РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ РЕБЁНКА.
статья (1 класс)
Ребенок в дошкольные годы проходит элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается малыш и к физиологическим наукам, приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, но чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности.
Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Будущему школьнику необходимо обладать такими качествами, как самостоятельность, ответственность, организованность, достаточная физическая готовность, любовь к труду и учебе, стремление к получению новых знаний, любознательность, усидчивость и т. п. Все эти качества формируются постепенно в течение всего дошкольного детства. Хорошие результаты во многом будут зависеть от того, какую помощь малыш получал от вас, взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
radost_poznaniya_rebyonka.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ РЕБЁНКА.
Проблема: Ребенок в дошкольные годы проходит элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается малыш и к физиологическим наукам, приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, но чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности.
Решение проблемы: Начнем мы со звуковой культуры речи, которая включает в себя много других частных задач:
- произношение всех звуков не только изолированно, но и в речи;
- умение говорить, владея всеми средствами выразительности;
- произносить слова и предложения в различном темпе, с различной силой голоса;
- владеть культурой общения (смотреть в глаза говорящему, не прерывать других, использовать в речи «волшебные слова» – здравствуйте, пожалуйста и т.п.)
Говорят, что все мы родом из детства. Детские годы – важнейший период человеческой жизни, период вполне самостоятельный, самобытный. Это не только подготовка к «настоящей» взрослой жизни, но сама жизнь, а точнее – очень радостный и светлый ее этап. И пусть он не омрачится слезами и разочарованием.
Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Будущему школьнику необходимо обладать такими качествами, как самостоятельность, ответственность, организованность, достаточная физическая готовность, любовь к труду и учебе, стремление к получению новых знаний, любознательность, усидчивость и т. п. Все эти качества формируются постепенно в течение всего дошкольного детства. Хорошие результаты во многом будут зависеть от того, какую помощь малыш получал от вас, взрослых.
А теперь давайте посмотрим, какие знания получил наш ребенок.
- Начнем с беседы об окружающей жизни.
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови имя, отчество и фамилию родителей.
- Есть ли у тебя сестра или брат? Кто старше?
- Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?
- Какие ты знаешь части суток? (утро, день, вечер, ночь)
- Когда ты завтракаешь, обедаешь, ужинаешь? (утром, днем, вечером)
- Где ты живешь? Как называется наша планета? Назови домашний адрес.
- Кем работают родители?
- Какие времена года ты знаешь? А какое время года тебе нравится больше? Почему?
- Каких ты знаешь домашних животных? Почему их называют домашними? (живут дома).
11. Каких ты знаешь диких животных? Чем они отличаются от домашних? (живут в лесу, сами добывают пищу)
- В какое время года появляются на деревьях первые листочки? (весной)
- Что на земле остается после дождя? (земля становится мокрой, появляются лужи и т. п.)
- Каких ты знаешь птиц? Назови их. Почему некоторые птицы улетают в теплые края?
- Чем отличается день от ночи? (Днем светло и светит солнце. Ночью темно, на небе бывают звезды и луна.)
- Назови дни недели.
- Как назвать одним словом: тарелку, чашку, ложку, кастрюлю? (Посуда.) Платье, кофту, пальто, юбку? (Одежда).
- Давайте проверим, есть ли у вашего ребенка желание учиться?
- Хочешь ли ты идти в школу?
- Что ты нового и интересного узнаешь в школе?
- Как ты думаешь лучше учиться дома или в школе?
Если ваш ребенок идет в школу, чтобы узнать много нового, осознает, что уроки нужно делать и выполнять правила поведения школьников, значит у него сформирована учебная мотивация. Но если он идет в школу ради нового портфеля, новой формы, а интересуют его в школе сверстники и перемены, значит, вам надо ему еще многое рассказать о школе.
- Выявление развития мышления и речи.
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных приказаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.
Для выяснения уровня умственного и речевого развития ребенка может быть предложен ряд заданий:
- Понимание грамматической конструкции.
Взрослый произносит предложение два раза:
а). Наташа пошла гулять после того, как сделала уроки. Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или сделала уроки?
б). Через много лет Сергею будет немного больше лет, чем Петру сейчас. Кто старше? (Петр).
- Выполнение словесных поручений.
На столе в беспорядке лежат карандаши. Взрослый говорит ребенку: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спросите: Где теперь карандаши лежат? Откуда ты их взял?» Здесь же спросите, какого цвета карандаши?
- Изменение существительных по числу.
Взрослый называет существительное в единственном числе, а ребенок называет это же существительное во множественном числе:
лев - львы, лещ - лещи, ухо – уши, год – года, воз – возы, луг – луга, дверь – двери, крыло – крылья, дерево – деревья, балкон – балконы.
- Составление рассказа по картинкам.
Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке – «мальчик просыпается», на другой – «умывается», на третьей – «завтракает», на четвертой – «идет в школу»). Набор картинок может быть и другой. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил именно так. Затем предлагает составить рассказ по картинкам.
