Рабочая программа по литературному чтению. Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. Перспектива 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению. Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. Перспектива 2 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Авт. Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Общая характеристика курса
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.
Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.
Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».
Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.
В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.
В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.
В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувства сопереживания и отзывчивости.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.
Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.
Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.
Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения[1] отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2 классе — 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты изучения курса
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).
Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).
Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
Распределение содержания программы по классам дано в следующем разделе, где представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками:
1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.
2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.
3. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.
4. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.
5. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.
6. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.
7. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.
8. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.
Планируемые результаты
по итогам обучения во 2 классе
Личностные результаты
В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
- первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;
- умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
- умение свято хранить традиции своей семьи; своей родины;
- умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.
- умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
- умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
- стремление к успешной учебной деятельности;
- умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
- умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
- умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
Метапредметные результаты
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
- ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;
- знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
- предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе;
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
- принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
- составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
- умения работать в соответствии с заявленным планом;
- умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
- самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
- следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
- умения владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
- читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
- самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
- под руководством учителя определять главную мысль произведения;
- задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
- пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
- характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой он?);
- делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
- Сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
- Сравнивать прозаический и поэтический текст;
- Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- читать текст про себя и понимать прочитанное;
- самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
- задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
- самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
- пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
- самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
- характеризовать представленную на выставке книгу;
- умение организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
- Находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
- Самостоятельно составлять аннотацию;
- Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
- Пользовать алфавитным и систематическим каталогом.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
- Определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;
- Характеризовать героя произведения;
- Самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
- Отличать произведения живописи и произведения литературы;
- Отличать прозаический и поэтический текст;
- Наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;
- Находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;
- Находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения под руководством учителя.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
- Выявлять особенности героя художественного рассказа;
- Выявить особенности юмористического произведения;
- Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
- Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
- Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
- Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
- Читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
- Инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
- Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
- Умения писать отзыв на книгу.
