РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ РЕБЁНКА.
статья (1 класс)

Ребенок в дошкольные годы проходит элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается малыш и к физиологическим наукам, приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, но чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности.

Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Будущему школьнику необходимо обладать такими качествами, как самостоятельность, ответственность, организованность, достаточная физическая готовность, любовь к труду и учебе, стремление к получению новых знаний, любознательность, усидчивость и т. п. Все эти качества формируются постепенно в течение всего дошкольного детства. Хорошие результаты во многом будут зависеть от того, какую помощь малыш получал от вас, взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon radost_poznaniya_rebyonka.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ РЕБЁНКА.

Проблема: Ребенок в дошкольные годы проходит элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается малыш и к физиологическим наукам, приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, но чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности.

Решение проблемы: Начнем мы со звуковой культуры речи, которая включает в себя много других частных задач:

  • произношение всех звуков не только изолированно, но и в речи;
  • умение говорить, владея всеми средствами выразительности;
  • произносить слова и предложения в различном темпе, с различной силой голоса;
  • владеть культурой общения (смотреть в глаза говорящему, не прерывать других, использовать в речи «волшебные слова» – здравствуйте, пожалуйста и т.п.)

        Говорят, что все мы родом из детства. Детские годы – важнейший период человеческой жизни, период вполне самостоятельный, самобытный. Это не только подготовка к «настоящей» взрослой жизни, но сама жизнь, а точнее – очень радостный и светлый ее этап. И пусть он не омрачится слезами и разочарованием.

        Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Будущему школьнику необходимо обладать такими качествами, как самостоятельность, ответственность, организованность, достаточная физическая готовность, любовь к труду и учебе, стремление к получению новых знаний, любознательность, усидчивость и т. п. Все эти качества формируются постепенно в течение всего дошкольного детства. Хорошие результаты во многом будут зависеть от того, какую помощь малыш получал от вас, взрослых.

        А теперь давайте посмотрим, какие знания получил наш ребенок.

  1. Начнем с беседы об окружающей жизни.

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови имя, отчество и фамилию родителей.
  3. Есть ли у тебя сестра или брат? Кто старше?
  4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?
  5. Какие ты знаешь части суток? (утро, день, вечер, ночь)
  6. Когда ты завтракаешь, обедаешь, ужинаешь? (утром, днем, вечером)
  7. Где ты живешь? Как называется наша планета? Назови домашний адрес.
  8. Кем работают родители?
  9. Какие времена года ты знаешь? А какое время года тебе нравится больше? Почему?
  10. Каких ты знаешь домашних животных? Почему их называют домашними? (живут дома).

11. Каких ты знаешь диких животных? Чем они отличаются от домашних? (живут в лесу, сами добывают пищу)

  1. В какое время года появляются на деревьях первые листочки? (весной)
  2. Что на земле остается после дождя? (земля становится мокрой, появляются лужи и т. п.)
  3. Каких ты знаешь птиц? Назови их. Почему некоторые птицы улетают в теплые края?
  4. Чем отличается день от ночи? (Днем светло и светит солнце. Ночью темно, на небе бывают звезды и луна.)
  5. Назови дни недели.
  6. Как назвать одним словом: тарелку, чашку, ложку, кастрюлю? (Посуда.) Платье, кофту, пальто, юбку? (Одежда).

  1. Давайте проверим, есть ли у вашего ребенка желание учиться?

  1. Хочешь ли ты идти в школу?
  2. Что ты нового и интересного узнаешь в школе?
  3. Как ты думаешь лучше учиться дома или в школе?

Если ваш ребенок идет в школу, чтобы узнать много нового, осознает, что уроки нужно делать и выполнять правила поведения школьников, значит у него сформирована учебная мотивация. Но если он идет в школу ради нового портфеля, новой формы, а интересуют его в школе сверстники и перемены, значит, вам надо ему еще многое рассказать о школе.

  1. Выявление развития мышления и речи.

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных приказаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Для выяснения уровня умственного и речевого развития ребенка может быть предложен ряд заданий:

  1. Понимание грамматической конструкции.

Взрослый произносит предложение два раза:

а). Наташа пошла гулять после того, как сделала уроки. Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или сделала уроки?

б). Через много лет Сергею будет немного больше лет, чем Петру сейчас. Кто старше? (Петр).

  1. Выполнение словесных поручений.

На столе в беспорядке лежат карандаши. Взрослый говорит ребенку: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спросите: Где теперь карандаши лежат? Откуда ты их взял?» Здесь же спросите, какого цвета карандаши?

  1. Изменение существительных по числу.

Взрослый называет существительное в единственном числе, а ребенок называет это же существительное во множественном числе:

лев - львы, лещ - лещи, ухо – уши, год – года, воз – возы, луг – луга, дверь – двери, крыло – крылья, дерево – деревья, балкон – балконы.

  1. Составление рассказа по картинкам.

Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке – «мальчик просыпается», на другой – «умывается», на третьей – «завтракает», на четвертой – «идет в школу»). Набор картинок может быть и другой. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил именно так. Затем предлагает составить рассказ по картинкам.

