Скорость переработки информации в данных условиях, естественно, зависит от того, какое количество информации будет воспринято глазами в момент их фиксации.
Человек, обладающий средними навыками чтения, на одной книжной строке делает 12—16 фиксаций. У читающего быстро объем фиксаций намного больше, а следовательно, их количество значительно уменьшается — от 4— до 2 фиксаций на строку. Если же учесть, что моменты скачков глаз по строке от фиксации до последующей фиксации — это время, теряющееся вхолостую, становится очевидной непродуктивность работы глаз в медленном режиме чтения. Для рационального чтения требуется не только увеличение движения скорости глаз, но и увеличение объема фиксации.
Выходит, речь идет о необходимости увеличения у читателя, так называемого, поля зрения или поля восприятия информации. Под полем зрения подразумевается видимое глазом пространство, когда глаз становится неподвижным и фиксирует одну точку предмета.
6. Таблица Шульте.
Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века, представляют собой набор из карточек с изображёнными вразброс цифрами, буквами, картинками. Задача испытуемого — назвать все элементы в правильном порядке, показав на них указкой или, если удобно, зачеркнув карандашом.
Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста. То есть таблицы не только выполняют диагностическую функцию, но и служат тренажером скорочтения.
- Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех цифр, букв или картинок расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения, повысить которую и позволяют специальные методики работы с этими таблицами.
Эффект от упражнения. Таблицы Шульте применяются для развития темпа восприятия информации, а постоянная работа с таблицами Шульте помогает расширить периферийное зрение обучающихся. Широкое поле зрения сокращает время поиска информационных частей текста. Также за счет работы с такими таблицами растет скорость зрительных поисковых движений, что является важной составляющей навыка быстрого чтения
7. Диктант по методике Федоренко
Диктант по методике Федоренко помогает развить визуальную память. Учителю необходимо закрыть весь текст, потом открыть на несколько секунд предложение, позволяя ребёнку запомнить его. Учащиеся записывают предложение по памяти. Зрительные диктанты по методике профессора И.П. Федоренко, которые способствует достижению результативности в обучении чтению, я немного преобразовала их с учетом ИКТ (диктанты провожу с помощью презентаций). У меня три набора текстов. Один – с воспитательным контекстом, состоит в основном из пословиц и поговорок. Сейчас, в 4 классе, очень часто можно услышать в речи детей фразу из набора – «Умный уступает», «добро помни, а зло забывай» и др. Дети применяют эти выражения уже осознанно, с целью воспитательного воздействия друг на друга.
Ознакомившись и опробовав эту методику, я стала применять ее в своей практике, получив положительные результаты. Работа по методике позволяет сделать промежуточные выводы: у учащихся вырос интерес к художественной литературе. Темп чтения в группе детей, занимающихся рациональным чтением, превысил средние показатели скорости чтения по классу. У обучающихся развитая речь, они умеют строить аргументированные высказывания, запоминают значительные объемы информации за короткий срок.
Привив ребенку любовь к чтению, которая возможна лишь при эффективном и качественном выполнении этого процесса, мы помогаем ему в будущем облегчить для себя выполнение множества задач и не испытывать целого ряда трудностей в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Разделите радость познания"
Выступление на родительском собрании во 2 классе....
Перспектива.Окружающий мир,3 класс.Проверочная работа по теме: «Радость познания»
Тестовые задания по теме "Радость познания"...
Эссе на тему "РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ ЖИЗНИ"
Рассуждение на тему "Учитель в педагогике"...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ по разделу «Радость познания» ( в двух вариантах)
Работа по окружающему миру после изучения первого раздела "Радось познания"....
Проверочная работа по теме "Радость познания"
УМК "Перспектива"...
РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ РЕБЁНКА.
Ребенок в дошкольные годы проходит элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается малыш и к физиологическим наукам, приобретая умение не только э...
Рабочие листы по окружающему миру к разделу "Радость познания", 3 класс, Перспектива.
Рабочие листы к урокам: "Свет знания", "Как изучают окружающий мир", в т.ч. практическая работа, "Книга- источник знаний"...