Литературное чтение 2 класс (136 часов по 4 часа в неделю)
Дата | № п/п | Тема | Оборудование | УУД | ||
1 | Вводный урок. Содержание учебника. «Всемирный урок Мира» | Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать по названию раздела, какие произведения будут рассматриваться. | |||
Тема: Любите книгу – 8 часов | ||||||
2 | 1. Рукописная книга, иллюстрация. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга – учитель, Г. Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. | Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока | Предполагать по названию раздела, какие произведения будут рассматриваться. Объяснять, в чем ценность книги. Объяснять нравственный смысл стихотворений о книге, смысл пословиц о книге и высказываний писателей и ученых. Определять нравственный смысл понятия «добро». Определять смысл основных понятий раздела: рукописная книга, иллюстрация. Работать в паре, выслушивая друг друга. Определять название выставки книг. Классифицировать книги по темам. Находить нужную книгу в библиотеке самостоятельно. Находить информацию о возникновении книг в детской справочных, научно-энциклопедических статьях, художественной литературе. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Находить значение слова в толковом словаре. Рассматривать иллюстрации детской книги. Определять главную мысль стихотворения. | |||
3 | 2. Книги из далёкого прошлого. | |||||
4 | 3. Книги из далёкого прошлого. Н. Кончаловская. В монастырской келье… | |||||
5 | 4. Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Мои любимые художники-иллюстраторы. | |||||
6 | 5. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения. | |||||
7 | 6. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. | |||||
8 | 7. Выработка умений работы с текстом литературного произведения. | |||||
9 | 8. Административный мониторинг. | |||||
Тема: Краски осени – 12 часов | ||||||
11 | 1. Основные понятия раздела: сравнение, сборник. | Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока | Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи. Рассказывать о красоте родного края. Предполагать по названию раздела, какие произведения будут в нем представлены. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать прозаический и поэтический тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Определять название выставки книг. Классифицировать книги по темам. Находить нужную книгу в библиотеке самостоятельно по заданным параметрам. Участвовать в работе группы: договариваться друг с другом. Распределять роли. Определять смысл основных понятий раздела: сравнение, сборник. Объяснять смысл понятий «темп», «интонация». Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений. Чувствовать настроение автора к изображаемому в произведении. Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроение, выраженные в репродукциях картин известных художников. Озаглавливать текст строчками из прочитанных произведений. Инсценировать небольшие произведения. | |||
12 | 2. Осень в художественном произведении А. Пушкина, С. Аксакова и в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи. | |||||
13 | 3. А. Майков. Осень. С. Есенин. Закружилась листва золотая… Эпитет и сравнения. | |||||
14 | 4. И. Токмакова. Опустел скворечник… А. Плещеев. Осень наступила… Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. | |||||
15 | 5. Проверка навыков чтения вслух. | |||||
16 | 6. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки. | |||||
17 | 7. Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе. Выработка умений работать с текстом литературного произведения. | |||||
18 | 8. С. Маршак. Сентябрь. Октябрь. Л. Яхнин. Осень в лесу. Н. Сладков. Сентябрь. | |||||
19 | 9. С. Образцов. Стеклянный пруд. Создание текста по аналогии. | |||||
20 | 10. Инсценирование произведения Н.Сладкова «Осень». | |||||
21 | 11. Обобщение по разделу «Краски осени» | |||||
22 | 12. Проверка и оценка знаний. | |||||
Тема: Мир народной сказки – 16 часов | ||||||
23 | 1. Освоение основных понятий раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. | Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока | Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи. Рассказывать о красоте родного края. Предполагать по названию раздела, какие произведения будут в нем представлены. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать прозаический и поэтический тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Определять название выставки книг. Классифицировать книги по темам. Находить нужную книгу в библиотеке самостоятельно по заданным параметрам. Участвовать в работе группы: договариваться друг с другом. Распределять роли. Определять смысл основных понятий раздела: сравнение, сборник. Объяснять смысл понятий «темп», «интонация». Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений. . Чувствовать настроение автора к изображаемому в произведении. Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроение, выраженные в репродукциях картин известных художников. Воспроизведение рассказа по серии сюжетных картинок. Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. | |||
24 | 2. Русская народная сказка. Заячья избушка. Пересказ сказки по серии иллюстраций. | |||||
25 | 3. Русская народная сказка. Лисичка-сестричка и волк. Пересказ сказки по серии иллюстраций. | |||||
26 | 4. Корякская сказка. Хитрая лиса. Сравнение героев сказок. | |||||
27 | 5. Русская народная сказка. Зимовье зверей. Чтение сказки по ролям. | |||||
28 | 6. Русская народная сказка. У страха глаза велики. Составление плана сказки. | |||||
29 | 7. Белорусская сказка. Пых. Сравнение сказок. | |||||
30 | 8. Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки. (Каша из топора) | |||||
