Конспект урока литературного чтения по теме : "А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Напалкова Надежда Владимировна

Цели:

- познакомить детей с биографией А.С. Пушкина, его творчеством;

 - учить выделять главное, значимое;

- учить мыслить самостоятельно;

- формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;

На уроке мы продолжим изучать творчество А.С.Пушкина, будем читать «Сказку о рыбаке и рыбке».  Я не ошиблась, говоря читать, а не знакомиться!  С этой сказкой вы многие знакомы с самого раннего детства.

Под влиянием няни Пушкин уже в детстве полюбил русский язык и русский народ. Литературный талант няни был очень велик. Она  «талантливая сказочница, впитавшая в себя всю премудрость народной поэзии».   Няня Арина так и сыпала пословицами и поговорками. Знала много, говорила складно. У няни и получил Пушкин первые уроки литературного мастерства. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно, передал в своих стихах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_lit.chteniyu_2_klass.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке".

Цели:

- познакомить детей с биографией А.С. Пушкина, его творчеством;

 - учить выделять главное, значимое;

- учить мыслить самостоятельно;

- формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;

- расширять кругозор детей и их словарный запас;

 - расширять словарный запас;

- развивать память, мышление, внимание;

- развивать творческие способности;

- развивать интерес к чтению;

- развивать артистические способности;

- воспитывать доброту, уважать  окружающих людей.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация "А.С. Пушкин", грамзапись «О рыбаке и рыбке».

Ход урока.

1.Орг. момент.

2. Речевая разминка.

Сказка от начала начинается,

До конца читается,

В середке не перебивается.

3. Проверка домашнего задания.

1)-Стихи какого поэта вы изучали на прошлом уроке?

-С каким литературным приёмом познакомились?(с приёмом олицетворения)

-Приведите примеры олицетворения. (Север дохнул,завыл; зима идёт,рассыпалась, клоками повисла , легла, сровняла.)

2)Рассказать наизусть одно из стихотворений А.С.Пушкина.

4. Сообщение новой темы.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество А.С.Пушкина, будем читать «Сказку о рыбаке и рыбке».  Я не ошиблась, говоря читать, а не знакомиться!  С этой сказкой вы многие знакомы с самого раннего детства.

-Как вы думаете,какая это сказка авторская или народная? Почему?

- У каждого автора есть своя биография, т.е.как жил этот человек.

1 слайд.                                                

Александр Сергеевич Пушкин

(1799-1837)

2 слайд.                                                

Почему-то кажется, что великие люди в детстве должны быть необыкновенными. Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать!  

3 слайд.                                                

Мама ахала, папа головой качал: опасались, видимо,  за  умственные способности ребенка.

  Бабушка  Мария Алексеевна сочувствовала мальчику - и прятала его в огромной корзине. Залезет Саша в   корзину, глядит оттуда и думает: «Как тревожно  живется  в этом мире!» Похоже, он и потом  не изменил своего  мнения.                                              

Учился Саша поначалу неважно. Выручала сестра Оля: ответит прилежная девочка учителю, а Саша за ней повторит точь-в-точь! Не любил он арифметики: никак не мог понять деления. Уж не потому ли, став взрослым,  поэт, обременённый семьёй, никак не мог свести концы с концами?

Ему было 9 лет, когда, блуждая по большому дому, он забрел в отцовскую библиотеку. От больших книг с золотым тиснением исходило что-то волшебное. Саша с трудом снял одну такую книгу. На ней было написано «Плутарх». Он раскрыл ее и начал  читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, потихоньку  шел в библиотеку и читал

"Охота пуще неволи", - думала няня Арина.

"Страсть к чтению", - полагали родители.

В семь лет с Сашей будто что-то случилось: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребенка. Вот тут-то Саше и захотелось стихи писать. И он писал стихи, но «увы»! На французском языке. В доме все говорили по-французски.