  1. Предлагается ряд слов, а дети должны объяснить значение этих слов.

Что такое аквариум, конура, телевизор, компас?

Правильное выполнение всех этих заданий говорит о высоком уровне мышления и речи.

  1. Следующей очень важной задачей, стоящей перед нами, является задача обогащения словаря детей. У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести как можно больше слов в актив. С этой целью я предлагаю вам использовать следующие речевые игры и упражнения:

  • учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…);
  • узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? Береза.);
  • подбирать действия к предмету – (Ветер что делает: воет, парус надувает, листья срывает…);
  • подбирать предметы к действию – (На небе сверкает, землю согревает. Что это? –Солнце.);
  • подбирать действия к объекту – (Кто или что плавает? Летает? – Рыба, самолет, бабочка, листья.);
  • подбирать обстоятельства – (Трудиться можно как? – Хорошо, спустя рукава, быстро.);
  • подбирать синонимы – (Большой, огромный, громадный.);
  • находить пропущенные слова – (пришел почтальон, он принес…);
  • распространять и дополнять предложения – (Кошки взобрались на дерево. Какое? Зачем?);
  • называть составные части целого – (Дерево – ствол, ветки, сучья.);
  • составлять предложения с определенным словом;
  • игра «Наоборот». Упражнять в названии антонимов (день – ночь, печаль – радость.);
  • упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица – цыплята, лошадь – жеребята). причем в различных падежах и множественном числе, т.к. это является распространенной ошибкой у малышей;
  • отгадывать: «Кто ты?» ( в различных житейских обстоятельствах – от дочки, внучки до посетителя);
  • длинные – короткие слова (линейность слова можно измерять разведением ладошек в стороны или шагами: пол – парикмахерская);
  • сделать длинными, ласковыми имена своих близких, а также клички животных;
  • подбирать слова: шить…платье, штопать…носки, завязывать…шнурки, вязать…шарф;
  • составлять фразы: срубленный…, бегущий…, висящий…, жуткий…, холодный…;
  • придумывать слова, которые оканчиваются на ок, ек или начинаются с ва, за;
  • игра «Бюро находок» (вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы…);
  • какой в сказке козел («Лиса и козел») – недогадливый, глупый, невнимательный; лиса – рыжая, хитрая, ловкая…; колодец – глубокий, холодный, темный, узкий…;
  • про что можно сказать: холодный - …, холодная - …, холодное - …;
  • как можно назвать одним словом: детей, идущих в школу…; людей, лечащих больных…; взрослых, перевозящих груз….
  • произносить предложение «Я пойду в школу» по-разному: радостно (и почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?);
  • придумывать от слова «лес» много новых, но похожих слов (лесок, о лесе, лесочек, лесовичок…);
  • «новые слова» – у лисы длинный хвост – как одним словом сказать – длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги – длинноногий;
  • заканчивать предложения: Миша пошел гулять (когда?) …. Мише стало грустно (отчего?) …. Миша обрадовался (когда?) ….
  • познакомить детей с многозначными словами – у ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи – чем отличаются); аналогично рассмотреть значение слов коса, ручка и др.

Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх. Нужно чаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятия какого-либо решения, активного речевого общения с нами и другими детьми. (Например, роль врача при игре в больницу, капитана корабля, парикмахера). Не надо специально тренировать ребенка выполнять задания типа тех, которые приведены в настоящих рекомендациях для проверки мышления и речи. Это дает лишь видимость успеха.

Постепенно мы, чередуя, пытаемся учить детей говорить не только отдельными словами, но и более распространенными предложениями и короткими текстами. Статистика утверждает, что в школу приходят дети и употребляют в среднем от 3-х до 5-6 тысяч слов. Они практически владеют грамматикой родного языка, т.е. устно спрягают, склоняют, строят предложения. Начиная постигать основы наук, школьники овладевают учебно-научным стилем речи.

        Разнообразить речь ребенка нам помогут формы малого фольклора: потешки, загадки, кричалки, обрядовый фольклор, считалки, дразнилки, перепутаницы и т.д. Наряду с ними будут литературные стишки. Важно только, в зависимости от текста, продумать вопросы речевого поискового характера. В этих обстоятельствах весьма активно развивается творческая речь, мышление и воображение детей. Посмотрите:

  1.  Предложите ребенку придумать слова, созвучные именам девочек и мальчиков, и чтобы это были дразнилки: Андрей – воробей, ротозей…
  2.  Нарисуйте или вылепите вместе из пластилина поросеночка точно таким, каким видит его мама свинка.

Свинка Ненила сыночка хвалила:

То-то хорошенький, то-то пригоженький:

Ходит бочком, ушки торчком,

Хвостик крючком, нос пятачком!

  1. Пусть ваш ребенок доскажет недостающие слова, сохраняя ритм потешки, стихотворения.
  2. Поставьте с детьми все на свои места. Что получается?

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Крыши испугались, сели на ворон.

Лошадь подгоняла мужика кнутом.

  1. Какие буквы в этом стишке повторяются чаще других? Найдите слово, в котором нет этих букв.

(Е. Благинина.)