31 | 9. Хантыйская сказка. Идэ. Главная мысль сказки. | Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока | ||||
32 | 10. Русская народная сказка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Анализ сказки по вопросам учебника. | |||||
33 | 11. Нанайская сказка. Айога. Выразительное чтение диалога. | |||||
34 | 12. Ненецкая сказка. Кукушка. Сравнение событий сказки. | |||||
35 | 13. Наш театр. Лиса и журавль. Чтение по ролям. | |||||
36 | 14. Обобщение по разделу «Мир народной сказки» | |||||
37 | 15. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение описания лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений. Проверка знаний по разделу. | Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока | Работа в группе: воспроизведение текста по иллюстрациям. Выбор лучшего рассказчика в группе. Знакомство с книжной выставкой. Чтение и рассказ о понравившейся книге. | |||
38 | 16. Выработка навыков работы с текстом литературного произведения. | |||||
Тема: Весёлый хоровод – 10 часов | ||||||
39 | 1. Освоение основных понятий раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине | Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока | Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Предполагать по названию раздела, какие произведения будут в нем представлены. Различать понятия: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп. Участвовать в работе группы: договариваться друг с другом. Распределять роли. Готовить сообщения по данной тематике. Сочинять самостоятельно стихотворения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике Развитие творческих способностей. | |||
40 | 2.Мы идём в музей народного творчества. | |||||
41 | 3. Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши. | |||||
42 | 4.Проверка навыков чтения вслух. | |||||
43 | 5. Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Приём создания авторских произведений. | |||||
44 | 6. Мы идём в библиотеку. Знакомство со справочной литературой. | |||||
45 | 7. Д.Хармс «Весёлый старичок». «Небывальщина» | |||||
46 | 8. К. Чуковский «Путаница» | |||||
47 | 9. Обобщение по разделу «Весёлый хоровод» | |||||
48 | 10. Проект. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод» |
Тема: Мы – друзья - 10 часов | ||||
49 | 1. Пословицы о дружбе. Доброжелательность, терпение, уважение. М. Пляцковский «Настоящий друг». В.Орлов «Я и мы» | Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока | Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Предполагать по названию раздела, какие произведения будут в нем представлены. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп. Умеют работать с книгой, отбирать необходимый для самостоятельной презентации материал; позитивно общаться друг с другом, осмысливать прозаический текст; делить текст на части, озаглавливать части текста и иллюстрации; создавать свой текст на основе авторского текста; находить в тексте ключевые слова, характеризующие главного героя. Рассуждают о том, кого можно назвать настоящим другом. Знакомятся с пословицами о дружбе. Играют в игру «Доскажи пословицу». Знакомятся с книгой В.Даля «Пословицы русского народа». Работают в паре: читают по ролям диалоги. Воспроизведение рассказа по серии сюжетных картинок. Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Работа в группе: воспроизведение текста по иллюстрациям. Выбор лучшего рассказчика в группе. Знакомство с книжной выставкой. Чтение и рассказ о понравившейся книге. | |
50 | 2.Сочинение на основе рисунков | |||
51 | 3. Н.Носов «На горке». Подробный пересказ от имени героя. | |||
52 | 4. Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. Н. Носов «Живая Шляпа». | |||
53 | 5. С.Михалков «Как друзья познаются». Главная мысль | |||
54 | 6. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друга». | |||
55 | 7. А. Гайдар «Чук и Гек» | |||
56 | 8. И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей» | |||
57 | 9. Обобщение по разделу «Мы - друзья» | |||
58 | 10. Проверка навыков работы с текстом литературного произведения. | |||
Тема: Здравствуй, матушка Зима! - 11 часов | ||||
59 | 1. Выразительное чтение. Готовимся к новогоднему празднику. Лирические произведения А. Пушкина о зиме. | Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока | Знакомство с особенностями поэтического произведения. Подготовка к выразительному чтению, ответы по содержанию. Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов. Работа над лексическим значением слова «Загадка». Чтение загадок. Выделение в тексте слов, на которые указывает загадка. Подбор слов-ассоциаций к отгадке. Умеют: работать с различными источниками информации; находить средства художественной выразительности; читать тексты с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию текста. коллективно обсуждать прочитанное, высказывать своё суждение в группе или паре, распределять роли для инсценировки, сравнивать произведения живописи и литературы. . | |
60 | 2. Выразительное чтение. Лирические произведения Ф.Тютчева о зиме. | |||
61 | 3. С.Есенин «Поёт зима, аукает…». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. | |||
62 | 4. С.Есенин «Берёза». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. | |||
63 | 5. С.Чёрный «Рождественское». Ф.Фофанов «Ещё те звёзды не погасли...» | |||
64 | 6. К.Бальмонт «К зиме». С.Маршак «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение. | |||
65 | 7. Проверка навыков чтения вслух. | |||
66 | 8. А.Барто «Дело было в январе...» С.Дрожжин «Улицей гуляет…» | |||
67 | 9. Загадки зимы. | Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока | Подбор ассоциаций к словосочетанию «Новый год». Подготовка к празднованию Нового года, отбор стихотворений, песен, игр. Умеют работать с книгой, отбирать необходимый для самостоятельной презентации материал; позитивно общаться друг с другом. | |