4 слайд.                                                

Арина Родионовна сыграла большую роль в жизни поэта. Он с ней виделся во время посещения села Михайловского в 1817 и 1819 годах. Арина Родионовна - «замечательный образец душевной красоты, мудрости и духовных свойств нашего народа». Теперь она сама стала гением: Арина Родионовна - «добрый гений поэта».

  Под влиянием няни Пушкин уже в детстве полюбил русский язык и русский народ. Литературный талант няни был очень велик. Она  «талантливая сказочница, впитавшая в себя всю премудрость народной поэзии».   Няня Арина так и сыпала пословицами и поговорками. Знала много, говорила складно. У няни и получил Пушкин первые уроки литературного мастерства. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно, передал в своих стихах.

  Арина Родионовна  заменила ему семью, а подчас друзей и общество. Зимой в Михайловском доме морозным зимним вечером его согревает лишь любовь няни.

5 слайд.                                                

В повзрослевшем Саше обнаружился неуемный темперамент, и родители опять растерялись. Справиться с Сашей они не могли.

  "Ну, все, - решили родители, - "Пусть другие    люди его воспитывают!".

    Сурово, конечно, но Саша с радостью покинул дом. Так он стал воспитанником Лицея.

   Нерадивый  ученик Александр Пушкин стал одним из образованнейших людей  своего времени.

6 слайд, 7 слайд.                                            

 И написал для нас с вами 7 замечательных сказок.  Но прежде чем мы перейдём к сказке, мы отдохнём.

5. Физминутка.

Раз, два- выше голова,

Три, четыре- руки шире,

Пять, шесть- всем присесть,

Семь, восемь- встать опять,

Девять, десять- сядем вместе.

6. Сказка о рыбаке и рыбке.

- Послушаем на кассете начало сказки, а потом почитаем сами.

Положите голову на парту, закройте глаза и попытайтесь представить то, что рассказывает автор.

(Слушание произведения в грамзаписи)

  - Что делал старик? Зачем он ловил рыбу?

- Чем занималась старуха? Что такое пряжа?

- Что такое откуп?

-  Почему старик отказался от откупа? Какой он был? (добрый)

      -  Как он сказал рыбке? (Бог стобою…)

- Что мы можем сказать про старика? (Добрый)

- Да, ребята, ДОБРОТА главное и важное качество человека.

Продолжаем читать сказку.

Беседа по прочитанному.Словарная работа.

- Что значит забранила? (Заругала)

- Как она его ругала? (Дурачина, простофиля)

- Какая старуха? (Злая, вредная)

- Как обращался старик к рыбке? (С поклоном)

- Вспомните к кому и где обращались с поклоном? (На Руси, когда приходили в дом в гости)

Чтение детьми вслух.

-Какое второе желание было? (Дом)

-Третье желание? (Дворянкой)

- А как она вела себя с крестьянами? (Обижала, за чупрун таскала)

- Вот видите как она изменилась, когда поменялся её статус!

Я хочу, что бы все вы помнили эту сказку на протяжении всей жизни, и когда станете взрослыми. Может, кто –то будет директором, относитесь уважительно к своим подчинённым!

7.Рефлексия.

С настроением вы заканчиваете урок? Почему?

- Что важного вы взяли из этого урока для себя?

-Как бы вы поступили на месте старика?

-Чему учит эта сказка?

8. Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»

Цели урока:Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.Развивать...

Конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". 2 класс

Предлагаю конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин  "Сказка о рыбаке и рыбке" для 2 класса....

Урок литературного чтения по теме А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Цель: учить сравнивать авторскую и литературную сказки; учить определять последовательность событий; учить характеризовать героев на основе их поступков; учить определять главную мысль сказки; учить н...

Конспект урока литературного чтения по теме: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России"...

Презентация к уроку литературного чтения по теме " Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке".

Презентация к уроку литературного чтения по теме " Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"....

Конспект урока по литературному чтению по теме: «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» с элементами арт-терапии

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с е...