- Предлагается ряд слов, а дети должны объяснить значение этих слов.
Что такое аквариум, конура, телевизор, компас?
Правильное выполнение всех этих заданий говорит о высоком уровне мышления и речи.
- Следующей очень важной задачей, стоящей перед нами, является задача обогащения словаря детей. У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести как можно больше слов в актив. С этой целью я предлагаю вам использовать следующие речевые игры и упражнения:
- учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…);
- узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? Береза.);
- подбирать действия к предмету – (Ветер что делает: воет, парус надувает, листья срывает…);
- подбирать предметы к действию – (На небе сверкает, землю согревает. Что это? –Солнце.);
- подбирать действия к объекту – (Кто или что плавает? Летает? – Рыба, самолет, бабочка, листья.);
- подбирать обстоятельства – (Трудиться можно как? – Хорошо, спустя рукава, быстро.);
- подбирать синонимы – (Большой, огромный, громадный.);
- находить пропущенные слова – (пришел почтальон, он принес…);
- распространять и дополнять предложения – (Кошки взобрались на дерево. Какое? Зачем?);
- называть составные части целого – (Дерево – ствол, ветки, сучья.);
- составлять предложения с определенным словом;
- игра «Наоборот». Упражнять в названии антонимов (день – ночь, печаль – радость.);
- упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица – цыплята, лошадь – жеребята). причем в различных падежах и множественном числе, т.к. это является распространенной ошибкой у малышей;
- отгадывать: «Кто ты?» ( в различных житейских обстоятельствах – от дочки, внучки до посетителя);
- длинные – короткие слова (линейность слова можно измерять разведением ладошек в стороны или шагами: пол – парикмахерская);
- сделать длинными, ласковыми имена своих близких, а также клички животных;
- подбирать слова: шить…платье, штопать…носки, завязывать…шнурки, вязать…шарф;
- составлять фразы: срубленный…, бегущий…, висящий…, жуткий…, холодный…;
- придумывать слова, которые оканчиваются на ок, ек или начинаются с ва, за;
- игра «Бюро находок» (вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы…);
- какой в сказке козел («Лиса и козел») – недогадливый, глупый, невнимательный; лиса – рыжая, хитрая, ловкая…; колодец – глубокий, холодный, темный, узкий…;
- про что можно сказать: холодный - …, холодная - …, холодное - …;
- как можно назвать одним словом: детей, идущих в школу…; людей, лечащих больных…; взрослых, перевозящих груз….
- произносить предложение «Я пойду в школу» по-разному: радостно (и почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?);
- придумывать от слова «лес» много новых, но похожих слов (лесок, о лесе, лесочек, лесовичок…);
- «новые слова» – у лисы длинный хвост – как одним словом сказать – длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги – длинноногий;
- заканчивать предложения: Миша пошел гулять (когда?) …. Мише стало грустно (отчего?) …. Миша обрадовался (когда?) ….
- познакомить детей с многозначными словами – у ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи – чем отличаются); аналогично рассмотреть значение слов коса, ручка и др.
Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх. Нужно чаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятия какого-либо решения, активного речевого общения с нами и другими детьми. (Например, роль врача при игре в больницу, капитана корабля, парикмахера). Не надо специально тренировать ребенка выполнять задания типа тех, которые приведены в настоящих рекомендациях для проверки мышления и речи. Это дает лишь видимость успеха.
Постепенно мы, чередуя, пытаемся учить детей говорить не только отдельными словами, но и более распространенными предложениями и короткими текстами. Статистика утверждает, что в школу приходят дети и употребляют в среднем от 3-х до 5-6 тысяч слов. Они практически владеют грамматикой родного языка, т.е. устно спрягают, склоняют, строят предложения. Начиная постигать основы наук, школьники овладевают учебно-научным стилем речи.
Разнообразить речь ребенка нам помогут формы малого фольклора: потешки, загадки, кричалки, обрядовый фольклор, считалки, дразнилки, перепутаницы и т.д. Наряду с ними будут литературные стишки. Важно только, в зависимости от текста, продумать вопросы речевого поискового характера. В этих обстоятельствах весьма активно развивается творческая речь, мышление и воображение детей. Посмотрите:
- Предложите ребенку придумать слова, созвучные именам девочек и мальчиков, и чтобы это были дразнилки: Андрей – воробей, ротозей…
- Нарисуйте или вылепите вместе из пластилина поросеночка точно таким, каким видит его мама свинка.
Свинка Ненила сыночка хвалила:
То-то хорошенький, то-то пригоженький:
Ходит бочком, ушки торчком,
Хвостик крючком, нос пятачком!
- Пусть ваш ребенок доскажет недостающие слова, сохраняя ритм потешки, стихотворения.
- Поставьте с детьми все на свои места. Что получается?
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Крыши испугались, сели на ворон.
Лошадь подгоняла мужика кнутом.
- Какие буквы в этом стишке повторяются чаще других? Найдите слово, в котором нет этих букв.
(Е. Благинина.)
У Вари на бульваре варежки пропали.