68 | 10. Проверка навыков работы с текстом литературного произведения. | |||
69 | 11. Праздник начинается, конкурс предлагается. | |||
Тема: Чудеса случаются - 16 часов | ||||
70 | 1. Литературные сказки. Мои любимые писатели. А.С. Пушкин. | Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока | Работа с выставкой книг по теме: «Литературные сказки». Анализ представленных книг, находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Чтение присказки, особенности присказки. Сравнение героев сказки, сопоставление с героями из русских народных сказок. Выразительное чтение и пересказ сказки. Умеют: называть главную мысль сказки, видеть слово в поэтическом тексте, которое помогает создать образ старухи, старика, моря, умеют участвовать в коллективной беседе; находить средства художественной выразительности; выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста, сравнивать сказки; создавать собственные тексты на основе художественных; классифицировать книги по различным основаниям. самостоятельно читать произведения и осмысливать их; определять главную мысль; сравнивать героев и их поступки в произведениях, находить специфические особенности литературной сказки; сравнивать народную и литературную сказку; пересказывать сказку, соблюдая жанровые особенности. Определяют строчки стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации. Определяют, сколько раз в сказке повторяется одна и та же ситуация. Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для чтения по ролям сказки. Инсценирование сказки. Проверять себя и самостоятельно оценивать себя на основе диагностических работ. | |
71 | 2. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки. | |||
72 | 3. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка. | |||
73 | 4. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. | |||
74 | 5. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Чему учит сказка. | |||
75 | 6. Дж.Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Особенности литературной сказки. | |||
76 | 7. Сравнение литературных сказок. | |||
77 | 8. Э.Распе «Чудесный олень», «Оттаявшие звуки» | |||
78 | 9. Проверка навыков чтения вслух. | |||
79 | 10. Мы идём в библиотеку. Сказки Г.-Х. Андерсена. | |||
80 | 11. Мои любимые писатели. К.Чуковский. «Я начинаю любить Бибигона» | Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока | ||
81 | 12. К.Чуковский «Бибигон и пчела» | |||
82 | 13. Наш театр. Чтение по ролям сказки К.Чуковского «Краденое солнце» | |||
83 | 14. Л. Толстой «Два брата» | |||
84 | 15. Обобщение по теме «Чудеса встречаются» | |||
85 | 16. Выработка навыков работы с текстом литературного произведения. | |||
Тема: Весна, весна! И всё ей радо! - 9 часов | ||||
86 | 1. Ф.Тютчев «Зима недаром злиться…». Приём контраста. | Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока | Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп. Уметь: осмысливать произведение; находить слова в тексте, которые позволяют увидеть картины весны, созданные автором; высказывать своё суждение; Эмоционально воспринимать произведение, выбирать книгу по разным основаниям, представлять (презентовать выбранную книгу); соотносить изображаемое с литературным текстом, аргументировать, определять главную мысль произведения; при помощи голоса передавать характер героев. Осмысление характеров героев и их поступков под руководством учителя. Создание различных текстов под руководством учителя по заданному алгоритму. Умение находить средства художественной выразительности (олицетворение). Самостоятельное знакомство с произведением С.Маршака, И.Токмаковой, Саши Чёрного. | |
87 | 2. Весна в лирических произведениях И.Никитина, А.Плещеева Т.Белозёрова. Сравнение произведений. | |||
88 | 3. Картины весны в произведениях А.Чехова, А. Фета, А. Барто | |||
89 | 4.Мы идём в библиотеку. Стихи поэтов | |||
90 | 5. Самостоятельное чтение. Стихи о весне С. Маршака, И. Токмаковой, Саши Чёрного. | |||
91 | 6. Проверка навыков чтения вслух А. Майков «Христос воскрес» | |||
92 | 7. С.Маршак «Двенадцать месяцев» | |||
93 | 8. Обобщение по разделу «Весна, весна! И всё ей радо!» | |||
94 | 9. Проверка навыков работы с текстом литературного произведения. | |||
Тема: Мои самые близкие и дорогие - 8 часов | ||||
95 | 1. Семья. Стихи о маме и папе. Р. Рждественский, Ю.Энтин, Б. Заходер | Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока | Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Осознание значимости в жизни человека близких и дорогих людей – родителей, рассказывать о традициях своей семьи, размышлять в чём заключается семейное счастье. Осмысленное чтение произведений, определение главной мысли произведения. Умение подбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста. Умеют: определять главную мысль рассказа; создавать текст с опорой на художественный текст; работать с библиотечными каталогами и находить нужную книгу в библиотеке. Формирование потребности в самостоятельном чтении. | |
96 | 2. А. Барто «Перед сном». Р. Сеф «Если ты ужасно гордый». Дж. Родари «Кто командует?». Главная мысль произведений. | |||
97 | 3. Мы идём в библиотеку. Книги о маме. | |||
98 | 4. Э.Успенский «Если был бы девчонкой…», «Разгром», Б. Заходер «Никто» | |||
99 | 5. Рассказы Л. Толстого «Отец и сыновья». «Старый дед и внучек» | |||
100 | 6. Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» | |||
101 | 7. Обобщение по теме «Мои самые близкие и дорогие» | |||
102 | 8. Проверка навыков чтения вслух. | |||
Тема: Люблю всё живое - 19 часов | ||||