                У Вари на бульваре варежки пропали.

                Воротилась Варя вечером с бульвара.

                И нашла в кармане варежки Варвара.

  1. Прочитайте стишок и придумайте конец.
  2. Прочитайте стихотворение и поговорите с ребенком о том, какие чувства оно у вас вызывает?
  3. Рассмотрите с ребенком картинки и обсудите, что на них изображено.
  4. Попробуйте сам по опорным словам придумать чуть-чуть новую или совсем новую сказку:

Дед, баба, курочка Ряба, яичко, мышка, лиса, кот.

Волшебный корабль, Вася, чудо-остров, ковер-самолет.

Медведь, лиса, чаща, бочонок меда, обманула.

  1.  Одна добрая фея открыла магазин игрушек и обратилась к детям с просьбой: «Дайте устное объявление всем ребятам о своем магазине». составьте с детьми, пожалуйста, объявление!
  2.  Учим детей задавать вопрос «Почему». Почему Снегурочку так назвали? Почему Незнайку так назвали? Почему большой и сильный волк никак не может справиться с маленьким и слабым зайцем из знаменитого мультфильма? А почему кот в сапогах сумел помочь своему хозяину? Почему колобку не удалось уйти от лисы?
  3.  Сравни и объясни: чем похожи и чем отличаются апельсин и мандарин, жук и муравей, огурец и помидор, рыжик и мухомор, оса и жук, воробей и синица, сибирский и сиамский коты, стриж и ласточка, гусь и утка, уж и гадюка, жаба и лягушка, ворона и галка?
  4.  Расскажи о себе (учите детей образно рассказывать свою автобиографию) по следующей схеме: фамилия, имя, где родился, имя, отчество, фамилия родителей, бабушек, близких родственников. Где работают родители? Твои любимые игрушки, книжки, сказки. Что ты любишь из своей одежды, обуви? Чего не любишь и почему? Вспомни интересные, веселые, смешные случаи из твоей жизни. О чем ты мечтаешь? Кем хочешь стать, когда вырастешь? Где ты живешь? Где ты хочешь жить? и т.д.

Наиболее подходящим, интересным материалом для упражнений в речи являются сказки. Поэтому я советую использовать этот материал не только для развития мышления и воображения, но и для формирования устной речи, так как эти процессы взаимосвязаны.

  1. При определении, готов ли ваш ребенок к обучению, надо проверить, умеет ли он работать по правилам.

Поиграйте с ребенком в игру «Пожалуйста». Взрослый знакомит ребенка с правилами: «Я буду давать задания выполнять некоторые упражнения, но выполнять их надо только тогда, когда я произнесу слово «пожалуйста». Затем просит ребенка повторить правила игры. После этого предлагает ему простейшие физические упражнения, то говоря слово «пожалуйста», то нет.

Задание.

Взрослый: «Несмотря на то, что ты еще не умеешь писать, сейчас ты запишешь несколько слов, но не буквами, а кружками: сколько букв в слове, столько ты нарисуешь кружков. А сейчас давай разберём слово «рак», а я запишу слово кружками: р – а – к – ООО.

Слова для диктанта: он, лук, дом, вода, лимон, трава, балкон, зеркало, ласточка.

Очень хорошо, если ребёнок выполнил всё без ошибок – 1 уровень. Если правильно выполнил больше половины слов – 2 уровень.

В заключение советуем вам познакомить вашего ребёнка с заповедями первоклассника, написанными известным писателем и знатоком школы С. Соловейчиком.

  • Не отнимай чужого, но не всё своё отдавай.
  • Попросил – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
  • Не дерись без обиды.
  • Не обижайся без дела.
  • Сам ни к кому не приставай.
  • Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно.
  • Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси.
  • Из-за отметки не плач – будь гордым. С учителем из-за отметки не спорь и на учителя за оценки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
  • Не ябедничай за спиной у товарища.
  • Не будь грязнулей - дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть.
  • И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Привитие навыков культурного поведения ,уважения старших на основе стихов,песен и частушек, на примере сценки с участием Мальвины и Буратино....

Сценарий "8 Марта - день торжественный, день радости и красоты"

Сценарий "8 Марта - день торжественный, день радости и красоты"...

Социально-значимый проект "Разговор о правильном питании". Презентация "Каша-радость наша"

Презентация "Каша - радость наша" принимала участи в краевом этапе конкурса методик реализации тематических модулей второй части программы "Две недели в лагере здоровья" и третьей ...

Разработка сценария к социально-значимому проекту. Презентация "Каша-радость наша"

В разработке представлена беседа к сценарию "Каша - радость наша", подробная информация о крупах, игры и загадки....

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Данное мероприятие проводится для учащихся 3-4 классов....

Классный час во 2 классе "Чтобы радость людям дарить надо добрым и ласковым быть."

Воспитание нравственности Раскрытие понятия “доброта” Показать взаимосвязь понятий “вежливость” и “доброта” Пословицы о доброте и вежливости...

мини-исследование "Мамина радость"

Мини-исследование проведено накануне праздника мам учащимися 1 класса.  Они исследовали причины маминой радости.  Работа детей была обобщена и сделан вывод....