Воротилась Варя вечером с бульвара.
И нашла в кармане варежки Варвара.
- Прочитайте стишок и придумайте конец.
- Прочитайте стихотворение и поговорите с ребенком о том, какие чувства оно у вас вызывает?
- Рассмотрите с ребенком картинки и обсудите, что на них изображено.
- Попробуйте сам по опорным словам придумать чуть-чуть новую или совсем новую сказку:
Дед, баба, курочка Ряба, яичко, мышка, лиса, кот.
Волшебный корабль, Вася, чудо-остров, ковер-самолет.
Медведь, лиса, чаща, бочонок меда, обманула.
- Одна добрая фея открыла магазин игрушек и обратилась к детям с просьбой: «Дайте устное объявление всем ребятам о своем магазине». составьте с детьми, пожалуйста, объявление!
- Учим детей задавать вопрос «Почему». Почему Снегурочку так назвали? Почему Незнайку так назвали? Почему большой и сильный волк никак не может справиться с маленьким и слабым зайцем из знаменитого мультфильма? А почему кот в сапогах сумел помочь своему хозяину? Почему колобку не удалось уйти от лисы?
- Сравни и объясни: чем похожи и чем отличаются апельсин и мандарин, жук и муравей, огурец и помидор, рыжик и мухомор, оса и жук, воробей и синица, сибирский и сиамский коты, стриж и ласточка, гусь и утка, уж и гадюка, жаба и лягушка, ворона и галка?
- Расскажи о себе (учите детей образно рассказывать свою автобиографию) по следующей схеме: фамилия, имя, где родился, имя, отчество, фамилия родителей, бабушек, близких родственников. Где работают родители? Твои любимые игрушки, книжки, сказки. Что ты любишь из своей одежды, обуви? Чего не любишь и почему? Вспомни интересные, веселые, смешные случаи из твоей жизни. О чем ты мечтаешь? Кем хочешь стать, когда вырастешь? Где ты живешь? Где ты хочешь жить? и т.д.
Наиболее подходящим, интересным материалом для упражнений в речи являются сказки. Поэтому я советую использовать этот материал не только для развития мышления и воображения, но и для формирования устной речи, так как эти процессы взаимосвязаны.
- При определении, готов ли ваш ребенок к обучению, надо проверить, умеет ли он работать по правилам.
Поиграйте с ребенком в игру «Пожалуйста». Взрослый знакомит ребенка с правилами: «Я буду давать задания выполнять некоторые упражнения, но выполнять их надо только тогда, когда я произнесу слово «пожалуйста». Затем просит ребенка повторить правила игры. После этого предлагает ему простейшие физические упражнения, то говоря слово «пожалуйста», то нет.
Задание.
Взрослый: «Несмотря на то, что ты еще не умеешь писать, сейчас ты запишешь несколько слов, но не буквами, а кружками: сколько букв в слове, столько ты нарисуешь кружков. А сейчас давай разберём слово «рак», а я запишу слово кружками: р – а – к – ООО.
Слова для диктанта: он, лук, дом, вода, лимон, трава, балкон, зеркало, ласточка.
Очень хорошо, если ребёнок выполнил всё без ошибок – 1 уровень. Если правильно выполнил больше половины слов – 2 уровень.
В заключение советуем вам познакомить вашего ребёнка с заповедями первоклассника, написанными известным писателем и знатоком школы С. Соловейчиком.
- Не отнимай чужого, но не всё своё отдавай.
- Попросил – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
- Не дерись без обиды.
- Не обижайся без дела.
- Сам ни к кому не приставай.
- Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно.
- Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси.
- Из-за отметки не плач – будь гордым. С учителем из-за отметки не спорь и на учителя за оценки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
- Не ябедничай за спиной у товарища.
- Не будь грязнулей - дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть.
- И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"
Привитие навыков культурного поведения ,уважения старших на основе стихов,песен и частушек, на примере сценки с участием Мальвины и Буратино....
Сценарий "8 Марта - день торжественный, день радости и красоты"
Сценарий "8 Марта - день торжественный, день радости и красоты"...
Социально-значимый проект "Разговор о правильном питании". Презентация "Каша-радость наша"
Презентация "Каша - радость наша" принимала участи в краевом этапе конкурса методик реализации тематических модулей второй части программы "Две недели в лагере здоровья" и третьей ...
Разработка сценария к социально-значимому проекту. Презентация "Каша-радость наша"
В разработке представлена беседа к сценарию "Каша - радость наша", подробная информация о крупах, игры и загадки....
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
Данное мероприятие проводится для учащихся 3-4 классов....
Классный час во 2 классе "Чтобы радость людям дарить надо добрым и ласковым быть."
Воспитание нравственности Раскрытие понятия “доброта” Показать взаимосвязь понятий “вежливость” и “доброта” Пословицы о доброте и вежливости...
мини-исследование "Мамина радость"
Мини-исследование проведено накануне праздника мам учащимися 1 класса. Они исследовали причины маминой радости. Работа детей была обобщена и сделан вывод....