103 | 1. Нравственные понятия: сочувствие, сопереживание. Саша Чёрный «Жеребёнок» | Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока | Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Обсуждать в классе, что такое сочувствие, сопереживание. Определять авторское отношение к изображаемому. Знакомство с понятием жанра рассказа, научно-познавательного текста. Осмысленное чтение произведений под руководством учителя; умение находить слова, которые позволяют увидеть созданную автором картину. Умение участвовать в коллективной беседе, отвечая на поставленные вопросы. Создание отзыва на книгу. | |
104 | 2. С. Михалков «Мой щенок» | |||
105 | 3. С.Снегирёв «Отважный пингвинёнок». Поступки героев. | |||
106 | 4. М. Пришвин «Ребята и утята». Составление плана. | |||
107 | 5. М. Пришвин «Ребята и утята». Пересказ по плану. | |||
108 | 6. Е. Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана. | Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока | Умеют: делить текст на смысловые части и озаглавливать их, составлять план и пересказывать текст; определять главную мысль произведения; составлять план прочитанного произведения, сравнивать различные виды текстов; выбирать книгу по различным основаниям, представлять выбранную книгу; участвовать в коллективной беседе; создавать собственные произведения, альбомы о животных. Умение находить в тексте слова, характеризующие героев. Умение выразительно читать произведение. Формирование творческих способностей через драматизацию. Умение находить в тексте слова, характеризующие героев. Умение выразительно читать произведение. Формирование творческих способностей через драматизацию. | |
109 | 7. Е. Чарушин «Страшный рассказ». Пересказ по плану. | |||
110 | 8. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Н Рубцов «Про зайца». Из энциклопедии «Заяц» | |||
111 | 9. Проект. Создание фотоальбома о природе. | |||
112 | 10. Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки. | |||
113 | 11. В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка». | |||
114 | 12. В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка». Составление плана на основе опорных слов. | |||
115 | 13. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок. | |||
116 | 14. Городской мониторинг | |||
117 | 15. В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?» | |||
118 | 16. Г. Снегирёв «Куда улетают птицы на зиму?» Постановка вопросов к тексту. | |||
119 | 17. В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» | |||
120 | 18. Обобщение по теме «Люблю всё живое» | |||
121 | 19. Проверка навыков чтения вслух. | |||
Тема: Жизнь дана на добрые дела - 17 часов | ||||
122 | 1. Нравственные понятия: трудолюбие, взаимопонимание, честность. С.Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах» | Интерактивная доска, СD звуковое приложение к учебнику, иллюстрации и картины русских художников, выставка книг, презентации по теме урока | Определять конкретный смысл нравственных понятий: трудолюбие, взаимопонимание, честность, сочувствие. Рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа, объяснять в чём была их ошибка, как исправить эту ошибку. Объяснять название текста, заглавие. Умение определять главную мысль произведения; создание интерпретации текста на основе художественного текста. Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения, высказывать своё отношение к герою; Участвовать в коллективной беседе; Самостоятельно создавать текст, писать сочинение. Знакомство с пословицами и поговорками Выразительное чтение по ролям. Драматизация произведения. Сравнение произведения с басней И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Формирование творческих способностей | |
123 | 2. Л.Яхнин «Пятое время года», «Силачи». Заголовок. | |||
124 | 3. В.Осеева «Просто старушка». Э.Шим «Не смей!». | |||
125 | 4. А.Гайдар «Совесть». Соотнесение содержания рассказа с пословицей. | |||
126 | 5. Е.Григорьева «Во мне сидят два голоса…». Работа со словом. | |||
127 | 6. В.Осеева «Три товарища». И.Пивоваров «Сочинение». | |||
128 | 7. И.Пивоваров «Сочинение» (домашнее соч.) | |||
129 | 8. Мы идём в библиотеку. Рассказы Н. Носова. | |||
130 | 9. Н.Носов «Затейники». Подбор заголовка. | |||
131 | 10. Н.Носов «Фантазёры». Чтение по ролям. | |||
132 | 11.Н.Носов «Фантазёры». План и пересказ. | |||
133 | 12. И. Крылов. «Лебедь, рак и щука». Смысл басни. | |||
134 | 13. С. Михалков «Не стоит благодарности» | |||
135 | 14. Обобщение по теме «Жизнь дана на добрые дела» | |||
136 | 15. Проверка навыков чтения вслух. | |||
Резервные уроки | ||||
137 | 16. Викторина по произведениям детских писателей | |||
138 | 17. Книги на лето |
[1] Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению Л.Ф.Климанова 1-й класс
Программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Составлена на основе авторской ппрограммы, учебно-методического комплекта и учебного плана школы. Включает в себя: планируемые результаты освоения учебног...
Рабочая программа по "Литературному чтению" к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
Рабочая программа по "Литературному чтению" к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению Л.Ф.Климанова 2 класс
Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения учебного предмета "Литературное чтение", календарно-тематическое планирование....
2 класс Рабочая программа по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению включает в себя пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результаты ос...
3 класс Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой. "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по литератуному чтению включает в себя пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результа...
Рабочая программа по литературному чтению Л.Ф.Климанова 4 класс
Программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Составлена на основе авторской программы, учебно-методического комплекта и учебного плана школы. Включает в себя планируемые результаты освоения учебного ...